Radeon HD 7990 против GeForce GTX 690 | Читатели Tom’s Hardware оценивают две самые дорогие видеокарты
Предположим, что завтра вы покупаете новую машину. Это будет ваша первая машина, и вы не знаете, что выбрать. У вас есть друг, который советует Ford, но вы подозреваете, что это связано только лишь с ценой. Такая помощь не очень полезна, поскольку именно Вам придётся водить этот автомобиль. Вам бы хотелось услышать рекомендации, основанные на скоростных характеристиках, пробеге, надёжности и других факторах, внушающих доверие.
Что лучше: одна рекомендация или несколько рекомендаций от людей, которые на этом собаку съели?
Да, звучит просто. Однако когда на каком-нибудь форуме вы спросите, какую карту купить, AMD Radeon HD 7970 или Nvidia GeForce GTX 770, можете готовиться к эпическому холивару, зачастую между людьми, у которых нет ни одной из вышеназванных моделей.
Именно поэтому существуют такие сайты, как Tom’s Hardware. Мы целыми днями тестируем системы, чтобы разобраться, что быстрее – A или B. Рекомендации, которые мы даём, практически всегда основаны на результатах лабораторных тестов. Данная информация попадает к вам в виде диаграмм с результатами. Но в случае решений с конфигурациями из нескольких GPU ситуация может оказаться довольно сложной.
Здесь Крис Ангелини рассказывает участникам о планах компании
Смогла ли Radeon HD 7990 искупить свою вину?
Совсем недавно мы опубликовали статью, в которой протестировали бета-драйвер AMD Catalyst 13.8, предлагающий поддержку регуляции кадров. Цель регуляции кадров в том, чтобы измерять частоту рендеринга кадров и выдавать их более равномерно, вместо того, чтобы позволять каждому GPU выводить кадры как можно быстрее.
В предыдущей статье мы использовали наш стандартный подход с использованием тестовых данных. Там мы использовали видеозахват и утилиту FCAT для анализа вывода AMD Radeon HD 7990 до и после установки Catalyst 13.8, в сравнении с Nvidia GeForce GTX 690. Мы получили показатели средней частоты кадров, частоты кадров в динамике и задержки времени между кадрами.
Результатом работы AMD мы хотели увидеть снижение количества коротких и пропущенных кадров. Фактически нам нужны кадры, которые по длине не сильно отличаются от предыдущего и последующего кадров. Изображение ниже представлено для примера, чёрные столбцы более “желаемы”, чем красные, несмотря на то, что обе системы в среднем показывают частоту 24 FPS. Больше информации о равномерности подачи кадров можно найти в статье “Тест 18 бюджетных процессоров в играх”.
Согласно полученным результатам, можно сделать вывод, что Catalyst 13.8 beta значительно понижает колебания между последовательными кадрами, и функция регуляции кадров помогает Radeon HD 7990 обеспечить более стабильную картинку.
Собираем данные силами наших читателей
Вместо того чтобы делать определённые выводы на базе показаний FCAT или видеороликов, мы запланировали небольшое мероприятие, совместив его с “живым” тестированием. Оно предполагает, что добровольцы будут играть на двух идентичных платформах в популярные игры по несколько минут. После переключения с системы A на B они записывают свои предпочтения и объясняют, почему выбрали конкретную систему. Мы сопоставляем данные и ищем совпадения результатов субъективного теста с результатами лабораторных бенчмарков.
Учитывая, что выводы в предыдущем тестировании оказались неубедительными, мы очень надеемся выяснить, улучшает ли бета-драйвер AMD Catalyst 13.8 геймплей на Radeon HD 7990, и будет ли разница в сравнении с Nvidia GeForce GTX 690.
Radeon HD 7990 против GeForce GTX 690 | Собираем энтузиастов вместе на день тестов
Планирование нашего небольшого эксперимента началось прямо перед тем, как AMD официально выпустила бета-драйвер Catalyst 13.8. Мы хотели собрать группу энтузиастов вместе, чтобы те сыграли на двух идентичных ПК. Эксперимент должен был включать несколько игр, а на то, чтобы собрать достаточное количество данных, ушел бы весь день.
Мы начали со сборки систем для сравнения. Gigabyte великодушно прислала нам две системные платы Z77X-UD5H, механические клавиатуры Osmium и игровые мыши. Rosewill предоставила один чёрный и один белый корпуса Throne, блоки питания Lightning power 1300 Вт, наушники и игровые коврики. Компания Mushkin поделилась модулями памяти на 8 Гбайт и двумя SSD Chronos 360 Гбайт. Мы использовали процессоры Core i5-3570K, разогнанные до 4,2 ГГц, с охлаждением Noctua NH-U12P. На обе системы была установлена Windows 8, а все игры были загружены и обновлены за несколько часов до начала мероприятия.
Система с двумя GeForce GTX Titan, поразившая публику, ожидающую своей очереди для участия в тестировании
Чтобы развлечь ожидающих своей очереди людей, мы сделали небольшую выставку. С лаборатории была доставлена система на базе процессора Core i7-3970X с водяным охлаждением, разогнанного до 4,6 ГГц, с двумя видеокартами GeForce GTX Titan и парой SSD в массиве RAID 0. Хотим поблагодарить Swiftec за систему водяного охлаждения. Также мы взяли с собой Nvidia Shield и использовали большую систему для потоковой передачи Steam-игр на портативную консоль.
Игра на платформе iBuyPower с процессором FX-9590
Ещё одну платформу представила компания iBuyPower. Она оснащена процессором AMD FX-9590 и двумя видеокартами Radeon HD 7970 в CrossFire.
Третий демонстрационный ПК пришёл к нам от CyberPower. Ноутбук Zeus Hercules на базе платформы Clevo W740SU даёт представление о возможностях встроенной графики Intel Iris Pro 5200, что также вызвало немалый интерес у публики.
Затем мы объявили о мероприятии в нашем местном сообществе в Бейкерсфилд (Bakersfield). Мы знали, что сможем принять лишь ограниченное количество участников, поскольку процедура тестирования достаточно трудоёмкая. Поэтому приглашение было адресовано тем, кто мог добраться до места за несколько часов.
Первая группа энтузиастов из Бейкерсфилд терпеливо ждёт своей очереди для игры
В реальности пришло гораздо больше людей, чем мы могли задействовать в тестировании. Мы надеялись пропускать по три пары за час. Но на практике ушло значительно больше времени, чем по две минуты, на геймера, на систему, на игру и на формирование мнения. Ситуацию усложнили предохранители в баре, которые несколько раз выключались из-за нашего оборудования, поэтому пришлось обеспечить дополнительное электропитание.
Тем не менее, все участники продемонстрировали терпение, благодаря чему всё прошло гладко (мы очень это ценим). Были энтузиасты, приехавшие из Лос-Анджелеса, а также представители компании CyberPower, которые хоть и приехали с семьёй, не отказались ответить на несколько вопросов участников о Zeus Hercules и Iris Pro.
Процесс тестирования был поделён на два этапа. Сначала мы сравнили GeForce GTX 690 и Radeon HD 7990 на трёх дисплеях с разрешением 1920×1080 пикселей в конфигурациях Surround и Eyefinity. Регуляция кадров AMD пока не поддерживается на многоэкранных конфигурациях, поэтому полученные результаты не отражают влияние функции. Затем мы переключились с 5760×1080 пикселей на один 30-дюймовый монитор с разрешением 2560×1600 пикселей — это самое высокое разрешение для тестирования регуляции кадров.
Каждому участнику был выдан листок с названиями пяти игр, рядом с которыми нужно было проставить номер предпочитаемой системы, а также описать причину выбора. Если различий между системами не было, то поля оставлялись пустыми. Поскольку у нас было две системы, участники приступали к тестам парами. Они запускали одну игру, проигрывали определённую последовательность несколько минут, затем менялись местами, выбирали более приемлемую систему, и затем снова повторяли процедуру в остальных четырёх играх.
Хотим выразить искреннюю благодарность тем, кто услышал о мероприятии на Facebook и смог приехать в Бейкерсфилд. Также хотим поблагодарить Gigabyte, Rosewill и Mushkin, бар Lengthwise Brewery и геймеров, участвовавших в нашем первом сравнении “GTX 690 против 7990”, которые помогали всё собрать, разобрать и сделать фотографии мероприятия.
Radeon HD 7990 против GeForce GTX 690 | Результаты тестов
Battlefield 3
Изначально мы не собирались использовать Battlefield 3. Скоро появится Battlefield 4, да и игровая последовательность для тестирования не отличается особой интерактивностью. Вместо неё мы планировали протестировать Tomb Raider. К сожалению, система сохранений Tomb Raider не позволяет проигрывать одну и ту же последовательность без автосохранения. У нас очень быстро закончились свободные ячейки, и мы поняли, что придётся вернуться к Battlefield 3.
При игре на трёх мониторах выбор оказался почти единогласным. Без регуляции кадров AMD заработала всего один голос против шести у Nvidia.
В следующем этапе тестирования участвовали другие шесть геймеров (всего мы получили 12 уникальных мнений). На 30-дюймовом мониторе с разрешением 2560×1600 пикселей два участника проголосовали за AMD, два – за Nvidia и два не смогли увидеть разницу.
Конечно, было бы прекрасно провести тесты с большим количеством участников, чтобы такая же большая группа оценила платформу AMD до и после активации регуляции кадров. Кроме того, увеличение числа тестеров помогло бы проанализировать предпосылки к формированию предпочтений, а также определить порог, до которого респонденты считают геймплей плавным. Однако для этих целей одного дня явно было бы недостаточно.
В случае Battlefield сегодняшние результаты совпадают с показателями лабораторных тестов, доказывающих, что Catalyst 13.8 beta оказывает заметное влияние на игру.
BioShock Infinite
В BioShock мы наблюдаем обратную ситуацию. С драйвером Catalyst 13.8 beta в режиме Eyefinity, отключающим регуляцию кадров, видеокарта Radeon HD 7990 набрала одинаковое количество голосов с GeForce GTX 690. С переходом на дисплей с разрешением 2560×1600 пикселей AMD потеряла свою позицию, отдав часть голосов Nvidia.
Провести параллель с лабораторными тестами мы не можем, поскольку там использовался встроенный в игру бенчмарк, а наши респонденты играли самостоятельно. Тем не менее, в лаборатории выяснилось, что новый драйвер почти не влияет на измеряемые результаты теста. Однако комментарии во время проверки геймерами указывают на то, что карта Nvidia даёт ощущения более плавного геймплея.
Crysis 3
Каждый респондент указал, что Radeon HD 7990 с бета-драйвером Catalyst 13.8 на разрешении 5760×1080 пикселей (т.е. без регуляции кадров) не обеспечила приемлемую производительность в Crysis 3, по крайней мере, в сравнении с GeForce GTX 690.
Ситуация в корне меняется при переключении на один монитор с разрешением 2560×1600 пикселей, на котором Radeon HD 7990 получила больше позитивных отзывов, чем карта Nvidia.
Технически лабораторные результаты Crysis 3 показывают, что во время игры Radeon HD 7990 с функцией регуляции кадров и GeForce GTX 690 очень близки. В тоже время, GeForce показывает более низкие колебания времени кадра. Однако мнения участников сильно отличаются при игре с функцией регуляции кадров и без неё.
Grid 2
Без регуляции кадров на разрешении 5760×1080 пикселей у AMD наблюдаются некоторые проблемы в Grid 2. Это подтверждают лабораторные тесты на разрешении 2560×1440 пикселей, где Radeon HD 7990 страдала от множества проседаний производительности в тех местах, где это действительно было заметно. Мы используем слово “действительно”, потому что ни один из геймеров не проголосовал в пользу Radeon HD 7990, два геймера не отличили разницу и четыре бессознательно выбрали GeForce GTX 690.
Похоже, что регуляция кадров добавляет стабильности в показатели производительности Radeon HD 7990. В субъективных тестах это отразилось в том, что половина опрошенных не смогли определиться с выбором, один выбрал AMD и два – Nvidia.
Из результатов лабораторных тестов на разрешении 2560×1440 пикселей видно, что, хотя регуляция кадров сглаживает как всплески, так и проседания производительности предыдущих драйверов AMD, средняя частота кадров сохраняется, а минимальная повышается. Колебания времени кадров также снижаются, вероятно, поэтому во второй части теста показатели платформы с картой AMD, по мнению респондентов, стали лучше.
Metro: Last Light
Вам нужны доказательства того, что мы не просто набрали людей с улицы, а пригласили опытных геймеров? Почти все участники заметили проблемы с визуализацией Metro: Last Light на AMD Radeon HD 7990 как с регуляцией кадров, так и без неё. Во встроенном бенчмарке она не проявляется, но её можно заметить при начале новой игры. Почти все участники в данном случае проголосовали за систему с GeForce GTX 690 на борту.
При оценке влияния данного эффекта в лаборатории оказалось, что разница между показателями различных драйверов составила примерно 20 кадров в секунду.
Radeon HD 7990 против GeForce GTX 690 | Catalyst 13.8 Beta меняет ситуацию в лучшую сторону
Как мы уже упоминали в предыдущей статье, сегодня ситуация для владельцев Radeon HD 7990 значительно улучшилась по сравнению с тем, чтобы было сразу после премьеры карты. Особенно приятно было купить Radeon HD 7990 после того, как AMD сбросила цену до $800.
В лабораторных тестах полученные данные показали, что Catalyst 13.8 немного улучшает показатель средней частоты кадров, чуть больше – минимальной частоты кадров, и значительно выравнивает колебания времени между последовательными кадрами, от которых Radeon HD 7990 страдала после выхода на рынок. Новости отличные. Получается, что AMD, считавшая правильным выводить кадры как можно быстрее, обеспечила геймерам, обеспокоенным плавностью хода картинки, опцию регулирования частоты подачи кадров на экран. Фактически эта опция является штатной для драйвера Catalyst 13.8.
В лаборатории мы сравнили Radeon HD 7990 с драйвером Catalyst 13.6 Beta 2, эту же карту, но с драйвером Catalyst 13.8 Beta, и GeForce GTX 690 с бета-драйвером Nvidia. Результаты оказались неубедительными. Показатели FCAT не всегда соответствовали видеозахвату, представленному в статье для сравнения.
Сегодняшний материал дополнил лабораторные тесты мнениями респондентов, которые провели весь день за практическим тестированием при реальном геймплее за двумя системами, не зная, где установлена какая карта. Эти результаты очень важны.
Естественно, в одной системе была установлена GeForce GTX 690, а в другой – AMD Radeon HD 7990. Тесты проводились на двух конфигурациях: с тремя мониторами Dell 24″ в разрешении 5760×1080 пикселей и с одним монитором Dell 30″ в разрешении 2560×1600 пикселей. В первом случае функция регуляции кадров не поддерживается, поэтому результаты с Eyefinity отражают работу нового драйвера AMD без новой технологии. Если респондент поставил галочку в поле “нет разницы”, то голос присуждается обеим компаниям, в таком случае AMD набрала семь голосов, а Nvidia – двадцать пять.
Сменив конфигурацию из трёх дисплеев (мы очень надеемся, что следующее обновление драйвера будет поддерживать функцию регуляции кадров в режиме Eyefinity) на один 30-дюймовый монитор с разрешением 2560×1600 пикселей, регуляция кадров активировалась и действительно повлияла на мнение свежей группы тестеров о производительности карты AMD. Если отдавать голоса неопределившихся респондентов, то AMD удваивает количество баллов до 14, а Nvidia теряет до 22.
GeForce GTX 690 всё равно оставляет за собой титул более производительной видеокарты с двумя GPU. Но не забывайте, что мы обнаружили большую проблему в Metro: Last Light, которая обеспечила Nvidia шесть голосов, а AMD – ноль. Если бы в Metro было всё в порядке, вполне возможно, что эти две модели набрали бы одинаковое количество баллов!
Итак, пока исправлены не все недостатки Radeon HD 7990. Eyefinity, OpenGL и DirectX 9 не поддерживаются функцией регуляции кадров пакета AMD Catalyst. Тем не менее, готовится вторая версия драйвера, которая исправит оставшиеся проблемы, но пока компания не озвучила дату её появления. И сейчас две Radeon HD 7990 в CrossFire – это нежизнеспособная комбинация (“Radeon HD 7990 в CrossFire: тесты уровня шума и температуры”).
В любом случае, улучшения неоспоримы. Доказательством этому служат не только объективные лабораторные тесты, но и субъективные мнения геймеров в процессе игры. AMD определённо заслуживает похвалы за то, что прислушивается к отзывам и пожеланиям своих покупателей и реализует необходимые функции. В результате многие пользователи смогут в полной мере насладиться производительностью Radeon HD 7990. Это хорошо.
Но закрывать тему, сделав положительные выводы, пока рано. Radeon HD 7990 была протестирована нами в лаборатории и силами геймеров на нашем мероприятии. Применимы ли сделанные выводы к одночиповым картам линейки AMD в связке CrossFire? Ответ на этот вопрос определит появление карт Radeon в CrossFire в цикле статьей “Лучшая видеокарта для игр”. Если выводы применимы, то, скорее всего, в рекомендациях вы увидите две Radeon HD 7970 вместо одной Radeon HD 7990.
Radeon HD 7990 против GeForce GTX 690 | Галерея: мероприятие Tom’s Hardware по тестирование видеокарт
Первые участники прибыли, когда мы закончили установку оборудования в помещении…
Здесь Крис Ангелини отвечает на вопросы и объясняет цели мероприятия.
Один из участников играет в Grid 2 в A-B тестировании.
Слепое тестирование на белой и чёрной платформах. На заднем фоне сидит жена Криса с его двухнедельной дочкой (по этой причине публикация нашей статьи по Catalyst 13.8 откладывалась).
Анализ Grid 2. Респондент пытается понять, где картинка более плавная.
Выставка систем. Слева направо: CyberPower Zeus Hercules с Iris Pro, платформа iBuyPower на базе FX-9590 и система Tom’s Hardware с процессором Core i7-3970X на водяном охлаждении и двумя GeForce GTX Titan.