Вступление
В определённый момент, в редакции THG.ru на тестах оказался целый букет интересных фотокамер – зеркальная 18-мегапиксельная Canon 550D, беззеркальные Sony NEX-5D, Olympus PEN E-P2 и Panasonic G10. Ни одну из этих моделей нельзя назвать дешёвой, и хотя они не претендуют на профессиональный класс, потенциальный покупатель всегда подумает трижды, что из перечисленного предпочесть.
Ещё в одном, кроме ценовой категории, эти камеры схожи – все они поддерживают замену оптики. Но если Canon 550D – классическая современная “зеркалка”, то три остальные камеры мы относим к относительно новому классу “беззеркалок”. У них нет в конструкции зеркала, поэтому визирование всегда производится в режиме типа LiveView, то есть, по ЖК-экрану либо видоискателю с ЖК-матрицей внутри.
Раз уж зашла речь о зеркалах, позволим себе лирическое отступление. На рынке явным образом намечается изрядный бардак – ещё не так давно к “зеркалкам” прибавлись “беззеркалки”, а теперь в промежутке между ними встают “полузеркалки” (модели с полупрозрачным зеркалом, которое не имеет подвижности). Поскольку все эти камеры поддерживают смену оптики, для них будет выпускаться парк различных линз. Некоторые модели поддерживают линзы от самых старших камер, оснащены подобными им сенсорами. И что, позвольте спросить, мы должны с этим безобразием делать?
Придётся разбираться. Поэтому, вместо написания отдельных обзоров по перечисленным камерам, мы решили сопоставить аппараты. Прежде всего, по цене.
Камера | Средняя цена (market.yandex.ru), руб. |
Canon 550D Kit (18-55mm f/3.5-5.6) | 30 500 |
Panasonic Lumix DMC-G10K (14-42mm f3.5-5.6) | 19 310 |
Olympus Pen E-P2 (17mm f/2.8) | 39 990 |
Sony NEX-5D (16mm f/2.5 + 18-55mm f/3.5-5.6) | 24 990 |
Как мы видим, Canon 550D и Sony NEX-5 стоят почти одинаково и снимать должны, по мнению обывателя, ориентирующегося на цену, примерно одинаково. Ну или, обеспечивать сравнимые возможности. Почти сорок тысяч за Olympus могут, руководствуясь той же логикой, внести сумятицу в ожидания, и дать причину предположить, что эта камера чем-то заметно лучше остальных. С другой строны, Panasonic стоит на десять тысяч дешевле, и от него сразу же ожидаешь неконкурентоспособности, по сравнению с остальными. Вот только давайте не будем забегать вперёд, выводы окажутся весьма занятными.
Что нам даёт зеркало
Итак, для начала поговорим о зеркале. Зачем оно нужно в камере и почему его нет в “беззеркалках”. Нужно понимать, что зеркало лишь часть сложного механизма камеры, предназначенное вовсе не для улучшения качества снимков. Свет, попадая через объектив, и переотражаясь от зеркала, попадает на датчики фазовой фокусировки и экспозамера. Это позволяет камере настроить фокусировку объектива на предмет съёмки, выставить правильные выдержку, диафрагму и чувствительность сенсора. В то же время, этот отражённый зеркалом свет фотограф видит в шахте видоискателя, как через бинокль, или точнее сказать, через перископ, что позволяет ему видеть, что именно он снимает и выбрать оптимальную композицию кадра. В момент, когда зеркало опущено, сенсор фотокамеры находится в темноте. Он, как вы понимаете, ничего не видит. В момент нажатия на спуск зеркало поднимается, сенсор, как плёнка в своё время, “засвечивается”, кадр оказывается снят. Именно подъём и опускание зеркала дают этот характерный “хлопок”, ставший синонимом фотосъёмки, который на камерах без зеркала, зачастую, имитируется звуком из динамика. Занятно, что именно хлопок зеркала, а не звук протяжки плёнки или писк подтверждения системы автофокусировки, ассоциируется у подавляющего большинства людей с фотографией.
В традиционных “компактных” камерах с несменной оптикой, как и в видеокамерах, и в “беззеркалках”, отдельного датчика фокусировки и экспозамера нет – там эти функции выполняет основной сенсор фотоаппарата. Он достаточно умён для этого. Фокусировка в этих фотоаппаратах производится контрастным методом, а в этом и кроется ключевое отличие – в то время как на зеркалках установлены специальные датчики фокусировки и экспозамера, в беззеркалках, как и в “мыльницах”, один сенсор выполняет все функции сразу. И если с экспозамером, как показывает практика, он справляется вполне терпимо (насколько вообще терпимо работает любой компьютерный экспозамер), то фокусировка, традиционно, на камерах с контрастным автофокусом работает медленнее, чем на зеркальных фотокамерах. И чем меньше света вокруг, тем медленнее наводится фокус. Не может, пока, основной датчик также хорошо “видеть в темноте”, как специальный фокусировочный.
“Полузеркальные” камеры, в свою очередь, оснащены полупрозрачным зеркалом. Они комбинируют преимущества зеркальных и беззеркальных моделей – с одной стороны, нет зеркала, хлопок которого внутри корпуса, всё же, приводит к микросдвигу самой камеры, с другой, используются специализированные датчики экспозамера и фокусировки. Такая схема позволяет, к примеру, осуществлять сверхскоростную съёмку, с постоянно работающим фазовым автофокусом. Правда, есть и минусы – поскольку зеркало полупрозрачное, и датчики экспозамера/фокусировки, и основной фотосенсор находятся, как бы, в солнцезащитных очках. А раз меньше света попадает и туда и туда, обе компоненты должны работать в более суровом режиме. Всё это мы проходили ещё в самом начале века – когда Olympus выпустил фотоаппарат Camedia E-10. Несмотря на весьма светосильный – 2,0-2,4 объектив, камера шумела жутко. Да и видоискатель был весьма и весьма тёмным. Дальнейшего развития сей конструктив в то время не получил. При современных чувствительных и малошумных матрицах, недостатки такой конструкции будут заметны меньше. Пример тому – Sony A55, которая может делать до 10 кадров в секунду, почти как топовые репортёрские “зеркалки” (только не стоит их сравнивать, есть технические нюансы).
Визирование – через шахту или по ЖК-экрану
Второй ключевой момент – визирование, то есть, взгляд на будущий кадр. В зеркальной камере мы смотрим через оптическую шахту, как через перископ, и по сути, видим самый обычный окружающий мир. На беззеркальной и полузеркальной камере мы смотрим на ЖК-монитор и видим то, что снимает датчик. Предположительно, мы должны на экране видеть именно то, что окажется на цифровой фотографии (это не всегда так).
И у того, и у другого подхода, есть свои плюсы и минусы. Основной плюс визирования через оптический видоискатель – мы смотрим глазом. А глаз человека – инструмент очень мощный. Часто, приводя доводы в пользу беззеркальных и полузеркальных камер, говорят что их экраны достигли качества, превзошедшего качество оптических видоискателей. Речь при этом идёт о разрешении – действительно, лучшие видоискатели стали иметь столь высокое разрешение, что отдельные пиксели глазом не видны. Но дело ведь не только в пикселях – есть ещё динамический диапазон, который у чрезвычайно быстро адаптирующегося человеческого глаза несоизмеримо выше, чем у датчика фотокамеры. Но даже лучшие цифровые видоискатели и ЖК-экраны камер не могут в принципе показать весь массив данных, воспринимаемых сенсором. Даже сверх-дорогой настольный монитор, используемый самыми высокооплачиваемыми профи из мира фотографии, не может вывести весь динамический диапазон, который датчик камеры способен захватить, что уж говорить о каком-нибудь 3-дюймовом дисплее, который начинает слепнуть на солнце. Если сенсор снимает с глубиной цвета 14 бит на канал, а экран воспроизводит в лучшем случае с глубиной 8 бит, о каком соответствии может идти речь?
Ещё один момент – вывод служебной информации на этом экране во время съёмки. Хорошо, если её всю можно убрать. Так можно поступить не на каждой камере, да и не всегда это делается быстро. А ведь любые данные, включая гистограмму, количество оставшихся кадров для съёмки и ёмкость батарейки, отображаемые на ЖК-дисплее или в электронном видоискателе, нарушают композицию кадра. Психологически сложно заставить себя заслонить служебной информацией сюжетно-важную часть сцены. Или, наоборот, уже только после просмотра на компьютере вы обнаруживаете, что за (замечательной и полезной) гистограммой и индикатором баланса белого не заметили, как в кадр влезла совершенно ненужная и портящая всё впечатление деталь. Кривая ветка, перекошенное лицо или какающая на ветке кошечка. Шутим, конечно, но стоит почитать какой-нибудь учебник по основам композиции, например книгу “Беседы ни о чём” Александра Лапина, чтобы понимать, что мы имеем в виду.
Наконец, как показывает практика, в условиях плохого освещения ЖК-видоискатели начинают работать значительно хуже. Сенсору недостаёт света, он начинает разгонять свою чувствительность, в кадр лезут шумы. При съёмке со студийными вспышками в сумраке студии, свет выставлен так, чтобы не вносить помехи в основные импульсы, вы на ЖК-видоискателе видите жутко шумную картинку, совсем не соответствующую тому, что выходит с сенсора. Как и вообще при съёмке вспышкой. Поэтому, фраза о том, что ЖК-видоискатели догнали оптические, притянута за уши, это попросту преувеличение. Человеческий глаз и мозг им ещё догонять и догонять. А ещё, на многих камерах, при резких перепадах от яркого к тёмному картинка может начинать тормозить, экспозиция подстраивается не сразу, и далеко не так быстро, как электроника экспозамера камеры. В то время как глаз уже адаптировался, а мозг готов дать команду пальцу нажать на спуск.
Что в итоге лучше? Увидеть кадр таким, каким он окажется в JPEG (в RAW скрывается больше, чем показывает ЖК-экран), или увидеть его глазом так, как вы хотели бы снять? Увидеть сразу почти результат, или иметь возможность увидеть “как хотелось бы”, но не суметь это снять, ошибшись с настройками? Вопрос идеологический, много копий сломано в форумах. Как фотографу, мне импонирует видеть кадр через оптику, включая ЖК-визирование в нужные моменты, например, при макро-съёмке из неудобной позиции или при ручной наводке с цифровым приближением на резкость, в условиях ужасающего освещения. Решать, как обычно, вам.
А теперь, мы перейдём к техническому описанию камер, принявших участие в тестировании.
Технические характеристики | ||||
Параметры | Canon EOS 550D | Panasonic Lumix DMC-G10 | Olympus Pen E-P2 | Sony Alpha NEX-5 |
Эффективных МП матрицы | 18,0 | 12.0 | 12.3 | 14.2 |
Разрешение по горизонтали, пикселей | 5184 | 4000 | 4032 | 4592 |
Разрешение по вертикали, пикселей | 3456 | 3000 | 3024 | 3056 |
Физический размер матрицы, мм | 22.3 х 14.9 | 17.3 x 13.0 | 17.3 x 13.0 | 23.4 x 15.6 |
Кроп-фактор | 1,6x | 2x | 2x | 1,5x |
Тип байонета | Canon EF/EF-S | Micro Four Thirds | Micro Four Thirds | Sony E-mount |
Стабилизация | в объективах | в объективах | сдвиг матрицы | в объективах |
Ёмкость аккумулятора, mAh | 1120 | 1250 | 1150 | 1020 |
Очистка сенсора | есть | есть | есть | есть |
Цена, руб | 30500 | 19310 | 39990 | 24990 |
Canon EOS550D
Камера пришла в редакцию, укомплектованная самым обычным объективом 18-55 мм. Далеко не светлый, f/3,5-5,6 в зависимости от значения зума, этот объектив снабжён оптической системой стабилизации изображения, позволяющей более уверенно снимать без штатива на длинных выдержках. Им же можно снимать макро с расстояния примерно 0,25м. Байонет пластиковый, что характерно для недорогих объективов.
И корпус камеры, и объектив – лёгкие, металла в них немного. Сама камера – зеркалка скруглённых “био”-форм, удобно лежит в руке. Удерживать её во время сьёмки за рукоять удобно основанием большого пальца, и тремя пальцами (мизинцем, безымянным, средним), оставляя большой и указательный для манипуляций кнопками и переключателями. Правой рукой можно управлять практически всеми кнопками во время съёмки, оставив левую для управления объективом. Сенсор очищается ультразвуком при включении и выключении.
Panasonic G10
Самая эргономичная из представленных беззеркалок. Снимать ею приятно, потому что в любой момент можно изменить нужный параметр съёмки, не залезая глубоко в меню. На корпусе есть кнопка iAuto, с помощью которой можно в любое мгновение переключить камеру в автоматический режим, сделать нужный кадр, а потом отключить автомат и вернуться к предыдущим ручным установкам!
Практически все оперативное управление выведено на корпус. Под левой рукой – колесо режима фокусировки, слайдер подъёма вспышки, колесо диоптрической коррекции видоискателя и кнопка переключения между экраном и видоискателем. Под правую руку – всё остальное: Рычаг включения, рычаг режима протяжки, колесо выбора режимов съёмки, iAuto и кнопка спуска. На задней панели сверху – кнопка просмотра, фиксации экспозиции и универсальное контекстное колесо. Однако скученности нет. Переключатели большие, разнесены далеко. Ими вполне можно управиться на ощупь, удерживая камеру одной правой рукой. Но вот в меню установок, конечно, нужно лезть, удерживая камеру обеими руками.
Olympus Pen E-P2
Очень стильный, тяжёлый, чёрный, металлический (ни в коем случае не пластиковый) корпус, передняя панель матированного серого металла, элементы из кожи и хрома, заставляют вспомнить старую присказку “берёшь в руку – маешь вещь”. Ретродизайн камеры подчёркнут матовой надписью по хрому “Olympus Pen since 1959”. Камера вызывает уважение, несмотря на “классическую форму кирпича”. Солидность её определяется не только внешним видом, но и весом. Сей фотографический аппарат (ну, не “фотик” же) очень приятно держать в руках – притом в обеих сразу. Держать его в одной правой руке и фотографировать можно – но краем сознания постоянно отвлекаешься на то, чтобы сжимать пальцы покрепче, – не дай Бог уронить такую Вещь. Так что диск выбора режимов у E-P2 не случайно смонтирован под левую руку – её неизбежно нужно задействовать в процессе съёмки. Диск, кстати, утоплен внутрь корпуса, дабы не портил кирпичную лаконичность форм. Ход с точки зрения дизайна великолепный. Впрочем, в качестве пользователя, тоже быстро привыкаешь к такому решению, и оно мешает всё меньше и меньше. На верхней панели у камеры есть стандартный “горячий башмак”, куда можно воткнуть не только вспышку, но и электронный видоискатель. Обмен данными с видоискателем идет через шину, разъём которой также находится под “горячим башмаком”. Под указательным пальцем правой руки оказываются кнопки включения-выключения, спуска и экспокоррекции. Это единственная камера в обзоре, у которой стабилизация изображения осуществляется сдвигом матрицы.
Фотоаппарат пришёл в редакцию в комплекте с “шайбой” – объективом 17мм. Так и не получилось бы оценить эту камеру в сравнении с остальными – да оказался на тестах ещё и Panasonic G10 с объективом Lumix 14-42/3,5-5,6 со стабилизацией. А поскольку обе камеры принадлежат к стандарту Micro 4/3, большинство тестов Olympus Pen E-P2 мы осуществили с объективом Lumix. Также в комплекте находился съёмный электронный видоискатель достаточно больших размеров.
Sony NEX-5
Самая компактная из обозреваемых камер – если говорить только про корпус. В продаже бывают комплекты с одним или двумя объективами, в том числе, вариант с мощным зумом 18-200 миллиметров. К нам на тестирование попал вариант с широкоугольной “шайбой” 16мм без оптической стабилизации, и оптически стабилизированным “штатником” 18-55мм f/3,5-5,6. Минимальная дистанция для макро – те же 25 сантиметров, что и у Canon. Удерживать камеру в одной руке и нажимать на спуск – удобно. Также под большим и указательным пальцами логично оказываются поворотный рычаг включения камеры, кнопка просмотра отснятого, и переключения в режим видеосъёмки. Все остальные кнопки настройки, выбора режимов , меню и пр. доступны при удержании (надёжном удержании) камеры двумя руками. Сам корпус камеры больше напоминает те же младшие “мыльницы” Sony. И лишь солидное кольцо байонета, да гигантских размеров (для мыльницы, конечно) матрица за ним свидетельствуют о некоем большем наполнении маленького корпуса. В комплекте прилагается съёмная вспышка достаточно скромных размеров, и с хитрым нестандартным разъёмом.
Все камеры укомплектованы зарядным устройством, одним аккумулятором, ремешком для фотоаппарата, инструкциями, софтом для обработки фото и соединительными шнурами для компьютера и телевизора.
Про стёкла и перспективы.
Беззеркалки получили сменную оптику – а стало быть, перед пользователями встают туманные или вполне осязаемые перспективы апгрейда “глаза” своей камеры.
Сравнивать количество объективов в линейке Canon EOS (да с учётом сторонних производителей) с количеством объективов, подходящих для остальных участников теста, мы не будем – ни к чему обижать маленьких. Объективов этих огромное количество, и ещё больше можно использовать с камерами Canon всевозможных сторонних линз, от советских до малоизвестных, через переходники. Вот здесь вы найдёте
Парк фирменных объективов Canon EF, на фото далеко не все модели
А вот тут вы найдёте
В общем, мы думаем, понятно, что по системности оптики и аксессуаров зеркалки имеют фору на долгие годы вперёд. Поэтому, просто перейдём к описаниям систем E-mount и Micro 4/3.
Объективы Sony E-mount для NEX
Sony специально разработала новый байонет и объективы для серии NEX, под названием E-mount. К моменту написания этой статьи выпущено было всего три объектива, так что особой широты выбора среди E-mount оптики пока нет. Более того, самым интересным нам показался как раз не комплект, попавший на тест, а вариант с универсальным “туристическим” 18-200 мм. Приятная деталь – объективы Sony выполнены в металлических корпусах. Правда, защищённости от пыли в влаги это им не добавляет, это не профессиональные линзы, но хоть вес какой-то появляется, не ощущаешь камеру такой уж игрушкой. Помимо вышеупомянутых 16/2,8 и 18-55/3,5-5,6 OSS существует ещё 18-200/3,5-6,3 OSS (с оптической стабилизацией). Вот его, пожалуй, можно назвать универсальным. Помимо этого, Sony выпускает для E-mount переходник под байонет A – к объективам от собственных зеркалок. Последние версии его прошивок поддерживают автофокусировку этих объективов. За что производителю, конечно же, благодарность. Длина рабочего отрезка для камер NEX равна 18мм. Так что для любителей экспериментов это рай – можно изготовить любые переходники под практически любые, существовавшие доселе стёкла. Благо производитель подал наглядный пример.
Объективы Micro 4/3, фотография сайта cameraquest.com
Системы 4/3 и Micro 4/3 были разработаны совместно Panasonic и Olympus. В настоящее время для камер системы Micro 4/3 доступны около 15 различных объективов. Также к камерам Micro 4/3 можно через переходник подключать объективы системы 4/3. Всего их более 40, но примерно четверть из них более не выпускаются.
Объектив для Panasonic G10 Lumix 14-42/3,5-5,6
Пришедший в редакцию Lumix 14-42/3,5-5,6, однако, вызвал некоторое недоумение. Нам кажется, что линзы могли бы быть и пошире, а объектив посветлее. Всё-таки, диафрагма 3,5 на 14 миллиметрах – это очень и очень “темно”. Пластиковые поля вокруг передней линзы объектива по сравнению с самой линзой – огромны!
Полный список и подробную информацию по объективам
Экраны, визиры, Live View и фокусировка.
Видимая на экранчике или в электронном визире картинка – результат работы сенсора, процессора камеры, и только в последнюю очередь самого экрана (визира). Говоря в дальнейшем о качестве изображения, будем держать в памяти эту цепочку.
Экран Canon EOS550D
ЖК экраны у EOS 550D, G10 и E-P2 заметно больше чем у NEX-5, несмотря на одинаковую заявленную диагональ 3”. У Sony экран (0,92 мегапикселя) вытянут по горизонтали, и во время съёмки изображение занимает примерно 5/6 экрана. На оставшейся чёрной полосе справа мы наблюдаем изображения трёх переназначаемых кнопок, с указанием их действия в текущий момент. Полностью площадь экрана задействуется при съёмке и просмотре панорам. NEX-5, единственная из всех обозреваемых камер, порадует пользователя поворотным экраном. С ним удобно снимать, подняв камеру высоко над головой, или наоборот – опустив низко к земле. Яркость экранного изображения автоматически регулируется в зависимости от яркости окружения. Датчик освещённости – в левом нижнем углу экрана, не закрывайте его пальцем! Увы, солнечных дней в период написания статьи не было – а потому и не было возможности проверить эффективность работы системы в экстремальных условиях.
Экран Panasonic G10
При нормальном освещении все экранчики дают хорошую картинку. По ним вполне можно наводиться на резкость, в особенности используя режим “линзы”.
Экран Olympus Pen E-P2
Но всё меняется, когда света мало! К примеру, при искуственном освещении вручную неудобно фокусироваться ни по ЖК-видоискателю, ни по экрану любой из рассмотренных беззеркалок. Жутко мешает шум разогнанного сенсора. Более-менее комфортно это получалось сделать, лишь когда камеры были закреплены на штативе. Удерживая же камеру в руках, будьте готовы либо отдаться автофокусировке (которая в сумраке на беззеркальных камерах начинает вытворять ещё те неожиданности), либо несколько раз прокрутить кольцо резкости объектива вперёд-назад. Резкости картинки недостаточно для понимания правильности наводки, – мешают шумы. Поэтому придётся “ловить” картинку наиболее резкую из нерезких.
Экран Sony NEX-5
Лучше всего в условиях плохой освещённости, из беззеркальных камер, ведёт себя NEX-5 при использовании ручной коррекции автофокусировки. Вы можете использовать автофокус, а потом, ориентируясь на размытие переднего и заднего планов, сместить зону резкости вперёд или назад. Экран камеры достаточно информативен, чтобы приблизительно определить зону ГРИП и зоны размытия. Несмотря на меньшие размеры, у NEX-5 удобный экран для наведения, если принимать в расчет протестированные камеры. У него больший динамический диапазон, чем у конкурентов, лучше детализация. По качеству изображения уступает он, пожалуй, лишь экрану 550D (1,04млн pix) в режиме Live View, находясь примерно на одном уровне удобства использования с Panasonic DMC-G10 (0,46млн pix). Экран Panasonic Lumix DMC-G10, несмотря на меньшее разрешение, выигрывает за счёт больших размеров.
К сожалению, в условиях низкой освещённости, экран у E-P2 уступает конкурентам по качеству картинки. 0,23 млн pix на выходе позволяют лишь оценить композицию кадра. Небольшой динамический диапазон не добавляет радости при съёмке. А мерцание муара, сопровождающее тонкие горизонтальные линии на объекте, откровенно раздражает.
Зато дополнительный видоискатель у Olympus великолепен! В нормальных условиях освещения он даёт очень качественную картинку. Изображение видится большим – за счёт оптической схемы окуляра видоискателя оно занимает значительную часть общего поля зрения. Видоискатель у G10 похуже. Он встроенный, и явно рассчитан на какие-то особые случаи использования – к примеру, когда свет экрана будет демаскировать фотографа. Наводиться по нему не очень удобно.
Вернёмся к 550D и режиму Live View. C подъёмом зеркала и его включением понимаешь, насколько разнятся технология автофокусировки по контрасту и по фазовым датчикам! В режиме Live View Canon 550D по скорости автофокусировки безнадёжно отстал от всех своих собратьев по тесту. Зато в этом же режиме Live View очень комфортно наводить резкость вручную! При этом можно включить увеличение – 5х или 10х. В отличие от беззеркалок, в ручном режиме объектив у Canon 550D наводится на резкость чисто механически. То есть, быстрее и точнее.
Ну, и конечно же со старым проверенным способом визирования через оптический видоискатель по быстроте и адекватности изображения не может сравниться ни один экран. Это особенно заметно, когда во время тестовых съёмок меняешь камеры между собой. Какая камера требует меньше всего времени на съёмку сюжета? Да – всё ещё “старая добрая” зеркалка.
По качеству воспроизведения отснятого на собственном экранчике – 550D впереди. За ним с небольшим отрывом – NEX-5, далее DMC-G10 и предсказуемым аутсайдером данного пункта обзора является E-P2.
Фотографируем: практический тест
Canon 550D. Против лома нет приёма.
Несмотря на своё позиционирование, как зеркалки начального уровня, 550D ведёт себя отлично. Автофокус достаточно быстр (даже учитывая медленный китовый объектив 18-55), и ошибки в его работе редки. При работе в “зелёном” режиме камера часто, к месту и не к месту, стремится подсветить вспышкой снимаемый объект. В принципе, вспышка работает неплохо, достаточно мягко подсвечивая поле съёмки. Но с желаниями фотографа это совпадает далеко не всегда. Так что большинство тестовых снимков сделаны в режиме P.
Ещё из особенностей камеры – если на флешке есть папка со снимками другой камеры – с большой долей вероятности 550D не будет создавать свою папку, а положит снимки в чужую, например, сониевскую. Но вряд ли у вас на руках окажется несколько разных камер, как у нас.
Само качество снимков, детализация и динамический диапазон радуют. В 550D, по сравнению с предыдущей версией 500D, много улучшений, и они явно пошли этой модели на пользу. Да и что говорить, если по многим компонентам начинки, в том числе сенсору и процессору, 550D аналогична старшим моделям – 60D и 7D, которые стоят не в пример дороже.
Про сам процесс съёмки даже как-то сказать нечего. Навёл-скомпоновал – отснял кадр – отсмотрел. Процесс смены настроек отвлекает очень мало внимания – а потому остаётся где-то в подсознании, не мешая творческому поиску. Камера предсказуема – чему будет безумно рад любой фотограф со стажем. Canon 550D – нормальный, мощный инструмент для фотографа, от новичка до опытного любителя. Просто для понимания этого ощущения – взяв относительно простенький Canon 550D в руки после топового 1D Mark IV, стоящего под $9000, не возникает жуткого напряжения и ощущения, что работаешь с куцым обрезком.
Panasonic DMC-G10. Почти зеркалка.
Фотографировать этой камерой очень удобно. В процессе съёмки очень редко нужно лазить в меню. А если нужно – то искомый пункт, как правило, близко. Автофокус работает хорошо, ошибок мало.
У DMC-G10 весьма богатое настройками и спецэффектами меню. Можно менять уже существующие профили обработки снимка, задавая яркость, контраст, насыщенность, резкость. Можно сузить или расширить динамический диапазон – и всё это записать в профили съёмки. Но есть и недостатки. Меню DMC-G10 нельзя отнести к интуитивно понятным.
Съёмке это не мешает никак, но мешает освоению всех творческих возможностей камеры. Если будете приобретать этот замечательный аппарат, – не поленитесь и тщательно изучите инструкцию. А потом возвращайтесь к ней снова и снова. Реалии нашей жизни таковы, что на пост-обработку файлов не у всех есть умение, время и желание. Если камера позволяет сделать это сразу – то почему бы не использовать такую возможность?
Olympus Pen E-P2. И ведром, и “лейкой”.
Есть такой вид досуга – охота с легавой. Охотник с собакой ходят по лесу, собака чует дичь, делает стойку. Охотник подымает ружьё, желательно курковую горизонталку, изготавливается к выстрелу. Команда собаке – дичь в воздухе – выстрел! Главное тут – не добыча, а процесс. Более того – поддержание традиций внутри процесса. Например, пойти на такую охоту с современным полуавтоматическим ружьём – моветон.
Так вот, E-P2 идеально подходит как спутник для неспешных романтических прогулок, в одиночку или вдвоём, но обязательно – в созерцательном настроении. Сам по себе фотоаппарат, благодаря дизайну, является богатым аксессуаром. Он создаёт настроение для съёмки – что-то вечное, которое не терпит суеты… И будьте уверены – не потерпит! Самый медленный автофокус из всех протестированных камер поневоле заставит снизить темп жизни. Так и представляем себе какого-нибудь главу корпорации, который идёт снимать – снимать стресс в соседний зимний садик, и сидя под бонсаем вместе с Е-Р2, тихо творит шедевры…
Ну а если серьёзно, то фотоаппарат всё-таки имеет сильные стороны. Это качество снимков, при хорошем освещении – просто великолепных! Фотоаппарат хорошо снимает портреты – благодаря хорошей системе распознавания лиц и, возможно, благодаря мягкой цветовой гамме. Наконец, у него неплохо организовано меню. Оно понятно, его пункты быстродоступны – в том числе, и творческие режимы.
Sony NEX-5. Может, когда захочет.
Сначала о хорошем.
Большая матрица потенциально может дать очень хорошее изображение. Часто так и получается. Sony NEX-5 отлично работает при обычных условиях съёмки, с хорошим светом. Но иногда, совершенно неожиданно начинает создавать проблемы как в нестандартных, так и в стандартных ситуациях.
Сказать, что у NEX-5 множество возможностей для творчества – это значит, трижды наврать и два раза сказать правду.
Режимов съёмки, способов обработки изображения, – множество. Однако, все они закопаны в глубины меню. NEX-5 провоцирует снимать “на зелёном автомате”. Тем более, что в нём можно вручную подрегулировать диафрагму (глубину резкости) и фокусировку. В этом режиме камера постарается исхитриться и вытянуть из снимка всё, что можно – тому способствуют, к примеру, режимы мультиэкспозиции одного кадра в условиях малой освещённости. Остаётся ли тут место для творчества фотографа? Вы скажете, что конечно – да, ведь объект съёмки и композицию камера не выберет. И фотографу именно стоит сосредоточить внимание на отображении и переосмыслении того, что лежит “по ту сторону объектива”. Однако, автоматика камеры допускает и немало ошибок! Так, снимать макро на предельно близких дистанциях с автофокусом лучше не в “макро” режиме, а в программном. В режиме “макро” автоматика часто промахивается с фокусом, а ручное дофокусирование легко сбивается. Режим ночной сцены, с длительным экспонированием, но подсветкой вспышки – провоцирует шевеленку. Панорама, склеенная внутри фотоаппарата, безусловно красива, но отнюдь не высокого разрешения – всего 15 мегапикселей, а если снимать её вручную любой из тестируемых камер, можно хоть сто мегапикселей сделать, и даже больше. Если объекты, при съёмке панорамы, находятся близко – по местам склейки пройдут нестыкованные полосы. Или кадр ваш будет обрезан сверху и снизу.
Так способствует ли творчеству такой интеллектуальный инструмент, который сам автоматически снимает и сам непредсказуемо ошибается? А переключение настроек вручную у этого фотоаппарата сделано удивительно неудобно! Всё через… эээ… меню.
Поэтому NEX-5 будет отличным выбором для апгрейда с “мыльницы”. Повышение качества кадров гарантировано! Все друзья и знакомые порадуются вашим успехам.
Однако пользователей зеркалок и тех, кто стремится совершенствоваться в технике фотосъёмки, идеология работы с NEX-5 вряд ли порадует. Вот в качестве второй камеры, которая попроще и покомпактнее, чем основная зеркалка, NEX-5 найдёт массу поклонников. А если ещё и учесть привлекательность цены, когда камера с двумя объективами продаётся по цене одного серьёзного объектива для зеркалки – широкий интерес и спрос на камеру обеспечен.
Ещё вызывает немало вопросов съёмная вспышка. Её разъёмчик настолько непривычно-игрушечный в сравнении с привычным башмаком, что сомнения в его долговечности не покидают пользователей даже, наверное, во время сна. Вообще, Sony славится успешным продвижением мёртворождённых технологий. Таких, например, как Memory Stick. Вот и маленькие вспышечки с игрушечными разъёмчиками очевидно обречены на долгое рыночное существование. По нашему мнению, камеру можно было оснастить хотя бы синхроконтактом. Но видать, Sony всё-таки хочет существенно зарезать возможности серии NEX, дабы они ни в коем случае не составили реальную конкуренцию её же собственным “зеркалкам” и “полузеркалкам”.
Нам кажется, что фирмы, производящие аксессуары, могут существенно заработать, если выпустят для NEX переходник на обыкновенный горячий башмак, куда уже можно вставлять что угодно.
Из “косяков”, которых никак не ожидаешь от камеры – обрезание кадра по краям в процессе видеосъёмки. То есть, установив объектив на самый широкий угол, 18мм в нашем случае, вы получите видеоролик как бы с дополнительным кропом. За другими камерами такого не замечено.
Качество картинки и детализация при разных ISO
Нам не хотелось облегчать задачу и тестировать камеры, фотографируя какой-нибудь пейзаж при свете дня и с малыми выдержками. Так делают многие обозреватели – но, по большому счёту, это способ, мало используемый в реальности.
Куда как чаще шумы матрицы вылезают при низкой освещённости. Поэтому тестовые серии делались при неярком свете, моделируя ситуацию реального выбора фотографа: повысить ли шумность снимка в угоду коротким выдержкам?
Тест подразделяется на две части. Первая – более формальная и наглядная – призвана сравнить разрешение камер при различных ISO. Для этого была изготовлена комбинированная мира. В ней присутствуют и кольцевые, и радиальные элементы. Мира снималась при разных значениях ISO. Выдержку и диафрагму камеры определяли автоматически. В кадре находятся три миры. Одна главная – комбинированная – в центре. И две дополнительные – по краям кадра. По центральной мире вполне можно судить о разрешении матрицы. Дополнительные миры по краям скажут больше о качестве объектива. Расстояние между дополнительными мирами – 1,5 метра. Тестовые кадры делались так, чтобы дополнительные миры оказались по границам кадра. Желающие могут самостоятельно соотнести размеры базы теста и размеры матрицы, а затем вычислить реальное разрешение матрицы в линиях на миллиметр.
Начнём со сравнительной оценки разрешения камер на минимальном значении чувствительности матрицы. Как и ожидалось, 550D – лидер. Во втором от центра колечке радиальной миры линии достаточно хорошо различимы. На кольцевой мире отчетливо видны шесть тёмных колечек, и вполне уверенно угадывается седьмое.
ISO 100. Canon EOS550D
С небольшим отрывом за 550D следует NEX-5. Во втором от центра колечке радиальной миры линии различимы почти так же хорошо, как и у 550D. Однако, по диагональным направлениям мы наблюдаем искажения – муар. На кольцевой мире также отчетливо видны шесть тёмных колечек, а вот седьмое сильно искажено муаром.
ISO 100. Sony NEX-5
DMC-G10 вместе с E-P2 делит третье место. Оно, в общем, понятно. Ведь Olympus оснащён матрицей Panasonic. Во втором от центра колечке радиальной миры лишь в некоторых местах угадываются линии. На кольцевой мире отчетливо видны пять тёмных колечек, и чуть хуже – шестое. А присмотревшись, можно углядеть и следы седьмого.
ISO 100. Panasonic G10
ISO 100. Olympus Pen E-P2
Теперь отследим, как меняется разрешение изображения (влияющее на количество мелких деталей, которое камера ещё может показать на снимке) в зависимости от чувствительности сенсора.
ISO 3200. Canon EOS550D
У 550D шумы становятся заметными при ISO 1600. Однако, не на столько, чтобы существенно ухудшить изображение. Мы наблюдаем выпадение лишь отдельных фрагментов изображения на втором круге радиальной миры. При ISO 3200 линии на втором круге уже малоразличимы. Их забивают шумы. ISO 6400 добавляет в картинку большое количество цветных шумов – но разрешение практически не меняется.
ISO 3200. Sony NEX-5
Матрица NEX-5 также начинает шуметь при ISO 1600. Динамика нарастания шумов примерно повторяет кэноновскую. Максимальное значение ISO 12800 приводит к достаточно серьёзной потери информации на картинке. Сливаются многие линии уже третьего кольца радиальной миры.
ISO 3200. Panasonic G10
На ISO 1600 и у DMC-G10 и у E-P2 шумы малозаметны – сказывается хорошая программа обработки. Однако, некоторые фрагменты третьего кольца радиальной миры уже сливаются в единое серое поле. наблюдаем выпадение лишь отдельных фрагментов изображения. ISO 3200 приносит лишь незначительное по сравнению с предыдущим значением, ухудшение картинки. А вот на 6400 уже наблюдаем выпадение фрагментов четвёртого кольца радиальной миры.
ISO 3200. Olympus Pen E-P2
На практике выпадение фрагментов миры означает, что будут потеряны многие мелкие детали, соотносимые с размером штрихов миры. И чем больше искажений – тем более крупные детали теряются. Неожиданностей не произошло: камеры от Sony и Canon имеют большее разрешение, чем оснащённые матрицами меньшего размера Panasonic и Olympus. Однако, выводы о том, какой фотоаппарат снимает лучше, отложим. По фотографии чёрно-белых мирр можно судить о предельном разрешении. Продолжим.
Качество картинки: снимаем тестовую композицию
Вторая часть теста – более созерцательная. Мы фотографируем тестовую композицию (назовём её “Ретро”) с зажатой до f/9 диафрагмой, при разных ISO. Камеры автоматически выбирают значение выдержки. Далее мы оцениваем шумы в тенях на разных значениях ISO, общую “смотрибельность” снимка, детализацию в тенях и светлых частях кадра.
На низких значениях ISO всё более-менее в порядке. Картинки, выдаваемые камерами – хороши! Стоит, однако, отметить – что автоматика камеры считает нормальной экспозицией. Если Canon и Olympus выдают примерно одинаковые, средней плотности снимки, то Panasonic в этом тесте высветлил картинку, а Sony, наоборот, затемнила. При этом формальные параметры съёмки Canon и Panasonic одинаковы – диафрагма 9, выдержка полсекунды. Экспокоррекция на нуле. Чудеса, однако!
Но вернёмся к изменению картинки в зависимости от ISO. Начнём с 800.
Первая неожиданность – 550D в полутенях даёт заметный зеленоватый шум. По сравнению с ним, остальные камеры справляются хорошо.
Далее шумы, разумеется, только растут. Характер шумов – различный для каждой камеры. У DMC-G10 и у E-P2 это “снег” – более светлые точки, но того же оттенка что и окружающий их фон. У NEX-5 шумы проявляются в виде зерна и размытия контуров в малоконтрастных местах. У 550D – это цветной шум и размытие контуров.
Результаты сравнения показывают, что для максимального значения ISO 6400 Canon 550D даёт вполне пристойную картинку. У NEX-5, DMC-G10 и E-P2 максимальные значения чувствительности матрицы стоит использовать лишь в особо необходимых случаях. Правда, напомню, у DMC-G10 и E-P2 максимальное значение ISO 6400, а у NEX-5 – 12800. Разница есть. И – самый, пожалуй, главный сюрприз обзора: При значении ISO 6400 картинка у NEX-5 смотрится лучше, чем у 550D. Шумы заметны меньше. Поздравляем Sony с хорошим достижением!
Поддержка RAW – всем участникам зачёт
Не секрет, что конверторы RAW сторонних производителей зачастую позволяют “проявить” кадр интереснее, чем софт, поставляемый в комплекте. И какие же редакторы поддерживают RAW камер нашего теста? Откроем секрет. Во всех этих камерах формат RAW присутствует официально. А значит, их поддерживают или в ближайшем будущем будут поддерживать все распространённые конверторы. В частности, это уже делают Adobe Camera Raw 6.2 (а значит, и Photoshop), Lightroom 3, RawTherapy.
Заключение
Итак, новый класс “беззеркалок” унаследовал от предков большой сенсор, сменную оптику. Потерял оптический видоискатель, скорость фокусировки и, зачастую – удобство управления. Что в итоге?
Если в плёночную мыльницу вставить профессиональную плёнку и прикрутить средненький зум-объектив, что мы получим в итоге? Вы скажете, сравнение некорректно! Ведь беззеркалка гораздо функциональнее нашего гипотетического плёночного гибрида. Да, конечно функциональнее – ровно настолько, насколько цифромыльница функциональнее мыльницы плёночной. Поэтому предлагаю вместо корявого слова “беззеркалка” использовать аббревиатуру Бэ-эМ-К-А – большематричная камера-автомат, или БММ-ка – от словосочетания большематричная мыльница.
Крик души одного из авторов статьи: “Приступал я к этому тесту с радостными чувствами и надеждой пощупать действительно новые технологии. Наверное, моя планка ожиданий, ориентированная на рекламу, была слишком высока. Наблюдая из теста в тест, как по-мелочи косячат камеры, и делая десять кадров там, где зеркалкой я бы сделал один-два – трудно избежать разочарования…”
Итак.
Протестированные беззеркалки, конечно же, не дотягивают до звания “профессиональных камер”. И дело-то даже не в том, по каким характеристикам они отстают от зеркалок, а по каким обгоняют. Дело в количестве труда, которое придётся затратить на получение качественного снимка.
Тут впору вспомнить знаменитое: “Настоящий фотограф снимет и ведром. Но лучше бы – “Лейкой”.
Насколько более интересный и проработанный кадр можно получить, используя ручные настройки, вы наглядно можете наблюдать на примере тестовой композиции “Ретро”. Один из снимков для каждого фотоаппарата сделан на полном автомате. Сравните между собой “ручные” и “автоматические” фотографии.
Кроме того, в галерее снимков вы найдёте фотографии с различными сюжетами: портрет, ростовой портрет, пейзаж, натюрморт, макро, закат, архитектура. К сожалению, за всё время тестирования выдался лишь один солнечный день, поэтому многие уличные фотографии не порадуют богатством цвета. Тем не менее, галерея даёт наглядное представление о том, что любой из четырёх рассматриваемых камер можно делать высококачественные снимки.
Так что при выборе фотоаппарата главное – это правильно представлять себе, для чего вы будете его использовать – сейчас и в перспективе. Попробуем сделать некие обобщённые выводы, в помощь потенциальным покупателям.
Panasonic DMC-G10
Удобство управления, творческие режимы. Интересный выбор в качестве “подстраховочной” камеры к основной зеркалке. При съёмках создавал меньше всего проблем из всех беззеркалок. Самая маленькая цена, и при этом отличное качество снимков. Камера предсказуема, с большим выбором аксессуаров – объективов, вспышек и прочего. Если вдруг не хочется покупать по какой-то причине зеркалку – то DMC-G10 обеспечит во многом сходный функционал.
Olympus E-P2
Аналогию с авторучкой какого-либо известного бренда провела сама фирма-производитель. Таскаем, щёлкаем, небрежно крутим в руках… Все снимки демонстрировать не обязательно, а отобрать те, которые получились хорошо – труда не составит. Помним, что это ещё и стильный дорогой аксессуар, и не удивляемся цене. Для фанатов ретростиля.
Sony NEX-5
Самый спорный фотоаппарат нашего обзора. С одной стороны – отличное потенциальное качество снимков. С другой стороны, фотоаппарат наполнен различными интересными функциями, которые на практике работают далеко не так хорошо, как об этом заявляет производитель. Этот разрыв между существенными плюсами и непонятными минусами притягивает внимание к камере, вызывает желание исследовать её возможности полнее, и, в конечном итоге, найти способы обойти ограничения. Кому бы мы могли рекомендовать этот фотоаппарат? Да любому фанату фотографии. То есть, человеку, который будет рад поэкспериментировать, потратить определённое время на снимки, который будет рад процессу и не будет сильно переживать по поводу возможного в любой момент непредсказуемого результата. Для которого фотографирование – не работа, а любимое увлечение. NEX-5 как нельзя более подходит в качестве подруги для времяпровождений. Яркая, иногда непредсказуемая. Полная явных и скрытых достоинств. С ней с удовольствием можно потра… то есть, повозиться. Она заострит внимание на красивых моментах жизни и подарит воспоминания о них на долгие годы.
Canon 550D
Угадайте, какую камеру будут покупать в ближайшее время свадебные фотографы? Мы уверены, что многие из них остановят свой выбор на 550D. И это показатель. Свадебная фотография – пожалуй, самая массовая из ветвей профессиональной фотографии. Предсказуемость в работе, невысокая цена – и громадные возможности, сопоставимые с профессиональной техникой (а она, по сути, отличается сейчас лишь бОльшим ресурсом и скоростями работы) делают 550D востребованным инструментом в том числе, и в профессиональной среде.
Беззеркалкам часто ставят в преимущество меньшие размеры. Однако, насколько это существенно? Если мы хотим существенного сокращения размера фотокамеры – то да, по сравнению с зеркалками, размеры всех трёх конкурсантов существенно меньше. Но – легче ли нам от этого? Далеко не во всех случаях. Ибо размеры камер таковы, что в карман, при пристёгнутом ZOOM-объективе, их всё равно не спрячешь. Нужны либо отдельные чехлы-сумочки, либо ищите место для фотика в туристическом/повседневном рюкзачке… А если мы хотим использовать все преимущества систем со сменным объективом – надо создавать полноценный фотоотсек…
Вот и смотрите сами, существенна ли для вас экономия места и веса при покупке беззеркальной системы? Увы, само по себе уменьшение размеров корпуса даёт минимальные преимущества.
Покупая зеркалку, даже неопытный фотограф получает возможности для роста. Вырастет профессионализм – можно докупать объективы, вспышки, студийное оборудование – оно тоже предназначено для сопряжения, прежде всего, с зеркалками. “Живой” взгляд на снимаемый объект, через оптический визир, как мы выяснили, тоже играет немаловажную роль в творческом процессе. С другой стороны, беззеркалки, делая высококачественные снимки, только начинают развиваться как класс фотоаппаратов. Возможно, практика их использования скорректирует представление о границах их применения, недостатках и преимуществах.
Примеры фотографий, отснятых протестированными камерами
Panasonic DMC-G10
Olympus E-P2
Sony NEX-5
Canon 550D