“КАМАЗ” для грузоперевозок и его аналог для Даккара – это две большие разницы. Вероятно “даккаровский КАМАЗ” лучше, но использовать его для транспортировки товаров в магазин неразумно ни с какой точки зрения. Да и стоит этот грузовик, как несколько обычных. Так и цифровые фотокамеры: есть модели любительские, а есть модели профессиональные. Между ними пропасть не столько в качестве получаемой картинки, сколько в функциональности. К тому же, у профессиональных “зеркалок” есть чёткое предназначение. Любительские модели покупают для собственного удовольствия (конечно, можно их использовать и для коммерческой фотосъёмки), а модели профессионального уровня выбирают те, кто готов мириться с большим весом, высокой ценой, и видит смысл в ряде функций, которые окажутся совершенно не востребованы на любительском рынке. Давайте немного поговорим об этом в рамках рубрики “Фото” на THG.
Canon 400D, Canon 30D и Canon 5D – это любительские камеры, позиционирующиеся, соответственно, на любителей широкого спектра – от начинающих до умудрённых. Мировая практика показывает, что профессионалы, то есть люди зарабатывающие фотографией, эти камеры покупают и успешно ими пользуются. Но есть нюансы. Профессионалы бывают разные, и существенно разнятся их запросы, финансовые возможности и жанр, в котором они снимают. Также разнятся требования заказчика к предоставляемым фотоснимкам. Наконец, существенно различаются требования к собственной технике при фотографировании. Простой пример: фотограф, работающий на маленькое издание, может себе позволить на мероприятии сфотографировать официальное лицо едва ли не встроенной вспышкой “в лоб”, и редактор этот кадр примет. А его коллега в деловом журнале за такой кадр не даст ни копейки и может даже распрощаться с фотографом. В первом случае фотограф-профессионал (работающий на издание, и получающий зарплату) может обойтись и простой “мыльницей”, а во втором случае ему, как минимум, придётся обзавестись мощной вспышкой, которая даст возможность фотографировать отражённым светом, а может быть, и длиннофокусной оптикой, а в некоторых случаях даже камерой, которая предоставит шанс, установив высокую чувствительность, сделать снимок без вспышки. Существует немало ситуаций, когда пользоваться светотехникой нельзя.
Профессионал за работой.
Важная оговорка: под профессионалами от фотографии мы традиционно понимаем не тех, кто снимает лучше всех на свете, а тех, кто фотографией зарабатывает. Тех, для кого фотокамера – это инструмент, который кормит семью. Профессионал далеко не всегда снимает лучше любителя, точно так же, как слесарь из ЖЭКа не выполняет свою работу лучше, чем обычный мужчина с растущими из нужного места руками. Давайте немного поговорим о том, кто и какие камеры Canon использует в работе, и чем любительская фототехника отличается от профессиональной.
Например, камеры Canon 350D и 400D пользуются большим спросом у журналистов небольших изданий за счёт низкой цены и вполне сопоставимого со “старшими” моделями качества фотоснимков. Они хороши для репортажной, предметной, портретной и даже спортивной съёмки. На эти камеры можно установить самую серьёзную оптику. И в одних случаях результат на выходе может быть совершенно идентичным у Canon 400D за $800, и Canon 1Ds Mark II за $7800. А в других может различаться разительно. Зависит от формата и требований заказчика к снимкам. Когда перед небольшой редакцией стоит выбор между одной профессиональной репортажной камерой Canon 1D Mark IIN или четырьмя 350D/400D, обеспечивающими практически такой же результат (с оговоркой на формат), но которыми можно снабдить не одного, а сразу четверых сотрудников, и отправить их на разные мероприятия, выбор становится очевиден.
Слева Canon 1D Mark III, справа Canon 400D.
Canon 30D занимает выгодное положение очень доступной репортёрской камеры из-за возможности снимать 5 кадров в секунду. Им удобно снимать спорт, бизнес, политику и репортаж за счёт высокой скорости и чувствительности до 3200 ISO, что позволяет работать в условиях натурального освещения там, где невозможно по каким-то причинам использовать вспышку. С Canon 30D в линейке любительских моделей начинается “быстрая эргономика”, то есть органы управления позволяют выбирать ряд параметров вслепую, без меню, не отвлекаясь от процесса съёмки. На корпусе этой камеры масса кнопок быстрого вызова функций, в частности, смены чувствительности, баланса белого, режима работы системы экспозамера и т.д. Фактически, Canon 30D – это отличная “начинающе-репортёрская” и доступная альтернатива “спортивной” 1D Mark IIN, которая вполне удовлетворит профессионала, если к камере не выдвигаются особые требования по надёжности и защищённости, а результат на выходе соответствует требованиям заказчика.
Наконец, Canon 5D пользуется популярностью у свадебных и гламурных фотографов, а также у студийных фотографов и фотохудожников, из-за громадного плёночного видоискателя, полнокадрового сенсора с впечатляющим разрешением 12 мегапикселей и превосходного качества снимков. Подключив к ней батарейный блок, вы получаете дополнительную эргономику в портретном режиме и запас автономности, сравнимый с камерами профессиональной серии. 5D – это доступная альтернатива полнокадровой 1Ds Mark II с сенсором на 16 мегапикселей, и за втрое меньшую цену.
Но существует грань, за которой любительской техникой пользоваться становится невозможно, и она перестаёт соответствовать требованиям, которые к ней выдвигаются. Например, как бы ни хорош был Canon 30D, с его впечатляющими пятью кадрами в секунду, но за счёт кроп-фактора и разрешения матрицы на нём сложно работать в антуражном жанре. А в спорте и политике, в работе папарацци пяти кадров в секунду может запросто быть недостаточно.
Canon 5D, в свою очередь, с его отличным качеством фотоснимков, не защищён от влаги и пыли, у него слабее система автофокуса, он не может обеспечить больше трёх кадров в секунду, что даже в студии может быть недостаточно. За секунду многое может измениться в кадре – человек успеет моргнуть, отвернуть голову, вы можете не успеть схватить тот момент, когда у двух бизнесменов сошлись ладони в рукопожатии, или когда выступающий с трибуны политик скривился в особо выразительную гримасу, когда модель перед софитами приняла наиболее удачную позу. А стоит начаться дождю, и вы вынуждены убирать любительскую “зеркалку” в сумку, чтобы влага не проникла в тонкую электронику и не попортила дорогостоящую камеру. Или не убрать и сознательно рисковать своей фототехникой.
Поэтому профессионалы снимают на очень дорогие “единички” – камеры Canon с индексом 1D. Продажи в штучном эквиваленте в этом сегменте невелики, точно так же, как невелики продажи Intel Core 2 Extreme или “старших” nVidia GeForce 8800 GTX. Но именно фотографы с “единичками” покупают наиболее дорогие аксессуары Canon, в том числе сверх-длиннофокусные и сверх-широкоугольные объективы, осветительное оборудование, навесные аксессуары вроде GPS-приёмников, Wi-Fi-трансмиттеров, носимых батарейных блоков. Аксессуарная часть бизнеса Canon приносит в оборот компании значимые средства, и, к тому же, “единички” – это, в том числе, имиджевая составляющая, это продукты, содержащие все инновационные и передовые возможности.
От моделей с большей цифрой в названии “единички” отличаются разительно. У “единичек” значительно больше гарантированный ресурс затвора, они защищены от проникновения влаги и пыли по высшему разряду, выполнены всегда в более массивном корпусе со штатной батареей гигантской ёмкости и поддерживают подключение уже названных аксессуаров – внешних батарейных блоков, GPS-модулей, Wi-Fi-трансмиттеров и т.д. Система фокусировки “единичек” наголову выше того, что реализовано даже в очень дорогой Canon 5D. И, конечно, за удовольствие приходится платить. Будучи “младшей” репортёрской моделью в обновлённой серии “единичек”, Canon 1D Mark III, ставший темой сегодняшней статьи, стоит не менее $4000.
Ниже приведены ссылки, которые могут вам пригодиться до и после чтения этой статьи:
Как вы понимаете, камера такой стоимости может служить развлечением для богатого любителя, но предназначена всё же для тех, кто зарабатывает фотоаппаратом “на хлеб”. “Единичка” обязана работать и “отбиваться”, иначе это просто блажь и выкинутые деньги.
Камера Canon EOS 1D Mark III, которую вы видите на снимках, это репортёрская модель, предназначенная для профессионалов, снимающих спорт, репортаж, сопровождающих политиков и бизнесменов, обеспечивающих фотосъёмку официальных мероприятий, работающих на ниве папарацци, в общем, тех, кому требуется выдающаяся производительность на дублях. Модель пришла на смену отлично зарекомендовавшей себя и очень популярной модели Canon 1D Mark IIN. Давайте поговорим об отличиях.
Canon 1D Mark III | О репортажном жанре и 1D Mark IIN
Серия камер EOS 1D состоит из нескольких моделей, имеющих чёткое профессиональное разделение. До выхода Mark III были две основные модели (помимо устаревших и снятых с производства). Так, фотокамера Canon 1Ds Mark II, пришедшая на смену Canon 1Ds, позиционируется как инструмент для коммерческой, рекламной и студийной фотосъёмки. В её активе полнокадровый 35-миллиметровый сенсор с разрешением 16 мегапикселей, и она позволяет снимать на скорости до пяти кадров в секунду. Это даёт возможность, например, использовать фотоаппарат в студии для фотографирования динамичных сцен. Вы ведь наверняка видели эти кадры с “летящими” людьми, снимающиеся, например, когда модели прыгают на батуте. Ещё эту камеру используют в свадебной фотографии, в гламурной съёмке, в предметной фотографии и других жанрах, где требуется высокое разрешение, чтобы в дальнейшем можно было вывести снимок на действительно большие форматы. Например, кадр формата A3, отпечатанный на принтере с разрешением 300 точек на дюйм, имеет разрешение как раз 16 мегапикселей. Конечно, есть модели фотокамер так называемого “среднего формата”, которые обеспечат ещё более высокое разрешение. Но их стоимость настолько же несоразмерна с ценой 1Ds Mark II, который стоит порядка $7800 только за “боди”, насколько стоимость последнего не сопоставима с ценой Canon 400D, за который просят около $800.
Вторая модель в линейке – Canon 1D Mark IIN. Это репортёрская камера. Она пользуется высоким спросом у фотокорреспондентов, спортивных фотографов, папарацци. В её активе сенсор с небольшим, по современным меркам, разрешением 8 мегапикселей. Зато, в отличие от 1Ds Mark II, эта камера умеет снимать на скорости 8 кадров в секунду, до 22 кадров в RAW и 48 JPEG в серии. Именно для этой камеры требуются самые быстрые “флэшки”, вроде протестированной нами недавно Sandisk CF Extreme IV. Чем быстрее “флэшка”, установленная в такой камере, тем быстрее на неё сбрасываются кадры из буфера, и тем дольше на высокой скорости может снимать фотограф. Один RAW-файл такой камеры занимает около 8 мегабайт. Следовательно, за секунду камера может подготовить для сбрасывания на “флэшку” порядка 64 мегабайт данных. “Флэшка” уровня CF Extreme IV обеспечивает скорость до 40 Мбайт/с. Теперь вы понимаете, почему владельцам какого-нибудь Canon 400D подобная “флэшка” просто не нужна?
За шесть секунд этот фотоаппарат отснимет 48 кадров, что даже больше, чем умещалось на обычную плёнку. Такая высокая скорость требуется фоторепортёрам, когда они снимают сверхдинамичные сцены, где невозможно точно попасть в нужный момент – от банального рукопожатия боссов нефтяного бизнеса на заключении важного контракта до спортивной фотографии, когда, например, Майкл Джордан забрасывает мяч в кольцо. Затем фотограф имеет возможность среди нескольких десятков дублей, сделанных за несколько секунд, выбрать наиболее выразительный, и именно его продать журналу, коммерческому фотобанку или куда-нибудь ещё.
Требования к профессиональной репортёрской камере довольно специфичны. Фотокорреспондент должен работать в любую погоду, его камера должна позволять сделать значительное количество снимков от одного заряда батареи. Поскольку она используется для коммерческой фотосъёмки, то отказоустойчивость и гарантированный ресурс затвора должны быть достаточными, чтобы эксплуатировать фотоаппарат на протяжении длительного времени. У Canon 1D Mark IIN заявленный ресурс затвора составляет 200 тысяч срабатываний. Для сравнения, у камеры Canon 5D этот ресурс составляет всего 100 тысяч срабатываний. Лишь на первый взгляд это много. Увлекаясь любительской спортивной фотосъёмкой, автор статьи неоднократно уносил с собой по тысяче отснятых кадров за один увлекательный рабочий день. Если же человек работает в этом жанре профессионально, то он может ежедневно посещать мероприятия, где будет снимать по тысяче кадров, чтобы затем продать всего десяток из них заказчику. При таком интенсивности фотосъёмок гарантированный ресурс затвора выработается за год. А значит, через год-полтора придётся либо чинить затвор, либо продавать эту камеру, и покупать новую. При цене порядка $4000 за “боди”, вы понимаете, насколько ресурс камеры является важным моментом.
Вот почему профессиональные камеры должны работать, и эта работа должна “отбивать” амортизационные расходы на фотоаппарат. Грубо говоря, чтобы каждый год покупать по Canon 1D Mark IIN, фотограф должен ежемесячно обеспечивать себе не менее 300 долларов чистого дохода сверх семейного бюджета. В принципе, работая профессионально, сделать это не так сложно.
К репортажной камере должны уметь подключаться и специальные аксессуары. Например, Canon выпускает специальный Wi-Fi-передатчик, при помощи которого репортёр может практически в реальном времени передать отснятые “горячие” снимки через Интернет в редакцию какого-нибудь онлайнового издания, где редактор тут же эти кадры пустит в публикацию. На современном медиарынке, где конкурентное издание обязано быть первым, это обеспечивает редакции важное преимущество. Кстати, вспоминая историю цифровой фотографии, по этому поводу стоит упомянуть компанию Sony и её цифровую камеру Mavica. В момент своего появления этот фотоаппарат с совершенно невыразительными, по нынешним меркам, характеристиками произвёл фурор. В своей книге “Сделано в Японии”, Акио Морита, один из основателей Sony, так писал об этом:
“Крупные газеты имеют самолеты и вертолеты, и на некоторых из них есть даже фотолаборатории, чтобы фотографы могли обработать свои пленки, возвращаясь на самолете из далекой командировки в Токио. Токийская газета “Асахи” использовала в 1984 году во время Олимпийских игр в Лос-Анджелесе нашу бесплёночную камеру “Мавика” и передавала фотоснимки всех соревнований по каналу телефонной связи с установленного в автомобиле телефонного аппарата “Сони”, который журналисты “Асахи” использовали в поездках на все важные соревнования. “Асахи” превзошла все другие газеты благодаря прямой передаче цифровых изображений“.
Можно смело сказать, что цифровая фотография получила путёвку в жизнь именно благодаря СМИ, которые с удовольствием использовали цифровые снимки для иллюстрирования публикаций. Именно оперативность, с которой цифровой снимок можно было пустить в тираж, а не качество фотографии, которое тогда было довольно скромным, позволило цифровым камерам занять значимое место на рынке. И только значительно позже, когда качество изображения подтянулось до более-менее сравнимого с плёнкой, а цена на фотокамеры снизилась до уровня, доступного массовому потребителю, произошло распространение цифровой фотографии среди любителей. В результате эволюции цифровое фото стало настолько практичным, что плёночная техника перестала пользоваться спросом в любительском сегменте.
И если недорогая любительская фототехника умудряется удивлять качеством фотоснимков и возможностями, то что уж говорить о сверхдорогом профессиональном оборудовании. Профессиональная техника за годы существенно шагнула вперёд – камера Canon 1D Mark III, пришедшая на смену Canon 1D Mark IIN и ставшая темой сегодняшней статьи, в очередной раз продемонстрировала, что даже в сегменте репортажной фототехники ещё есть, что добавить и улучшить.
Canon 1D Mark III | Отличия от EOS 1D Mark IIN и Nikon
Камера Canon EOS 1D Mark III была анонсирована перед выставкой PMA’2007. Как это в последнее время свойственно для Canon, даже наиболее авторитетные издания мира не получили никакой информации об этом продукте заранее, что, конечно, нас всех очень огорчает. Мы понимаем причины беспрецедентной секретности, которая становится обязательной на современном высококонкурентном рынке, но всё же неприятно, когда компания не понимает, что редакции уважающих себя изданий соблюдают секретность ничуть не меньше самой Canon. В этом плане с ведущим конкурентом Canon, компанией Nikon, которая предоставляет образцы своей продукции THG за многие недели до анонса на условиях неразглашения, работать интереснее. К чести российского представительства Canon, нам удалось договориться о получении информации о камере за несколько дней до русскоязычного анонса.
Нам стало известно, что ключевые (не все) нововведения Canon 1D Mark III таковы (в порядке важности, по нашему мнению):
диапазон чувствительности сенсора увеличен до ISO 6400;
гарантированный ресурс затвора увеличен до 300 000 срабатываний;
увеличена до десяти кадров в секунду скорость серийной съёмки;
увеличена буферная память для непрерывной съёмки;
улучшена система фокусировки;
вместо процессора Digic II используются два (!) процессора Digic III;
увеличена разрядность формата RAW с 12 до 14 бит;
увеличено разрешение сенсора до 10 мегапикселей;
на камеру установлен экран большей диагонали;
поддерживается Live View – вывод изображения на ЖК в реальном времени, а также дистанционный Live View при подключении камеры к ПК;
видоискатель стал светлее и больше;
установлена противопылевая защита сенсора;
интерфейс USB пришёл на смену FireWire, однако скорость передачи возросла.
Как мы видим, изменения очень серьёзные с профессиональной точки зрения. Для профессионала небольшое увеличение разрешения сенсора, экран с диагональю 3 дюйма и противопылевая защита сенсора – это мелочи, не способные мотивировать к замене отличной репортёрской модели Canon 1D Mark IIN на новую Mark III. Куда больший вес имеют другие изменения: чувствительность ISO 6400, серийная съёмка на скорости 10 кадров в секунду и увеличение гарантированного ресурса затвора до 300 000 срабатываний. Именно этого мы ожидали от новой модели, и именно эти качества делают 1D Mark III особенно интересной в том сегменте репортёрской работы, на который новинка позиционируется.
10 кадров в секунду – сильное преимущество в спортивной фотографии.
По состоянию на момент выхода этой статьи камера Canon ушла далеко вперёд от аналогичной по классу камеры Nikon D2Hs по ключевым параметрам: скорости, разрешению, чувствительности, буферу и т.д. Ещё предыдущая модель Canon 1D Mark IIN серьёзно опережала модель Nikon, но сегодня разрыв стал кардинальным. Рискнём предположить, что ответ за Nikon, что называется, “не заржавеет” (хотя четырёхмегапиксельная D2H как-то подзадержалась на рынке), но в настоящий момент в борьбе за кошельки папарацци и репортёров Canon ушла во впечатляющий отрыв. Чтобы более наглядно отразить изменения, мы сформировали таблицу, в которой сравним Canon 1D Mark III с 1D Mark IIN и Nikon D2H.
Canon 1D Mark III | Новый 10-мегапиксельный КМОП-сенсор
В камере Canon 1D Mark III используется новый, и ранее не засветившийся ни в одной другой камере Canon, сенсор КМОП (CMOS) формата APS-H с разрешением 10,1 мегапикселя. Благодаря ему камера получила возможность работать с короткой выдержкой в ситуациях с выраженным недостатком освещения, а также, что логически следует из наличия ISO 6400, фотограф сможет устанавливать сверхкороткую выдержку на сюжетах, где требуется работа одновременно с малой выдержкой и с сильно закрытой диафрагмой. Что актуально, к примеру, в спортивной фотографии. Mark III – это не первая цифровая камера в мире, обеспечивающая такую чувствительность. ISO 6400 можно было и ранее встретить, например, в 2-мегапиксельной фотокамере Kodak DCS 620X (цифровой аналог Nikon F5), стоившей на момент анонса в 2000 году порядка $10 500, правда, получаемое изображение больше напоминало рисунок акварелью, нежели фотоснимок. Стоит отметить, что значение ISO 6400 было максимальным и для плёнки, а сама такая плёнка относилась к классу профессиональных, и производило её не так уж много компаний.
Canon 1D Mark III: форматы и режимы записи снимков
Качество записи
Разрешение
Тип изображения
Large
3 888 x 2 592 Примерно 10,1 мегапикселя
JPEG
Medium 1
3 456 x 2 304 Примерно 8,0 мегапикселей
JPEG
Medium 2
2 816 x 1 880 Примерно 5,3 мегапикселя
JPEG
Small
1 936 x 1 288 Примерно 2,5 мегапикселя
JPEG
RAW
3 888 x 2 592 Примерно 10,1 мегапикселя
Lossless RAW (без потерь)
sRAW
1 936 x 1 288 Примерно 2,5 мегапикселя
Lossless RAW (без потерь)
Фактически, Canon добавила к чувствительности камеры ещё одну ступень, то есть на Mark III можно будет снимать сюжеты при прочих равных с выдержкой в два раза короче, чем на Mark IIN с её максимальной чувствительностью ISO 3200, либо закрывать диафрагму на одну ступень. В качестве примера – кадр, который вы сможете снять на ISO 6400 с выдержкой 1/30 секунды, на чувствительности ISO 3200 пришлось бы снимать на 1/15 секунды, а при ISO 1600 на 1/5 секунды, что уже практически неприменимо для фотографирования людей даже с применением оптического стабилизатора, решающего вопрос с “смазом” при тряске камеры, но не решающего проблему движения объектов в кадре. Рабочая чувствительность ISO 6400 у камеры высокого разрешения – это существенная веха в развитии цифровой фототехники.
Canon 1D Mark III – размер пикселей (фотосайтов) сенсора в сравнении
Камера
Размер пикселя
Чувствительность ISO
EOS-1D Mark III
7,2 x 7,2
50-6400
EOS-1D Mark II N
8,2 x 8,2
50-3200
EOS-1Ds Mark II
7,2 x 7,2
50-3200
EOS 5D
8,2 x 8,2
50-3200
EOS 30D
6,4 x 6,4
100-3200
EOS 400D
5,7 x 5,7
100-1600
И, конечно, поддерживает Canon 1D Mark III работу в ISO 50, что полезно при съёмке на коротких выдержках в условиях чрезмерного освещения, и для получения совершенно шёлковой, характерной для камер Canon, “бесшумной” картинки. Ещё одна дополнительная функция, ранее не характерная для камер Canon, это режим, который можно условно назвать приоритетом чувствительности, или “Auto ISO”. Включив его через C.Fn I -8-2, вы переведёте камеру в режим, когда она будет автоматически поднимать или опускать чувствительность сенсора, чтобы довести экспозицию до необходимого уровня по экспонометрии, даже в полуручных режимах “P”, “Tv” и “Av”.
Canon 1D Mark III | Кроп 1,3 для репортёра
Репортёрские камеры Canon 1D Mark IIN и Canon 1D Mark III отличаются от других камер размером сенсора. В “младших”, любительских моделях (350D, 400D, 20D, 30D) устанавливаются сенсоры размера APS-C, с кроп-фактором 1,6 (в 1,6 раза меньше, чем кадр 35-миллиметровой плёнки, физический размер 22,5 x 15 мм), в моделях Canon 5D и Canon 1Ds Mark II полноразмерный (35,8 x 23,9 мм), а в репортёрских камерах 1D Mark IIN и 1D Mark III используется сенсор формата APS-H с размерами 28,7 x 19,1 мм и кроп-фактором 1,3. С одной стороны, это даёт увеличение фокусного расстояния длиннофокусных объективов в большую сторону (это полезно с точки зрения экономии на сверх-длиннофокусной оптике, которая стоит довольно дорого), а с другой, широкоугольная оптика меньше страдает от кроп-фактора. К тому же, при таком кроп-факторе работает большая часть светового пятна линзы на матрице, но в кадр не попадает краевая часть светового потока, которая традиционно имеет меньшее качество, чем световая информация в центре пятна. Грубо говоря, репортёрские камеры в меньшей степени страдают от нерезкости и виньетирования линз, и в то же время, больше выигрывают от резкой оптики, чем камеры с сенсорами, имеющими кроп-фактор 1,6.
К примеру, если установить на камеру Canon 30D зум-объектив с фокусным диапазоном 28-300 мм, то с учётом кроп-фактора 1,6 мы получим что-то порядка 44,8 – 480 миллиметров. Это неплохой диапазон для работы на телефото, но не слишком интересный вариант для широкоугольной съёмки. По этой причине на камерах с кроп-фактором 1,6 значительный интерес при репортёрской съёмке в помещениях (например, когда требуется дать фотографию наполненного людьми зала) представляет оптика с фокусным расстоянием от 17 миллиметров и шире, обеспечивающая с учётом кропа диапазон порядка 27 миллиметров. То есть, на камере типа 400D или 30D вы с 17-миллиметровым объективом получите такой же широкий угол, как на 5D/1D Mark II с оптикой 28 миллиметров. На 1D Mark III с кроп-фактором 1,3 объектив 28-300 обеспечивает диапазон фокусного расстояния 36,4 – 390 миллиметров. Это, с одной стороны, тоже неплохо для телефото, но также лучше и для широкого угла. Взяв в руки калькулятор, вы можете посчитать, что такой же диапазон на камере с кропом 1,6 вы бы получили, используя зум-оптику с фокусным расстоянием 22,75 – 243,75 миллиметров. Ну а установив на 1D Mark III линзу с широким углом 17 миллиметров, вы получите эквивалент того, что увидели бы на Canon 5D с линзой 22,1 миллиметра, или на Canon 30D с линзой 13 миллиметров, то есть исключительно сверх-широкоугольной.
Кнопка “INFO” переключает режимы вывода информации на ЖК-экран.
По перечисленным причинам репортёрский объектив Canon EF 28-300 F3.5-5.6L IS USM на камере с кропом 1,6, в принципе, не обеспечивает хороший диапазон на широком углу, но вполне употребим для этих целей на Canon 1D Mark IIN и Canon 1D Mark III.
И, конечно, в силе остаётся правило – камеры с сенсором, имеющим кроп-фактор менее 1,6, не могут работать с оптикой EF-S, разработанной конкретно под модели с сенсором малых размеров. Поэтому Canon 1D Mark III можно использовать только с “плёночной” оптикой EF, но для профессионального сегмента это не представляет проблемы, тем более что в формате EF существует более 50 превосходных объективов, в том числе все модели высшего класса L-серии.
Canon 1D Mark III | Новая система фокусировки с 19 крестообразными датчиками
В Canon 1D Mark III улучшению подверглась и без того мощная система автофокусировки “единичек”. В Canon отмечают, что в камере используется новая 45-точечная система с компоновкой высокой плотности, при этом количество высокоэффективных крестообразных датчиков увеличено до 19, а диапазон эффективной работы автофокусной системы сдвинулся, по сравнению с Canon 1D Mark IIN, на целую ступень в тёмную область. Это значит, что на Canon 1D Mark III будет лучше происходить автофокусировка на более “тёмной” репортёрской оптике, в частности, оптика с относительным отверстием 3,5 должна фокусироваться эффективней, чем на 1D Mark IIN. Это отличная новость. Как всегда, крестообразные сенсоры начинают работать на оптике с относительным отверстием от 2,8 и более светлой.
Точка фокусировки может автоматически выбираться камерой, на основе микрокомпьютерного анализа сцены, и, конечно, камера поддерживает удобный ручной выбор точки фокусировки. По сравнению с Mark IIN, новая система фокусировки Mark III работает, как утверждает Canon, в три раза быстрее. Разумеется, камера поддерживает фокусировку в режиме “AI Servo” на объектах вне центра кадра, поддерживает интеллектуальную предиктивную автофокусировку с предсказанием движения объекта в кадре, причём система предиктивного автофокуса работает на полной скорости в 10 кадров в секунду. Это даёт фотографу возможность фокусировать внимание на компоновке кадра, а не на двух задачах одновременно – компоновке и слежением за правильностью фокусировки.
Наконец, Canon подчёркивает, что в 1D Mark III через меню “Custom Functions” возможно перенастроить точки фокусировки по умолчанию, размер точки ручной фокусировки. Производитель утверждает, что на текущий момент система автофокуса 1D Mark III является самой настраиваемой из существующих систем.
Canon 1D Mark III | Live View – визирование по ЖК-экрану
Canon 1D Mark III оснащена 3-дюймовым дисплеем
Чего до сих пор не было у зеркальных фотокамер Canon, как, впрочем, и у камер Nikon и многих других производителей DSLR (за исключением Olympus), так это системы визирования по ЖК-экрану. В общем-то, эта функция более востребована в любительском сегменте и является единственно возможной для владельцев цифровых “мыльниц”, которые уже и не помнят, когда выпускались камеры с оптическим видоискателем. А вот в профессиональном сегменте визирование по ЖК-экрану – это нечто очень новое.
Отметим, что сама по себе функция полезна с точки зрения съёмки в нестандартных условиях, когда камеру приходится держать над головой, или наоборот, близко к земле. Для репортажной фотографии, и особенно для папарацци, это может иметь смысл. Например, когда требуется сделать хороший кадр, стоя не в первом ряду, а в толпе. Конечно, мы бы не стали переоценивать важность появления такой возможности, учитывая, что для SLR-камер существуют специальные цифровые “наглазники”, которые надеваются поверх оптического видоискателя, и при помощи камеры изображение передаётся на ЖК-монитор. Стоят такие цифровые системы визирования сравнительно немного – что-то порядка $250-300. Но есть и интересный момент – согласно документации на Canon 1D Mark III, “живой просмотр” Live View работает не только в камере, но и информация эта может в реальном времени передаваться на компьютер.
Режим визирования по ЖК-экрану включается через меню “Custom Functions” и работает при предварительном поднятии зеркала. Соответственно, визирование по оптическому видоискателю при этом становится невозможным.
Стоит отметить, что довольно любопытно в этом режиме работает и система ручной фокусировки. В нормальной ситуации наведение на резкость по ЖК-экрану – процесс муторный, но Canon реализовала в 1D Mark III приближение цифрового изображения с кратностью 5x и 10x, что, в принципе, наверняка позволит достаточно эффективно наводить резкость на объект и по ЖК. Возможно даже, такая фокусировка в некоторых случаях может оказаться эффективнее фокусировки через оптический видоискатель, хотя отдавать голову на отсечение в этом вопросе мы бы не стали. Также фотограф может в режиме визирования по ЖК включить композиционную сетку, что полезно в архитектурной фотографии.
ЖК-экран Canon 1D Mark III может выводить и информацию о настройках камеры.
Плюс к сказанному отметим, что ЖК-экран Canon 1D Mark III может выводить и информацию о настройках камеры, по аналогии с тем, как это делает дисплей Canon 400D.
Canon 1D Mark III | “Picture Styles” и “Highlight Priority”
Как и все современные камеры Canon, модель 1D Mark III поддерживает “Picture Styles”, предназначенные для оптимизации “камерного JPEG” под определённые сюжеты, путём коррекции информации с сенсора по заданным алгоритмам. При применении “Picture Styles” изменяется резкость, насыщенность, цветовая составляющая фотоснимка. Чтобы было понятнее, какие стили на что влияют, мы перевели для вас таблицу с сайта Canon.
Canon 1D Mark III Picture Styles – описание
Опция
Описание
Насыщенность
Резкость
Standard (по умолчанию)
Яркие, резкие снимки. Применимо во многих ситуациях, оптимально для прямой печати и “камерных” фотографий, для которых не потребуется пост-обработка
Высокая
Немного повышена
Portrait
Мягкая фактура и прекрасная передача цвета кожи
Немного повышена
Немного понижена
Landscape
Очень яркие и насыщенные цвета, высокая резкость, усиление синих и зелёных оттенков
Повышена для синего и зелёного
Высокая
Neutral
Низкая насыщенность и малый контраст для пост-обработки
Низкая
Нейтральная
Faithful
Точная передача оттенков предмета съёмки на основе цветометрической информации, подразумевает работу при источнике света с температурой 5 500 К
Низкая
Нейтральная
Monochrome
Монохром, имитируется фото на чёрно-белой галогенидосеребряной плёнке. Для работы со светофильтрами.
Нейтральная (монохром)
Немного повышена
Точно так же, как и в других современных камерах Canon, вы можете менять определённые настройки “Picture Styles” и модифицировать их под себя. Например, можно ещё больше “задрать” резкость в стиле “Standard” или уменьшить насыщенность в “Landscape”.
Ещё одной новой функцией 1D Mark III является режим “Highlight Tone Priority”, что можно перевести как “приоритет светлых оттенков”. Функция актуальна при фотографировании сцен, в которых светлые оттенки сочетаются с тёмным фоном. В качестве хорошего примера Canon приводит свадебную фотографию, когда невеста в белом платье фотографируется на тёмном фоне. В обычном случае экспозамер камеры усреднит световую информацию до 18 процентов серого, в итоге платье невесты окажется жёстко пересвеченным, вплоть до невозможности вытягивания цветов даже из RAW. Включаемая через “Custom Functions” опция приоритета по светлым оттенкам решает эту проблему, переключая экспозамер в особый режим, когда упор делается на наиболее точную передачу именно светлых оттенков. В этом режиме градиент между серым и белым становится мягче, и минимизируется потеря световой информации. Canon подчёркивает, что эта новая функция позволит фотографам лучше отрабатывать высококонтрастные сцены, избегая пересвета. Также отмечается, что эта функция не сказывается на скоростных характеристиках камеры.
Canon 1D Mark III | Двухпроцессорная камера с Digic III
Одной из новостей о 1D Mark III, которой Canon сумела нас удивить, стала двухпроцессорность новой фотокамеры. Мы ожидали, что появившийся впервые в любительской фототехнике процессор Digic III будет интегрирован в зеркальные камеры нового поколения, и, вероятно, мы увидим его в наследнице Canon 30D. Но было слишком смелым предположить, что в Canon 1D Mark III будут применены сразу два Digic III. Вероятно, “виной” тому высочайшая скорострельность новой камеры, но, конечно, два процессора вместо одного и позволили Canon реализовать многие из программных функций этой репортёрской камеры.
В том числе, благодаря Digic III стала возможной чувствительность ISO 6400, и логично предположить, что именно за счёт установки сразу двух чипов стало возможным эффективное подавление “шумов” при высокой чувствительности на полной скорости. Вполне вероятно, что в Canon 40D максимальная чувствительность также составит ISO 6400, но поскольку эта камера будет снимать не более 5 кадров в секунду, в ней будет установлен всего один процессор. Canon подчёркивает, что вся электронная логика камеры подверглась полному редизайну. Согласно предоставленной производителем информации, новая двухпроцессорная схема позволяет 1D Mark III обеспечить вполовину меньше теневых “шумов”.
Canon 1D Mark III | Меньше вес, больше ресурс, антипыль, питание, “боди”
Выше мы писали, что одной из ключевых полезных особенностей новой репортёрской 1D Mark III стало увеличение гарантированного ресурса затвора с 200 тысяч срабатываний у Mark IIN до 300 тысяч срабатываний у Mark III, то есть на 50%. По этому показателю Mark III стала на момент подготовки этого материала лидером среди зеркальных профессиональных цифровых камер. Чтобы было понятнее, заметим, что у любительских цифровых камер ресурс затвора обычно составляет от 50 до 100 тысяч срабатываний. У профессиональных моделей до выхода Mark III рекордным показателем были 200 тысяч срабатываний. Представив Mark III, компания Canon подняла планку значительно выше, и по показателю гарантированных срабатываний затвора новая репортёрская модель значительно интереснее предыдущих профессиональных моделей Canon.
Кроме того, камера Canon 1D Mark III получила новый каркас и стала легче. Согласно данным Canon, новая камера с установленной батареей стала на впечатляющие 225 грамм легче, чем 1D Mark IIN. Более точную информацию мы получим от Canon через несколько дней. Скелет камеры выполнен из магниевого сплава, а все органы управления, кнопки, разъёмы и т.д. защищены от пыли и влаги специальными прокладками. Работая в паре с пыле-влагозащищённой оптикой L-класса, эта камера обеспечит фоторепортёру возможности работы в любых разумных погодных условиях, в том числе во время дождя и, наоборот, в обстановке повышенной пыльности. Кроме того, влаго- и пылеизолирован даже разъём фотовспышки, что позволит фотографам работать в тяжёлых погодных условиях с новой пыле-влагозащищённой вспышкой Canon 580EX II.
Изменению подверглась и система питания. В Canon 1D Mark III будет использоваться литиево-ионная интеллектуальная система питания с элементами Canon Battery Pack LP-E4, которая сможет сообщить камере информацию о количестве снимков, сделанных от одного заряда, точный уровень ёмкости батареи и даже информацию о том, стоит ли провести перекалибровку батареи в зарядном устройстве. Новая литиево-ионная батарея на 40 процентов меньше и на 46 процентов легче старой никель-кадмиевой батареи NP-E3. Само собой разумеется, “зарядка” теперь тоже новая.
Появилась в Canon 1D Mark III и ещё одна функция, впервые реализованная Canon в любительской модели 400D, – мы говорим об антипылевой технологии. Как и у 400D, это комплексное аппаратно-программное решение. Во-первых, сенсор покрыт специальным составом и может стряхивать пыль, кроме того, переделке подверглась внутренняя структура камеры, а во-вторых, обработчик Canon Digital Photo Professional (Canon DPP) умеет автоматически удалять пылинки с изображения, пользуясь специальной информацией, предоставляемой камерой. Причём, информация эта сохраняется в мета-данных и JPEG-, и RAW-снимков.
Canon 1D Mark III | Сопутствующие аксессуары
Помимо камеры 1D Mark III, компания Canon выпустила новую вспышку Canon EX580 II, отличающуюся улучшенной пыле-влагозащитой. Фотоаппарат поддерживает режим E-TTL II, когда благодаря оптике, поддерживающей этот режим, при калькуляции мощности импульса вспышки используется информация о дистанции до объекта съёмки, что бывает необходимо при прямой подсветке объекта направленным световым потоком. Конечно при работе “в потолок” ETTL-II отключается, поскольку расстояние до объекта при работе в отражённом свете практической ценности не имеет.
Вспышка имеет ту же мощность, что и модель 580EX первого поколения, но быстрее заряжается, экономнее расходует аккумуляторы. Также как и 580EX, новая Canon 580EX II передаёт в камеру информацию о цветовой температуре вспышки, оснащена системой подсветки, эффективно сопрягающейся с сенсорами фокусировки 1D Mark III.
Canon представила также новый Wi-Fi-передатчик, который стал компактнее и легче предыдущей модели, и позволяет передавать отснятое по каналу 802.11b или .g на расстоянии до 45 метров (150 футов) на компьютер, либо через точку доступа прямо на FTP-сервер редакции. Кроме того, Wi-Fi-передатчик может соединяться с GPS-приёмниками сторонних производителей и записывать GPS-данные в EXIF снимков. Также передатчик может выступать в роли USB-хоста фотоаппарата, что позволит использовать с 1D Mark III внешние USB HDD с интерфейсом USB 2.0 и снимать прямо на них. Плюс к этому, устройство защищено от пыли и влаги, чтобы соответствовать высокому уровню камеры. В общем, крайне полезный аксессуар для репортёра. Из печальных новостей отметим, что старый передатчик Canon WFT-E1A Wireless Transmitter с новой камерой не совместим.
Canon 1D Mark III | Заключение
Итак, настало время подводить первые итоги. Заранее хотим предупредить, что в рамках данной статьи мы не смогли рассказать обо всех новых возможностях Mark III, и материал будет в ближайшее время существенно дополняться на основе документов, предоставленных редакции THG компанией Canon. Но всё же, определённые выводы уже можно и нужно делать.
И старые “единички”, и всё ещё актуальные Canon 1D Mark IIN и Canon 1Ds Mark II – это превосходные камеры, заработавшие производителю большой кредит доверия в наших глазах. Есть причины предположить, что EOS 1D Mark III окажется заметно лучше, чем предыдущая репортёрская модель 1D Mark IIN, но окончательные выводы мы сделаем лишь после того, как камера побывает в редакции на тестировании. А пока можем подчеркнуть, что Canon пошла по правильному пути улучшения продукта, и добавила именно те функции, которых не хватало целевому потребителю, и которые окажутся востребованными. Это и чувствительность ISO 6400, и в полтора раза больший гарантированный ресурс затвора, и замечательные десять кадров в секунду. Плюс Live View (визирование) на ЖК-видоискателе и даже на компьютере, режим приоритета светлых оттенков, улучшенное подавление теневых шумов, расширенная разрядность внутренней обработки и RAW, “Auto ISO” в режимах “P”, “Av”, “Tv”. Репортёрам, спортивным фотографам и профессиональным папарацци эта камера позволит существенно расширить свои творческие возможности и обеспечит лучшие условия для коммерческой репортажной съёмки. Из интересных моментов, с которыми нам хотелось бы подольше “поиграть”, выделим 14-битный формат RAW. Если сенсор хорош, то это может обеспечить камере улучшение динамического диапазона снимков, лучшую передачу оттенков, в том числе эффектную отработку теней и светлых цветов. Двухпроцессорная схема обработки “камерного JPEG” может оказаться очень эффективной для оперативной фотографии. Увеличенный буфер для репортёра это всегда хорошие новости, а 110 кадров в серии JPEG на скорости 10 кадров в секунду это рекордный показатель. Поэтому мы ждём образец от Canon и возлагаем на 1D Mark III большие надежды. Ну и, конечно, приятной новостью должно стать снижение цен на 1D Mark IIN, которая до сих пор чертовски притягательна для репортажа и спорта.