Введение
Если задаться целью поднять производительность игрового ПК, то следует отслеживать два параметра: температуру CPU и графического процессора. Конечно, чаще всего обращают внимание именно на температуру процессора. Но все те хитрости охлаждения, которые применимы к центральному процессору, легко переносятся и на GPU.
Вряд ли проблема охлаждения графического процессора стояла когда-нибудь так остро, как сегодня: число транзисторов у GPU превышает их количество в центральном процессоре. Из-за нескончаемой конкуренции между двумя тяжеловесами (имена вы знаете) поколения графических процессоров сменяют друг друга очень быстро, а традиционные методы охлаждения не всегда можно назвать лучшим вариантом.
Топовые воздушные кулеры для CPU перешли на тепловые трубки. Но сегодня тепловые трубки уже не являются уделом high-end решений: они стали встречаться чаще, причём и в кулерах для видеокарт. В нашей статье мы рассмотрим один из таких кулеров: Sytrin KuFormula VF1 Plus.
Для тестов мы взяли карту ATi All-In-Wonder X1800 XL. Как и другие современные графические чипы от ATi и nVidia, линейка X1800 имеет большее число транзисторов, чем процессоры AMD или Intel. Это хорошо сказывается на производительности, но очень плохо на тепловыделении. Поскольку XL – это не самый топовый графический процессор, карта обладает простым однослотовым кулером, справляющимся только со штатными тактовыми частотами. В результате при высокой загрузке X1800 XL может нагреться до температуры выше 80°C, не доходя 20 градусов до точки кипения. Вряд ли уважающий себя геймер позволит карте так сильно нагреваться.
Хотя VF1 Plus поддерживает систему крепления, которая встречается на большинстве современных графических карт, кулер официально не поддерживает новые видеокарты Radeon 1800 и X1900. Поэтому, кроме оценки качества работы кулера, мы посвятим нашу статью адаптации VF1 Plus к карте All-In-Wonder X1800 XL.
Рекомендованная розничная цена VF1 Plus составляет всего $38, но справится ли этот кулер с современными видеокартами? Давайте посмотрим. Кстати, в России кулер VF1 Plus найти сложнее, чем на Западе. Пользуйтесь интернет-магазинами.
VF1 Plus
Комплект поставки KuFormula VF1 Plus.
На самом деле существуют два варианта KuFormula VF1: обычная модель и с добавкой “Plus”. Обе используют один и тот же модуль охлаждения с двумя тепловыми трубками, который можно установить на многие современные видеокарты. Стандартная модель VF1 предназначена для обычных вентиляторов с диаметром 80, 92 или 120 мм. Её рекомендованная цена составляет $26.
Мы же получили версию VF1 Plus, в комплект поставки которой входят радиаторы для чипов памяти, контроллер вентилятора, скоба-держатель PCI и мощный радиальный вентилятор. Рекомендованная цена на VF1 Plus чуть выше – $38, но и она неплохо выглядит по сравнению с конкурирующими решениями. Да и простая версия VF1 без вентилятора стоит на каких-то $12 дешевле.
KuFormula VF1 и радиатор.
Как мы уже упоминали выше, VF1 Plus подойдёт для различных типов видеокарт. И причина кроется в оригинальном и универсальном способе крепления. В комплект поставки входят три набора скоб крепления, которые показаны на следующей иллюстрации.
Таблица совместимости KuFormula VF1 Plus.
Спецификации
Спецификации KuFormula VF1.
Кулер весит около 240 грамм – не слишком много, и видеокарта его должна выдержать. Вообще, для кулеров VGA допустим вес до половины килограмма. Радиатор кулера изготовлен из алюминия и меди: основание медное, как и тепловые трубки. Рёбра же алюминиевые, главным образом, по причине того, чтобы вес был небольшим.
Что же касается размера, то система охлаждения по сравнению, скажем, с Arctic Cooling Silencer невелика. Кулер высокий, чтобы вместить тепловые трубки, но его нельзя назвать ни широким, ни длинным. Если бы не скоба крепления вентилятора, видеокарта с кулером легко поместилась бы в один слот.
Радиальный вентилятор может работать на трёх скоростях. Скорость выбирается с помощью трёхпозиционного тумблера на скобе крепления PCI, причём тумблер вынесен на заднюю панель, так что можно выбирать скорость и при закрытом корпусе. Тумблер увидеть сложно, но пальцами нащупать довольно легко. Скорость вращения можно определить по уровню шума.
По спецификациям уровень шума составляет 24, 28 и 32 дБ(A). Первый уровень 24 дБ(А) близок к бесшумной работе, а 32 дБ(А) – к шуму обычного вентилятора корпуса. Как видим, кулер работает весьма тихо по сравнению с другими системами охлаждения видеокарт.
Рассмотрев систему охлаждения VF1 Plus в целом, давайте попытаемся смонтировать её на X1800 XL.
Установка
Установленные радиаторы памяти.
Как мы уже упоминали выше, в спецификациях Sytrin VF1 Plus ещё не добавлены карты линейки Radeon X1800/X1900. Учтите это, если у вас карта на Radeon X1800 или X1900, и вы собираетесь приобрести описанный кулер. Мы рекомендуем перед покупкой проверить на web-сайте производителя, сертифицирована ли ваша карта для VF1 Plus.
Первым шагом при установке будет, конечно же, удаление существующего кулера. Система охлаждения All-In-Wonder X1800 XL довольно простая. Открутив восемь винтов, мы без проблем её сняли. Оставалось удалить термомастику с чипов памяти, после чего очистить поверхность графического процессора и чипов памяти с помощью спирта.
Штатный кулер снят, поверхности чипов чистые и сухие. Можно приступать к монтажу радиаторов из комплекта поставки VF1 Plus на чипы памяти. На радиаторы уже нанесена липкая термомастика, поэтому установка очень проста. Золотистые вентиляторы прекрасно вписались на карту, так как X1800 XL использует пурпурный текстолит с золотистыми вкраплениями.
Перейдём к главному: к установке радиатора GPU. VF1 Plus можно адаптировать к разным картам благодаря сменным скобам крепления, использующим разные раскладки расположения винтов. Скобы легко прикручиваются к нижней части радиатора.
Сменные скобы крепления для различных видеокарт.
Сначала мы беспокоились по поводу того, что для крепления VF1 Plus на нашу X1800 придётся просверливать отверстия. Но опасения оказались напрасными. Скобы среднего размера прекрасно подошли. На графический процессор мы нанесли тонкий равномерный слой термопасты Arctic Silver 3 и попытались установить кулер.
К сожалению, не всё оказалась просто. Хотя раскладка расположения винтов соответствовала карте, радиатор не “садился” правильно. После внимательного рассмотрения мы нашли причину: два крохотных винта, которыми скобы крепления прикручены к радиатору, мешаются защитному ободу вокруг GPU.
Обод представляет собой металлический прямоугольный контур, окружающий процессор. Он гарантирует, что кулер не будет слишком сильно давить на края процессора и не повредит кристалл. Головка у винтов выпуклая и мешается ободу. Из-за винтов радиатор на каких-то полмиллиметра не доходил до поверхности кристалла, но для охлаждения это критично. Пришлось что-то делать.
Первое, что пришло на ум – снять контур (лучше не пытайтесь делать это дома). Я помню, что довольно давно я то же самое проделывал с Radeon 9700 Pro: удалял обод, чтобы обеспечить лучший контакт с радиатором. На 9700 операция была весьма трудоёмка, требовала инструментов и физической силы. К сожалению, клей, который удерживает контур на X1800, по моим впечатлениям оказался в 10 раз более прочным, чем у 9700 Pro. Я пытался поддеть контур с помощью ножа, но безуспешно.
Вторая мысль – поменять винты. Кулер использует винты с выпуклой полукруглой головкой, а нам лучше подойдут винты с плоской, утопленной головкой. Поискав несколько минут в “железных” залежах, я нашёл нужные винты. Всё получилось!
Осталось установить карту и подключить к ней питание.
Причиной плохого прилегания радиатора оказались винты с выпуклой головкой.
Радиатор KuFormula VF1 Plus на карте.
Как нам кажется, для владельцев карт X1800/X1900 это будет единственная трудность при установке базовой модели VF1 (не версии Plus), которая поставляется без радиального вентилятора и скобы крепления для слота PCI. Мы уже сообщили KuFormula о проблеме с винтами, и будем надеяться, что будущие версии VF1 будут поставляться с правильными винтами. Но пока подтверждения об этом мы не получили.
После установки кулера на карту можно переходить к установке скобы крепления вентилятора для слота PCI, а также и самого вентилятора. Скоба крепится в соседний слот видеокарты и выводит тумблер переключения скоростей вентилятора на заднюю панель компьютера. У нас появилась новая проблема: полученная в комплекте поставки скоба крепления для слота PCI не подходила для длинной карты All-In-Wonder X1800 XL (и другой карты из линеек X1800 или X1900 по той же причине).
Проблема с длиной скобы крепления.
Скобу пришлось установить через слот от видеокарты.
Но мы легко не сдаёмся. Я решил всё же заставить заработать вентилятор VF1 Plus с картой All-in-Wonder X1800. Смекнув, я понял, что могу установить скобу не в соседний слот, а через слот. При этом я использовал одну из оставшихся скоб крепления радиатора в качестве своеобразного удлинителя. Хотя подобная система работает, расположение вентилятора всё же далеко от идеала, да и система в таком случае занимает целых два слота под картой X1800.
Вентилятор прикреплён с помощью оставшейся скобы.
Об этой проблеме мы сообщили Sytrin Corporation . Будем надеяться, что в комплект поставки будет добавлена правильная скоба крепления для карт X1800/X1900.
Собрав систему охлаждения и установив видеокарту в компьютер, можно приступать к тестированию.
Тестовая конфигурация
Системное аппаратное обеспечение | |
Процессор | AMD Athlon 64 3400+ (Venice) 2,4 ГГц (разгон до 2688 МГц) , 512 кбайт кэша L2 |
Платформа | ASrock 9393dual-SATA2 (Socket 939) чипсет ULI 1695, версия BIOS 1.6 |
Память | Patriot EP 1x 1024 MB PC3500 (CL2,0-3-2-5) |
Жёсткий диск | Western Digital WD1200JB 120 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 8 Мбайт, UltraATA/100 |
Сеть | Встроенный 100-Мбит/с Ethernet |
Видеокарта | ATi All-In-Wonder X1800 XL (PCIe) 256 Мбайт GDDR3 |
Блок питания | Ultra X-Connect , ATX, 550 Вт |
Системное ПО и драйверы | |
ОС | Microsoft Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2 |
Версия DirectX | 9.0c (4.09.0000.0904) |
Драйвер платформы | AMD AthlonTM 64 Processor Driver 1.2.2.0 |
Графический драйвер | ATI Catalyst 6.1 |
Замечания по тестированию
Сначала отметим, что тесты со штатным кулером проводились после того, как я заменил термопасту на Arctic Silver 3, счистив стандартную термомастику с графического процессора. Я всегда использую термопасту AS3 для штатных кулеров, поскольку термомастика не такая эффективная.
Чтобы обеспечить равные тестовые условия, все тесты со штатным кулером проводились с термопастой AS3, при этом я очень аккуратно установил кулер, чтобы гарантировать хороший контакт. Как мне кажется, каждый уважающий себя моддер или оверклокер должен всегда менять термомастику на качественную термопасту, поскольку это недорого, но иногда решает проблемы недостаточного теплового контакта чипа и радиатора.
Для целей сравнения мы проводили тесты со штатным кулером дважды: первый раз при скорости вентилятора кулера по умолчанию, во второй раз – заставив вентилятор вращаться на максимальной скорости с помощью утилиты AtiTool. Некоторые штатные кулеры после подобного трюка работают лучше. Да и в таком случае легче прикинуть, какую производительность сможет получить оверклокер на штатном оборудовании.
Для оценки температуры графического чипа под нагрузкой мы использовали утилиту AtiTool (версия 0.25, beta 14), так как в ней есть встроенный тест артефактов, значительно нагружающий видеокарту. Как оказалось, этот тест полезен не только для проверки артефактов, но и для нагрева графического чипа до максимальной температуры. Нам пока ещё не встречалось другое приложение, которое могло бы нагреть GPU так же быстро.
Результаты тестирования
Перед оценкой результатов тестов напомним, что мы модифицировали скобу крепления вентилятора VF1 Plus для нашей видеокарты, причём далеко не идеально. Если бы скоба правильно подходила к видеокарте, то и результаты могли бы быть лучше. Возможно, проблема с розничной версией комплекта VF1 Plus будет решена.
Вполне очевидно, что VF1 Plus обходит штатный кулер. Мягко говоря. Особенно обратите внимание на результаты при нагрузке карты. Различие между штатным кулером и VF1 Plus составляет целых 25°C.
Кроме того, температура VF1 Plus при нагрузке, равная 55°C, чуть ниже, чем температура штатного кулера при бездействии. Кстати, штатный кулер лучше работает, если принудительно выставить скорость вентилятора на 100% с помощью утилиты. Но при этом слишком уж высок уровень шума (см. ниже).
Что же касается VF1 Plus, то кулер работает так тихо, что мы даже не знаем, зачем нужны режимы со средней и низкой скоростью вращения. Конечно, в тестовом корпусе у нас немало вентиляторов, которые шумят сами по себе. Так что если система у вас тихая, то вентилятор VF1 Plus можно выставить на малые обороты. Работать он при этом будет всего на 3°C теплее, чем при максимальных оборотах (под нагрузкой).
Уровень шума
Датчика уровня шума у меня под рукой не было, но по субъективным ощущениям штатный кулер X1800 XL выдаёт где-то 45 дБ(А) при минимальной нагрузке и вплоть до 65 дБ(А) при максимальной скорости вращения. Числа предполагаемые, но при максимальной скорости штатный кулер неприемлемо громкий.
Производитель указывает у VF1 Plus уровень шума от 24 дБ(A) до 32 дБ(A), в зависимости от выбора скорости вращения вентилятора. Как уже говорилось выше, 24 дБ(А) – это близко к уровню шума тихих вентиляторов корпуса.
Но, независимо от значений в децибелах (которые часто нельзя воспринимать напрямую, так как ухо слышит не все частоты), можно твёрдо сказать, что VF1 Plus работает намного тише штатного кулера X1800 XL. Он может работать так тихо, что с трудом будет слышен на фоне других вентиляторов корпуса.
Разгон
Как же снижение температуры на 25°C скажется на разгоне?
Одним из преимуществ новых графических процессоров ATi X1800 и X1900 можно считать программное управление напряжением питания. Повышая напряжение, можно разогнать карту ещё сильнее. Вспоминаются времена, когда для той же самой операции приходилось паять резисторы на карте. Для разгона мы вновь использовали утилиту AtiTool, которая позволяет управлять напряжением ядра, скоростью вентилятора, частотами графического процессора и памяти, а также другими параметрами.
Меняя напряжение, мы попытались максимально разогнать карту как со штатным кулером, так и с VF1 Plus.
Со штатным охлаждением разогнать All-In-Wonder X1800 XL можно, но температура возрастает просто до астрономических высот. Мы подстраховались и выключили систему. Например, X1800 XL тестировалась при штатном напряжении 1,075 В. Если подать на ядро 1,2 В, то карта разгонится с 500 до 650 МГц и будет довольно стабильно работать, но температура при максимальной нагрузке легко вырастет до 90°C. Такая температура слишком опасна, поэтому тесты мы прекратили.
При штатном охлаждении лучшее, что мы получили, – 625 МГц для ядра и 600 МГц для памяти. При этом температура сохранялась где-то в середине 80 градусов при максимальной нагрузке. Выше, чем нам хотелось бы, но система оставалась стабильной. Наш образец X1800 XL оказался весьма любопытным: ядро без проблем разгонялось до очень высоких температур и сохраняло стабильность. Как мы подозреваем, можно разогнать карту до такой температуры, что она начнёт перегреваться и пахнуть.
После установки VF1 Plus проблемы с температурой исчезли. И ограничивающим фактором разгона остался лишь потенциал ядра. Мы смогли увеличить напряжение до 1,375 В, на 0,25 В выше штатного значения X1800 XT. При этом напряжении чип X1800 XL заработал на 725 МГц. После прогона 3DMark05 температура чипа оставалась всего 68°C.
Подумайте сами: после разгона на 225 МГц по сравнению со штатной частотой и запуска 3DMark05 температура графического процессора оказалась всего на 6°C теплее, чем у штатного кулера в режиме бездействия. Процессор карты оказался на 22°C холоднее, чем при разгоне со штатным кулером (перед тем, как мы остановили этот тест из-за высокой температуры).
Чтобы оценить возможности системы в 3DMark05, мы разогнали CPU до 2,6 ГГц. Мы прогнали тест при стандартных тактовых частотах, а затем после разгона. В стандартном варианте карта показала результат чуть выше 7000, а после разгона (725 МГц) перешла порог в 9000. И всё это – благодаря VF1 Plus. Мы получаем прирост в 3DMark05 на 2000 баллов – почти 30%.
Мы были приятно удивлены эффективностью подобного кулера. Результаты близки к некоторым low-end системам водяного охлаждения. Единственная проблема: мы сравнивали результаты VF1 Plus со штатным кулером X1800 XL, который занимает один слот и не такой эффективный, как двухслотовый кулер на картах X1800 XT.
Подобные VF1 Plus кулеры нацелены на тех пользователей, кто желает выжать максимум из своей системы на каждый затраченный рубль. Но даже более мощный кулер X1800 XT работает не так эффективно, как VF1 Plus, хотя шумит намного сильнее.
Заключение
Sytrin Corporation не так известна на рынке систем охлаждения, как брэнды Zalman, Thermaltake или Arctic Cooling. Но если компания продолжит выпускать продукты, подобные VF1 Plus, то ситуация наверняка изменится. Мы получаем недорогой VGA-кулер с прекрасной эффективностью охлаждения. Пользователи такие продукты любят и ценят.
После установки кулер VF1 Plus смог охладить карту на 25°C по сравнению со штатным кулером при полной нагрузке. Рекомендованная розничная цена составляет $38, поэтому единственный вопрос: совместим ли VF1 Plus с вашей видеокартой? Если совместим не полностью, то не страшно ли вам будет доработать его руками?
Учитывая стоимость высокопроизводительных графических карт на уровне нескольких сот долларов, цена в $38 кажется очень даже оправданной. Тем более что кулер VF1 Plus положительно скажется на охлаждении и уровне шума. Как нам кажется, подобный кулер достоин любого энтузиаста и геймера, независимо от того, будете ли вы разгонять видеокарту или нет. Поэтому мы присуждаем VF1 Plus награду “Must Have”.
Будем ждать, когда VF1 Plus появится в нашей стране в рознице. А пока ищите и заказывайте по Интернету.