Введение
Технология передачи голоса по IP-сети (Voice over IP, VoIP) интересна многим. А как же иначе, ведь почти каждому нужны недорогие или даже совсем бесплатные звонки по всему миру. Как и любая другая новая технология, VoIP вызывает массу вопросов. Для многих она продолжает оставаться “белым пятном”. В нашей статье мы расскажем о VoIP и ответим на наиболее часто задаваемые вопросы.
Что такое VoIP?
Говоря простым языком, VoIP – это технология, позволяющая вести голосовые переговоры через Интернет. Именно благодаря этому стоимость разговоров оказывается ниже по сравнению с обычной телефонной связью. Хотя, конечно, стоимость и качество меняются в зависимости от поставщика услуг. Так, известная система Skype, предлагает звонки из любой точки земного шара в любую другую в среднем по цене чуть более 2 центов за минуту.
За что платим, а за что – нет?
В принципе, звонки между пользователями сети VoIP бесплатны. Например, два пользователя Yahoo или Skype могут разговаривать друг с другом бесплатно. А вот за звонки на обычные телефоны придётся заплатить. И в любом случае придётся, конечно же, заплатить за использованный трафик интернет-провайдеру.
Чем отличается телефонная VoIP от компьютерной?
При использовании телефонной VoIP телефонный аппарат подключается к специальному адаптеру, имеющему выход в Интернет. В случае с компьютерной VoIP используется специальная программа, работающая на ПК или ноутбуке, и поэтому, естественно, для разговора нужен компьютер и выход в Интернет.
Можно или использовать оборудование одного провайдера VoIP для работы с другим?
Чаще всего нельзя. Большинство VoIP-провайдеров с мировым именем, такие как Vonage, AT&T CallVantage и Verizon Voicewing, блокируют оборудование на использование только в собственной сети. Некоторые провайдеры предлагают взять в аренду своё оборудование.
Зато системы VoIP, работающие на ПК, такие как Skype и Yahoo Messenger, не требуют какого-либо специального аппаратного обеспечения. Любой желающий может использовать любое количество служб VoIP с одного компьютера (естественно, не одновременно).
Какие требования предъявляет VoIP?
Для работы любого VoIP требуется широкополосное подключение к Интернету (выделенная линия, ADSL и т.д.), и чем быстрее будет канал, тем лучше. Отметим, что для одного пользователя подключения со скоростью 256 кбит/с для входящего потока и 128 кбит/с для исходящего будет вполне достаточно. Если пользователей несколько, то канал придётся расширить.
Требования к аппаратному обеспечению не такие жёсткие; достаточно практически любого ПК, купленного за последние два года (или даже старше). Конечно, требования могут различаться для разных провайдеров. Естественно, потребуется устройство ввода звука (микрофон) и вывода (наушники).
Трафик в цифрах.
Для тех, кого интересуют цифры, приведём некоторые значения. Так, многое зависит от “последней мили”, то есть способа подключения дома или офиса к Интернету, и используемого кодека. Многие провайдеры VoIP используют кодек G.711 с сэмплированием по 20 миллисекунд, при этом получается поток 64 кбит/с. Прибавляем сюда заголовки IP, и поток увеличивается до 71,6 кбит/с. Если для подключения к Интернету используется технология Frame-Relay DSL (или кабельные модемы), то поток возрастает до 81,6 кбит/с, а если ATM DSL (более популярный вариант), то поток возрастает до 106 кбит/с. Отметим, что такой поток идёт в каждом направлении, для того чтобы слышать и для того, чтобы говорить (то есть исходящий и входящий поток для подключения Интернета).
Какая существует периферия для VoIP?
Кроме традиционных гарнитур и микрофонов, в последнее время всё активнее расширяется рынок периферии для VoIP. Сюда можно отнести беспроводные и USB-трубки, которые подключаются к компьютеру для вызовов VoIP.
На THG.ru есть несколько обзоров подобных устройства.
- “Wi-Fi-телефон ZyXEL Prestige 2000W v2: обновлённая версия для VoIP-телефонии“;
- “Телефон Linksys CIT200 для Skype“;
- “Olympia Cordless DUALphone: беспроводной телефон для Skype“;
- “Телефон IPFones IP-700m USB World Phone: облегчаем работу со Skype“;
- “VoIP-шлюзы VoiceCOM 110 и 130 от российской компании Nateks Networks“.
Может ли VoIP интегрироваться со службами мгновенных сообщений?
Некоторые могут, некоторые – нет. Например, Skype имеет собственную службу сообщений, которая позволяет не только обмениваться текстовыми сообщениями, но и передавать файлы. Причём, в то же время можно осуществлять как голосовые, так и видеоконференции с другими пользователями (как и упоминалось ранее, между двумя клиентами сети это бесплатно). Другие службы VoIP, например Yahoo, работают совместно с существующими службами сообщений, считая это более удобным.
Можно ли сохранить свой старый телефонный номер при переезде?
Чаще всего можно. Кроме того, при желании можно получить номер из совершенно другого региона. Например, московский номер во Владивостоке, тогда из Москвы вам смогут звонить, не переплачивая за межгород.
Можно ли пользоваться дополнительными службами, например, факсом или голосовой почтой, пользуясь VoIP?
Здесь многое зависит от провайдера, однако возможность есть. Поддерживается всё: от переадресации вызовов до голосовой почты и факса, поэтому надо внимательно изучить тарифы оператора.
Можно ли пользоваться VoIP с мобильного телефона?
В настоящий момент в этом направлении ведутся разработки. Конечно, через VoIP можно звонить на мобильные телефоны, но интегрировать VoIP в мобильный телефон – другая задача. Сегодня появляются службы, например EQO, которые позволяют переадресовывать вызовы из телефонной сети и от абонентов Skype на ваш мобильный телефон. Для этого используется услуга SkypeOut. Что касается полноценной VoIP на мобильных телефонах, то мы ожидаем её появления в течение ближайших двух лет, но не ранее, чем появится полноценная инфраструктура беспроводного доступа в Интернет – чудес не бывает.
Как обстоит дело с качеством голоса?
Вообще говоря, качество зависит от двух основных факторов: провайдера VoIP и качества подключения к Интернету. А это, в свою очередь, может зависеть от выбранного тарифа, направления вызова, ширины канала и многого другого. Что касается звонков с компьютера на компьютер, то их качество превосходное, конечно, при наличии достаточной скорости подключения. Если же говорить о VoIP-вызовах на стационарные телефоны, то здесь не всё так просто. Многие провайдеры VoIP предлагают бесплатно оценить качество до того, как вы решите потратить деньги за подключение. В большинстве случаев качество VoIP сравнимо с качеством обычной телефонии.
Почему VoIP полностью не вытесняет традиционную телефонию?
Причиной того, что многие не переходят полностью на VoIP, в том числе и провайдеры VoIP, являются, в частности, чрезвычайные ситуации. В случае VoIP не всегда можно определить место, откуда совершается вызов. Конечно, решением этой проблемы уже занимаются, но конкретных результатов пока не видно.
Кроме того, работоспособность VoIP зависит от электропитания и доступа в Интернет, а традиционная телефония – нет. Во многих чрезвычайных ситуациях доступ в Интернет может не работать. Скажем, в доме выключат электричество. Возможно, не будут работать компьютер или маршрутизатор. То есть во многих чрезвычайных ситуациях традиционный телефон просто необходим.
У VoIP весьма проблематично искать неисправности, поскольку приходится работать с несколькими провайдерами, и каждый из них считает, что именно у него всё работает нормально.
Кроме всего прочего, многие пользователи используют обычные коммутируемые модемы для доступа в Интернет, а также для связи с другими организациями, например, для систем “Клиент-Банк”. А соединяться модемами через сеть VoIP кажется немного странным. Хотя, конечно, цифровые АТС существуют и работают.
Заключение
VoIP – прекрасная и перспективная технология, у которой большое будущее. Без всяких сомнений, рынок услуг VoIP будет бурно развиваться, поскольку плюсов у технологии очень много. Но есть и препятствия. Возможно, самым главным можно назвать неосведомлённость пользователей о возможностях VoIP. Как мы надеемся, наш краткий FAQ позволил пролить свет на этот вопрос.