High-End производительность в массы
Наиболее мощные и совершенные графические решения в мире ПК всегда были непозволительно дорогими для большей части энтузиастов, к сожалению. Конечно, чтобы разработать и выпустить новое и лучшее “железо”, производителям приходится тратить немало денег. Поэтому они “отбивают” вложенные затраты на дорогих моделях комплектующих для тех, кто желает рано приобщиться к передовым технологиям. Всегда найдутся богатые геймеры, кто заплатить за дорогую игрушку, невзирая на её цену. Но большинство геймеров всё же выжидает, пока на рынке не появится “железо” второй или даже третьей волны, которое может не давать такую же высокую производительность, зато продаётся намного дешевле. Впрочем, в некоторых случаях этих волн не происходит.
В первые годы 3D-ускорителей производители видеокарт предлагали очень скудный ассортимент. Каждый производитель выпускал только один вариант 3D-процессора, причём цену за него запрашивали немаленькую. Чтобы играть на компьютере, вам приходилось тратить немало денег на 3D-ускоритель, либо вы не могли нормально играть в требовательные игры.
Nvidia стала первой компанией, которая изменила это положение: она взяла топовый GPU, немного его урезала, после чего продавала по намного меньшей цене, чем топовую модель. nVidia пошла таким путём с момента выхода видеокарты GeForce 2 MX, которая обеспечивала такой же набор функций, что и high-end GeForce 2, а также давала разумный уровень производительности, но стоила вполне доступно. Внезапно обычные геймеры получили шанс доступной игры на ПК. И карты продавались, как горячие пирожки.
С тех пор пошла традиция выпуска доступных и мощных карт, которые бы работали не особо хуже топового предшественника. Среди таких карт можно отметить GeForce 4 Ti 4200, Radeon 9500 Pro, GeForce 6600 GT, GeForce 7600 GT, Radeon X1900 Pro, GeForce 8800 GT и Radeon 4850.
Чуть больше истории
Давайте внимательнее присмотримся к видеокарте GeForce 8800 GT. Будучи выпущенная ещё в октябре 2007 года, она продолжает оставаться весьма мощной моделью даже через год после своего представления. GeForce 8800 GT оказалась настолько успешной, что вместо объявления нового недорогого варианта на основе новейший архитектуры, nVidia продлила ей жизнь, добавив поддержку HybridPower и продавая видеокарты уже под названием GeForce 9800 GT. (Честно говоря, обидно, что после того, как видеокарты GeForce GTX 260 и 280 продемонстрировали очень низкое энергопотребление в режиме бездействия, компания решила отойти от технологии HybridPower, начиная с чипсета
Но ничего не бывает вечным. AMD не сидела, сложа руки, и с удовольствием предложила конкурента 9800 GT. Компания взяла очень успешный графический процессор RV770, который используется в флагманской видеокарте Radeon 4870, урезала его немного, после чего представила за треть цены от high-end модели. Новая видеокарта, как вы догадываетесь, была названа Radeon 4830, но сможет ли она отобрать рынок у проверенной 9800 GT?
Присмотримся повнимательнее
Наверняка все знают о том, что Radeon HD 4870 и Radeon HD 4850 используют графический процессор RV770. Мы уже детально рассматривали архитектуру линейки Radeon 4800 в статье “
Однако новая Radeon 4830 немного отличается. Графический процессор уже называется RV770LE. Что интересно, это не новый чип – перед нами прежний 55-нм GPU RV770, но с некоторыми выключенными блоками. Вместо 800 потоковых процессоров чип RV770LE обеспечивает 640. Вместо 40 текстурных блоков RV770LE даёт 32. К счастью, AMD сохранила все 16 блоков растровых операций, как и в оригинальном RV770, поэтому GPU сохранил ряд своих сильных сторон.
Всё остальное не изменилось, поэтому все функции Radeon HD 4870 и 4850 присутствуют и в 4830: Unified Video Decoder 2.0, передача звука 7.1 через HDMI, DirectX 10.1, Shader Model 4.1, поддержка CrossFireX и PCI Express (PCIe) 2.0. Давайте посмотрим на сравнительную таблицу моделей 4800.
Сравнительная таблица видеокарт линейки Radeon 4800 | |||
Видеокарта | Radeon 4830 | Radeon 4850 | Radeon 4870 |
GPU | RV770LE | RV770 | RV770 |
Техпроцесс | 55 нм | 55 нм | 55 нм |
Число потоковых процессоров | 640 | 800 | 800 |
Число текстурных блоков | 32 | 40 | 40 |
Число ROP | 16 | 16 | 16 |
Ширина шины памяти (биты) | 256 | 256 | 256 |
Частота ядра (МГц) | 575 | 625 | 750 |
Частота памяти (МГц) | 900 (1800 DDR) | 993 (1986 DDR) | 900 (3600 DDR5) |
DirectX /Shader Model | DX 10. 1 / SM 4. 1 | DX 10. 1 / SM 4. 1 | DX 10. 1 / SM 4. 1 |
Как можем видеть, тактовые частоты новой 4830 относительно близки к 4850, они отстают на 50 МГц по ядру и на 93 МГц по памяти. С меньшим числом потоковых процессоров и меньшей частотой Radeon HD 4830, возможно, после разгона сможет дать производительность на уровне “старших” моделей. С положительной стороны отметим, что графический процессор R770 был разработан с учётом высоких тактовых частот, так что у RV770LE должен быть определённый потенциал разгона.
Также позвольте провести быстрое сравнение спецификаций новой 4830 и её конкурента – GeForce 8800 GT/9800 GT.
Сравнение Radeon 4830/GeForce 9800 GT | ||
Видеокарта | Radeon 4830 | GeForce 8800 GT/9800 GT |
GPU | RV770LE | G92 |
Техпроцесс | 55 нм | 65 нм |
Число потоковых процессоров | 640 | 128 |
Число текстурных блоков | 32 | 56 |
Число ROP | 16 | 16 |
Шина памяти (биты) | 256 | 256 |
Частота ядра (МГц) | 575 | 600 |
Частота памяти (МГц) | 900 (1800 DDR) | 900 (1800 DDR) |
DirectX /Shader model | DX 10. 1 / SM 4. 1 | DX 10. 0 / SM 4. 0 |
Поскольку G92 немного старее, графический процессор изготавливается по 65-нм техпроцессу по сравнению с 55-нм техпроцессом у 4830. Это может дать 4830 преимущество по энергопотреблению, меньшим температурам и по потенциалу разгона.
Если посмотреть на число потоковых процессоров, то может показаться, что 4830 в пять раз мощнее 8800 GT. Но это не так, поскольку архитектуры 8800 GT и 4830 значительно отличаются. Мы знаем, что 128 потоковых процессоров у GeForce 9800 GTX+ позволяют этой видеокарте работать на уровне, примерно соответствующем Radeon 4850 с 800 потоковыми процессорами. С учётом сказанного, 8800 GT и Radeon 4830 должны давать примерно равную производительность блоков шейдеров. С другой стороны, у 8800 GT почти в два раза больше текстурных блоков по сравнению с 4830. Но, опять же, две видеокарты имеют серьёзно различающиеся архитектуры, поэтому не ждите какой-либо колоссальной разницы. Всё остальное выглядит примерно одинаково: 16 блоков растровых операций, 256-битная шина памяти и 900-МГц память GDDR3 у обеих видеокарт.
Важно отметить, что в данном обзоре мы сравнивали Radeon HD 4830 не против эталонной 8800/9800 GT, а против Gigabyte 8800 GT TurboForce с заводским разгоном. Данная видеокарта получила существенный прирост в частоте GPU 100 МГц – он работает на 700 МГц по сравнению со штатной частотой 600 МГц, а память разогнана на 20 МГц – 920 МГц по сравнению со штатной частотой 900 МГц. Мы намеренно усложнили условия для AMD, поскольку на рынке продаётся очень много разогнанных видеокарт 9800 GT по той же цене, что и 4830, поэтому новой 4830 придётся нелегко.
Теперь, когда вы получили представление о характеристиках Radeon HD 4830 и о том, как видеокарта выглядит по сравнению с конкурентами, позвольте представить две модели от PowerColor и Sapphire.
PowerColor Radeon HD 4830
Видеокарта PowerColor 4830 поставляется в привлекательной упаковке с некоторыми бонусами. В комплект поставки входит видеокарта, CD с драйверами и инструкция. Но перед тем, как вы начнёте жаловаться насчёт отсутствия переходников, внимательнее посмотрите на порты видеокарты.
Видеокарте не нужны переходники, поскольку на планке вы найдёте выходы DVI, HDMI и аналоговый VGA. С одной стороны, конечно, всегда приятно найти видеокарту, которой не требуются все эти досадные переходники для разных выходов, но, с другой стороны, не менее досадно покупать переходник HDMI-to-DVI, если требуется подключить второй монитор через DVI. Кроме того, выхода S-Video или компонентного не предусмотрено. Впрочем, PowerColor всё же можно похвалить за видеокарту, которой не требуются переходники.
Единственным настоящим нареканием можно назвать отсутствие в комплекте поставки мостика CrossFire. Если вы купите ещё одну видеокарту PowerColor Radeon HD 4830, то вы не сможете задействовать режим CrossFire без мостика. Конечно, мостик можно купить отдельно, но найти его в продаже сложно.
PowerColor 4830 близка по спецификациям к эталонной плате AMD 4830, хотя имеет существенные отличия – наиболее бросается в глаза двухслотовый кулер GPU. Конечно, этот кулер не может выбрасывать горячий воздух за пределы корпуса, но, как можно предположить, он эффективно охлаждает графический процессор RV770LE.
Чипы видеопамяти закрыты двумя распределителями тепла. Часть чипов памяти располагается под кулером GPU (хотя некоторые чипы находятся чуть дальше от кулера), поэтому данные радиаторы являются интересным средством минимизации температур чипов памяти, а также, возможно, и окружающего пространства. К сожалению, распределители тепла приклеены, что нельзя назвать нашим любым способом крепления при таком размере, но с работой они справляются нормально.
Под распределителями тепла находятся модули памяти GDDR3 Qimonda HYB18H512321BF-10, штатные спецификации для которых составляют 1000 МГц. Память по умолчанию работает на частоте 900 МГц, то есть ниже штатных, поэтому у нас оставалась надежда разгона. Фактически, та же самая память используется на видеокартах Radeon HD 4850, где она работает на штатной частоте 993 МГц.
Говоря о тактовых частотах, видеокарта PowerColor работает на штатных 575 МГц для ядра и 900 МГц для памяти в 3D-режиме. В 2D-режиме видеокарта чуть менее эффективна, поскольку частоты снижаются до 453 МГц для ядра и 750 МГц для памяти.
Sapphire Radeon HD 4830
Вариант Sapphire 4830 поставляется в небольшой коробке, но набор аксессуаров довольно богатый.
Взяв подход, противоположный модели PowerColor, Sapphire включила в комплект поставки своей 4830 большое количество переходников, чтобы вы могли использовать разные выходы по своему желанию. На слотовой заглушке самой карты установлено два DVI-выхода, дополненные выходом S-Video, но есть переходники на VGA, HDMI, композитный видео и даже компонентный видео. Эти опции обеспечивают достойный уровень гибкости для владельцев старых HDTV, у которых нет цифровых входов.
Кроме переходников видео, карта поставляется с инструкцией пользователя и CD с драйверами. В качестве ещё одного дополнительного бонуса есть переходники питания с вилок Molex на PCIe, которые будут полезны владельцам старых блоков питания. К сожалению, Sapphire тоже не вложила мостик CrossFire в комплект поставки. Это немного разочаровывает, учитывая, что все другие аксессуары Sapphire присутствуют.
Плата Sapphire тоже отличается от эталонного дизайна AMD 4830. Как и PowerColor 4830, плата Sapphire использует большой двухслотовый кулер вместо эталонной системы охлаждения. Опять же, такой кулер должен обеспечить более высокую эффективность охлаждения и меньший шум от вентилятора.
Используемая память DDR3 Qimonda HYB18H512321BF-10 заявлена на частоте 1000 МГц – это та же самая память, что устанавливается на видеокарту PowerColor 4830. Sapphire решила игнорировать радиаторы или распределители тепла для чипов памяти, и мы не думаем, что возникнут какие-то проблемы, поскольку память работает на 100 МГц ниже своего номинала.
Тактовые частоты в 3D-режиме соответствуют эталонным для Radeon 4830, то есть 575 МГц для ядра и 900 МГц для памяти. Что интересно, Sapphire выбрала очень маленькие частоты в режиме 2D, чтобы сэкономить энергию и снизить тепловыделение: всего 160 МГц для ядра и 250 МГц для памяти.
Тестовая конфигурация
Сначала хотелось бы ещё раз напомнить, что мы использовали для тестов не эталонные видеокарты 8800/9800 GT, а разогнанные на заводе Gigabyte 8800 GT TurboForce Edition. Заводской разгон графического процессора составляет 100 МГц – то есть до уровня 700 МГц, а памяти – 20 МГц, до уровня 920 МГц, соответственно. Видеокарты Gigabyte 8800 GT используют один из самых серьёзных заводских разгонов для 8800/9800 GT.
Поскольку мы тестировали конфигурации SLI и CrossFire с двумя видеокартами, мы не смогли использовать одинаковую платформу для видеокарт обоих производителей. Единственная платформа, которая сертифицирована сразу под SLI и CrossFire – новая Intel Core i7 на чипсете X58. Поскольку эту платформу получить по-прежнему сложно, для тестов CrossFire мы взяли материнскую плату DFI Lanparty на X38, а для тестов SLI – MSI P7N Platinum.
Возникла небольшая проблема, поскольку чипсет Intel X38 даёт полную пропускную способность x16 PCIe 2.0 для обоих графических слотов в режиме CrossFire. К сожалению, чипсет nVidia 750i позволяет использовать полную пропускную способность 16x PCIe 2.0 только для одной видеокарты, а если установить две видеокарты в режиме SLI, то каждой отведётся только пропускная способность 8x PCIe 2.0.
Однако, никакой проблемы на самом деле нет. Чипсет 750i поддерживает стандарт PCIe 2.0, и два слота 8x PCIe получают достаточную пропускную способность для конфигурации SLI из двух 8800 GT. В недавней статье “
Более того, чипсет Nvidia 750i имеет намного больший смысл в сравнении с материнской платой на X38, если принять во внимание цены. Действительно, материнские платы на обоих чипсетах начинаются от $160. Если взять самые дешёвые модели с двумя слотами 16x PCIe 2.0 SLI, а именно на чипсете 780i, то цены будут составлять от $200 до $300, так что 750i – намного более реалистичный вариант с нашим бюджетом.
Учитывая всё сказанное, видеокарты Radeon HD 4830 мы тестировали на материнской плате DFI Lanparty X38, а видеокарты GeForce 8800 GT – на MSI P7N Platinum 750i. Обе материнские платы оснащались одинаковым процессором 8500 и памятью PNY DDR2. Мы поочерёдно меняли одиночные видеокарты 8800 GT и 4830 между двумя материнскими платами, после чего проводили тесты, чтобы убедиться, что результаты будут идентичны на обеих платформах.
Видеокарты PowerColor Radeon HD 4830 и Sapphire Radeon HD 4830 работают на одинаковых тактовых частотах, и в нашем тестировании мы быстро выявили, что они дают одинаковые результаты. Поэтому, чтобы уменьшить путаницу в тестовых диаграммах, мы привели там только одного представителя Radeon HD 4830 для конфигураций с одиночной видеокартой и CrossFire. Исключением, конечно, стали тесты разгона и уровня шума, где мы тестировали карты по отдельности.
В качестве дополнительного бонуса мы добавили результаты самой быстрой на сегодня видеокарты – Radeon HD 4870 X2, поэтому мы смогли оценить, как с ней соотносятся “младшие” карты по производительности.
Теперь позвольте представить конфигурацию тестовых систем.
Аппаратная конфигурация | ||
Комплектующее | Система CrossFire | Система SLI |
CPU | Intel Core 2 Duo E8500, 3,16 ГГц, FSB-1333, кэш 6 Мбайт |
|
Кулер CPU | Xigmatek HDT-S1283 |
|
Материнская плата | DFI Lanparty X38, Intel X38, BIOS 6. 00 (10/03/2008), напряжение северного моста: 1,30 В | MSI P7N Platinum, Nvidia 750i, BIOS 1. 2 (7/11/2008) |
Память | 4,0 Гбайт PNY XLR8, 2x 2048 Мбайт, DDR2-800, CL 4-4-4-12 на 1,80 В |
|
Видеокарты | Radeon 4830, RV770LE GPU , 575 МГц, 512 Мбайт GDDR3 900 МГц | Gigabyte GeForce 8800 GT, Nvidia G92 GPU, 700 МГц, 512 Мбайт GDDR3 920 МГц |
Жёсткие диски | Western Digital Caviar black 640GD, 640 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 32 Мбайт |
|
Звук | Встроенный |
|
Сеть | Встроенная 1 Гбит/с |
|
Блок питания | Antec Neo 650 Вт, ATX 12 V/EPS 12 V, 57 A по трём линиям 12 В |
|
Оптический привод | LITE-ON 20X DVD+R SATA Model iHAS120-04 |
|
ПО и драйверы | ||
ОС | Windows Vista Ultimate 32-bit, SP1 |
|
Графический драйвер | Catalyst 8. 10 32-bit Edition | Nvidia Forceware 180. 48 |
Теперь, когда вы получили представление о конфигурации используемых систем, позвольте представить тесты и их настройки, после чего мы перейдём к рассмотрению результатов тестирования.
Тесты и настройки
Тесты и настройки | |
Crysis | Version: 1. 2. 1 Video Quality: Very High Details Demo: CPU-Benchmark + Tom’s Hardware Tool |
Far Cry 2 | Version : 1. 0. 0 Video Quality: Ultra High Demo: FC2 benchmark Tool |
Supreme Commander Forged Alliance | Version : 1. 5. 3599 Video Quality: Highest Settings Demo: WallaceTX_006_006 Benchmark: Fraps 2. 9. 4-Build 7037 |
World in Conflict | Version : 1. 0. 0. 9 Video Quality: Very High details Demo : Game-Benchmark |
Race Driver GRID | Version : 1. 0 Highest Details Gameplay: Detroit Pro-tuned race, rear starting position |
3DMark Vantage | Version : 1. 02 |
Синтетические тесты
Для начала давайте посмотрим на результаты производительности 3DMark Vantage. Перед рассмотрением результатов следует помнить, что мы отключали оптимизации nVidia PhysX для тестового прогона. Дело в том, что они дают видеокартам nVidia просто нереалистичный прирост производительности, который в реальности наблюдается на считанном количестве игр. Возможно, ситуация изменится, поскольку компания объявила о более тесном сотрудничестве с разработчиками игр. Но на данный момент искусственный подъём результатов nVidia не соответствует тому, что мы получаем в реальности.
Как можно видеть, производительность Radeon HD 4830 и GeForce 8800 GT очень близка. Оптимизация CrossFire и SLI очень схожа с одной видеокартой Radeon HD 4870 X2 в прогоне Performance с низким разрешением, но если повысить детализацию и разрешение в прогоне Extreme, то конфигурации 4830 CrossFire и 8800 GT SLI существенно отстают.
3DMark, в лучшем случае, даёт “среднюю температуру по больнице”, если сравнивать с тем, какую производительность обеспечивают видеокарты в реальных играх. Тесты 3DMark демонстрируют, что Radeon HD 4830 и GeForce 8800 GT дают вполне конкурентоспособную производительность, включая конфигурации с двумя видеокартами. Ожидая получить в играх такую же картину, давайте перейдём к результатам в играх.
Crysis
“Тяжёлые” шутеры от первого лица, подобные Crysis, существенно зависят от графической производительности, чтобы обеспечивать плавную игру. Давайте посмотрим, как видеокарты справляются с шутерами, начиная с Crysis.
Никогда ещё результаты не были столь близкими. 4830, похоже, соответствует разогнанной 8800 GT в конфигурациях с одной и двумя видеокартами. Мы видим небольшое преимущество 8800 GT в режиме SLI, но поскольку эта конфигурация обогнала даже Radeon HD 4870 X2, мы можем предположить, что производительность упирается в CPU.
Конечно, большая часть результатов имеет чисто академическое значение, поскольку ни одна из рассматриваемых видеокарт не смогла дать нормальное разрешение при очень высоких настройках, если только не использовалась конфигурация SLI или CrossFire. Но даже тогда производительность в 1680×1050 можно назвать едва приемлемой. Видно, что на высоких разрешениях Radeon HD 4870 X2 просто непобедима.
Давайте посмотрим, что случится, если мы добавим 4x сглаживание (AA) и 8x анизотропную фильтрацию (AF).
Здесь мы видим, что Radeon HD 4830 удалось обойти 8800 GT. Но, опять же, результат тоже академический, поскольку играть на таких настройках не получится. Даже конфигурация на двух видеокартах справляется с игрой только в разрешении 1280×1024. Radeon HD 4830, похоже, даёт твёрдый отрыв от 8800 GT, причём в данном случае мы не можем винить меньшую пропускную способность PCIe у SLI чипсета 750i, поскольку в конфигурациях с одной видеокартой никаких проблем не возникало.
Однако результаты весьма загадочные, поскольку мы ожидали, что GeForce 8800 GT обойдёт 4830 в Crysis – традиционно эта игра склоняется в пользу архитектуры GeForce. По этой причине мы провели тесты ещё раз, используя только одиночные видеокарты, причём уровень детализации мы выбрали “High” вместо Very High, а сглаживание AA мы не активировали.
При снижении детализации (в таком режиме тестируют игру наиболее часто) GeForce 8800 GT демонстрирует свою силу. Похоже, у Radeon HD 4830 есть больший потенциал по работе со сложными шейдерами, когда нагрузка на видеокарту очень большая. Но стоит немного снизить детализацию, как 8800 побеждает в Crysis.
Стоит заметить, что в Crysis можно играть с одиночными видеокартами 4830 или 8800 GT на низких значениях детализации. Как показывает наш опыт, ещё более сильное снижение уровня детализации позволяет играть в Crysis на этих видеокартах даже в разрешении 1920×1200.
Far Cry 2
Теперь перейдём к следующему шутеру, более новой игре Far Cry 2.
Без сглаживания AA мы видим, что конфигурации 4830 или 8800 GT с двумя видеокартами дают внушительный результат, производительность сравнима с Radeon HD 4870 X2 вплоть до разрешения 1680×1050. Это говорит о том, что если вы играете на мониторе с разрешением 1650×1080 и не используете сглаживание, то тратить деньги на 4870 X2 незачем.
Что касается битвы 4830 против 8800 GT, то мы ещё раз наблюдаем близкие результаты. 8800 GT, похоже, имеет небольшое преимущество в режиме SLI на низких разрешениях, но это преимущество исчезает и даже теряется при подъёме разрешения до 1920×1200.
Следует отметить, что даже при самых максимальных настройках детализации, в Far Cry 2 можно играть даже на одиночных видеокартах. Движок Far Cry 2 выглядит великолепно, но он, похоже, более “дружественен” к “железу”, чем движок Crysis.
Теперь давайте посмотрим, что произойдёт, если мы включим 4x AA.
Увеличение визуального качества с помощью сглаживания приводит к более-менее таким же результатам, оба лагеря дают схожую производительность. На самом деле, приемлемым здесь является только разрешение 1280×1024 как на 4830, так и на 8800 GT, в конфигурациях с одной видеокартой и с двумя.
Supreme Commander Forged Alliance
Supreme Commander давно имеет репутацию серьёзной нагрузки компьютерного “железа”, причём игра нагружает как CPU, так и GPU, а расширение Forged Alliance лишь увеличивает нагрузку. К счастью, в стратегиях реального времени не требуется очень уж высоких значений fps, чтобы в игру можно было играть. Учитывая это, давайте посмотрим на результаты тестирования.
Здесь мы можем явно видеть, что производительность упирается в CPU. Похоже, данной игре больше нравятся видеокарты Radeon HD 4830, чем 8800 GT в конфигурациях с двумя GPU. Поскольку ситуация повторяется и в низких разрешениях, скорее всего, данная игра оптимизирована для работы под SLI не лучшим образом.
Посмотрим, к чему приведёт добавление сглаживания 4x AA.
Со сглаживанием AA видеокарты 4830 в режиме CrossFire продолжают бороться за производительность, а две 8800 GT в SLI замедлились до скорости одиночной видеокарты. Опять же, как мы видим, эта игра не очень хорошо оптимизирована под SLI.
Впрочем, включение сглаживания 4xAA вряд ли имеет смысл для одиночных 4830 или 8800 GT в этой игре. Однако 4830 в режиме CrossFire демонстрирует вполне достойный результат, в какой-то степени сравнимый даже с Radeon 4870 X2.
World in Conflict
Наша финальная стратегия реального времени World in Conflict обычно упирается в CPU, поэтому мы создали интересную задачу для видеокарт. Скорее всего, мы увидим близкие результаты на всех моделях.
Как и можно было ожидать. Даже конфигурации с одной видеокартой работают на одном уровне с Radeon HD 4870 X2 в данной игре. С положительной стороны отметим, что игру не имеет смысл запускать с разрешением меньше 1920×1200, если только его поддерживает ваш монитор.
Давайте включим 4xAA и посмотрим, смогут ли карты разделиться.
Неудивительно, что наложение сглаживания 4xAA разделило результаты. Radeon HD 4870 X2 остаётся непревзойдённой в этом режиме, а конфигурации с двумя видеокартами работают весьма достойно, в то время как одиночные видеокарты 4830 и 8800 GT испытывают заметное падение производительности. Результаты идентичны между видеокартами AMD и Nvidia. Но в разрешении 1920×1200, две видеокарты 4830 в конфигурации CrossFire немного выходят вперёд.
С положительной стороны отметим, что эта игра вполне позволяет одиночной видеокарте дать нормальную частоту кадров, если только процессор очень мощный. Помните, что перед нами стратегия реального времени, где требуется не такая высокая частота кадров, как в шутерах.
Race Driver GRID
Race Driver GRID, вероятно, наиболее красивая гоночная игра, доступная для ПК, поэтому мы решили добавить её в наш тестовый пакет, чтобы посмотреть на результаты.
Результаты довольно загадочные, поскольку частота кадров у лидеров находится в области 60 кадров в секунду. Обычно так наблюдается, если включена вертикальная синхронизация (Vsync). После повторной проверки мы убедились, что эта опция выключена, поэтому игра, скорее всего, упирается в CPU. В данном случае включение сглаживания AA может дать более значащие результаты.
После включения 4xAA частота кадров снизилась ненамного, но разброс результатов стал сильнее. Конечно, по-прежнему наблюдается узкое место в виде CPU, но в данной игре Radeon HD 4830 смогла немного обогнать GeForce 8800 GT.
Отметим, что GRID является как раз той игрой, где рекомендуется включать сглаживание для получения лучших визуальных результатов. Приятно видеть, что игровой движок с лёгкостью работает на видеокартах, и даже одиночные видеокарты дают приемлемую частоту кадров после включения сглаживания.
Разгон
Поскольку мы знали, что графический процессор RV770LE на самом деле представляет собой GPU Radeon 4850/4870 с меньшими тактовыми частотами и отключёнными блоками, у нас были большие надежды насчёт разгона Radeon 4830.
Нам нравится удобство утилиты Overdrive в составе Catalyst Control Center, но мы не такие уж любители ограничений по максимальным частотам, которые присутствуют в этой утилите. Поэтому мы установили утилиту Ray Adam Tray Tools, которая обеспечивает большую гибкость разгона.
Начав с видеокарты PowerColor 4830 card, мы увеличили тактовую частоту до тех пор, пока драйвер не стал “вылетать”. Частоту удалось поднять до 785 МГц, то есть прирост составил более 200 МГц по сравнению со штатной частотой 575 МГц. И это без увеличения напряжения питания – только увеличение тактовых частот. Для улучшения стабильности мы немного ослабили частоты, при которых мы могли бы оставить видеокарту работать в режиме 24/7 – до 765 МГц.
Память была не такой “сговорчивой”, как ядро, она обеспечила нас дополнительными 90 МГц до появления артефактов. Мы остановились на тактовой частоте 980 МГц для памяти, то есть финальный разгон составил 765 МГц для ядра и 980 МГц для памяти по сравнению со штатными 575 МГц для ядра и 900 МГц для памяти.
Ожидая получить схожие частоты, мы установили видеокарту Sapphire 4830. К нашему удивлению, видеокарта Sapphire оказалась несовместимой с Tray Tools, поэтому нам пришлось довольствоваться утилитой AMD Overdrive. Но мы всё равно смогли выжать 690 МГц из ядра, а память оказалась даже более дружественной к разгону – мы смогли разогнать её до 1080 МГц, что на 100 МГц больше, чем позволяет видеокарта PowerColor – и это при условии, что память на видеокарте PowerColor не оснащена радиаторами (именно поэтому радиаторы часто больше затрудняют работу, чем помогают).
После разгона видеокарт PowerColor и Sapphire, мы провели тесты Crysis в режиме High Details. Мы привели результаты двух разогнанных видеокарт, эталонной 4830 на штатных частотах и GeForce 8800 GT с заводским разгоном.
В режиме высокой детализации (High) GeForce 8800 GT с заводским разгоном смогла обойти 4830 со штатными частотами, но разгон 4830 позволил этим видеокартам победить. В случае PowerColor 4830, отрыв в производительности от эталонных частот составил 10 fps, то есть мы получили 30% прирост скорости. Даже разгон видеокарты Sapphire оказался вполне достойным, то есть у видеокарт Radeon 4830, определённо, есть потенциал разгона.
Уровень шума и температура
Никому не нужна видеокарта, которая будет реветь под нагрузкой как пылесос, поэтому мы провели измерения уровня шума. К нашему удивлению, карты оказались слишком тихими, чтобы мы измерили шум традиционным образом, сзади корпуса. Поэтому для получения разумных значений нам пришлось открыть корпус и измерять температуру на расстоянии двух с половиной сантиметров (дюйм) от каждой видеокарты. Как мы обнаружили, PowerColor и Sapphire предлагают вполне достойные системы охлаждения на своих видеокартах 4830.
Как можно видеть по результатам тестов, видеокарта PowerColor меняет скорость вращения вентилятора в зависимости от нагрузки, а видеокарта Sapphire заставляет вентилятор вращаться на одной скорости. На диаграмме видна разница, но различия в реальных условиях ничтожны, поскольку ни одна видеокарта не была слышна за пределами корпуса Cooler Master Cosmos-S в обычных условиях.
Наш последний тест касается измерения температуры. Мы знаем, что системы работают тихо, но давайте посмотрим, насколько эффективно охлаждаются видеокарты.
На первый взгляд, видеокарта Sapphire выглядит более эффективным решением в режиме бездействия. Но помните, что видеокарта Sapphire 4830 работает в режиме бездействия всего на частоте 160 МГц для ядра и 250 МГц для памяти, а PowerColor в режиме бездействия работает на 453 МГц для ядра и 750 МГц для памяти. Это приводит к существенному разбросу по температурам в режиме бездействия.
Если нагрузить видеокарты, то разница в температурах оказывается более разумной. При разгоне до 690 МГц, температура обеих видеокарт PowerColor и Sapphire 4830 находилась между 60 и 70 градусами Цельсия, видеокарта Sapphire охлаждалась чуть эффективнее. Это не так существенно, если принять во внимание, что данный графический процессор вполне нормально работает на температурах, как минимум, 90 градусов.
Даже после разгона до 765 МГц по ядру PowerColor 4830 смогла сохранить температуру на уровне ниже 80 градусов Цельсия. Это великолепная температура для нагрузки видеокарты и подобного разгона, то есть графический процессор RV770LE действительно способен справиться с намного более высокими тактовыми частотами, чем штатная 575 МГц.
Заключение
В нашей статье мы собрали довольно много информации, касающейся Radeon HD 4830. Начнём мы с обсуждения того, насколько данная видеокарта является достойным конкурентом легендарной GeForce 8800/9800 GT. На следующей диаграмме мы не учли конфигурации SLI и CrossFire, чтобы неравное число линий PCIe не влияло на результат (хотя этот параметр практически и не влияет). Ниже приведены результаты сравнения одиночных видеокарт 4830 и 8800 GT.
Результаты тестов показывают очень близкое расположение Radeon HD 4830 и GeForce 8800/9800 GT друг к другу, то есть по одной 3D-производительности выбрать явного победителя сложно. Radeon HD 4830 действительно показывает себя чуть лучше, чем 8800 GT, да и не следует забывать, что наша тестовая видеокарта 8800 GT была разогнана на 100 МГц на заводе. Однако для присуждения звания победителя разница слишком мала. Поэтому мы не можем сказать, что 8800/9800 GT будет плохой покупкой по сравнению с новой 4830.
Если же посмотреть на ситуацию в целом, то 4830 начинает выглядеть в более привлекательном свете. Среди интересных функций отметим передачу HD-звука 7.1 через выход HDMI, прекрасный потенциал разгона и возможность собрать недорогую, но мощную конфигурацию CrossFire на материнской плате P45 (тоже с разумной ценой). Если сочетать эти функции с хорошей производительностью 4830 в играх, то наши рекомендации склоняются в пользу видеокарты от AMD.
Впрочем, стоит сказать, что GeForce 8800 GT и GeForce 9800 GT тоже не стоит списывать со счетов, поскольку сегодня эти видеокарты дают хорошую производительность за свои деньги, особенно если у вас совместимая со SLI материнская плата. Гонка оказалась тесной, в ней победили все, включая и потребителя.
Наконец, давайте оценим два предложения 4830 по отдельности. PowerColor 4830 обеспечивает более высокий потенциал разгона в паре с утилитой Tray Tools, а также предоставляет выходы DVI, HDMI и VGA без нужды в переходнике. Карта также оснащена великолепным и тихим кулером GPU.
С другой стороны, Sapphire 4830 тоже обеспечивает неплохие возможности разгона, многочисленные опции подключения дисплеев (включая DVI, VGA, HDMI, S-video и компонентный видео), низкое тепловыделение и температуру в 2D-режиме из-за агрессивного снижения частот.
Видеокарты PowerColor 4830 и Sapphire 4830 имеют несколько различающийся комплект поставки под разные нужды, но мы можем смело рекомендовать обе модели. Единственным реальным нареканием можно назвать отсутствие мостика CrossFire в комплекте поставки видеокарт – платы поддерживают эту функцию, поэтому мостик должен входить в комплект поставки, на наш взгляд.
В общем, по результатам нашего тестирования Radeon HD 4830 можно назвать прекрасным вариантом за свою цену. Обе модели этой видеокарты от Sapphire и PowerColor мы нашли весьма привлекательными. 8800 GT продолжает жить в виде 9800 GT, но дни доминирования этой видеокарты в своём ценовом сегменте закончились.