MSI Big Bang Fuzion и Lucid Hydra: совместная работа видеокарт nVidia и AMD без CrossFire и SLI
Редакция THG,  12 января 2010


Введение

Я никогда не разрабатывал, не рекламировал и не продавал собственные продукты, но если бы я этим занялся, то наверняка начал бы с оценки аудитории потенциальных покупателей, которые готовы заплатить за то, что я предложу. Возможно, именно поэтому меня так впечатлила технология, которую удалось увидеть больше года тому назад - распределённый движок обработки LucidLogix Hydra, который реализован на материнской плате MSI Big Bang Fuzion.

Введение

Но давайте посмотрим на опрос Steam в прошлом месяце. Целых 2,67% опрошенных используют системы с несколькими GPU, и в этом подмножестве у 90% установлены конфигурации SLI. Мы предлагаем игровые сборки с двумя, тремя или даже четырьмя видеокартами, но лишь немногие конечные пользователи следуют таким же путём. А если и следуют, то предпочитают видеокарты GeForce.

MSI Big Bang Fuzion

Нажмите на картинку для увеличения.

Что ж, на наш взгляд сегодня настало прекрасно время для компании, которая предлагает совместить в одной системе разные GPU, независимо от производителя. Сегодня AMD находится "на коне", и наверняка многие владельцы видеокарт линейки GeForce GTX 200 не против того, чтобы установить Radeon HD 5850 с поддержкой Eyefinity рядом с проверенной GTX 260.

Или, возможно, 63% геймеров, использующих GPU nVidia, лояльно относятся к любимому производителю и не против добавить в систему видеокарту GeForce GTX 285, когда цена на них немного снизилась. Но если вы хотите официально собрать конфигурацию SLI, то для этого требуется вторая видеокарта GTX 285. Вместе с тем магия технологии Lucid как раз и заключается в свободе использования GeForce GTX 260 рядом с GTX 285. Или Radeon HD 4870 вместе с Radeon HD 5850. Или как вы отнесётесь к тому, чтобы установить в игровую машину Radeon HD 5870 вместе с GeForce GTX 275?

Список возможных комбинаций поражает воображение. И в этом заключается ещё одна причина, почему мы были несколько удивлены подобному союзу Lucid и MSI, когда два производителя представили платформу, обещающую поддержать решения на нескольких GPU лучше, чем ATI и Nvidia, первая из пары с пятилетним опытом розничной поддержки технологии CrossFire, а вторая может похвастаться уже шестью годами использования SLI.

Преодоление проблем

Конечно, все, кто знакомится с технологией Lucid, сразу же высказывают скептицизм. Действительно, подобный значительный шаг для относительно небольшой компании уникален. Да и не будем забывать о громких объявлениях Alienware Video Array, 3dfx Voodoo 5 6000 и BitBoys Glaze3D, которые уже стали историей. Так что когда какая-либо компания говорит о том, что может сделать что-то лучше, чем два лидера рынка, в это сложно поверить. Слишком уж красивые обещания, чтобы быть правдой.

Однако в нашей лаборатории появились представители Lucid из Израиля, сопровождаемые представителями MSI, и при этом они были готовы ответить на все вопросы и объяснить проблемы, которые пришлось решать при разработке этой программно-аппаратной технологии после дебюта на IDF 2008.

MSI Big Bang Fuzion

Нажмите на картинку для увеличения.

Возможно, самым главным физическим препятствием, с которым столкнётся MSI при продаже материнских плат Fuzion, заключается в том, что микросхема Hydra на плате стоит дорого. Модель MSI Trinergy, которая относится к той же линейке Big Bang и оснащена мостом Nvidia nForce 200, доступна в розничной продаже по цене $349 (от 12 тыс. рублей в России). Это намного превышает цену платформы X58, которая естественным образом поддерживает два слота PCI Express 2.0 с 16 линиями. MSI предполагает, что платы Fuzion будут продаваться по такой же цене - что будет уже более приемлемо, если Lucid Hydra выполнит свои обещания. Но даже в этом случае сколько геймеров из аудитории 2,67% по опросам Steam, будут готовы отдать $350 за платформу P55, чтобы получить свободу смешивать разные видеокарты?

Вопрос, конечно, злободневный. Между тем давайте посмотрим, как Windows 7 изменила ситуацию с поддержкой Lucid, и как компания планирует поддерживать одновременную работу GPU двух разных производителей, чтобы всё было не менее своевременным, чем у AMD и nVidia.

Материнская плата MSI Big Bang Fuzion

Перед тем, как мы рассмотрим принцип работы Hydra, позвольте немного поговорить о материнской плате MSI Fuzion - именно она дала нам возможность исследовать работу Lucid по рендерингу на нескольких GPU на практике.

MSI Big Bang Fuzion

Нажмите на картинку для увеличения.

Материнская плата имеет схожую раскладку с моделью P55-GD80, которую мы уже тестировали, да и она весьма близка к Big Bang Trinergy, которая будет участвовать в ближайшем обзоре моделей дороже $250. В любом случае, Big Bang Fuzion явно относится к топовым моделям по цене $350. Поскольку процессоры Lynnfield и Clarkdale, которые устанавливаются на эту плату, ограничены 16 линиями PCI Express 2.0, чипсет Hydra 200 будет мультиплексировать 16 линий на пару 16 линий для видеокарт. Fuzion также поддерживает конфигурации x16/x8/x8, но если вы планируете использовать более двух видеокарт, то чипсет P55 вряд ли можно назвать хорошим решением. В любом случае, третий слот x16 находится в самом низу материнской платы, так что двухслотовая видеокарта в нём будет свешиваться за край - вам потребуется корпус, который допускает такую конфигурацию.

Поскольку плата Fuzion поставляется с Lucid Hydra, MSI не озаботилась поддержкой CrossFire или SLI. Впрочем, вы можете отключить Hydra и активировать режим CrossFireX, поскольку он в "родном" виде поддерживается платформой Intel P55. Однако вы не можете вернуться к SLI в случае обнаружения каких-либо проблем с двумя GPU под Hydra. Поэтому после включения Hydra важно, чтобы всё работало так, как надо.

MSI Big Bang Fuzion

Нажмите на картинку для увеличения.

Как и большинство платформ LGA 1156, материнская плата Fuzion поддерживает четыре слота памяти, которые подключены к двухканальному интегрированному контроллеру Lynnfield/Clarkdale. Официально обе линейки процессоров поддерживают память до DDR3-1333, но MSI позволяет разгонять память вплоть до режима DDR3-2133.

Два контроллера Ethernet 1 Гбит/с, встроенный контроллер FireWire 400, четыре дополнительных порта SATA 3 Гбит/с, подключённые к множителям портов JMicron JMB322 и два дополнительных порта eSATA контроллера JMicron JMB362 дополняют спецификации этой материнской платы уровня энтузиастов. MSI ещё сильнее увеличила ценность этой модели, добавив звуковую карту PCI Express x1 QuantumWave на кодеке Realtek ALC889. Эта карта обладает хорошими характеристиками, она лицензирована Creative, поддерживает EAX Advanced 5.0, ALchemy и THX TruStudio PC. Последняя технология содержит функцию, помогающую компенсировать отсутствие сабвуфера, заполнив отсутствующий динамический диапазон и "разумно" реализовав усиление.

MSI Big Bang Fuzion

Нажмите на картинку для увеличения.

Среди других отличительных особенностей MSI отметим танталовые конденсаторы поверхностного монтажа, которые более надёжны, поскольку могут выдерживать очень горячие условия работы. Конечно, они стоят дороже алюминиевых электролитических конденсаторов, поэтому MSI столь активно их упоминает. Вместе с платой поставляется полный набор аксессуаров, включая "косичку" eSATA с кабелями питания/данных, шесть внутренних кабелей SATA, переходники питания SATA, кабель IDE, "косичку" на два порта USB 2.0, многочисленную документацию, подписанные блоки перемычек, контактные удлинители для проверки напряжения и MSI OC Dashboard. Панель MSI OC Dashboard представляет собой внешнее устройство, подключаемое к задней панели материнской платы Fuzion - подобно дистанционному управлению Asus TurboV. MSI OC Dashboard отображает температуры и скорости вентиляторов, загрузочные коды; выводит и позволяет менять напряжения, настраивать частоту BCLK. Панель полностью аппаратная, поэтому вам не нужно беспокоиться насчёт установки назойливых утилит, которые сопровождают многие топовые продукты от других производителей.

Многоголовая Hydra

Опять же, мы более глубоко рассмотрим дизайн материнской платы Fuzion и BIOS, когда будем тестировать схожую модель MSI Trinergy в ближайшее время. Реальным отличием в данном случае является микросхема Lucid Hydra 200, которая заменяет мост Nvidia nForce 200. Материнские платы Trinergy и Fuzion на P55 обе стоят в районе $350, поэтому выбирать вам. Вы можете выбрать поддержку SLI/CrossFireX с возможностью расширения конфигурации до 3-way SLI. Или выбрать максимальную гибкость, чтобы смешивать видеокарты разных производителей.

Если вы решили пойти первым путём, то придётся играть по правилам, установленным AMD и nVidia в части совместимых конфигураций с несколькими GPU. Это означает идентичные модели в конфигурации SLI и GPU из одной линейки в конфигурации CrossFire. Но вы также получите гарантию работы этих уже проверенных технологий, которую дают производители GPU.

Если же взять последний путь, то можно реализовать пять возможных комбинаций, три из которых являются эксклюзивом Lucid.

Эксклюзивная конфигурация LucidLogix Пример конфигураций
N-Mode: идентичные видеокарты nVidia Нет GeForce GTX 285 / GeForce GTX 285
N-Mode: не идентичные видеокарты nVidia Да GeForce GTX 285 / GeForce GTX 260
A-Mode: идентичные видеокарты AMD Нет Radeon HD 5870 / Radeon HD 5870
A-Mode: не идентичные видеокарты AMD Да Radeon HD 5870 / Radeon HD 4870
X-Mode: видеокарты разных производителей Да Radeon HD 5870 / GeForce GTX 285

Итак, у нас есть три режима, которые раньше не встречались: N-mode на не идентичных видеокартах nVidia, A-mode на не идентичных видеокартах AMD и X-mode на видеокартах разных производителей, который раньше назывался режимом "demo", но недавно был повышен до рабочего режима вместе с самыми свежими драйверами Lucid.

Цель, ранее недостижимая

Суть того, как Lucid работает с GPU одного производителя (но с разными профилями производительности) и с GPU разных компаний очень сильно завязана на алгоритмы балансировки нагрузки.

Всё же есть причины, по которым AMD и nVidia используют в конфигурациях с несколькими GPU видеокарты с близкими характеристиками производительности.

AMD поддерживает три режима вывода вашей любимой игры на двух видеокартах: AFR (alternate frame rendering), когда каждый GPU отвечает за чётные или нечётные кадры, режим supertiling, который разделяет экран на квадраты 32x32 пикселя, которые попеременно выводятся каждым GPU, и режим scissor, когда экран разделяется, и одну часть просчитывает GPU 1, а вторую - GPU2. Собственная страница AMD указывает на то, что режим scissor не такой эффективный, как другие техники рендеринга, но зато он лучше всего работает с играми OpenGL. Конечно, режимы supertiling и scissor являются больше техническими добавлениями к CrossFire, поскольку собственная практика AMD указывает на наиболее оптимальное программирование режима AFR. Поэтому большая часть игр, которые вы будете запускать в CrossFire, оптимизирована именно под этот режим.

Nvidia поддерживает два режима производительности: split-frame rendering и alternate frame rendering. Режим Split-frame работает подобно режиму AMD scissor mode, когда экран разделяется для распределения нагрузки между GPU. И, как и в случае реализации AMD, он не такой эффективный, как AFR. Режим AFR работает у nVidia так же, как и у AMD, то есть одна видеокарта выводит чётные кадры, а другая - нечётные.

Проблема режимов split-frame/scissor заключается в том, что хотя они распределяют пиксельную нагрузку, каждому GPU всё равно приходится хранить в памяти весь кадр, что не очень хорошо сказывается на геометрии и (что более важно) на пропускной способности памяти. Кроме того, эти режимы и supertiling негативно сказываются на зависимостях внутри кадра, например, на целях рендеринга, которые будут использоваться в следующем кадре.

В итоге режим AFR используется чаще всего. Собственно, в этом режиме действительно имеет смысл использовать GPU с идентичной производительностью, которые будут делить между собой кадры. Но даже в этом режиме следующий кадр может выводиться на миллисекунды дольше, чем предыдущий, что приводит к появлению характерного артефакта под названием micro-stuttering (подёргивания) в конфигурациях с несколькими GPU. На высоких скоростях он не так сильно проявляет себя, но при любой сборке CrossFire или SLI приходится проверять, не наблюдается ли на "железе" эффекта подёргивания. Но мы поговорим подробнее об этом чуть позже.

MSI Big Bang Fuzion

Нажмите на картинку для увеличения.

Задача Lucid заключалась в том, чтобы выставить минимальные требования Hydra и пойти дальше: позволить не идентичным GPU работать в одной системе, улучшив масштабируемость при установке более одной видеокарты, а также устранить потребность в дополнительных соединениях-мостиках между картами. И поскольку компания чётко определяет свои цели, для нас довольно легко оценить, на каком этапе сегодня она находится, то есть что уже сделано.

По информации Lucid, движок Hydra может перехватывать вызовы DirectX/OpenGL и, вместе использования технологии типа AFR для разделения нагрузки, разбивать каждый кадр на "задачи". Задача - это не обязательно участок экрана или последовательность похожих полигонов - ею может быть 3D-объект, например. И затем уже движок определяет, какую технологию рендеринга стоит использовать. Эти задачи распределяются между установленными GPU (на данный момент их число ограничено двумя) через драйверы производителей (которые даже не знают о существовании программной прослойки Lucid, работающей до драйвера, поскольку Hydra использует стандартный Device Driver Interface в Windows 7). Выполненные задачи возвращаются в так называемый промежуточный (interop) слой Lucid, где уже собирается кадр, после чего он отсылается на GPU с подключённым дисплеем.

MSI Big Bang Fuzion

Нажмите на картинку для увеличения.

Чтобы данный процесс выполнялся динамически - и чтобы в системе поддерживались GPU с разной производительностью - Hydra использует механизм обратной связи, который оценивает производительность установленных видеокарт в реальном времени и распределяет нагрузку соответствующим образом. Так что в теории технология Lucid позволяет предотвратить проблемы подёргивания AFR и решить проблемы зависимости внутри кадра, которые усложняют split-frame rendering.

Hydra 200: эволюция процессора

Когда Lucid только начинала проводить демонстрации новой технологии, компания использовала процессоры семейства Hydra 100, которые производились по 130-нм техпроцессу, были ограничены интерфейсом PCI Express 1.1 и потребляли до 3,5 Вт энергии.

LT24102 - топовый процессор Lucid (в линейке Hydra 200 присутствует три "системы на чипе") - относится ко второму поколению; он совместим с интерфейсом PCI Express 2.0, производится по 65-нм техпроцессу и заявлен с тепловыделением до 5,5 Вт. Процессор поддерживает 48 линий PCIe что позволяет подключить один интерфейс x16 upstream и два интерфейса x16 downstream, один x16 и два x8, либо четыре интерфейса x8. В "систему на чипе" встроен 300-МГц процессор RISC с 64 кбайт кэша для инструкций и 32 кбайт кэша для данных, который управляет встроенными коммутаторами.

MSI Big Bang Fuzion

Нажмите на картинку для увеличения.

И программное обеспечение

Конечно, перед тем, как вы сможете использовать движок Hydra, вам придётся установить драйвер Lucid, который сегодня развивается семимильными шагами. Похоже, что когда AMD или nVidia обновляют свои драйверы, Lucid приходится их валидировать и сглаживать все новые проблемы, внесённые тем или иным производителем. Конечно, всё это является постоянным кошмаром для инженеров поддержки Lucid.

И программное обеспечение

Впрочем, самая последняя версия драйвера 1.4 меняет позиционирование программного движка Hydra, так что вам не придётся сверяться с версиями Catalyst или GeForce, которые вы используете.

Но нельзя сказать, что проблемы совместимости с играми, API и операционной системой упрощаются.

Вы по-прежнему ограничены DirectX 9 и DirectX 10.

Вы по-прежнему ограничены Windows Vista (32- и 64-битной) и Windows 7 (32- и 64-битной). Более того, режим X-mode, когда видеокарты AMD и nVidia работают одновременно, ограничен Windows 7, которая позволяет устанавливать несколько драйверов видеокарт.

Да и всё зависит от внутреннего тестирования игр в Lucid. По информации компании, многие игры работают сразу же после своего выхода. Другие требуют специфических оптимизаций в драйвере. Возможно, в этом заключается самая большая трудность для Lucid, чтобы Hydra стала "прозрачной" технологией для геймеров. Так что при выходе новой игры приходится работать не только производителям GPU, но и инженерам Lucid.

В зависимости от конфигурации видеокарт, которую вы используете, вы получите разный список сертифицированных игр. Например, в драйвере 1.4.1 Lucid представила список из 42 валидированных игр на всех пяти возможных аппаратных комбинациях. Дополнительные 22 игры поддерживаются в режимах N- и A-mode (но не X-mode). Ещё девять игр работают в режиме N-mode, а пять - в A-mode. Как раз в рамках нашей статьи мы и собирались протестировать совместимость с Hydra. Мы постоянно обновляем наш тестовый пакет новыми играми, так что перед Lucid стоит непростая задача, будьте уверены.

И программное обеспечение

Что делать, если ваша любимая игра не относится к тем, что работают хорошо? Означает ли это, что вам не повезло? Необязательно. Можно вручную добавить игру в панель управления, что активирует Hydra для этой игры. Поясним подробнее.

Если поддержка Hydra отключена на плате Fuzion (через панель управления ли иконку в трее), то все игры пойдут как на одиночном GPU.

Если поддержка Hydra активирована, но игра не находится в списке панели управления как валидированна/добавленная вручную, то она будет работать на одиночном GPU.

Если поддержка Hydra активирована, и игра находится в списке, то она будет работать на нескольких GPU и (будем надеяться) будет работать быстрее. Если вы добавили игру вручную, то можете столкнуться с проблемами, поскольку игра не валидирована разработчиками Hydra.

Икс-фактор

Икс-фактор

Возможно, самой привлекательной функцией Hydra можно назвать сочетание некогда быстрой видеокарты nVidia с самой современной моделью от AMD. Как насчёт того, чтобы купить б/у GeForce GTX 285 на аукционе за $250? Но перед тем как вы загоритесь идеей собрать мощную графическую конфигурацию на Radeon и GeForce, позвольте рассказать о "подводных камнях".

Самая важная проблема наиболее очевидна: вы используете разные архитектуры от конкурентов, которые используют эти различия для того, чтобы продавать больше GPU. Смешивание архитектур приводит к наименьшему общему знаменателю. Конечно, в Lucid работают умные инженеры, но чудес они не творят. Они не могут сделать так, чтобы видеокарта Radeon HD 5870 ускоряла эффекты PhysX, а GeForce GTX 260 поддержала DirectX 11. Вместо этого вам придётся забыть и о том, и о другом. Как вы увидите в тестах, нам так и не удалось получить ускорение PhysX, когда в систему была установлена видеокарта AMD. И мы не смогли запустить последний тест S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat с освещением DX11, когда использовалась видеокарта nVidia.

Есть ещё один "подводный камень", способный охладить ваш пыл: Lucid рекомендует сочетать карты с максимально близкими профилями производительности, чтобы максимизировать масштабируемость. Если вы установите слишком быструю видеокарту со слишком медленной, то получите минимальный прирост (если вообще получите). Это печальная новость для любителей апгрейдов, которые вряд воодушевятся модернизацией GeForce GTX 260 на ту же Radeon HD 4890.

Тестовая конфигурация

Выбор "железа" для нынешних тестов производительности оказался весьма непростым. С одной стороны вполне понятно, что Lucid потратила немало усилий на оптимизацию и сертификацию линеек ATI Radeon HD 4000 и Nvidia GeForce GTX 200. И мы знаем, что компания работала, по большей части, с Windows Vista, только недавно добавив поддержку Windows 7.

Впрочем, ОС Windows 7 сегодня является стандартом де-факто. Именно новая ОС позволяет одновременно установить драйверы Catalyst 9.12 и GeForce 195.62. И она позволяет реализовать конфигурацию X-mode. Так что выбор очевиден.

Линейка Nvidia GeForce GTX 200 - это всё, что сегодня имеет nVidia. И хотя GTX 260 или 275 являются более распространёнными моделями, сложно представить, что владельцы видеокарт слабее GeForce GTX 280 или 285 будут выкладывать $350 за материнскую плату на P55. Так что GeForce GTX 285 можно тоже назвать вполне логичным выбором.

Более сложным для нас было определиться с видеокартой ATI Radeon HD 5870, которая стала поддерживаться драйвером Lucid 1.4.1 31 декабря 2009 года. В тестах стало довольно быстро заметно, что поддержка линейки 5000 пока что находится в младенческом состоянии, и это нужно принимать во внимание при анализе тестов. Впрочем, команду разработчиков драйверов винить не за что - они сделали, что смогли. Но, опять же, вряд ли покупатель материнской платы за $350 будет смешивать видеокарту линейки Radeon HD 4000 за $150 с мощной моделью nVidia.

Для каждого тестового набора мы измеряли производительность в трёх разрешениях без сглаживания и анизотропной фильтрации, а потом мы проводили те же самые тесты уже с опциями повышения качества. Для тестов без AA/AF мы также добавляли для сравнения результат одной Radeon HD 5870 для оценки влияния конфигурации CrossFire или A-mode. Единственное, что мы пропустили - пример неоднородных видеокарт от одного производителя. Мы наверстаем упущенное, когда выйдут новые драйверы, которые улучшат совместимость с нашим игровым пакетом.

Аппаратное программное обеспечение
Процессор Intel Core i7-870 (Lynnfield) 2,93 ГГц, LGA 1156, кэш L3 8 Мбайт, функции энергосбережения включены
Материнские платы MSI Big Bang Fuzion (LGA 1156) P55/LucidLogix Hydra engine
Asus Maximus III Formula (LGA 1156) P55, BIOS 1202
Память Corsair 4 Гбайт (2 x 2 Гбайт) DDR3-1600 7-7-7-20 @ DDR3-1333
Жёсткий диск Intel SSDSA2M160G2GC 160 GB SATA 3 Гбит/с
Видеокарты 2 x BFG GeForce GTX 285 1GB
2 x ATI Radeon HD 5870 1GB
Блок питания Cooler Master UCP 1100W
Системное ПО и драйверы
Операционная система Windows 7 Ultimate 64-bit
DirectX DirectX 11
Драйвер платформы Intel INF Chipset Update Utility 9.1.1.1025
Графический драйвер Catalyst 9.12
GeForce 195.62

Тесты и настройки

3D-игры
Crysis High Quality Settings, No AA / No AF, 4xAA / No AF, vsync off, 1280x1024 / 1680x1050 / 1900x1200, DirectX 10, Patch 1.2.1, 64-bit executable
Left 4 Dead 2 High Quality Settings, No AA / No AF, 8xAA / 16xAF, vsync off, 1680x1050 / 1920x1200 / 2560x1600, Tomshardware Demo, Steam Version
Call of Duty: Modern Warfare 2 Ultra High Settings, No AA / No AF, 4xAA / No AF, 1680x1050 / 1920x1200 / 2560x1600, The Gulag, 60 second sequence, Fraps
DiRT2 Ultra High Settings, No AA / No AF, 8xAA / No AF, 1680x1050 / 1920x1200 / 2560x1600, In-Game Benchmark, Steam Version
S.T.A.L.K.E.R.: Call Of Pripyat High Quality Setting, No AA / No AF, 4xAA / no AF, vsync off, 1680x1050, 1920x1200, 2560x1600, DirectX 10 lighting
Batman: Arkham Asylum High Quality Settings, No AA / No AF, PhysX On/Off, vsync off, 1680x1050, 1920x1200, 2560x1600, Patch 1.1
3DMark Vantage Version: 1.02, Overall, GPU, and CPU scores

Результаты тестов

3DMark Vantage

3DMark Vantage

3DMark Vantage

3DMark Vantage

Начнём с того, что 3DMark Vantage, сертифицированное приложение с поддержкой всех пяти режимов рендеринга, показывает, что Radeon HD 5870 и GeForce GTX 285 совместно дают меньший результат, чем одна Radeon HD 5870.

С другой стороны, в A-mode, процессор Lucid смог дать лучшую масштабируемость, чем CrossFire на паре видеокарт Radeon HD 5870 в двух тестах из трёх.

Однако для N-mode верно обратное, режим SLI на платформе Asus P55 показал существенно более высокий результат, чем решение Hydra.

Мы нарушили традиции и оставили опцию PPU активной во время тестов, надеясь, что видеокарты GeForce обеспечат оптимизации PhysX в данном тесте. К сожалению, если следовать инструкциям и установить видеокарту AMD в первый слот PCIe x16, то вы даже не сможете вызвать панель управления драйвера nVidia - не говоря уже о включении PhysX в 3DMark Vantage. Эта проблема известна, если верить Lucid, и над ней уже работают.

S.T.A.L.K.E.R.: Call Of Pripyat

S.T.A.L.K.E.R.: Call Of Pripyat

S.T.A.L.K.E.R.: Call Of Pripyat

Последняя версия S.T.A.L.K.E.R. представляет собой тяжёлую задачу для MSI Fuzion и движка Hydra, но, по крайней мере, она показывает, что технология работает так, как и объясняла нам Lucid.

Игра Call of Pripyat не находится в списке валидированных, хотя предшествующая версия поддерживалась в A-mode. Поэтому мы добавили игру вручную, после чего обнаружили серьёзные проблемы совместимости у GeForce GTX 285. Между тем, более сговорчивая пара Radeon HD 5870, похоже, работает в режиме одного GPU, поскольку производительность соответствует нашей одиночной карте без AA.

Результаты CrossFire и SLI добавлены, чтобы показать, как каждая пара видеокарт будет работать на обычной платформе P55, где интерфейс PCI Express процессора разделяется на пару подключений x8.

Crysis

Crysis

Crysis

Ещё одну игра не в списке Lucid, Crysis не получается добавить без краха, так что, по крайней мере, приятно видеть, что технология переходит в такой ситуации на рендеринг с одним GPU.

Доказательством можно считать простое сравнение с базовым результатом Radeon HD 5870, который соответствует режимам X- и A-mode. Стоит добавить сглаживание, как конфигурация CrossFire начнёт заметно выходить вперёд.

Режим N-mode, где видеокарта GeForce GTX 285 является основным адаптером, работает медленнее пары 285s в SLI, поскольку у движка Lucid Hydra нет доступного профиля

Left 4 Dead 2

Left 4 Dead 2

Left 4 Dead 2

Оригинальная Left 4 Dead находится в списке поддержки Lucid, но в продолжении произошло достаточно изменений, чтобы испортить производительность в режиме X-mode, когда мы вручную добавили игру в панели управления Hydra. Помимо существенного падения производительности, мы также обнаружили чёрные мерцающие полигоны во время настройки и самой игры.

Заметный прирост производительности в режиме A-mode позволил нам предположить, что работают обе видеокарты, но масштабируемость здесь не такая хорошая, как в режиме CrossFire. Режим N-mode даёт схожую картину, когда видеокарты в SLI обходят конфигурацию Lucid N-mode.

DiRT2

DiRT2

DiRT2

Данная игра претендует на четвёртое место в нашем игровом тестовом пакете для первой половины 2010 года, но DiRT2 тоже отсутствует в панели управления Hydra. Как и можно было предположить, пара Radeon HD 5870 работает в режиме одиночной видеокарты без проблем совместимости.

Что нас больше удивило, пара GeForce GTX 285 даёт более высокую производительность в режиме N-mode, чем в SLI, хотя мы ожидали увидеть результаты одиночной видеокарты.

Call Of Duty: Modern Warfare 2

Call Of Duty: Modern Warfare 2

Call Of Duty: Modern Warfare 2

Всё вернулось на свои места в игре Call of Duty: Modern Warfare 2. Самый быстрый результат обеспечивает конфигурация SLI на P55 - GeForce GTX 285s в режиме N-mode просто не обеспечивает хорошее масштабирование в этой игре, хотя мы вручную добавили её в панели управления драйвера.

Однопользовательская кампания поддерживается для видеокарт AMD, то есть она присутствует в панели управления драйвера Lucid. И действительно пару раз режим A-mode обходит CrossFire без сглаживания и со сглаживанием. Но удивляет то, что две видеокарты в этой игре работают медленнее одной. Мы проверили всё несколько раз - более высокая производительность достигается на одной 5870.

В любом случае, не менее удивительно видеть, что режим X-mode уполовинивает производительность Radeon HD 5870 в игре, в которой мы надеялись увидеть потенциал Hydra.

Batman: Arkham Asylum

Batman: Arkham Asylum

Batman: Arkham Asylum

Batman - ещё одна игра с поддержкой Lucid. Но, похоже, AMD и Nvidia уже достаточно хорошо реализовали поддержку в конфигурациях CrossFire и SLI - производительность оказывается ощутимо выше на платформе P55 с собственными технологиями рендеринга multi-GPU обоих производителей.

Конечно, наши усилия по запуску поддержки PhysX при установленной одной видеокарте AMD и одной Nvidia не увенчались успехом - игра Batman не пожелала использовать GeForce GTX 285 для ускорения встроенных в игру оптимизаций.

Заключение

В нашей статье мы оценивали два фактора: материнскую плату MSI Big Bang Fuzion и технологию Lucid Hydra, отделяющую материнскую плату от других платформ с поддержкой нескольких GPU. MSI и Lucid постарались сделать что-то новое и внесли инновации там, где усилия разработчиков AMD и nVidia оставили многих энтузиастов с проблемой подёргивания и отсутствием профилей рендеринга.

Технология Lucid Hydra

Давайте подведём итог тестам производительности, которые мы сегодня провели.

Из семи игр, которые мы использовали в тестах, только в одной игре мы обнаружили ситуацию, когда режим X-mode показал лучшую производительность, чем одиночная Radeon HD 5870 - Batman в разрешении 2560x1600. Во всех остальных случаях комбинация 5870/GTX 285 находилась в аутсайдерах.

Режим A-mode оказался более привлекательным. Но сильнее всего от него выигрывает 3DMark Vantage - это вообще не игра, так что победа Lucid над традиционной конфигурацией CrossFire больше синтетическая. В любом случае, это является определённым доказательством, что у Hydra есть потенциал по более эффективной работе, то есть технология может дать большую производительность, чем мы уже получаем от AMD.

Мы также получили одну или две ситуации, когда пара GeForce GTX 285 в режиме N-mode обгоняет обычную конфигурацию SLI. Что удивительно, игра DiRT2 как раз относится к такому случаю. Если рассматривать эту победу саму по себе, то она довольно существенна - мы видим, что в играх, должным образом оптимизированных под движок Lucid Hydra, можно получить схожий прирост производительности.

MSI Big Bang Fuzion

Нажмите на картинку для увеличения.

Вполне очевидно, что над Lucid нужно ещё работать и работать. Компания начала весьма амбициозный проект, позволив сочетать видеокарты разной производительности и даже разных производителей. Windows Vista, DirectX 11 и совершенно новая (и очень привлекательная) линейка новых графических процессоров AMD доставили немало хлопот Lucid. К счастью, новый драйвер 1.4 означает, что компании уже не нужно больше сертифицировать отдельные версии драйверов AMD и nVidia.

Но Lucid нужно следить за тем, чтобы добавлять аппаратную поддержку игр своевременно, включая также поддержку новейших API (подобных DirectX 11), одновременно с расширением совместимости с новыми играми. Всё это весьма сложные задачи для больших компаний; для Lucid всё ещё сложнее, поскольку компания вряд ли получит поддержку со стороны AMD или nVidia - последняя предпочтёт продавать больше лицензий SLI, чем помогать Lucid продвигать альтернативную технологию. В общем, мы ожидаем, что первые пользователи движка Hydra должны смириться с тем, что они получают поддержку новейшего "железа", соответствующего программного обеспечения и игр на шаг позже после собственных конфигураций AMD и nVidia.

Стоит ли покупать сегодня материнскую плату Big Bang Fuzion с поддержкой Lucid Hydra? Нет; она пока ещё не готова. Мы видели несколько результатов, где Radeon HD 4890 и GeForce GTX 260 масштабируются довольно хорошо, и, вне сомнения, эти результаты полностью легитимны. Но когда вы тратите $350 на материнскую плату, то наверняка будет использовать видеокарты, которые стоят ещё дороже. Если нет, то вы делаете что-то не так (начните со статьи "Сборка сбалансированного компьютера для игр: часть 1. Процессоры Intel"). Мы подразумеваем, как минимум, видеокарты линек Radeon HD 5000 и GeForce GTX 280. Сегодня же материнские платы среднего уровня на основе P55 хорошо справляются с поддержкой старых добрых технологий CrossFire и SLI за одним исключением...

...мы уже неоднократно встречали геймеров, разочарованных появлением феномена подёргивания (micro-stuttering), который проявляет себя при небольшой частоте кадров в играх, где реализуется поддержка AFR, и этот феномен нельзя зафиксировать с помощью обычных измерений частоты кадров. Фактически, во время игры на системе Hydra в Call of Duty (ATI) и Batman (Nvidia), мы просто не могли заставить этот феномен проявить себя, хотя мы переключались между конфигурациями с одним и двумя GPU. Когда проблемы Lucid с совместимостью и производительностью останутся в прошлом, для всех тех, кто страдает из-за подёргиваний в конфигурации с несколькими GPU, может открыться принципиально новая ниша. Честно говоря, мы бы хотели услышать впечатления тех геймеров, кто сталкивался с феноменом подёргиваний в режиме AFR, и кто смог попробовать платформу Hydra в работе.

Лично меня технологии Lucid и MSI заинтересовали. Конечно, продукт ещё очень "сырой", но и рендеринг на нескольких GPU пока ещё относительно новая технология на массовом рынке. И это лучшее, что какая-либо компания помимо AMD и nVidia (не считая 3dfx, конечно), смогла сделать, чтобы упростить сложность реализации CrossFire и SLI. Впереди Lucid предстоит сделать немало работы, но, похоже, самая сложная часть уже позади.

Big Bang Fuzion

MSI представила тройку очень похожих материнских плат: P55-GD80 около $200, Big Bang Trinergy за $350 и Big Bang Fuzion за $350. Пока проблемы совместимости и производительности Lucid не будут решены до уровня, кода Hydra станет практически "прозрачной" технологией для геймеров, покупающих топовые GPU, Trinergy с мостом nForce 200 кажется нам более выгодным вариантом, поскольку эта материнская плата поддерживает и CrossFire и SLI.

Но если вы не считаете, что вам нужно мультиплексировать интерфейс PCIe с 16 линиями от процессора Core i3/i5/i7 на основе Clarkdale или Lynnfield в пару интерфейсов x16, то материнская плата P55-GD80 станет более разумной покупкой. Она поддерживает традиционные конфигурации CrossFire и SLI, поэтому фактически невозможно оправдать дополнительные $150, которые вы потратите на более дорогие материнские платы - ведь мы имеем дело с конфигурацией P55. Когда шестиядерные процессоры появятся на горизонте, то настанет время обратить внимание на платформу X58. Будем надеяться, что MSI предложит продукты для энтузиастов и на этом чипсете.

КОНЕЦ СТАТЬИ


Координаты для связи с редакцией:

Общий адрес редакции: thg@thg.ru;
Размещение рекламы: Roman@thg.ru;
Другие координаты, в т.ч. адреса для отправки информации и пресс-релизов, приглашений на мероприятия и т.д. указаны на этой странице.


Все статьи: THG.ru

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru