Введение
Пользователи WinXP и Win2000 обычно выходят в Интернет без каких-либо хлопот. Но с правильной работой совместного доступа к файлам и принтерам (File and Printer sharing) часто возникают проблемы. Иногда он не работает вообще, иногда только некоторые машины в сети могут совместно использовать файлы и принтеры, а зачастую доступ к файлам возможен только в одном направлении. Мы постараемся помочь в решении этих проблем.
Конечно же, мы знакомы с этими проблемами – лично мне пришлось переустановить XP, чтобы избавиться от них (да, первый совет будет именно таков). Но всё же мы решили привести менее драматичные советы, чтобы ваша сеть вновь работала успешно и быстро.
Совет: данная статья подразумевает, что сеть у вас работает. Если же сеть у вас не работает вообще, почитайте Troubleshooting Home Networking in Windows XP (Microsoft Knowledge Base Article – 308007).
Примечание: эта статья фокусируется на WinXP, но некоторые советы – с незначительными изменениями – будут верны и для Win2000.
Совет 1: проверяйте базовые настройки
WinXP подразумевает, что TCP/IP является сетевым протоколом по умолчанию, и для доступа в Интернет и для организации совместного использования файлов вам больше ничего не нужно. Если ваше соединение с Интернетом функционирует, значит TCP/IP установлен и работает, поэтому вы можете вычеркнуть его из списка проблем. Однако – и все, читающие эту статью наверняка с этим сталкивались – рабочее соединение TCP/IP отнюдь не гарантирует, что совместный доступ к файлам и принтерам будет работать.
Под WinXP необходимо установить и разрешить сервисы Client for Microsoft Networks и File and Printer Sharing for Microsoft Networks – оба они необходимы для совместного доступа к файлам и принтерам – на всех сетевых адаптерах. Также вы должны посетить свойства локальной сети Local Area Connection Properties (Start > Settings > Network Connections) для вашего сетевого адаптера (Рис. 1) и убедиться, что обе галочки стоят на месте.
Рис. 1. Свойства подключения к локальной сети.
В этом же окне прокрутите список до протокола Internet Protocol (TCP/IP), нажмите клавишу свойств Properties и в появившемся окне – клавишу расширенных настроек Advanced. На Рис. 2 показано, что вам необходимо проверить следующим, и как это должно выглядеть. Настройка включения NetBIOS над TCP/IP Enable NetBIOS over TCP/IP необходима, поскольку Windows использует именно NetBIOS для совместного доступа к файлам и принтерам.
Рис. 2. Проверяем включение NetBIOS над TCP/IP.
Пока мы проверяем базовые настройки, откройте Панель управления (Control Panel) и выберите значок Система (System). Там перейдите на закладку Имя компьютера (Computer Name). Вы можете называть компьютеры как хотите (лишь бы они имели разные имена). Но убедитесь, что все компьютеры имеют одинаковое поле Рабочая группа (Workgroup).
Учитывая ограничения предыдущих версий Windows и наши собственные “параноидальные” тенденции (по крайней мере, по отношению к сетям Windows), мы используем только числа и буквы для имён и всегда прописные буквы – для названия рабочей группы.
Рис. 3. Имена компьютера и рабочей группы.
Мы подразумеваем, что большинство LAN работают с одним маршрутизатором, который раздаёт IP-адреса клиентам через сервер DHCP (obtain address automatically). Таким образом, клиенты должны располагаться в одной и той же подсети класса C, когда все IP-адреса имеют одни и те же три первых октета. (Например, 192.168.0.X).
Совет: каждое число между точками IP-адреса называется октетом. Каждый октет состоит из 8 бит.
Но всё же проверьте IP-адреса на каждом компьютере, чтобы удостовериться в том, что они соответствуют правилу. В XP это несложно, как показано на Рис. 4.
Рис. 4. Проверка IP-адреса.
Наконец, нам следует проверить службу Server, которая необходима для совместного доступа к файлам и принтерам. Обычно она запускается при старте Windows, но иногда некоторые программы могут отключить эту службу.
Откройте консоль управления службами Services Management Console (Start > Programs > Administrative Tools > Services) и прокрутите, пока вы не обнаружите службу Server, как показано на Рис. 5.
Рис. 5. Служба Server.
Два раза нажмите на название службы, чтобы вызвать окно её свойств (Properties), и убедитесь, что оно похоже на Рис. 6.
Рис. 6. Свойства службы Server.
Если вы произвели какие-либо изменения, то закройте каждое окно нажатием клавиши OK, и, возможно, вам потребуется перезагрузить систему. Если никаких изменений вы не производите, то просто закройте [X] или отмените (Cancel) все окна.
Совет 2: отключите или настройте брандмауэр
Брандмауэры, типа XP Internet Connection Firewall [ICF], Norton Internet Security, ZoneAlarm и другие, отслеживают весь входящий и выходящий трафик компьютерной сети, который обычно включает запросы на совместное использование файлов и принтеров.
Первый шаг здесь состоит в том, чтобы отключить ICF на каждом компьютере вашей LAN. Идея ICF довольно проста: данная технология не конфигурируема и предназначена только для машин, напрямую подключённых к Интернету. Если включить её на компьютере, который находится за аппаратным брандмауэром, то у этой машины, определённо, возникнут проблемы с совместным доступом к файлам и принтером. На Рис. 7 показано, где находится ICF и как её отключить.
Рис. 7. Отключаем брандмауэр Internet Connection Firewall.
Большинство других брандмауэров можно без проблем настроить таким образом, чтобы они пропускали трафик Microsoft Networking. Но если вы не знаете, как это сделать, отключите их или, лучше, деинсталлируйте – пока совместный доступ к файлам и принтерам не начнёт работать.
Совет 3: виртуальные LAN и беспроводная защита
Сегодня потребительское сетевое оборудование начинает оснащаться функциями, которые раньше были доступны только в “железе” корпоративного уровня. Хотя такое бывает редко, но ваш маршрутизатор может использовать функцию виртуальных LAN (VLAN), которая не позволяет совместному доступу к файлам и принтерам работать должным образом.
Основная цель VLAN заключается в том, чтобы компьютеры на разных физических сетях вели себя так, как будто они находятся на одной сети. Но ту же самую функцию можно использовать и для изолирования друг от друга компьютеров, подключённых к одному и тому же маршрутизатору или коммутатору.
Если у вашего маршрутизатора (или коммутатора) не указано отдельно, что он поддерживает VLAN (и предоставляет средства для управления этой функцией), то вряд ли он её поддерживает. Если же ваше оборудование имеет поддержку VLAN, то почитайте руководство и найдите, где можно очистить настройки сети.
Но с беспроводными точками доступа и маршрутизаторами ситуация иная. Некоторые продукты реализуют функцию “беспроводной защиты” (wireless privacy, но её также называют и по-другому), которая позволяет беспроводным станциям подключаться к проводной сети, но не к другим беспроводным клиентам. Если совместный доступ к файлам между беспроводными клиентами не работает, тщательно проверьте настройки беспроводной точки доступа или маршрутизатора, с особым вниманием к этой настройке.
Примечание: настройки беспроводной защиты не называются “Block SSID”, “MAC address filter” или “Access Control List (ACL)”.
Совет 4: проблемы с браузером сети
Если ваши проблемы до сих пор не решены, то, скорее всего, неправильно работает браузер сети Windows Network Browsing. Что такое браузер сети? Давайте обратимся к тому, что говорит Microsoft.
Из описания Microsoft Computer Browser Service (Microsoft Knowledge Base Article – 188001):
Основная функция службы браузера заключается в обеспечении списка компьютеров, совместно использующих ресурсы в домене клиента, вместе со списком других доменов и рабочих групп в глобальной сети (WAN). Список выводится клиентам при просмотре сетевых ресурсов через Network Neighborhood или команду NET VIEW.
Другими словами, служба браузера сети отслеживает компьютеры в сети и выводит их в списке рядом расположенных компьютеров Network Neighborhood/My Network Places. На самом деле, для совместного использования файлов и принтеров эта функция не нужна.
Чтобы посмотреть, вызваны ли проблемы в вашей сети службой браузера сети, попробуйте следующее:
- Шаг 1: напишите IP-адреса двух компьютеров, между которыми не работает совместный доступ к файлам и принтерам.
- Шаг 2. выберите Start > Run и наберите \ipaddress, где ipaddress – это IP-адрес компьютера, к которому вы пытаетесь обратиться.
Если при этом открывается окно с ресурсами нужного компьютера, то тогда совместный доступ к файлам и принтерам работает нормально, в отличие от службы браузера сети.
Совет: как только соединение было произведено, вы можете сделать ярлык на нужный ресурс, нажав на него правой клавишей мыши и выбрав “Создать ярлык” (Create Shortcut). Вы также можете подключить сетевой диск любым способом.
Имейте в виду, что ярлык будет работать до тех пор, пока IP-адрес компьютера не изменится. Поэтому, если вы планируете использовать описанное окружение, мы рекомендуем присваивать статический IP-адрес всем машинам в локальной сети.
Одна из ошибок может быть связана с неправильным выбором Master Browser. Дело в том, что в сети может быть только один Master Browser, и его функция заключается в сборе анонсов типа “Я компьютер X по IP-адресу Y” для каждого компьютера в сети и компиляции их в список всех доступных компьютеров в сети. Именно этот список выдаётся, когда вы используете окно Network Neighborhood/My Network Places для поиска доступных компьютеров.
Вы можете посмотреть, какой компьютер является Master Browser сети, выполнив команду nbtstat -n на всех машинах. На Рис. 8 показан результат выполнения команды на компьютере, который является Master Browser. Ваши результаты могут отличаться, однако вы должны увидеть имя вашего компьютера, имя его рабочей группы, и, самое важное, строку ..__MSBROWSE__.
Результат на Master Browser.
На Рис. 9 показан результат выполнения команды на других компьютерах рабочей группы – вы получаете то же самое, за исключением строки..__MSBROWSE__.
Результат на компьютере, не являющемся Master Browser.
На каждом сегменте сети может быть только один Master Browser, а все компьютеры на сегменте должны работать вместе и решать, какой компьютер станет Master Browser. Этот процесс работает, в общем, нормально, если компьютеры подключаются и отключаются от сети обычным образом. К примеру, если компьютер Master Browser будет выключаться, он вышлет анонс, что он покидает сеть, и другие компьютеры вновь будут выбирать Master Browser.
Проблемы могут возникать тогда, когда Master Browser внезапно исчезнет из сети. Скажем, произойдёт сбой Windows или просто отключат питание – но такие исчезновения особенно характерны для беспроводных сетей. Так что если компьютер беспроводной сети получит статус Master Browser, то вы определённо обречены на проблемы.
Что же произошло в нашем случае? Наш ноутбук с беспроводной картой, который выступает в различных тестах как беспроводный клиент, в некоторый момент взял на себя роль Master Browser. В результате появились различные проблемы, которые решились только трюком \ipaddress, описанным выше. Мы даже решились на переустановку XP (но не переформатирование), но вам лучше выбрать что-то менее драматичное – лучше всего отрегулировать процесс выбора Master Browser, как описано ниже.
Перед тем, как появилась “улучшенная” поддержка сети WinXP, вы могли контролировать, участвует ли компьютер в выборах Master Browser, через свойства службы File and Printer Sharing for Microsoft Networks (Рис. 10).
Рис. 10. Управление выборами Master Browser – Win98SE.
Но и в WinXP вы, по-прежнему, можете сделать такую же штуку, но эта функция была перенесена в Services Management Console (Start > Programs > Administrative Tools > Services), как показано на Рис. 11.
Рис. 11. Служба браузера в WinXP.
Чтобы отменить участие компьютера в выборе Master Browser, просто нажмите два раза левой клавишей мыши на службе Computer Browser и установите её так, как показано на Рис. 12. Это не отменяет получения компьютером списка сетевых станций от Master Browser, однако этот компьютер просто не будет становиться Master Browser.
Рис. 12. Служба браузера отключена.
Если вы предпочитаете работу с реестром, то запустите regedit и перейдите к ветке (Рис. 13):
HKEY_LOCAL_MACHINESYSTEMCurrentControlSetServicesBrowserParameters
Рис. 13. Ветка реестра службы браузера.
Измените ключ MaintainServerList в значение No, сохраните ключ, закройте regedit и выполните перезагрузку.
Вне зависимости от использованного метода, выберите в сети компьютер, который чаще всего включён и не имеет беспроводного подключения, и запустите на нём службу Master Browser.
Совет: когда вы отключаете службу Computer Browser на каждой машине, выключите их до тех пор, пока не останется один компьютер с активированной службой Computer Browser. Затем включайте все компьютеры один за другим.
Совет 5: если ничего так и не работает
Если вы до сих пор читаете эту статью, то настало время решительных действий. Ниже мы приведём ещё пару рекомендаций.
Сначала попробуйте выполнить восстановление системы System Restore до того момента, как у вас возникли проблемы с совместным доступом к файлам и принтером. Если вы никогда не использовали до этого System Restore, то эта функция вызывается по ярлыку “Система” в “Панели управления” и находится на закладке “Восстановление системы” (System Restore).
Затем вы можете попробовать сбросить стек TCP/IP. Под Win98 вы можете просто деинсталлировать и установить протокол TCP/IP в свойствах сети, но, опять же, у XP на этот счёт своё мнение. Прочитайте статью How to Reset Internet Protocol (TCP/IP) in Windows XP (Microsoft Knowledge Base Article – 299357).
Наконец, если ничего вам не помогло, то остаётся единственный выход – переустановка XP. В данном случае чистая установка (включая форматирование диска) не нужна – всё стало работать и при обычной переустановке.