Sony Alpha DSLR-A300/A350 | Введение
Даже после внимательного изучения очень сложно отличить цифровые зеркальные камеры Alpha 300 и 350 друг от друга, а спереди они вообще похожи на Alpha 200. Впрочем, если дизайн корпуса близок, 300 и 350 очень сильно отличаются от камер Alpha 100 и 200 и представляют собой весьма интересную эволюцию. Действительно, у камер появилось визирование по экрану (live view), принцип работы которого отличается от того, что мы видели раньше. Этот режим может оказаться весьма любопытным для многих пользователей.
Sony Alpha DSLR-A300/A350 | Традиционно хороший дизайн
Как и у других зеркальных камер Sony, габариты чуть больше, чем у средней “зеркалки” для массового потребителя, камеру можно назвать классической как по дизайну, так и по отделке. Как и у многих других массовых моделей, единственный дисплей используется для регулировки настроек, управления камерой и просмотра фотографий. Колёсико выбора тоже одно. Хват у камеры крупный, как у Alpha 200, он может как понравиться, так и нет, в зависимости от личных предпочтений и размера ладони. Как и у других зеркальных камер Sony, основные регулировки выполняются через функциональную клавишу, а для изменения чувствительности ISO предусмотрена специальная клавиша сверху. В целом, эргономика вполне удовлетворительная, система меню традиционная. Нельзя сказать, что ей плохо пользоваться, но меню несколько старомодное по сравнению с последними достижениями конкурентов.
На задний дисплей выводится большое количество информации. Обратите внимание на индикатор заряда аккумулятора в процентах, что обеспечивает хорошую точность оценки.
Клавиша “Fn” обеспечивает доступ к основным настройкам.
Система меню классическая, никаких сюрпризов.
Sony Alpha DSLR-A300/A350 | Визирование и фокусировка: оригинальный и эффективный Live View
Интересной новинкой камер 300 и 350 стал крупный 2,7″ дисплей, который можно поворачивать не только вверх, но и вниз. В результате он немного выступает, но ничего страшного. Конечно, причина подобного шага кроется в функции “Live View”, позволяющей визировать и наводить камеру по ЖК-дисплею. Кроме того, камерой удобно пользоваться, снимая на уровне земли (что иногда бывает нужно для макросъёмки). Конечно, в большинстве случаев поворотный экран не нужен, но иногда с ним снимать удобнее и приятнее.
Sony даёт не самый удачный пример, в таком положении удобнее пользоваться не экраном, а оптическим видоискателем.
В отличие от принципа, используемого другими производителями для визирования по экрану, система новых камер Sony не поднимает зеркало, то есть не использует основной сенсор. В призму специально интегрирован дополнительный сенсор, как раз для визирования и наводки по экрану. Преимуществом такого подхода является простой тумблер переключения сверху, который позволяет почти мгновенно переходить с одного режима визирования на другой. Система фокусировки Sony работает очень эффективно и быстро, поскольку камера может фокусироваться по основным коллиматорам, работая намного быстрее, чем через определение контрастности по основному сенсору. Есть и обратная сторона медали: оптический видоискатель обладает очень скромным увеличением, находясь в аутсайдерах среди массовых зеркальных камер, а изображение, отображающееся на экране в режиме “Live View”, не соответствует тому, что будет снято с помощью основного сенсора. Покрытие не 100%. Впрочем, убить всех зайцев сразу невозможно.
В режиме “Live View” выводится немалое количество информации о съёмке.
Оптический видоискатель работает через пентазеркало. Как мы уже говорили, увеличение скромное, яркость видоискателя удовлетворительная, но до отличной оценки ей далеко. Впрочем, обычный пользователь вряд ли будет жаловаться. Так что компромисс, сделанный Sony, на наш взгляд, вполне приемлемый. У окуляра есть датчик приближения (отключаемый), который автоматически выключает дисплей и активирует автофокус, стоит только приблизить камеру к лицу – очень удобно!
Система автофокуса использует девять коллиматоров с весьма необычным расположением, к которому пришлось привыкать после других моделей, но это нельзя назвать недостатком. Доступна и ручная фокусировка, однако в этом режиме, в отличие от конкурентов, нет электронного дальномера, что уже серьёзный недостаток.
С другой стороны, когда вы используете для визирования экран, доступно электронное “увеличительное стекло”, облегчающее фокусировку. В данном режиме присутствует даже цифровой зум, позволяющий сохранять увеличенный участок изображения (1,4 или 2x) со сниженным разрешением и своими ограничениями (сохранение в RAW невозможно). В некоторых ситуациях такая система весьма интересна.
Sony Alpha DSLR-A300/A350 | Разница в сенсоре
Основное, если не единственное отличие камер A300 и A350, заключается в сенсоре: оба фотоаппарата используют сенсор формата “APS-C”, который широко распространён, с кроп-фактором (преобразование фокусного расстояния) 1,5. Камера A300 оснащена сенсором на 10 мегапикселей, что вполне стандартно для потребительских “зеркалок”, а A350 предоставляет 14 мегапикселей. Конечно, как и у других камер Sony, сенсор оснащён системой стабилизации, которая, кроме всего прочего, ещё и стряхивает пыль. От подобной системы чудес ожидать не следует, но и проблему пыли не следует переоценивать, по крайней мере, если вы пользуетесь камерой аккуратно.
Sony Alpha DSLR-A300/A350 | |
Тип | Цифровая зеркальная APS-C |
Сенсор | A300: ПЗС 10 МП, со стабилизацией A350: ПЗС 14 МП, со стабилизацией |
Максимальное разрешение | A300: 3 872 x 2 592 (JPEG) A350: 4 572 x 3 056 (JPEG) |
Объектив | Sony/Minolta AF |
Кроп-фактор | 1,5 |
Видоискатель | Зеркальный 0,74x, 95%; экран |
Фокусировка | AF по 9 коллиматорам |
Экспозамер | M, P, S |
Режимы съёмки | Авто, M, A, S, P, сюжетные программы |
Выдержка | 30 с – 1/4 000 с |
Чувствительность | Авто, 100 – 3 200 ISO |
Баланс белого | Авто, 6 настраиваемых режимов, ручной, персонализированный |
Вспышка (NG ISO 100) | 12 |
Формат файлов | JPEG, RAW, JPEG+RAW |
Память | Карты Compact Flash Type I и II |
Экран | 2,7″, 230 тыс. пикселей, поворотный |
Интерфейс | USB 2.0 |
Видеовыход | Композитный PAL/NTSC |
Питание | Литиево-ионный аккумулятор, 7,2 В, 11,8 Вт-ч |
Габариты | 130,8 x 98,5 x 74,7 мм |
Вес | 582 грамм (без аккумулятора и объектива) |
Программное обеспечение | Picture Motion Browser, Image Data Lightbox, SR, Image Data Converter SR |
Цена на момент публикации |
Sony Alpha DSLR-A300/A350 | Экспозамер: привычный выбор
В целом, за исключением системы “Live View”, обе модели ничем не удивляют: мы обнаружили такие же функции и режимы работы, как на других зеркальных камерах для массового рынка, с особенностями реализации Sony.
Диапазон чувствительности тоже классический, от ISO 100 до 3 200, что покрывает и даже превосходит потребности большинства любителей. При съёмке на высокой чувствительности (1 600 и 3 200 ISO) можно включать или выключать подавитель “шума”, но настраивать его нельзя. Есть и режим “ISO Auto”, однако польза от него ограничена, поскольку чувствительность не превышает ISO 400, а порог выдержки установить нельзя. Sony, на наш взгляд, следует доработать этот режим.
Чувствительность ISO выставляется отдельной клавишей, диапазон более, чем достаточный. Однако режим “ISO Auto” мог быть и получше.
Экспозамер осуществляется стандартными способами, из которых самый оптимальный матричный. Как и у большинства потребительских “зеркалок”, колёсико позволяет выбрать разные режимы съёмки, включая “зелёный” полностью автоматический, в котором пользователю достаточно лишь нажать спуск затвора. Впрочем, его следует избегать, если вы хотите научиться пользоваться всеми возможностями камеры!
Баланс белого добавляет к привычным режимам (“Авто” и заданные настройки) возможность выбора цветовой температуры и эквивалент фильтра. Кроме того, помимо автоматического положения, можно смещать настройку к красном или синему. Возможности очень широкие, добавьте к ним и брекетинг баланса белого.
Что касается самого экспозиции, помимо классического брекетинга Sony предлагает систему оптимизации контрастности под названием Optimizer Dyna с двумя режимами работы. Интересное решение, особенно если вы не планируете снимать и обрабатывать снимки в RAW.
Sony Alpha DSLR-A300/A350 | Вспышка: собственная система
Как и все зеркальные камеры, нацеленные на массового потребителя, модели 300 и 350 имеют встроенную вспышку скромной мощности, но для съёмки близких объектов без особых требований вспышка подойдёт. Конечно, если не забывать, что объектив несколько громоздкий, поэтому его тень может попасть и на снимок. Вполне естественно, вы можете установить внешнюю вспышку. Если другие марки используют собственную систему управления вспышкой, то Sony пошла ещё дальше, установив собственное нестандартное крепление. Конечно, унаследованная от Minolta система вспышки Sony хорошо продумана, включая поддержку беспроводного управления, но воспользоваться альтернативой не получится. Это может огорчить потенциальных покупателей, за такую цену можно было бы и получить отдельный разъём “Synchro”.
Sony Alpha DSLR-A300/A350 | Средняя скорость
Нажмите на картинку для увеличения.
Между двумя моделями сложно найти другие отличия помимо сенсора. Как максимум, можно заметить, что A300 чуть быстрее A350 (3 fps вместо 2,5). Камеры, похоже, собраны на одинаковых комплектующих, включая обработку цифрового потока, а модели A350 приходится работать с большим числом пикселей, поэтому камера и чуть медленнее. Вполне логичное объяснение, хотя большинству пользователей это будет безразлично: если нужна быстрая пакетная съёмка, то все потребительские “зеркалки” не подходят. Впрочем, Sony несколько сэкономила, буферной памяти хватает на три фотографии в режиме RAW + JPEG, четыре в RAW на 350 и шесть на 300. В режиме “Live View” скорость съёмки падает до двух кадров в секунду.
Для обычной любительской съёмки это тоже нельзя считать недостаткам, однако некоторым пользователям со специфическими потребностями следует знать о подобных ограничениях до покупки.
Sony Alpha DSLR-A300/A350 | Запись и просмотр фотографий
Sony можно назвать одной из последних компаний, которая придерживается формата Compact Flash для карт массового рынка. В принципе, выбор оправдан, а для “домашнего” формата Memory Stick в комплект поставки вложен переходник на Memory Stick Duo. Форматы записи классические, включают JPEG с двумя уровнями качества, RAW и RAW + JPEG, где JPEG записывается с максимальным качеством (FINE). Единственный необычная особенность касается выбора между традиционным форматом кадра (3/2, как у 24×36) и форматом 16:9, который порадует тех любителей, кто просматривает фотографии на широкоформатном телевизоре. Понятно, что выбор 16:9 приводит к обрезанию кадра. Поэтому данный режим интересен только тем пользователям, кто смотрит фотографии на телевизоре 16:9. Размер файлов на камере A350 внушителен, фотографии JPEG в качестве FINE могут достигать 7 Мбайт (чаще всего они от 5 до 6 Мбайт), а файлы RAW превосходят 18 Мбайт. Придётся запастись карточками…
Функции просмотра довольно полные, кроме вывода фотографий по отдельности можно посмотреть информацию о параметрах съёмки и подсветить передержанные области. Можно вывести маленькую полосу с предыдущими и последующими фотографиями. Честно говоря, нам не хватило полноэкранного режима с подсветкой передержанных областей, который часто бывает полезен: фотография на соответствующем экране слишком уж мелкая.
Традиционный режим просмотра: на фотографию накладывается вся основная информация о съёмке.
Можно вывести гистограмму по трём каналам RGB.
Вывод фотографий с полосой прокрутки – хорошая идея.
Sony Alpha DSLR-A300/A350 | Объектив: выбирайте правильно
Базовый комплект включает уже знакомый объектив с фокусным расстоянием 18-70 мм, что в эквиваленте составляет 27-105 мм. Так что объектив подойдёт для всех традиционных применений. Как нам кажется, нужно дважды подумать, чем выбирать камеру из двух моделей: с сенсором на 14 мегапикселей камера A350 поддерживает высокое теоретическое разрешение, но чтобы от него выиграть, вам потребуется очень качественный объектив. По реальному разрешению фотографии, полученные с двух камер и объективом 18-70, слабо отличаются друг от друга. Поэтому если вы не планируете покупать высокоуровневый объектив (недешёвый, естественно), то остановите выбор на Alpha A300. Тем более, что 10 мегапикселей сегодня достаточно почти для всех нужд.
Если вам нужно больше, то придётся поискать объектив, на котором будет заметна разница, а это не так просто. Мы попытались оснастить A350 объективом Sony SAL-16105 3,5-5,6/16-105, который покрывает фокусное расстояние от 24 до 150 мм в эквиваленте. Объектив весьма интересен: это компактная модель, хорошо дополняющая A350. В принципе, нормальный вариант, если вы не будете смотреть на цену, которая слишком высока за объектив без встроенного мотора фокусировки, да и относительное отверстие могло быть получше… Объектив хороший, но не великолепный.
У Sony довольно запутанный ассортимент объективов, которые порой слабо различаются друг от друга, и выбор не такой очевидный.
Sony Alpha DSLR-A300/A350 | Питание: старый добрый аккумулятор
Для Sony вполне логичен выбор литиево-ионного аккумулятора, поскольку технология InfoLithium обеспечивает точную оценку оставшейся ёмкости. Она отображается в виде процентов, что намного удобнее и надёжнее, чем полоска из трёх индикаторов. Кроме того, ёмкость немаленькая, что позволило Sony заявить о времени автономной работы, достаточного для съёмки 750 фотографий (стандарт CIPA). Если вам нужна большая ёмкость, то доступен “грип” VG-B30AM: в него можно установить два аккумулятора, да и хват для вертикальной съёмки тоже удобен.
Sony Alpha DSLR-A300/A350 | Интерфейсы и ПО
Набор интерфейсов у обеих моделей весьма ограниченный, но для любительской сферы достаточный. На левой панели под мягкой пластиковой крышкой скрывается разъём пульта ДУ и гнездо питания. В отсеке карт памяти находится единственный USB-порт для подключения камеры к компьютеру или принтеру, а также композитный видеовыход. С другой стороны, порт относится к другой версии стандарта мини-USB (тип B), и мы считаем это недостатком. Sony умеет делать лучше, учитывая наличие HD-выхода на компактных камерах.
Sony приложила в комплект традиционный набор ПО. Конечно, многие покупатели предпочтут более функциональные и расширенные пакеты. Формат RAW у Sony распознаётся основными программами обработки.
Sony Alpha DSLR-A300/A350 | Практические тесты
Две протестированные модели схожи по оснащению, отзывчивости и общим впечатлениям от работы. Но если сравнивать камеры с объективом со встроенным мотором, то фокусировку можно найти несколько громкой. Впрочем, фокусировка работает быстро и точно. Остаётся шум мотора и передачи, что смотрится несколько не современно.
Фотографии получаются с хорошей экспозицией. Камеры лишены многих “подводных” камней, они редко “выжигают” светлые области, цвета очень приятные. Это радует, поскольку в трудных условиях съёмки камера Alpha A200 часто выжигала фотографию, как и некоторые другие потребительские “зеркалки”, от которых требуется снимок, который можно использовать сразу. Объектив Sony 3.5-5.6/16-105 даёт очень хорошее качество изображения при всех относительных отверстиях и диапазонах фокусного расстояния, что радует. Но хотя максимальное фокусное расстояние 105 мм не рекордное, подушкообразные искажения слишком заметны. Их можно исправить программно, но это требует дополнительной обработки. За такую цену можно было бы ожидать и получше. Более того, иногда на снимке появлялась заметная хроматическая аберрация. Если вы снимаете в RAW, то исправить её легко. Но многим потребителям дополнительные этапы будут в тягость.
Хроматических аберраций немного. Объектив 18-70 сбалансированный по своим качествам, хорошая комплектная модель. Нажмите на картинку для увеличения.
B положении телефото Alpha A300 сохраняет качество. Нажмите на картинку для увеличения.
“Китовый” объектив 18-70 даёт высокое качество и на A350, несмотря на разрешение сенсора 14 мегапикселей. Нажмите на картинку для увеличения.
Зум чуть выше среднего уровня, но всё равно скромный. Качество на большей части снимка остаётся весьма достойным. Нажмите на картинку для увеличения.
С полной диафрагмой и при широком угле Alpha A350 с объективом 16-105 центр снимка получается очень хорошо и похуже к краям. Нажмите на картинку для увеличения.
На f/8 и всё ещё с фокусом 16 мм результат намного лучше, он вполне удовлетворительный. Нажмите на картинку для увеличения.
При тех же условиях, что на снимке выше, система оптимизации Dyna + даёт более сбалансированный снимок, с большим количеством деталей в тенях. Нажмите на картинку для увеличения.
Фокусное расстояние 105 мм (157,5 мм в эквиваленте) позволяет снимать удалённые объекты. Однако искажения заметны, как и хроматическая аберрация. Нажмите на картинку для увеличения.
На высокой чувствительности ISO 1 600 камеры A300 и A350 ведут себя вполне удовлетворительно. На ISO 3 200 мы явно упираемся в ограничения сенсоров, “шум” становится слишком заметным, разрешение и цветопередача падают. Поэтому режим ISO 3 200 лучше оставить для совсем уж тяжёлых ситуаций, когда нужно делать снимок с любым качеством.
На ISO 800 “шума” очень мало, детализация практически не ухудшается. Нажмите на картинку для увеличения.
На ISO 1 600 “шум” всё ещё заметен мало (по крайней мере, на отпечатках разумного размера), но детали начинают исчезать. Нажмите на картинку для увеличения.
Режим ISO 3 200 лучше избегать, оставив его для самых “тяжёлых” ситуаций. Нажмите на картинку для увеличения.
Sony Alpha DSLR-A300/A350 | Заключение
Камеры Sony Alpha A300 и A350 обеспечивают очень интересные возможности, некоторые из которых являются эксклюзивными для данного ценового уровня, например, система наведения по экрану “Live View”, дополненная возможностью поворота последнего. Так что многие пользователи найдут эти модели привлекательными. Цена очень даже разумная, а на рынке присутствует широкий ассортимент доступных объективов. С другой стороны, камеры A300 будет вполне достаточно, если вы не планируете подыскать качественную оптику, которая позволит в полной мере использовать 14 мегапикселей A350.
Цены на момент публикации.
- Sony Alpha DSLR-A300 “боди”: 20 тыс. рублей;
- Sony Alpha DSLR-A350 “боди”: 26,4 тыс. рублей;
- Sony Alpha DSLR-A300 “кит” 18-70: 25,7 тыс. рублей;
- Sony Alpha DSLR-A350 “кит” 18-70: 28,1 тыс. рублей;
- Sony Alpha DSLR-A300 двойной “кит” 18-70 и 55-200: 26,5 тыс. рублей;
- Sony Alpha DSLR-A350 двойной “кит” 18-70 и 55-200: 32,5 тыс. рублей;
- объектив Sony SAL-16105 3,5-5,6/16-105 мм: 18 тыс. рублей.
Преимущества.
- Эффективный режим “Live View”;
- сенсор со стабилизацией;
- хорошие качество и производительность в целом.
Недостатки.
- Узкий оптический видоискатель;
- нестандартное крепление для вспышки.