Введение
Интерфейс Intel LGA 1156 для массового рынка позволяет устанавливать процессоры линеек Core i5 и Core i7-800, но вскоре на рынок должны выйти модели Core i3, которые призваны захватить нижний ценовой сегмент. На этой платформе может работать память DDR3 со скоростями от DDR3-800 до DDR3-2000 – или даже быстрее после разгона. Из предыдущего анализа платформ на основе Socket AM3, LGA 775 и LGA 1366 мы знаем, что быстрая память оправдывает себя в сценариях разгона, но не всегда обеспечивает прирост производительности. Настало время взглянуть на систему Core i7-860 и посмотреть, как она поведёт себя с разными частотами памяти и задержками.
Нажмите на картинку для увеличения.
Рынок памяти
На рынке памяти доминируют несколько конкурирующих производителей, все из которых опираются на узнаваемость своей торговой марки. Компаниям по производству памяти без узнаваемых торговых марок (то есть крупным OEM-производителям, подобным Micron или Samsung), обычно приходиться быть более агрессивными с выпуском high-end моделей и продуктов для энтузиастов, чтобы привлечь к себе внимание и показать свои продукты в выгодном свете.
Конечно, память различается по своему качеству. Топовые модули памяти (продукты таких компаний, как A-Data, Buffalo, Corsair, Crucial, G.Skill, Kingston, Mushkin, OCZ, Patriot, Super Talent) используют высококачественные чипы памяти, а сами модули проходят расширенную процедуру валидации и тестирования. Не стоит забывать, что разные чипы памяти имеют разные характеристики.
Чем лучше репутация производителя, тем лучше будут продаваться его разные продукты. Это означает, что производителям памяти приходится быть на передовой с выпуском топовых продуктов, чтобы торговая марка постоянно присутствовала в новостях. Ну а будут эти продукты хорошо продаваться или нет – это уже совсем другая история.
Принципиальный вопрос
Поскольку между памятью для массового рынка со средними частотами/задержками и высокопроизводительными модулями разница в цене немалая, мы вновь постарались ответить на старый вопрос: какую память лучше всего покупать для Core i7? Но сегодня, поскольку мы рассматриваем платформу LGA 1156 (которая работает с двумя каналами и больше нацелена на массовый рынок), вопрос стоит шире. Ответ на него охватывает системы на процессорах линеек Core i7-800, Core i5-700 и грядущей серии начального уровня Core i3.
Скорости: DDR3-800 и DDR3-1066
Память DDR3-800, как нам кажется, уже не так важна для потребительского рынка. Вряд ли кто-то захочет брать эту медленную память, учитывая, что разница в цене между модулями DDR3-1066 практически нулевая. Впрочем, выпуск медленной памяти позволяет производителям увеличить долю годных продуктов, поэтому мы подозреваем, что некоторые дешёвые потребительские ПК будут поставляться на рынок и с этой памятью. Кроме того, некоторые дизайны ноутбуков тоже могут отдавать предпочтение медленной памяти, чтобы снизить энергопотребление.
Сначала мы провели тесты с памятью DDR3-800 с задержками CL6-6-6-18.
Поскольку на рынке можно найти разные типы памяти DDR3-1066, мы решили сначала проверить работу на медленных задержках CL8-8-8-24, которые можно считать средними. Именно такую память вы обычно получаете, если покупаете рядовой офисный ПК с памятью DDR3.
Затем мы протестировали память DDR3-1066 с более быстрыми задержками CL6-6-6-18. Хотя большая часть модулей смогут работать с такими задержками, лучше брать память, у которой низкие задержки были заявлены производителем – это позволит себя обезопасить, особенно если вы планируете разгонять память до больших тактовых частот.
Скорости: DDR3-1333 и 1600
Частота DDR3-1333 сегодня является весьма распространённой для памяти DDR3, при этом производительность подсистемы памяти оказывается явно выше, чем у DDR2-800, а цены находятся на вполне разумном уровне. Сегодня 4-Гбайт двухканальный набор станет лучшей покупкой за свои деньги, хотя 8-Гбайт двухканальные наборы DIMM тоже должны скоро появиться в массовых количествах, хотя и по более высоким ценам. Если вы будете брать память DDR3-1333 начального уровня, то наверняка получите задержки CL10-10-10-26, их мы и протестировали первыми.
Задержки CL7-7-7-20 довольно суровые – это один из самых быстрых стандартных режимов, доступных сегодня, и многие модули DDR3 с такими задержками не заработают. Переход на CL6 уже превышает спецификации JEDEC, и, вероятно, такой шаг будет слишком дорогим, чтобы посчитать данную конфигурацию за пределами разумного уровня по сравнению с более быстрыми тактовыми частотами при чуть увеличенных задержках.
Опять же, мы начали тесты памяти в режиме DDR3-1600 с довольно ослабленными задержками CL11-11-11-30.
Затем мы провели тесты памяти DDR3-1600 с более агрессивными задержками CL8-8-8-24.
Тестовая конфигурация
Нажмите на картинку для увеличения.
Для анализа производительности памяти мы использовали high-end материнскую плату Asus Maximus III Formula на чипсете Intel 55 с процессором Intel Core i7-870.
Чтобы получить возможность выставлять нужные нам частоты памяти и задержки, мы взяли два модуля DIMM Corsair CM3X2G1600C9DHX Dominator. Они сертифицированы на скорости DDR3-1600 с задержками CL9, но также могут работать и с задержками CL8. Помните, что мы оставляли все другие параметры системы, такие как частота процессора, неизменными, чтобы они не влияли на результат.
Аппаратная конфигурация | |
CPU | Intel Core i7-870 (45 нм, 2,93 ГГц, 4 x 256 кбайт кэш L2 и 8 Мбайт кэш L3, TDP 95 Вт, Rev. B1) |
Материнская плата (Socket 1156) | Asus Maximus III Formula (Rev. 1.0), чипсет: Intel P55, BIOS: 0902 (09/24/2009) |
Память DDR3 (два канала) | 2 x 2 Гбайт DDR3-1600 (Corsair CM3X2G1600C9DHX) |
Видеокарта | Zotac Geforce GTX 260², GPU: GeForce GTX 260 (576 МГц), память: 896 Мбайт DDR3 (1998 МГц), потоковые процессоры: 216, частота блока шейдеров: 1242 МГц |
Жёсткий диск | Western Digital VelociRaptor, 300 Гбайт (WD3000HLFS), 10 000 об/мин, SATA/300, кэш 16 Мбайт |
Привод Blu-ray | LG GGW-H20L, SATA/150 |
Блок питания | PC Power & Cooling, Silencer 750EPS12V 750 Вт |
Программное обеспечение и драйверы | |
Операционная система | Windows Vista Enterprise Version 6.0 x64, Service Pack 2 (Build 6000) |
Драйверы Nvidia GeForce | GeForce 185.85 |
Драйверы чипсета Intel | Chipset Installation Utility Ver. 9.1.0.1015 |
Драйверы подсистемы хранения Intel | Matrix Storage Drivers Ver. 8.8.0.1009 |
Нажмите на картинку для увеличения.
Тесты и настройки
3D-игры | |
Far Cry 2 | Version: 1.0.1 Far Cry 2 Benchmark Tool Video Mode: 1280×800 Direct3D 9 Overall Quality: Medium Bloom activated HDR off Demo: Ranch Small |
GTA IV | Version: 1.0.3 Video Mode: 1280×1024 – 1280×1024 – Aspect Ratio: Auto – All options: Medium – View Distance: 30 – Detail Distance: 100 – Vehicle Density: 100 – Shadow Density: 16 – Definition: On – Vsync: Off Ingame Benchmark |
Left 4 Dead | Version: 1.0.0.5 Video Mode: 1280×800 Game Settings – Anti Aliasing none – Filtering Trilinear – Wait for vertical sync disabled – Shader Detail Medium – Effect Detail Medium – Model/Texture Detail Medium Demo: THG Demo 1 |
Аудио | |
iTunes | Version: 8.1.0.52 Audio CD (“Terminator II” SE), 53 min. Convert to AAC audio format |
Lame MP3 | Version 3.98 Audio CD “Terminator II SE”, 53 min. convert WAV to MP3 audio format Command: -b 160 –nores (160 Kbps) |
Видео | |
TMPEG 4.6 | Version: 4.6.3.268 Video: Terminator 2 SE DVD (720×576, 16:9) 5 Minutes Audio: Dolby Digital, 48000 Hz, 6-channel, English Advanced Acoustic Engine MP3 Encoder (160 Kbps, 44.1 kHz) |
DivX 6.8.5 | Version: 6.8.5 == Main Menu == default == Codec Menu == Encoding mode: Insane Quality Enhanced multithreading Enabled using SSE4 Quarter-pixel search == Video Menu == Quantization: MPEG-2 |
XviD 1.2.1 | Version: 1.2.1 Other Options / Encoder Menu – Display encoding status = off |
Mainconcept Reference 1.6.1 | Version: 1.6.1 MPEG-2 to MPEG-2 (H.264) MainConcept H.264/AVC Codec 28 sec. HDTV 1920×1080 (MPEG-2) Audio: MPEG-2 (44.1 kHz, 2-Channel, 16 Bit, 224 Kbps) Codec: H.264 Mode: PAL (25 FPS) Profile: Settings for eight threads |
Adobe Premiere Pro CS4 | Version: 4.0 WMV 1920×1080 (39 sec.) Export: Adobe Media Encoder == Video == H.264 Blu-ray 1440x1080i 25 High Quality Encoding Passes: one Bitrate Mode: VBR Frame: 1440×1080 Frame Rate: 25 == Audio == PCM Audio, 48 kHz, Stereo EncodingPasses: one |
Приложения | |
Grisoft AVG Anti Virus 8 | Version: 8.5.287 Virus base: 270.12.16/2094 Benchmark Scan: compressed ZIP and RAR archives |
Winrar 3.9 | Version 3.90 x64 BETA 1 Best compression Benchmark: THG Workload |
Winzip 12 | Version 12.0 (8252) WinZIP command line Version 3 Compression = Best Dictionary = 4096KB Benchmark: THG Workload |
Autodesk 3D Studio Max 2009 | Version: 9.0, x64 Rendering Dragon Image Resolution: 1920 x 1280 (frame 1-5) |
Adobe Photoshop CS4 (64-bit) | Version: 11 Filtering a 16MB TIF (15000×7266) Filters: Radial Blur (Amount: 10; Method: zoom; Quality: good) Shape Blur (Radius: 46 px; custom shape: Trademark sysmbol) Median (Radius: 1px) Polar Coordinates (Rectangular to Polar) |
Adobe Acrobat 9 Professional | Version: 9.0.0 (Extended) == Printing Preferenced Menu == Default Settings: Standard == Adobe PDF Security – Edit Menu == Encrypt all documents (128-bit RC4) Open Password: 123 Permissions Password: 321 |
Синтетические тесты | |
3DMark Vantage | Version: 1.02 Options: Performance Graphics Test 1 Graphics Test 2 CPU Test 1 CPU Test 2 |
PCMark Vantage | Version: 1.00 PCMark Benchmark Memories Benchmark |
SiSoftware Sandra 2009 | Version: 2009 SP3 Processor Arithmetic, Cryptography, Memory Bandwith |
Синтетические тесты
Увеличенная пропускная способность памяти повлияла на соответствующий тест пропускной способности Sandra, но результаты других тестов изменились слабо. PCMark Vantage показывает, что высокая тактовая частота в паре с низкими задержками дают наилучшие результаты. Впрочем, это не удивляет. Но давайте посмотрим на результаты реальных приложений.
Приложения
3ds Max работает чуть быстрее на памяти с низкими задержками (DDR3-1333) и на памяти с высокими тактовыми частотами. Для этой программы лучше брать память с частотой не ниже DDR3-1333 с минимальными задержками.
Мы наблюдаем минимальную разницу в производительности между быстрой и медленной памятью DDR3 при проверке файлов на вирусы с помощью AVG Anti-Virus.
Результаты создания документа PDF из большой презентации PowerPoint меняются слабо, но они указывают на небольшое преимущество более скоростной памяти. Впрочем, разницу нельзя назвать существенной.
Мы не наблюдаем серьёзной разницы в производительности при обработке фотографии с помощью нескольких сложных фильтров в Adobe Photoshop CS4.
А вот в программе монтажа виде Adobe Premiere Pro CS4 разница в результатах более заметна. Действительно, разница во времени выполнения на конфигурациях с самой быстрой и самой медленной памятью составляет 6 секунд, что немало, учитывая акцент на производительности памяти. Вероятно, такую же разницу вы получите, если перейдёте с одного процессора на следующий по скорости в модельном ряду. Производительность Premiere лучше всего реагирует на высокие тактовые частоты, но быстрые задержки тоже дают положительный эффект.
И вновь мы получили заметное влияние частоты работы памяти, на этот раз в архиваторе WinRAR. Разница существенная, причём WinRAR больше реагирует на задержки, чем на изменение тактовых частот.
В отличие от WinRAR, архиватор WinZIP слабо реагирует на более быструю память.
Кодирование аудио и видео
Разница в производительности при преобразовании аудио в формат Apple AAC с помощью iTunes мизерная.
Мы не получили заметной разницы и в утилите кодирования LAME.
Перекодирование DivX выполняется чуть быстрее на высокопроизводительной памяти, однако мы получили большой разброс результатов при выполнении разных прогонов, то есть флуктуация данных весьма велика.
При кодировании в формат Xvid мы вновь видим преимущество более скоростной памяти.
Наконец, если вы регулярно пользуетесь MainConcept, то вряд ли имеет смысл переплачивать за более дорогую память.
3D-производительность
Графическая производительность 3DMark Vantage улучшается при снижении задержек и подъёме тактовых частот. Впрочем, прирост небольшой.
Тест CPU не дал полезной информации для анализа.
Far Cry 2 – первый 3D-шутер в нашем тестировании, в нём более быстрая память положительно сказывается на производительности. Лучшие результаты мы получили с памятью DDR3-1600.
В GTA IV мы не получили однозначных результатов.
Left 4 Dead – ещё один пример того, как быстрая скорость памяти и низкие задержки могут сказаться на производительности. В этой игре явно имеет смысл доплатить за более быструю память.
Заключение
Мы провели тесты разных скоростей памяти с процессором Core i7-870 для LGA 1156, после чего выбрали DDR3-800, -1066, -1333 и -1600 с быстрыми и ослабленными задержками. Хотя разница, как правило, оказалась невелика, некоторые приложения заметно выигрывают от более скоростной памяти. Это неудивительно, поскольку мы уже проводили подобное сравнение на других популярных платформах.
- “Подбираем память для процессоров Intel Core 2 Quad: зависимость производительности от частоты и задержек“.
- “Подбираем память для процессоров Intel Core i7: зависимость производительности от частоты и задержек“.
- “Подбираем память для процессоров AMD: зависимость производительности от частоты и задержек“.
Во всех случаях мы наблюдали существенную разницу в производительности на синтетических или низкоуровневых тестах. Пропускная способность памяти существенно увеличивается, когда вы повышаете частоту работы памяти, да и снижение задержек тоже положительно сказывается на производительности. С другой стороны, на уровне приложений мы наблюдаем намного меньшее влияние подсистемы памяти. Даже если вы установите самую быструю память на рынке, вы получите прирост производительности меньше, чем от перехода на следующую модель CPU в линейке.
В любом случае, есть некоторые приложения, которые чувствительнее других к подсистеме памяти. Некоторые 3D-игры (Left 4 Dead в нашем случае) показывают заметный прирост производительности, вероятно, по той причине, что они упираются в графическую производительность. Приложения, чувствительные к подсистеме памяти, такие как Adobe Premiere Pro CS4 и WinRAR, тоже начинают работать быстрее. Но в большинстве наших тестов мы получили небольшой или ничтожный прирост производительности от перехода на более скоростную память, поэтому наши изначальные рекомендации будут неизменными: покупайте фирменную память на частотах, принятых для массового рынка, в данном случае это DDR3-1333.
Средний прирост по тестам в процентах.
Впрочем, цены на память немного упали, в результате чего модули DDR3-1600 стали более привлекательными, да и память DDR3-2000 уже не кажется безумно дорогой. Мы считаем, что вполне разумно потратить чуть больше на быструю память уже сегодня, если вы тратитесь на другие топовые компоненты в вашем компьютере. Ниже представлены наши рекомендации (в порядке значимости).
- Убедитесь, что в вашей системе будет установлено 4 Гбайт памяти. Пара 2-Гбайт модулей памяти станет оптимальным вариантом, поскольку вы получите самые низкие задержки.
- Убедитесь, что вы покупаете фирменные модули с частотой, как минимум, DDR3-1333 и задержками CL8 или ниже.
- Смело покупайте более скоростную память DDR3-1600 при тех же задержках, что и у модулей DDR3-1333, если разница в цене невелика. Но не стоит этого делать, если за эту разницу вы можете купить более скоростной процессор.