Fujifilm S100fs | Введение
Переходные модели (bridge) между цифровыми “мыльницами” и зеркальными камерами обычно считаются хуже последних, да и стоят дешевле, однако модель S100fs не создаёт такое впечатление вообще: по габаритам и весу камера ничуть не уступает “зеркалке” с зумом. От этого выигрывает дизайн камеры, да и в руке она лежит удобно (мы к этому ещё вернёмся), но есть и недостатки. S100fs нельзя спрятать в карман, поэтому камеру придётся носить отдельно, как зеркальные модели. Конечно, если нужно получить высокий уровень качества фотографий, то приходится мириться с весом и габаритами. Что касается возможностей, то они у S100fs просто замечательные и во многом даже превышают таковые у “зеркалок”, например, есть функция макросъёмки, для которой у зеркальной камеры нужно менять объектив.
Камеры Nikon D60 с объективом Nikkor 18-200 VR и Fujifilm S100fs. Вес, габариты и фокусные расстояния вполне сравнимы.
Продуманный общий дизайн
По своему принципу работы переходные фотоаппараты мало отличаются от компактных: основная разница кроется в наводке (видоискатель электронный, а не оптический), да и у переходных моделей обеспечивается более мощный зум, хотя и не всегда. Подобно “мыльницам”, в переходные модели устанавливается небольшой сенсор, отвечающий за все функции, включая фокусировку, визирование, расчёт выдержки и, понятно, съёмку. В отличие от “зеркалок”, у которых для каждой перечисленной функции есть своя система. Что важно, камера S100fs оснащена новым сенсором, размеры которого больше, чем у большинства конкурентов. Он назван Super CCD VIII HR и относится к формату 2/3″ (диагональ около 11 мм), а эффективное разрешение составляет 11 мегапикселей. Аналогово-цифровое преобразование 14-битное, кроме того, Fuji использовала усилитель с улучшенным соотношением сигнал/”шум”. В паре с новым процессором этот сенсор позволяет снимать при чувствительности до ISO 3 200 и даже до ISO 10 000 при снижении разрешения до 3 МП. Привлекательные возможности, ничего не скажешь.
Fujifilm S100fs | |
Тип | Переходная (bridge) |
Сенсор | 2/3″ ПЗС 11 МП |
Максимальное разрешение | 3 840 x 2 880 |
Объектив (эквивалент 24×36) | 2,8-5,3/28-400 мм, стабилизированный |
Видоискатель | Электронный |
Фокусировка | AF, ручная, определение лиц |
Экспозамер | M, P, S |
Режимы съёмки | Авто, M, A, S, P, сюжетные программы, симуляция плёнки |
Выдержка | 30 с – 1/4 000 с |
Чувствительность | Авто, 100 – 3 200 ISO |
Баланс белого | Авто, 6 режимов, ручной |
Вспышка (ISO 800) | От 0,6 до 7,2 м |
Формат файлов | JPEG, RAW |
Память | Карты SD/SDHC, xD + 25 Мбайт встроенной |
Видео | 640 x 480, 30 fps, звук, AVI, M-JPEG |
Экран | 2,5″, 230 тыс. пикселей, поворотный |
Интерфейс | USB 2.0 |
Видеовыход | Композитный PAL/NTSC |
Питание | Литиево-ионный аккумулятор, 7,4 В/1 000 мА-ч |
Габариты | 133,4 x 93,6 x 150,4 мм |
Вес | 918 граммов (без аккумулятора) |
Программное обеспечение | Finepix Viewer 5.4 |
Цена на момент публикации | 600 евро (рек.) |
Fujifilm S100fs | Лежит в руках как “зеркалка”
Следуя долгой традиции, зеркальные камеры должны быть, прежде всего, функциональными, что для других цифровых устройств верно не всегда, часто на первом месте бывает стильный вид и другие факторы. Поэтому камера должна оптимально лежать в руке, а пальцы во время съёмки должны интуитивно попадать на клавиши управления. На S100fs используется традиционный механический зум (то есть не двумя клавишами!), есть крупное колёсико выбора режима (тоже механическое), клавиша быстрого переключения светочувствительности ISO и ещё одна для коррекции выдержки с колёсиком регулировки под правым большим пальцем. Так что весьма полезные регулировки вынесены отдельно, поэтому вам не придётся искать их в меню. Немного свыкшись, вы будете интуитивно управлять камерой.
Включение S100fs выполняется около двух секунд, что намного больше, чем у зеркальной камеры (когда хорошие модели включаются практически мгновенно). Но на практике задержка не слишком досаждает. Как раз её хватает, чтобы поднести видоискатель к глазу.
Fujifilm S100fs | Визирование и фокусировка
Что ощутимо отличает S100fs от зеркальной камеры, так это визирование, которое осуществляется либо через электронный видоискатель, либо через 2,5″ экран, который можно поворачивать вверх или вниз, но не по горизонтали. Конечно, у электронных видоискателей есть свои любители, которым нравится их работа, но есть противники, поскольку они всё же уступают оптическим видоискателям зеркальных камер, особенно в трудных условиях съёмки. Кроме того, электронные видоискатели не дают той детализации и скорости, которые естественны для оптики. Впрочем, Fujifilm неплохо постаралась с камерой S100fs, установив новый тип ЖК-экрана. 200 000 пикселей обеспечивают хорошую цветопередачу, детализацию и скорость. Конечно, он не может конкурировать с оптикой при всех условиях: при ярком свете или в сумерках выполнять визирование по электронному видоискателю проблематично. В общем, дело вкуса, однако низкое разрешение (по сравнению с оптическим видоискателем у “зеркалки”) не позволяет по нему фокусироваться без помощи электронного дальномера, равно как проверять “попадание” фокусировки. С учётом сказанного, у S100fs есть все традиционные режимы фокусировки, включая и режим быстрой фокусировки, который потребляет больше энергии. Этот режим автоматически включается, например, если вы выбираете сюжетную программу “Спорт”, что кажется вполне логичным.
Fujifilm S100fs | Объектив с великолепным зумом
Традиционной особенностью переходных моделей можно назвать приличный зум. В данном случае S100fs не стала исключением, поскольку зум превышает 14x с фокусным расстоянием (в эквиваленте) от 28 до 400 мм, что покрывает практически все потребности фотографов-любителей за исключением очень широких углов. В позиции телефото относительное отверстие заметно уменьшается, с 2,8 до 5,3 на фокусном расстоянии 400 мм. От этого никуда не деться, если вы хотите сохранить стандартные габариты камеры и разумный вес. Полностью механический зум является большим плюсом камеры: за долю секунды можно перейти с 28 мм до 400 мм или наоборот. Объектив позволяет выполнять и макросъёмку – с режимом “Super Macro”, когда объект почти касается передней линзы, но есть ограничения по рабочим фокусным расстояниям в зависимости от удаления объекта. Так что придётся немного попрактиковаться. Тот факт, что вам придётся включать специальную функцию (макро) для съёмки на очень больших фокусных расстояниях ближе 2,5 метра, можно считать недостатком, если сравнивать с хорошими зеркальными камерами, у которых есть минимальное расстояние непрерывной фокусировки.
Fujifilm S100fs | Экспозиция
Есть все классические режимы съёмки, знакомые по зеркальным камерам, включая и “полный автомат”, но в данном случае на колёсике режимов он показан красным, а не зелёным. Есть режимы “P”, приоритета диафрагмы и выдержки, а также и полностью ручной. К ним, как и следовало ожидать, добавлены сюжетные программы, а также и режим под названием “FSB”, являющийся брекетингом симуляции плёнки. Как утверждает Fujifilm, этот эффект позволяет получить симуляцию известных плёнок (Provia, Velvia) без обработки файлов RAW. Режим FSB приводит к записи трёх снимков Provia, Velvia и Soft (“мягкий”). Добавьте к этому два режима C1 и C2, которые может задавать пользователь, чтобы быстро перейти к тем или иным настройкам съёмки, – полезная функция для фотоаппарата с большим числом опций.
Визирование традиционное, выводится вся необходимая информация (активен режим приоритета диафрагмы).
Отдельная клавиша “ISO” позволяет напрямую управлять чувствительностью, что очень удобно.
При половинном нажатии на клавишу спуска камера фокусируется, на дисплей выводится диафрагма и выдержка.
В меню есть много настроек, как традиционных, так и весьма экзотичных, например, симуляция плёнки или расширение динамического диапазона.
У S100fs можно регулировать многие параметры, чтобы камера лучше соответствовала вашим потребностям и пристрастиям.
Экспозамер выполняется традиционно, есть матричный режим с 256 зонами, центрально-взвешенный и усреднённый режимы. Немного отличается от того, что присутствует на зеркальных камерах, и Fujifilm несколько расплывчато говорит о других режимах, впрочем, пользователи всё равно будут предпочитать матричный режим. Вполне понятно, что есть функция памяти экспозамера (AE-L), а также и коррекции (плюс/минус 1/3, 2/3, 1 EV).
Чувствительность можно регулировать от ISO 100 до 3 200 с полным разрешением (11 мегапикселей), но вплоть до ISO 6 400 на 6 МП и до ISO 10 000 на 3 МП. Впечатляющий диапазон чувствительности, особенно для камеры с таким небольшим сенсором! Есть и режимы “ISO Auto” с тремя уровнями максимальной чувствительности (ISO 400, 800 и 1 600), которые тоже весьма любопытны. Но вернёмся к ним чуть позже.
Fujifilm оснастила камеру динамической оптимизацией, которая даёт весьма любопытные результаты. Она позволяет расширить динамический диапазон до 2 EV (400%), но чувствительность камеры при этом тоже повышается. Таким образом, расширение динамики на 2 EV увеличивает базовую чувствительность с ISO 100 до 400. Динамический диапазон действительно хорош, но увеличение ISO даёт свои последствия: “шум” тоже становится более заметным. Картинка оказывается несколько размытой, поэтому классический режим часто предпочтительнее. В общем, режимы интересные, но их нужно использовать со знанием дела.
Итог по динамической оптимизации Fujifilm следующий: гарантируется увеличение динамики на 2 EV, что довольно интересно, хотя негативные последствия при этом тоже возникают.
Нажмите на картинку для увеличения.
Этот снимок сделан с весьма резкими тенями и пересветом, солнце отражается в окнах, поэтому он хорошо подходит для изучения динамической оптимизации. Мы сделали его с расширением динамического диапазона, выставленным в 400%, то есть чувствительность поднялась до ISO 400.
Нажмите на картинку для увеличения.
Без расширения динамического диапазона три окна полностью пересвечены, все детали выжжены.
Нажмите на картинку для увеличения.
Тот же самый снимок, сделанный с зеркального фотоаппарата Nikon (без коррекции или специальных регулировок). Результат лучше, но передержанные области остаются.
Нажмите на картинку для увеличения.
При выставлении максимального динамического диапазона (400%) мы получили детали в передержанных областях. С другой стороны, чувствительность возросла до ISO 400, и “шум” (он виден, например, на небе) более ощутим, чем на двух приведённых выше снимках.
Fujifilm S100fs | Съёмка, запись и просмотр фотографий
Как можно было ожидать от современной модели, S100fs очень отзывчивая, между отдельными кадрами ждать не придётся. Пакетная съёмка тоже весьма мощная, не хуже “зеркалки”: 3 кадра в секунду, с буфером на 7 фотографий JPEG. Если снизить разрешение до 3 МП, то можно получить 7 кадров в секунду с буфером на 50 фотографий! Всё это должно удовлетворить пользователей. Действительно, от модели, нацеленной на массового потребителя, сложно желать большего.
Запись фотографий возможна в форматах JPEG и RAW. В последнем случае сжатия не производится, поэтому размер файла составляет около 23 Мбайт. В режиме JPEG можно выбирать между двумя уровнями качества на полном разрешении (11 МП) и шестью вариантами разрешения. В полном разрешении с максимальным качеством размер одной фотографии составляет около 5 Мбайт.
Запись производится на карту памяти, однако у S100fs есть встроенная память объёмом 25 Мбайт, которая может выручить в экстренных случаях. Камера поддерживает форматы xD, а также SD и SDHC, так что все будут довольны. С картой SDHC на 4 или 8 Гбайт можно снять большое число фотографий.
Просмотр фотографий возможен в нескольких режимах. Кроме обычного режима, нажатие на клавишу коррекции экспозиции отображает дополнительную информацию (настройки съёмки, гистограмму, а также вывод передержанных областей). Жаль, что для последней функции нет специального просмотра в полном окне, что позволило бы определить области с большей точностью. Для простого просмотра есть разные режимы, включая просмотр по дате или вывод на экран группы из 100 фотографий. Есть и функции редактирования, например, удаление эффекта красных глаз.
Обычный режим просмотра фотографий.
Можно вывести дополнительную информацию о съёмке, гистограмму и подсветку передержанных областей.
Есть и некоторые функции редактирования фотографий, включая удаление эффекта красных глаз.
Fujifilm S100fs | Вспышка, интерфейсы, питание и ПО
У камеры S100fs есть встроенная вспышка, открывающаяся вручную, функции вполне классические: медленная синхронизация и режим подавления красных глаз. Вспышка хорошо работает в автоматическом режиме, но можно включить принудительный режим, а также отрегулировать мощность (по отношению к внешнему освещению). В отличие от многих моделей, S100fs может использовать внешнюю вспышку, не только через стандартную “подошву”, но и через sync-разъём спереди. Однако внешняя вспышка не будет работать в TTL, а только в режимах “Auto”, “Computer” или ручном. Преимущество S100fs заключается в совместимости с большинством вспышек (за исключением специфических моделей), однако для использования внешней вспышки нужно обладать минимумом технических знаний.
Набор разъёмов небольшой, с входом питания, стандартным интерфейсом USB и композитным видеовыходом. Питание обеспечивается таким же аккумулятором, как у некоторых зеркальных моделей, с ёмкостью 1 150 мА-ч, которой, по информации Fujifilm, хватает на 250 снимков. Как обычно, если вы снимаете много, то без дополнительного аккумулятора (а то и двух) не обойтись. В комплект поставки входит программа Finepix Viewer 5.4, которая необходима для работы с RAW-файлами (до тех пор, пока другие программы не получат соответствующую поддержку), но никто не мешает использовать и другое ПО.
Fujifilm S100fs | Практические тесты
Мы довольно долго смогли попользоваться камерой S100fs и даже смогли сравнить её с зеркальной моделью со схожими возможностями (“тушка” Nikon с объективом Nikon 18-200 VR), но последний вариант, конечно, стоит дороже (раза так в два-три). Следует отметит, что S100fs показала прекрасные результаты, камере нечего стыдиться в данном сравнении. Иногда она оказывалась даже лучше, например, при выставлении расширенного динамического диапазона на некоторых снимках. Конечно, пусть даже визирование не такое привычное и удобное, как у зеркальной камеры, но не следует забывать про наличие поворотного дисплея, который удобен в ряде ситуаций.
При подобном широком диапазоне фокусных расстояний возникает проблема с фокусировкой. Fujifilm предлагает все известные режимы фокусировки, включая ручной (с кружком и окантовкой), да и выбор зоны фокусировки весьма продвинутый. Все инструменты на месте, скорость фокусировки хорошая. Однако камера всё равно не может конкурировать с зеркальными моделями, у которых для этой задачи выделены специализированные сенсоры. Впрочем, у S100fs есть специальный режим быстрой фокусировки, который работает действительно с большой скоростью.
Нажмите на картинку для увеличения.
На коротком фокусном расстоянии S100fs даёт очень детализованную фотографию, однако углы всё же слабоваты, чувствуется наличие хроматических аберраций. Впрочем, это можно компенсировать в редакторе.
Нажмите на картинку для увеличения.
При фокусном расстоянии около 100 мм (в эквиваленте), которое является предельным для большинства компактных камер, картинка очень даже хорошая.
Нажмите на картинку для увеличения.
На максимальном фокусном расстоянии мы получаем весьма детализованную картинку, с небольшим количеством хроматических аберраций.
Нажмите на картинку для увеличения.
S100fs обеспечивает хорошую экспозицию, снимки получаются довольно высокого качества.
Нажмите на картинку для увеличения.
Зум 400 мм в эквиваленте позволяет эффективно снимать удалённые объекты.
При высокой чувствительности “шум” слабый, хотя он всё же выше, чем у зеркальных камер последнего поколения. На практике “шум” не мешает, если не выходить за разумные пределы чувствительности: при ISO 1 600 результат очень даже достойный. С учётом всего сказанного можно подумать, что камера S100fs подходит только для экспертов или для энтузиастов-фотографов, но это не так. Пользоваться камерой очень просто, как в полностью автоматическом режиме, так и с помощью сюжетных программ, тем более, что есть и такие современные функции, как автоматическое распознавание лиц.
Нажмите на картинку для увеличения.
На ISO 800 “шум” заметен только при 100% масштабе, но на отпечатках стандартного размера вы вряд ли его обнаружите.
Нажмите на картинку для увеличения.
В режиме ISO 1 600 детализация немного ухудшается, но результат оказывается удовлетворительным для большинства ситуаций, где без высокой светочувствительности не обойтись.
В результате можно сказать, что Fujifilm S100fs является весьма успешной моделью, с разумной ценой, широким набором функций и высококачественными снимками. Для фотографа, который желает ходить налегке и снимать в различных условиях, данное решение очень даже привлекательное. Необходимо просто смириться с тем, что вы не сможете менять объектив, а также с габаритами и весом, соответствующими зеркальной модели. Преимущество S100fs заключается в весьма сильном зуме при относительно компактных размерах, и в низкой цене без ущерба качеству.
Преимущества.
- Очень сильный зум;
- оптическая стабилизация объектива;
- хорошая производительность.
Недостатки.
- Ограничения электронного видоискателя;
- большие размеры и вес?