Обзор Lian Li PC-CK101 | Корпус, который стоит обсуждения
Lian Li PC-CK101 появился ещё перед Новым годом. Его продавали и до сих пор продают многие интернет-магазины. Весь набор состоит из паровоза и тендера, в котором спрятаны все компоненты стандартного PC. Покупая модель с пометкой “L”, в дополнение вы получите три метра железнодорожных путей и двигатель.
Итак, вот наш план действий: во-первых, мы соберём полноценный PC в паровозе, потом мы заставим всё это двигаться. И, наконец, мы возьмём наш паровоз в музей поездов под открытым небом, просто ради удовольствия. Итак, приступим.
Корпус Lian Li PC-CK101 уникален даже без рельс и двигателя. Он заслуживает полноценного обзора, и мы не собираемся скрывать любые его недостатки. В демонстрационном образце компания Lian Li показала, что могут сделать мастера по металлу из листов алюминия. Ещё больше впечатляет, что компания смогла вывести этот экспонат на рынок, а не только продемонстрировать на выставках.
Характеристики Lian Li PC-CK101 | |
Название модели | PC-CK101 (+ PC-CK101L с двигателем и рельсами) |
Типоразмер | Mini-ITX, Mini Tower |
Размеры (ширина, высота, длина), мм | 185 х 259 х 515 |
Цвет | Чёрный (порошковое покрытие) |
Материал | Основа: алюминий Окна: акрилопласт |
Вес, кг | 4 |
Отсеки для приводов | 1 x 5,25″ внешний (Slim ODD) 1 x 3,5″ внутренний (HDD, если не установлен двигатель) 2 x 2,5″ внутренний (SSD; если установлен двигатель, то только один SSD) |
Вентилятор | 1 x 120 мм с пылевым фильтром |
Разъёмы | 2 x USB 3.0 (на самом паровозе) |
Размер коробки, (длина, ширина, высота), мм | CK101S: 554 x 246 x 386 CK101L: 554 x 246 x 627 |
Блок питания | SFX PSU (произведён FSP) 300 W 80 PLUS |
Цена | Приблизительно $229 за PC-CK101S без двигателя, рельс 50 см |
Итак, корпус Lian Li PC-CK101 уникален, но легко ли собрать PC на его основе? В данном материале мы представили подробный отчёт по сборке. Конечно, на пути возникали незначительные преграды, но, в конце концов, мы остались довольны.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Упаковка и комплект поставки
Хотя упаковка выглядит небольшой, в ней содержится всё необходимое (даже немного тайваньского воздуха, поскольку имеется свободное пространство). Сразу становится понятно, что этот поезд является миниатюрным потомком внушительных паровозов прошлого.
Вместо пенопласта при упаковке используются пенополиуретан и картон. Это значит, что вам не придётся пылесосить после извлечения компонентов. Кроме упаковочного материала, мы также нашли рельс длиной 50 см, тонкое руководство пользователя, множество винтов, несколько резиновых прокладок для установки на них накопителя, монтажную скобу для рельсов и даже маленький пьезодинамик.
Сам корпус Lian Li PC-CK101, состоящий из паровоза и тендера, поставляется уже в собранном виде. Дополнительные части находятся в небольших полиэтиленовых пакетиках, чтобы не пачкались и не пылились при хранении и транспортировке.
В отношении упаковки и аксессуаров этот корпус мало чем отличается от других моделей. Ну, почти. Из-за торчащих деталей сборку нужно производить очень осторожно, чтобы не поцарапать другие элементы корпуса.
Нам показалось, что процесс сборки происходит легче, если положить Lian Li PC-CK101 на подушку или плотное одеяло. Даже после трёх сборок/разборок на чёрной поверхности с порошковым покрытием и даже окнах не появилось ни одной царапины. Хотите узнать, почему мы собирали и разбирали его столько раз? Дело в том, что мы опробовали две различные материнские платы и двигатель, который привнёс существенные изменения в список комплектующих. Но не будем забегать вперёд. Сначала мы расскажем про специальный блок питания.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Блок питания и проводка
Lian Li использует блок питания мощностью 300 Вт от FSP. БП уже установлен в переднюю часть паровоза. FSP производит хорошие блоки питания, но выходная мощность данной модели превышает требования платформы, где нет возможности установить дискретную видеокарту. Почему Lian Li просто не использовала PicoPSU и внешний блок питания? Вероятно, такой ход сделан для возможности установки мощных комплектующих. В одной из наших конфигураций использовался процессор Core i7-3770K на материнской плате с чипсетом Z77. Такая конфигурация превышает возможности моделей PicoPSU, хотя мы считаем маловероятным, что кто-то будет устанавливать такое мощное “железо” в маленький причудливый корпус.
Если использовать подходящую системную плату, блок питания FSP вполне соответствует требованиям ErP/EuP. Энергопотребление системы в режиме Standby (выключен) составляет типичные 0,5 Вт. БП прошёл несколько проверок на короткие замыкания и перегрузки. Уровень шума очень низкий, даже при полной нагрузке. Скорость вращения вентилятора блока питания зависит от температуры. Мы считаем, что данный факт заслуживает внимания.
Модель | FSP300-60GHS |
Входные характеристики | 100-240 В 4,5-2,5 A 50-60 Гц |
Выходные характеристики | 3,3 В + 5 В = max. 125 Вт 12 V1 + 12 V2 = max. 264 Вт (22 А) Общая потребляемая мощность на всех шинах максимум 300 Вт |
Разъёмы | 24-контактный разъём материнской платы 4-контактный разъём CPU 12 В 1 x PATA (четыре разъёма Molex, 1 x разъём Floppy) 2 x SATA (два разъёма SATA) |
Отсутствие кабельной оплётки в таком тесном корпусе мы считаем за преимущество. Жёсткие провода было бы трудно прокладывать. Нет никаких причин заменять родной блок питания: мощности у него достаточно, и все тесты он прошёл успешно.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Оптический привод
Учитывая нетрадиционную форму Lian Li PC-CK101, совсем не удивительно, что места в нём хватает только для тонких оптических приводов. Хотя это и небольшая проблема, однако, большинство тонких приводов используют разъём mini-SATA, а у блока питания FSP его нет. Поэтому вам придётся купить переходник, благо, он не дорогой, всего несколько долларов. В общем, расходы небольшие, но сам переходник может создать дополнительные проблемы, и в нашем случае их пришлось решать.
В руководстве пользователя Lian Li рекомендуется устанавливать привод с передней части, но сначала нужно снять крышку отсека. В обнажившееся отверстие должен влезть любой тонкий дисковод.
Проводка кабеля питания и SATA под передней частью паровоза может вызвать затруднения. К тому же, если вы используете переходник SATA на mini-SATA, нужно проследить, чтобы он не выпал в процессе установки дисковода в соответствующий отсек.
В принципе процедура несложная, но полной “защиты от дурака” нет. Монтажная скоба оптического привода удерживает крышку отсека на месте, сначала её нужно отвинтить. Однако винты слишком длинные для стандартного дисковода, их можно заменить на более короткие, либо не до конца вкручивать имеющиеся. В любом случае, они могут заблокировать лоток для дисков или повредить сам дисковод.
Так и получилось. Мы заблокировали лоток привода, закрутив винты слишком сильно. К счастью, сам дисковод не повредился. Однако при наполовину закрученных винтах во время вращения диска слышна вибрация. Для надёжности мы закрепили данный элемент суперклеем.
Благодаря данному совету правильно установить привод будет гораздо легче. С одной стороны, используются два маленьких винта с полукруглой головой, с другой стороны, привод удерживается двумя винтами с плоской головкой.
Нижнюю часть Lian Li PC-CK101 можно полностью снять, открутив всего четыре винта, однако в руководство по сборке об этом не упоминается. Хотя мы придерживались инструкций Lian Li, нам кажется, что, сняв нижнюю часть, доступ к дисководу облегчился бы.
Установка переходника
Вернёмся к переходнику SATA на mini-SATA. В зависимости от производителя и модели, не все подходят идеально. Искать нужно узкий адаптер. Есть и другой вариант: спилить или сточить одну сторону широкого переходника. Мы для этого использовали дремель.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Установка SSD
Мы не будем возиться с большим жёстким диском типоразмера 3,5″. Он не только добавляет шума, но и мешает установке опционального двигателя Lian Li (хотя в руководстве об этом не сказано). Только когда вы откроете инструкцию к мотору, вы узнаете, что SSD необходимо перенести в тендер.
Для нашей системы мы используем SSD Corsair Neutron GTX 480 Гбайт. Он достаточно быстрый и ёмкий. Конечно, если бюджет ограничен, можно купить HDD типоразмера 2,5″, он может обеспечить больше ёмкости, однако производительность будет ниже.
При установке механического диска лучше использовать резиновые прокладки. Они будут поглощать вибрацию и не пропускать её на корпус (и наоборот, предохранять накопитель при движении паровоза). С их помощью устанавливать SSD тоже проще.
Прокладки отлично встают на свои места, но перед монтажом сначала лучше подключить дата-кабель и шнур питания. Опять же, сняв нижнюю часть, вы значительно упростите процесс установки.
Хотя вы можете установить SSD 2,5″ или мобильный HDD в тендер, точек крепления в нём нет. Сам двигатель сильно гремит и вибрирует. Поэтому SSD в таком случае предпочтительнее механического жёсткого диска.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Установка вентилятора
Паровозу нужно много воздуха
Родной вентилятор установлен между тендером и паровозом. Хотя компания Lian Li преуспела в различных сегментах рынка, вентиляторы, увы, не её конёк. От заводского вентилятора уши, конечно, не закладывает, но он определённо слышен, причём уровень звука выше, чем у вентилятора блока питания. Чтобы исправить этот недостаток, можно понизить напряжение до 7 В (для этого продаются адаптеры) или просто заменить его на более тихий вентилятор такого же размера. Красиво и аккуратно.
Мы заменили заводской вентилятор на передовую модель Noiseblocker из серии eLoop. Поскольку этот корпус не для бережливых, лишних несколько долларов за отличный вентилятор картину не испортят. Выбранная нами модель, возможно, слишком мощная для системы без видеокарты, однако она поможет в охлаждении мощного процессора Intel Core i7-3770K.
Если установить вентилятор на вытяжку воздуха из Lian Li PC-CK101, можно отказаться от встроенного воздушного фильтра. Охлаждение низким давлением может даже улучшить эффективность охлаждения. Попробуйте сами.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Материнская плата и CPU: конфигурация №1
Конечно, мы понимаем, что Core i7-3770K – это слишком “горячий” процессор для такого корпуса, как этот. Для игрового ПК половину денег, заплаченных за флагманский процессор Ivy Bridge, лучше потратить на дискретную видеокарту, которая, к сожалению, в корпус-паровоз Lian Li PC-CK101 не поместится. Тем не менее, мы хотели изучить тепловые возможности корпуса, поэтому установили Core i7 на плату Zotac H77-ITX WiFi.
Модуль Wi-Fi идёт в наборе с системной платой, поэтому можно не беспокоиться о беспроводной сети.
Ни плата, ни корпус Lian Li PC-CK101 не позволяют установить крупные кулеры на CPU.
На изображении ниже показан пустой тендер. Мы рекомендуем снять вентилятор перед установкой материнской платы, поскольку она содержит множество разъёмов прямо под ним.
Прорезей на задней панели Lian Li PC-CK101 едва хватает для щитка панели ввода/вывода. Чтобы его вставить, нужно приложить усилие.
Все четыре опоры для материнской платы имеют резьбу. Мы без проблем вставили и закрутили внутренние винты.
Мы обнаружили, что процессор Core i7-3770K использует все возможности кулера Scythe Big Shuriken Rev.2, особенно во время стресс-теста CPU. Естественно, для разгона запаса совсем мало. Вентилятор Noiseblocker серии eLoop помогает радиатору и кулеру, и после 60-ти минут работы LinX температура CPU не превысила 72°C при температуре в помещении на уровне 22°C. С родным вентилятором температура Core i7 достигла 74°C – это тоже вполне приемлемый показатель.
К сожалению, вентилятор Big Shuriken слишком громкий при полной нагрузке на CPU, поэтому мы решили установить другой процессор и материнскую плату.
Мы отказались от достижения верхних границ и начали рассматривать более уместную платформу. Чуть ниже мы расскажем о ней.
Длины кабеля USB едва хватает, чтобы обойти кулер Scythe на плате Zotac. Lian Li стоило бы сделать его на несколько сантиметров длиннее, чтобы покупатели не сталкивались с проблемами при подключении.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Материнская плата и CPU: конфигурация №2
Поскольку в нашей сборке тандем кулеров CPU и корпуса Lian Li PC-CK101 оказался слишком шумным, мы решили исправить ситуацию. HTPC не требует большого настольного кулера, поэтому процессор с низким энергопотреблением может оказаться весьма кстати (к тому же, его гораздо проще охлаждать в условиях стеснённого пространства).
APU AMD E-350 вряд ли вызовет зависть у ваших знакомых. К тому же, уже вышли более новые модели данного уровня. Однако материнские платы с E-350 сейчас стоят достаточно дёшево, а производительности APU достаточно для несложных задач медиасистемы. Конечно, можно было использовать более современную платформу, но у нас в лаборатории как раз завалялась MSI E350IA-E45. В плане акустики и тепловыделения она вполне соответствует поставленным целям.
Естественно, мы не смогли оставить платформу нетронутой. На высоких оборотах родной кулер достаточно шумный, поэтому мы сняли крышку радиатора MSI и заменили заводской вентилятор на модель от Noiseblocker (невероятно тихий XM2). Энергопотребление и скорость сходны с вентилятором MSI, однако XM2 едва слышен даже на максимальных оборотах.
После замены вентилятора у нас получился почти идеальный HTPC. Маломощный APU не требует большого воздушного потока, поэтому мы можем понизить скорость родного 120-миллиметрового корпусного вентилятора, снять его или даже заменить на модель со светодиодной подсветкой, добавив нашему паровозу яркости. В конце концов, у него должен быть огонь в топке.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Паровозу нужно движение
Теперь единственное, чего не хватает, – это двигателя. Lian Li предлагает набор под названием PC-CK101L, включающий двигатель и длинные рельсы. Мы не могли дождаться момента, чтобы опробовать этот незатейливый аксессуар, ведь именно возможность двигаться больше всего притягивает внимание к данному корпусу. В качестве антуража к фотосессии маленького паровоза мы выбрали железнодорожный музей под открытым небом.
Из-за погодных условий мероприятие приходилось несколько раз откладывать, но мы всё-таки выбрались, хотя день был промозглым. Надеемся, вам понравятся снимки и видеоролик.
Но мы забежали вперёд. Сначала нужно рассказать про установку двигателя, во время которой также возникали некоторые трудности. Давайте посмотрим, как стационарный корпус в виде паровоза превратиться в практически беспроводной поезд.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Первые ощущения
Упаковка и её содержимое
Комплект PC-CK101L позволяет привести корпус-паровоз в движение. В коробке содержатся шесть фрагментов полотна каждый по полметра длиной. Естественно, они подсоединяются друг к другу. Так же в коробке находится моторчик, работающий от аккумуляторной батареи.
Батарейный отсек включает четыре аккумулятора типа AA по 1,5 В. Но мы рекомендуем использовать заряжаемый источник питания. Подключить батарейный отсек к блоку питания ПК невозможно, что, несомненно, раздражает. Если вы хотите, чтобы поезд двигался при работающем ПК, придётся постоянно менять аккумуляторы.
Было бы неплохо, если бы Lian Li включила в набор за $300+ переключатель и зарядное устройство. К счастью, вы можете модернизировать его самостоятельно. Двигатель паровоза работает от напряжения 5 В, поэтому его можно подключить непосредственно к шине блока питания на 5 В.
Готовы к установке двигателя? Сначала нужно убрать все компоненты из кабины и переместить SSD в тендер. Это досадная, но неизбежная процедура.
SSD на полу
Очень хорошо, что у блока питания FSP есть два отдельных шнура SATA. Один остаётся в корпусе, питая дисковод, другой нужно провести в тендер, поскольку для установки двигателя необходимо убрать SSD из кабины. Внешний вид это не улучшает, но обойти недостаток не получится. Для аккуратности можно использовать чёрные хомуты, которых в комплекте с аксессуарами, к сожалению, нет.
Наконец для установки двигателя и осей появилось достаточно места.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Установка двигателя
Перед установкой двух осей нужно снять колёса. Мотор двигает переднюю ось с помощью шестерёнок, которая связана с задней осью посредством ремня. Если бы энергия передавалась только на переднюю ось, то мы могли бы оставить SSD в кабине, однако передние колёса не могут в одиночку сдвинуть паровоз с места. Кроме того, если передняя ось не находится под натяжением, то при движении она сильно гремит.
Итак, делать всё нужно по инструкции. Упрощения здесь не работают. Переместив SSD, мы готовы продолжать.
Пытаясь открутить защитную пластину, мы обнаружили, что она была привинчена до покрытия порошком. Поэтому краска скрепляет элементы вместе. Под усилием она поддалась, но отделка немного повредилась. К счастью, она находится на дне паровоза. Тем не менее, мы считаем, что инженеры Lian Li недостаточно тщательно продумали процедуру удаления защитной пластины.
Если в детстве вы играли в конструктор, то у вас вряд ли возникнут трудности с установкой осей. Но мы рекомендовали бы скинуть ремень с шестерёнок, чтобы ослабить натяжение. В противном случае, вкрутить подшипники будет тяжеловато.
Электрический кабель двигателя нужно прикрепить к нижней части корпуса с помощью кабельных зажимов. Двухсторонней клейкой ленты на зажимах достаточно для фиксации самих зажимов и лёгких проводов. Наконец, колёса можно поставить на новые оси.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Блок питания двигателя и переключатель
Чтобы поезд мог менять направление движения по рельсам, нужен реверсирующий переключатель. Кабель питания с USB-разъёмом подключается к батарейному отсеку в задней части поезда. Мы не советовали бы вставлять разъём USB в материнскую плату. Во-первых, двигатель потребляет более 500 мА, что превышает характеристики USB 2.0. Во-вторых, двигатель постоянного тока возвращает все электрические помехи обратно в источник питания, а это может негативно повлиять на качество звука во время воспроизведения.
На первой и последней частях рельс есть небольшие металлические скобы, отвечающие за автоматическую активацию переключателя в нижней части тендера. Если вы хотите, чтобы реверсивное движение работало правильно, особое внимание необходимо уделить полярности проводов.
Установить переключатель несложно, но его нужно правильно сориентировать.
Наконец выключатель двигателя установлен в заднюю часть тендера. Он расположен не совсем удачно, и при поднятии корпуса его можно случайно нажать. Перед транспортировкой корпуса убедитесь, что переключатель на батарейном отсеке находится в выключенном положении.
Переключатель соединён с батарейным отсеком проводами, и теперь можно поставить паровоз на рельсы для пробного запуска. Но какой смысл в движущемся, но не работающем компьютере? Чтобы исправить это недоразумение, мы решили заменить проводные компоненты беспроводными, кроме блока питания, конечно.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Беспроводные коммуникации
Беспроводная клавиатура и мышь
Подобрать беспроводные устройства ввода/выводы несложно, но лучше избегать моделей с инфракрасными передатчиками. Мы предпочитаем комбинированные переходники для мыши/клавиатуры, занимающие один разъём USB сразу для двух периферийных устройств. Некоторые из таких переходников даже совместимы с Bluetooth и обеспечивают связь с другими комплектующими.
Домашняя сеть и Интернет
Это ещё одна простая задачка. Когда Lian Li PC-CK101 был на полу, сила сигнала оказалась неочень высока, поэтому мы заменили первый Wi-Fi-адаптер на более мощный, обеспечивающий безупречный приём на полосе 5 ГГц (802.11a).
Движущийся паровоз заслуживает собственной видеокамеры! Для простоты мы используем обычную веб-камеру, хотя установить дискретную камеру внутри корпуса тоже будет несложно.
Сессия в Skype на разрешении 720p между паровозом и рабочей настольной системой проходит гладко. Весёлая получается демонстрация.
Однако нам ещё предстоит избавиться от проводов аудио- и видеосистемы, чтобы поезд мог свободно двигаться. Продолжаем.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Аудио и видео без проводов
Беспроводное видео и аудио: Gigabyte SkyVision WS100
В прошлом беспроводные технологии аудио/видео сопровождались низким качеством и задержками. Сегодня существуют более эффективные решения. Передатчик Gigabyte SkyVision управляет видео- и аудиосигналом всего через один USB-адаптер.
Набор SkyVision удовлетворяет стандарту Wireless Home Digital Interface 1.0 и обеспечивает связь на скорости 3 Гбит/с. Он использует частотный диапазон 5,1-5,8 ГГц и не будет создавать помехи для Wi-Fi стандарта 802.11a на частоте 5 ГГц. Но что более важно, Wi-Fi-передатчик 802.11a не приведёт к ухудшению качества видеосигнала.
Для нас важно, чтобы видеопередатчик поддерживал все форматы и разрешения, а не только популярные 720p или 1080p. Это и отличает дорогой передатчик Gigabyte от конкурентов. Тем не менее, есть два ограничения: не поддерживаются HD-форматы аудио (максимум 5.1, но не DTS-HD Master или Dolby TrueHD) и стереоскопическое видео. Диск Blu-ray с фильмом не воспроизводился, поиграть в режиме 3D тоже не удалось.
В целом, беспроводной видеопередатчик Gigabyte нам понравился. Для него не нужны драйверы или дополнительная настройка. Единственный недостаток – это цена от $135.
Обзор Lian Li PC-CK101 | День в музее, первая часть
Не только для фанатов железной дороги
Было бы глупо не воспользоваться возможностью провести фотосессию Lian Li PC-CK101 на фоне настоящих локомотивов в железнодорожном музее неподалёку. Можете считать эти снимки аперитивом, или стимулом посетить железнодорожный музей. Естественно, корпус Lian Li присутствует на всех фотографиях.
Обзор Lian Li PC-CK101 | День в музее, вторая часть
Мы продолжаем прогулку по музею
Ниже представлены постановочные кадры в ангаре.
Обзор Lian Li PC-CK101 | День в музее, третья часть
И ёще несколько кадров
Восхитившись технологиями парового двигателя, мы подошли к концу нашей небольшой экскурсии в историю железной дороги.
И последнее, но не менее интересное, групповое фото.
Обзор Lian Li PC-CK101 | Отличный нишевой продукт
Надеемся, вам понравилась наша небольшая экскурсия, несмотря на то, что последняя часть больше нацелена на любителей поездов, знатоков и энтузиастов железных дорог.
Необязательно, чтобы паровоз Lian Li двигался постоянно. Но осознавать, что он всё же может двигаться, если вы захотите, довольно приятно. Понятно, что это достаточно специфическая модель для отдельных энтузиастов ПК. Мы рассмотрели понравившиеся аспекты, однако места для фантазии и доработки ещё достаточно, но пора закругляться. Ниже мы выложили видеоролик работы системы.
Lian Li PC-CK101
$300+ за корпус в виде паровоза (и за блок двигателя) – это конечно дорого, но всё же Lian Li стоит отдать должное за создание компьютерного корпуса, выходящего за рамки традиционных концепций. Заставить корпус-паровоз передвигаться на три метра это круто, даже несмотря на то, что мы произвели собственные доработки.
За несколькими исключениями Lian Li PC-CK101 выполнен с большим мастерством. Нам особенно понравилась краска, устойчивая к погодным воздействиям (чему вы были свидетелями). Ни крупный гравий, ни гнутые рельсы, ни старая смазка, ни противный дождь, ни пронизывающий холод не смогли остановить паровоз Lian Li. После тщательной чистки он продолжил радовать посетителей.
Естественно, Lian Li – это в первую очередь выставочный образец, демонстрирующий, что опытные дизайнеры могут сделать с листом алюминия. Эксперимент можно считать успешным.
Мы бы хотели поблагодарить музей Sachsische Eisenbahn museum e. V. в городе Хемниц, Германия, и многих волонтёров, вызвавшихся поддерживать выставку в достойном состоянии, жертвуя своим свободным временем. Если вы вдруг будете в этом районе с детьми или без, не поленитесь посетить его – не пожалеете. Далеко не все наши читатели готовы поехать в Германию, но тем, кто заразился энтузиазмом автора, будет полезно знать, что подобные музеи есть во многих крупных городах России.