Стоит ли ULi того?
$52 миллиона: именно такую сумму пришлось выложить nVidia, чтобы купить тайваньского производителя чипсетов ULi. И хотя nVidia говорит, что для воплощения в жизнь амбициозных планов компании по чипсетам ей требуется больше инженеров, приобретение можно рассматривать, как минимум, попытку nVidia закрепить за собой серьёзный ассортимент продуктов. В любом случае, у нашей лаборатории есть достаточно причин, чтобы посмотреть на новый чипсет ULi для Athlon 64. Он не только отличается разумной ценой, но и указывает направление, в котором будет развиваться SLI.
Всего несколько месяцев назад ULi выпустила M1695 – единственный чипсет для AMD, поддерживающий как PCI Express, так и AGP 8X без каких-либо “узких мест”. Поскольку M1695 использует туннель HyperTransport, производители материнских плат могут свободно использовать два дисплея, чтобы обеспечить дополнительные линии PCI Express. Подобный вариант позволяет устанавливать в систему две карты. К сожалению, ULi так и не удалось реализовать это преимущество на практике. Но переход под крыло nVidia решил все проблемы.
M1697 является одночиповым решением для современных и будущих платформ AMD. Собственно, последнее реализовано в виде поддержки HyperTransport 2.0. Кстати, недавний M1695 является двухчиповым решением. ULi попыталась реализовать все жизненные функции в одном чипе по соображениям цены: этот вариант наиболее дешёвый. Хорошими примерами можно считать M1689 (Athlon 64 и AGP) и M1647 (Socket A).
Использовав M1697, производители материнских плат могут на high-end модели добавить и чип M1695. В результате будут доступны 32 линии PCI Express. Их можно развести на два полнофункциональных слота x16 или на четыре слота (по x8). Теперь представьте, какие возможности даёт система с несколькими GPU… Но сделка по покупке ULi пока ещё не завершена, так что ни одна из нынешних материнских плат ULi не будет носить логотип SLI. В то же время мы не думаем, что nVidia решит поддержать SLI на решениях ULi после покупки, поскольку с точки зрения бизнеса выгоднее выпустить новые продукты.
Чипсет M1697 в деталях
Как мы уже говорили, M1697 можно назвать суммой M1695 и M1567 на одном кристалле кремния, за вычетом порта AGP. В результате мы получаем одночиповое решение для Athlon 64 (или Sempron) с высокой степенью интеграции.
M1697 предлагает целых 20 линий PCI Express, которые можно свободно конфигурировать. Графика может использовать один слот x16 или два слота x16 (по 8 линий PCIe на слот). Оставшиеся четыре линии можно разводить на один слот x4 PCI Express или три слота x1.
Если посмотреть на интерфейсы накопителей, чипсет поддерживает ACHI-совместимый контроллер Serial ATA со скоростью 300 Мбит/с и “родной” очередью команд NCQ. ULi предлагает четыре порта с возможностью использования массивов RAID 0, 1, 1+0, 5 или JBOD. Кроме того, есть два канала UltraATA/133 для жёстких дисков и оптических приводов. Наконец, не забудем про звуковой контроллер высокого разрешения (High Definition Audio).
Конечно, за высокую степень интеграции приходится расплачиваться. Некоторые воспримут отсутствие некоторых компонентов как недостаток, но это не так. Вряд ли можно полностью реализовать все современные контроллеры на одном чипе. Так что M1697 обладает восемью, а не десятью портами USB 2.0, а контроллер Ethernet поддерживает скорость только 100 Мбит/с. В принципе, производителям материнских плат никто не запрещает добавлять чипы гигабитного Ethernet, которые будут подключаться через PCI Express.
Эталонная плата ULi EV970
Эталонная плата ULi не будет продаваться в рознице, но для пробного образца она слишком уж хороша. Плата обладает всеми необходимыми функциями. На ней расположен один слот x16 PCI Express для графической карты, а также три слота x1. Что интересно, два из трёх слотов являются по формату x4 PCIe, поэтому в них можно установить мощные карты вроде контроллеров накопителей, хотя, конечно, пропускную способность вы получите x1. Плата по умолчанию использует системную частоту 201,9 МГц, так что нам пришлось вручную снизить её до стандартных 200 МГц.
Тесты прошли без каких-либо проблем. Если вы будете использовать массивы RAID, не забудьте установить драйвер чипсета под Windows.
Первым появится nVidia MCP55
Вряд ли на существующих чипах ULi появятся какие-либо продукты nVidia, но, как мы ожидаем, чипсеты следующего поколения с большим количеством линий PCI Express станут хорошими кандидатами для платформ nVidia SLI 2.0.
Поскольку HyperTransport обеспечивает гибкие возможности по конфигурации, можно ожидать появление большого числа разнообразных продуктов, которые будут использовать и чипы nVidia. Как мы думаем, следующее поколение чипсетов будет поддерживать большее число линий PCI Express, что связано с совершенствованием техпроцесса. Мы получим как хорошую гибкость, так и интересные high-end конфигурации.
Сегодня nVidia работает над новым чипом MCP55 Media Communications Processor, который должен появиться к моменту анонса новой линейки процессоров AMD Socket M2 (конец второго квартала 2006). Он будет поддерживать целых 28 линий PCI Express, два контроллера гигабитного Ethernet и шесть портов SATA II. И всё это в одном чипе. 28 линий будут разделяться на один слот x16, один слот x8 и четыре дополнительные линии. Всего MCP55 позволяет реализовать шесть отдельных подключений PCI Express. То есть серьёзная конфигурация SLI с двумя слотами x16 вряд ли получится без дополнительного чипа PCI Express, которым будет C51D, использующийся сегодня в nForce4 SLI X16. Поскольку чипы nVidia связываются между собой по интерфейсу HyperTransport, покупка в этом свете ULi кажется вполне логичной и правильной.
ULi M1697: тестовая конфигурация
Системное аппаратное обеспечение | |
Процессоры Socket 939 | AMD Athlon X2 4800+ (Toledo 90 nm, 2.4 GHz, 2x 1 MB L2 Cache) |
Платформа | ULi EV970 (Socket 939), Rev. 1.1 ULi M1697 |
Память | Corsair CM72SD512RLP-3200 2x 512 Мбайт DDR400 (200 МГц, CL2-2-2-5, 1T) |
Жёсткий диск I | Western Digital WD740 Raptor 74 Гбайт, 10 000 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA150 |
Жёсткий диск II | Western Digital WD3200JD 320 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA150 |
Сеть | Intel Pro/1000 |
Графическая карта | Extreme N7800GT/2DHTV (PCI Express) GeForce 7800GTX (430 МГц), 256 Мбайт GDDR3 (600 МГц) |
Блок питания | Enermax EG565P-VE, ATX 2.01, 535 Вт |
Системное ПО и драйверы | |
ОС | Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2 |
Версия DirectX | 9.0c (4.09.0000.0904) |
Драйверы платформы | ULi 2.13 |
Графический драйвер | nVidia ForceWare 81.85 |
ULi M1697: тесты и настройки
Тесты и настройки | |
OpenGL | |
Doom III | Version: 1.0.1262 1280×1024, 32 Bit Video Quality = High Quality demo1 Graphics detail = High Quality |
Wolfenstein Enemy Territory |
Version: 2.56 (Patch V 1.02) 1280×1024, 32 Bit timedemo 1 / demo demo4 Geometric detail = high Texture detail = high |
DirectX 8 | |
Unreal Tournament 2004 | Version: 3204 1280×1024, 32 Bit, Audio = off THG8-assault-single |
DirectX 9 | |
3DMark 2005 | Version 1.0 1024×786, 32 Bit Graphics and CPU Default Benchmark |
Видео | |
Pinnacle Studio 9 Plus | Version: 9.4.3 from: 352×288 MPEG-2 41 MB to: 720×576 MPEG-2 95 MB Encoding and Transition Rendering to MPEG-2/DVD no Audio |
Auto Gordian Knot DivX 6 XviD 1.1 |
Version: 2.16 Audio = AC3 6ch Custom size = 100 MB Resulution settings = Fixed width Codec = XviD and DivX 5 Audio = CBR MP3, kbps 192 182 MB VOB MPEG2-source |
Windows Media Encoder | Version: 9.00.00.2980 720×480 DV to WMV 320×240 (29.97 fps) 282 kbps streaming |
Аудио | |
Lame MP3 | Version 3.97.1 Multi-threaded Alpha Wave 17:14 minutes (182 MB) to mp3 32 – 320 kbit VBR = level 3 |
libvorbis OGG | Version: 1.0.1 WAV 17:14 minutes (182 MB) to ogg quality = 5 |
Приложения | |
WinRAR | Version 3.51 283 MB, 246 Files Compression = Best Dictionary = 4096 kB |
Cinebench | Version 2003 Rendering |
POV-Ray | Version 3.7 Skyvase.pov 4800×3600 |
Синтетические тесты | |
PCMark 2005 Pro | Version: 1.1.0 System, CPU and Memory Tests |
SiSoftware Sandra Pro | Version 2005, SR2 CPU Test I = Multimedia Benchmark Memory Test = Bandwidth Benchmark |
ULi M1697: тесты производительности
ULi M1697: результаты тестов OpenGL
ULi M1697: результаты тестов DirectX 8
ULi M1697: результаты тестов DirectX 9
ULi M1697: результаты тестов видео
ULi M1697: результаты тестов звука
ULi M1697: результаты тестов приложений
ULi M1697: результаты синтетических тестов
ULi M1697: результаты подсистемы хранения данных
Заключение
С точки зрения производительности сравнивать чипсеты Athlon 64 весьма показательно, поскольку встроенный контроллер памяти AMD не позволяет производителю чипсета или материнской платы выполнить какую-либо тонкую оптимизацию. Кроме того, большой кэш L2 у процессора несколько сглаживает производительность подсистемы памяти. В итоге большинство современных чипсетов для платформы AMD Socket 939 дают более-менее одинаковую производительность. Конечно, если производитель чипсета или материнской платы где-нибудь не ошибётся. Кстати, любой чипсет с поддержкой HyperTransport 2.0 в конфигурациях 16×16 потенциально готов для платформы нового поколения Socket M2, так как все процессоры AMD для связи с чипсетом используют канал HyperTransport.
Так что нас не удивило, что последний официальный продукт ULi как компании-производителя чипсетов соответствует уровню производительности конкурирующих решений от ATi, nVidia и VIA. Различия в производительности между платформами ничтожны, будь это система с двумя графическими картами или одной, а ULi ещё раз смогла подтвердить высокий уровень технической компетенции. ULi снова (и в последний раз) предлагает интересную альтернативу для тех, кому не нужны ни двойная графика, ни гигабитный Ethernet. Конечно, нельзя сказать, что M1697 обгоняет ATi Radeon Xpress 200 или nVidia nForce4, но результаты очень даже близки.
Хотя чипсеты ULi никогда не позиционировались на верхние сегменты розничного рынка, да и компания не может похвастаться технологиями сдвоенной графики как ATi или nVidia, новый ULi M1697 содержит все последние технологии. Действительно, ULi создала впечатляющий чипсет, на котором можно выпускать решения от самых дешёвых до дорогих. Как нам кажется, опыт ULi в области HyperTransport и создания продуктов с высокой степенью интеграции должны усилить позиции nVidia в сфере чипсетов.