Введение
Выход iPad 2 в очередной раз подстегнул рынок. Как известно, многие производители планируют или уже выпускают планшеты, и также не секрет, что iPad некоторые выбирают вместо нетбука или электронного ридера. Незадолго до анонса iPad 2 мы встретились с представителями ASUS, чтобы поговорить о перспективах нетбуков, планшетах и элекрронных ридерах, особенностях российского потребителя таких продуктов.
В рамках встречи редакторы THG взяли интервью у Анжелы Сю, регионального директор в России, СНГ и Балтии подразделения System Business Group компании ASUS. В беседе также приняли участие глава российского представительства ASUS Алекс Ким и директор по маркетингу Маргарита Федосеева.
ASUS | интервью с представителями компании
THG.ru: Начнём с нетбуков – как именно, на ваш взгляд, меняется этот рынок?
ASUS: Прошлый год для нас был очень успешным на этом рынке, особенно в России и Украине. Не надо забывать, что именно компания ASUS придумала этот продукт – нетбук. Мы всегда лидировали и продолжаем лидировать на рынке нетбуков, хотя на нём появляется всё больше производителей. В прошлом году мы начали выпускать нетбуки с процессорами компании AMD.
Анжела Сю, региональный директор в России, СНГ и Балтии подразделения System Business Group компании ASUS
Мы надеемся, что в этом году продолжится рост рынка нетбуков, по нашим оценкам – на 30%. Хотя, как я уже говорила, начнётся конкуренция с планшетами, но большинство вендоров объявило о начале их выпуска только к середине года и во второй его половине. Действительно, в США и в странах Западной Европы планшеты могут “отъесть” часть рынка у нетбуков. Но до стран Восточной Европы и до России все западные новинки доходят с опозданием, поэтому ситуация здесь в очень большой степени будет зависеть от стоимости планшетов и объёмов их поставок. Посмотрим.
THG.ru: Некоторые эксперты высказывают мнение, что планшеты, в основном, каннибализируют рынок электронных книг. Появление дешёвых моделей из Китая этому только способствует, хотя качеством эти продукты не блещут. Насколько, как вы полагаете, планшеты являются серьёзным конкурентом нетбуков?
ASUS: Вы правы, но опять здесь будет играть роль стоимость планшетов. Этот параметр в России имеет большое значение, а электронные книги пока гораздо дешевле и используют другие технологии, поэтому этот сегмент будет интересен.
Алекс Ким, глава российского представительства ASUS
THG.ru: Какие главные тренды на российском рынке мобильных ПК проявились в две тысячи десятом году, что ожидать от 2011?
ASUS: Наши продажи нетбуков и ноутбуков в прошлом году выросли. Наибольшим успехом пользовались нетбуки с экраном 12 дюймов. В этом году мы большие надежды связываем с началом продажи планшетов, которые начнутся в апреле. Наступивший год очень интересен тем, что нам предстоит наблюдать сосуществование нетбуков и планшетов. Только в конце года мы сможем сделать какие-то выводы, предсказывать пока никто не берется.
THG.ru: Какова сейчас доля компании ASUS на рынке ноутбуков? Как она будет меняться?
ASUS: По данным аналитических агентств, компания ASUS лидирует на рынке мобильных компьютеров с 2008 года. Наша доля на рынке ноутбуков составляет 23%, а на рынке нетбуков – 35%, причем эти цифры стабильны в течение двух последних лет. Но в наступившем году мы собираемся увеличить долю на рынке ноутбуков до 26%.
THG.ru: На выставке CES в этом году вы представили несколько образцов планшетов. Что вы думаете об их потенциале на российском рынке?
ASUS: Я думаю, эти продукты доберутся до России не раньше мая, если не будет каких-то непредвиденных задержек. Главные задачи, которые мы ставим перед собой, это обеспечение высокого качества и приемлемой цены.
THG.ru: Как известно, ASUS продаёт электронные книги в России. Что происходит на этом рынке?
ASUS: По сведениям наших партнеров, российские покупатели очень рады видеть такой известный международный бренд на этом рынке. До сих пор большинство электронных книг в Россию поступало из Украины, здесь просто не было международных брендов.
THG.ru: Примерно год назад в индустрии начались разговоры о возможном запуске некоторыми компаниями в России сервиса, подобного Amazon с её ридерами Kindle, но на базе устройств компании ASUS, поскольку у последних есть не только возможность связи по Wi-Fi, но и через 3G. Есть ли потенциал у таких инициатив на российском рынке?
ASUS: Вы имеете в виду электронные книги с возможностью 3G? Такие продукты появятся у нас в конце второго квартала этого года или в начале второго полугодия.
THG.ru: И вновь вернёмся к нетбукам. Именно с ASUS можно связать их революционную популяризацию в своё время, когда была выпущена чрезвычайно доступная модель EeePC 701. Одним из основных (помимо компактности) преимуществ этих продуктов всегда была низкая цена. Меняется ли что-то с развитием рынка и техники? Потребитель по-прежнему ищет самую низкую цену?
ASUS: Когда мы создавали первый нетбук, то кроме приемлемой цены у него были такие преимущества, как простота интерфейса. В ушедшем году на рынке нетбуков появились новые тенденции. Например, мы стали выпускать “гламурные” нетбуки типа ASUS Lamborghini. Их покупают, потому что они являются элементом стиля для некоторых пользователей. Кроме того, нетбуки покупают в качестве второго ноутбука, потому что с ним удобно работать в мобильной среде. Но при этом мы продолжаем поддерживать и ту тенденцию, о которой вы говорите – доступность.
Анжела Сю на фоне наград, полученных компанией ASUS
THG.ru: В чём особенность российского потребителя?
ASUS: На общемировом фоне российские покупатели лучше разбираются в технических деталях компьютеров. Действительно, немаловажное значение имеет цена, но технические параметры устройства также всегда принимаются во внимание. Хотя компьютер давно уже стал потребительским товаром, россияне сохраняют большой интерес к его техническим характеристикам. Учитывается и известность бренда, во всяком случае, к бренду ASUS они относятся с большим уважением.
THG.ru: В портфолио ASUS также есть коммуникаторы и коммуникаторы-навигаторы на базе ОС Android, с навигационным ПО Garmin. Что происходит с брендом Garmin-ASUS?
ASUS: Мы объявили, что с марта этого года наши продукты будут выходит под брендом ASUS без приставки Garmin, но мы продолжаем использовать карты Garmin в устройствах. Параллельно с ними будут использоваться и карты от компании “Навител”. Это связано с тем, что в некоторых странах, например в Украине, Garmin очень популярен. Поэтому мы не хотим от него отказываться.
THG.ru: Что вы думаете о популярности неттопов в России?
ASUS: Они только появляются здесь. О популярности говорить пока рано, неттопы здесь покупают только для удовольствия, точнее – для детей в семьях с большим доходом. Я думаю, что популярность этого устройства будет расти по мере того, как будет расширяться рынок приложений для него. Пока неттопы используются для игр и образования.
THG.ru: Нам отдельно хотелось бы затронуть мощные ноутбуки. Некоторые из них позиционируются, как игровые ноутбуки, а другие – как замена настольным ПК. Можете пояснить нашим читателям, какая разница между этими двумя категориями?
ASUS: У нас есть такой мощный ноутбук NX90, но мы позиционируем его не только, как игровой ноутбук. Это компьютер для тех, кто придаёт значение своему имиджу и стилю, в сочетании с самой современной технической “начинкой”.
THG.ru: И всё же, какая разница между мощным ноутбуком и игровым ноутбуком?
ASUS: Вы знаете, у нас есть специальная серия ноутбуков, помеченная буквой G – gaming. Она отличается от других наших продуктов по целому ряду параметров. Это и производительность процессора, и качество графической карты и много других деталей, которые делают эти ноутбуки удобными именно для игр.
THG.ru: Недавно на рынок вышла новая серия процессоров Intel Sandy Bridge. Какие новые продукты вы собираетесь выпускать на их основе?
ASUS: Мы собираемся обновлять всю нашу линейку ноутбуков на базе этих новых процессоров.
THG.ru: Как вы прокомментируете проблему с дефектным чипсетом Intel?
ASUS: Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что с марта уже будет поставляться исправленный чипсет. Но и в дефектном чипсете проблема возникала лишь в небольшой доле ноутбуков (от 5 до 15%) при эксплуатации его в определенных условиях.
THG.ru: Что вы думаете о технологии multitouch для сенсорных экранов? Придет ли она в ноутбуки?
ASUS: Прежде всего, в устройстве должна быть соответствующая операционная система для работы с этой технологией. Все-таки эта технология прежде всего создана для планшетов, где вы общаетесь с сенсорным экраном постоянно. В ноутбуках другой режим работы. В принципе всё это можно реализовать, надо только понять – нужно ли это нашим пользователям.
THG.ru: Какими особенными “фишками” компания ASUS собирается побеждать своих конкурентов?
ASUS: Наше главное богатство – это наши партнёры, причем, не только дистрибуторы, но и партнёры любого уровня. Именно они доносят наши продукты в самые далекие уголки мира. Не менее важным я считаю и высочайший уровень наших команд по всему миру. Это службы продаж, маркетинга, технической поддержки. Очень важно наше стремление к внедрению самых современных технологий в наши продукты, а также квалифицированное сопровождение их после продажи. Удовлетворение покупателей – главное для нас.
THG.ru: Меняется ли ваша маркетинговая стратегия в современных условиях?
ASUS: Компания ASUS уже давно придает большое значение новым каналам коммуникаций и работает, в частности, в сфере социальных сетей. Полтора года назад мы начали проект “Friend Club”, в котором сегодня принимает участие более 100 тысяч человек.
В нашей политике маркетинга главный принцип – работа в диапазоне 360 градусов. Мы работаем и с интернет-изданиями, и с печатной прессой, и с партнёрами. Компьютер все больше становится потребительским продуктом, поэтому мы стараемся ориентировать нашу деятельность на простых людей, не всегда разбирающихся в технических тонкостях.
THG.ru: Спасибо большое за интересное интервью.