Вступление
В определённый момент, в редакции THG.ru на тестах оказался целый букет интересных фотокамер – зеркальная 18-мегапиксельная Canon 550D, беззеркальные Sony NEX-5D, Olympus PEN E-P2 и Panasonic G10. Ни одну из этих моделей нельзя назвать дешёвой, и хотя они не претендуют на профессиональный класс, потенциальный покупатель всегда подумает трижды, что из перечисленного предпочесть.
![]() |
Ещё в одном, кроме ценовой категории, эти камеры схожи – все они поддерживают замену оптики. Но если Canon 550D - классическая современная "зеркалка", то три остальные камеры мы относим к относительно новому классу "беззеркалок". У них нет в конструкции зеркала, поэтому визирование всегда производится в режиме типа LiveView, то есть, по ЖК-экрану либо видоискателю с ЖК-матрицей внутри.
![]() |
Раз уж зашла речь о зеркалах, позволим себе лирическое отступление. На рынке явным образом намечается изрядный бардак – ещё не так давно к "зеркалкам" прибавлись "беззеркалки", а теперь в промежутке между ними встают "полузеркалки" (модели с полупрозрачным зеркалом, которое не имеет подвижности). Поскольку все эти камеры поддерживают смену оптики, для них будет выпускаться парк различных линз. Некоторые модели поддерживают линзы от самых старших камер, оснащены подобными им сенсорами. И что, позвольте спросить, мы должны с этим безобразием делать?
![]() |
Придётся разбираться. Поэтому, вместо написания отдельных обзоров по перечисленным камерам, мы решили сопоставить аппараты. Прежде всего, по цене.
Камера | Средняя цена (market.yandex.ru), руб. |
Canon 550D Kit (18-55mm f/3.5-5.6) | 30 500 |
Panasonic Lumix DMC-G10K (14-42mm f3.5-5.6) | 19 310 |
Olympus Pen E-P2 (17mm f/2.8) | 39 990 |
Sony NEX-5D (16mm f/2.5 + 18-55mm f/3.5-5.6) | 24 990 |
Как мы видим, Canon 550D и Sony NEX-5 стоят почти одинаково и снимать должны, по мнению обывателя, ориентирующегося на цену, примерно одинаково. Ну или, обеспечивать сравнимые возможности. Почти сорок тысяч за Olympus могут, руководствуясь той же логикой, внести сумятицу в ожидания, и дать причину предположить, что эта камера чем-то заметно лучше остальных. С другой строны, Panasonic стоит на десять тысяч дешевле, и от него сразу же ожидаешь неконкурентоспособности, по сравнению с остальными. Вот только давайте не будем забегать вперёд, выводы окажутся весьма занятными.
Что нам даёт зеркало
Итак, для начала поговорим о зеркале. Зачем оно нужно в камере и почему его нет в "беззеркалках". Нужно понимать, что зеркало лишь часть сложного механизма камеры, предназначенное вовсе не для улучшения качества снимков. Свет, попадая через объектив, и переотражаясь от зеркала, попадает на датчики фазовой фокусировки и экспозамера. Это позволяет камере настроить фокусировку объектива на предмет съёмки, выставить правильные выдержку, диафрагму и чувствительность сенсора. В то же время, этот отражённый зеркалом свет фотограф видит в шахте видоискателя, как через бинокль, или точнее сказать, через перископ, что позволяет ему видеть, что именно он снимает и выбрать оптимальную композицию кадра. В момент, когда зеркало опущено, сенсор фотокамеры находится в темноте. Он, как вы понимаете, ничего не видит. В момент нажатия на спуск зеркало поднимается, сенсор, как плёнка в своё время, "засвечивается", кадр оказывается снят. Именно подъём и опускание зеркала дают этот характерный "хлопок", ставший синонимом фотосъёмки, который на камерах без зеркала, зачастую, имитируется звуком из динамика. Занятно, что именно хлопок зеркала, а не звук протяжки плёнки или писк подтверждения системы автофокусировки, ассоциируется у подавляющего большинства людей с фотографией.
![]() |
В традиционных "компактных" камерах с несменной оптикой, как и в видеокамерах, и в "беззеркалках", отдельного датчика фокусировки и экспозамера нет – там эти функции выполняет основной сенсор фотоаппарата. Он достаточно умён для этого. Фокусировка в этих фотоаппаратах производится контрастным методом, а в этом и кроется ключевое отличие – в то время как на зеркалках установлены специальные датчики фокусировки и экспозамера, в беззеркалках, как и в "мыльницах", один сенсор выполняет все функции сразу. И если с экспозамером, как показывает практика, он справляется вполне терпимо (насколько вообще терпимо работает любой компьютерный экспозамер), то фокусировка, традиционно, на камерах с контрастным автофокусом работает медленнее, чем на зеркальных фотокамерах. И чем меньше света вокруг, тем медленнее наводится фокус. Не может, пока, основной датчик также хорошо "видеть в темноте", как специальный фокусировочный.
![]() |
"Полузеркальные" камеры, в свою очередь, оснащены полупрозрачным зеркалом. Они комбинируют преимущества зеркальных и беззеркальных моделей – с одной стороны, нет зеркала, хлопок которого внутри корпуса, всё же, приводит к микросдвигу самой камеры, с другой, используются специализированные датчики экспозамера и фокусировки. Такая схема позволяет, к примеру, осуществлять сверхскоростную съёмку, с постоянно работающим фазовым автофокусом. Правда, есть и минусы – поскольку зеркало полупрозрачное, и датчики экспозамера/фокусировки, и основной фотосенсор находятся, как бы, в солнцезащитных очках. А раз меньше света попадает и туда и туда, обе компоненты должны работать в более суровом режиме. Всё это мы проходили ещё в самом начале века – когда Olympus выпустил фотоаппарат Camedia E-10. Несмотря на весьма светосильный – 2,0-2,4 объектив, камера шумела жутко. Да и видоискатель был весьма и весьма тёмным. Дальнейшего развития сей конструктив в то время не получил. При современных чувствительных и малошумных матрицах, недостатки такой конструкции будут заметны меньше. Пример тому - Sony A55, которая может делать до 10 кадров в секунду, почти как топовые репортёрские "зеркалки" (только не стоит их сравнивать, есть технические нюансы).