Хорошая ОС, но теперь бы получить драйверы и приложения
Вскоре после выпуска Windows XP Professional x64 Edition компания Microsoft попыталась привлечь потребителей к новой версии, предлагая бесплатную программу замены Windows. Владельцы Windows XP Professional могут перейти на версию x64 совершенно бесплатно – только лицензия на 32-битную версию уже будет недействительна.
Но покупать кота в мешке не слишком удобно, поскольку 64-битные драйверы для ряда старых устройств и периферии так и не вышли. После перехода на x64 сканеры и мультимедийные устройства вроде web-камер могут просто не заработать, поскольку мелкие производители и так называемые “no-name” компании часто не торопятся переводить драйверы под Windows XP x64. Одна из причин – ограниченные ресурсы. Другая – побудить потребителя купить новый продукт с драйвером x64, если он этого желает.
Решив многие проблемы с запуском, Windows XP Professional x64 Edition поддерживает 64-битные процессоры. Система позволяет адресовать больше 4 Гбайт системной памяти, а увеличенная разрядность данных позволяет увеличить производительность приложений, перенесённых или написанных для 64-битной Windows.
Однако преимущество памяти может легко стать недостатком, если её у вас мало. Поскольку каждый элемент данных имеет длину 64 бита, 32-битные элементы для наследственных 32-битных приложений будут занимать в два раза больше памяти по сравнению с 32-битной ОС. С этой точки зрения, вряд ли имеет смысл переходить на Windows XP x64 с небольшим объёмом памяти. Если же вы хотите перейти на x64, то мы рекомендуем установить не меньше гигабайта ОЗУ.
Для нашего проекта мы взяли большую часть нашего стандартного тестового пакета (только 32-битные приложения) и сравнили производительность 32-битной Windows XP с Windows XP x64 Edition. Тестовая система Athlon 64 была оснащена двумя 512-Мбайт DIMM DDR400. Мы провели тесты как на самом быстром одноядерном процессоре Athlon 64 FX-57, так и на его двуядерном сопернике Athlon 64 X2 4800+.
Кому нужна 64-битная Windows?
Определить, готова ли ваша система для запуска 64-битной Windows, можно по процессору. Что касается AMD, то здесь необходим процессор с поддержкой AMD64 – вроде линейки Athlon 64 или новых Sempron. В случае Intel следует искать чип с включёнными расширениями EM64T (ранее известными как Yamhill или Clackamas) вроде линейки Pentium 4 600, Pentium D, Pentium Extreme Edition или Celeron D, если номер 300-й модели заканчивается на 1 или 6.
С точки зрения набора возможностей, никаких причин переходить на Windows XP Professional x64 Edition нет. Система по ощущениям и работе точно такая же, как и 32-битная Windows. Кроме того, x64 Edition сегодня продаётся, по большей части, в виде OEM-версии вместе с новыми компьютерами, так что купить её в рознице довольно проблематично.
Самой главной проблемой новой ОС является поддержка драйверов для устройств и периферии. Поэтому перед переходом на x64 следует всё тщательно взвесить. Если у вас есть устройство, которое вы не можете или не хотите заменить, и для которого нет 64-битных драйверов, то лучше остаться на 32-битной Windows. Особенно это касается периферии: принтеров, сканеров, мультимедийных устройств и т.д.
Версия x64 может работать с памятью вплоть до 32 Гбайт и запускать одновременно и 64-битные, и 32-битные приложения. Windows x64 использует уровень трансляции под названием WOW64 (Windows on Windows 64), который преобразует 32-битные команды, параметры и данные для 64-битного ядра. Хотя традиционная Windows XP способна адресовать до 4 Гбайт памяти (232), для приложений доступно только 2 Гбайт. У версии x64 Edition ситуация иная: для 32-битных приложений доступны все 4 Гбайт памяти. Ещё большее преимущество достигается при использовании 64-битных приложений, поскольку объём адресуемой памяти здесь ограничивается только объёмом установленной ОЗУ.
Поскольку за один такт теперь можно обрабатывать больше данных, то 64-битные приложения под Windows XP могут дать существенный прирост производительности. Однако до того, пока большая часть приложений будет переведена на 64-битную платформу, пройдёт ещё немало времени. Если вы используете, в основном, 32-битные приложения, то следует учитывать упомянутые проблемы.
AMD против Intel – поддержка 64 бит
Сегодня AMD и Intel выпускают процессоры с поддержкой 64-битных вычислений. Однако роль пионера в этом переходе принадлежит AMD, поскольку линейка Athlon 64 вышла почти два года назад. Intel, напротив же, не видела каких-либо преимуществ для 64-битных вычислений на массовых настольных ПК до начала этого года.
На данный момент все процессоры AMD Athlon 64 и ряд настольных чипов Intel для Socket 775 поддерживают 64-битные вычисления. Они включают:
- Pentium 4 от 630 до 670;
- Pentium D 820, 830, 840;
- Pentium Extreme Edition (двуядерный);
- Celeron D 326, 331, 336, 341, 346, 351, 355.
Если только Mobile Sempron не поддерживает 64-битные вычисления, то Intel не планирует переводить мобильные процессоры на 64 бита в ближайшее время – попросту их архитектура ещё не готова. Как мы ожидаем, процессор Yonah – как одноядерная линейка 7×6, так и двуядерные процессоры, скорее всего, из линейки 800 – выйдет на рынок в начале первого квартала 2006, после чего должна последовать версия Merom с поддержкой 64-битных вычислений.
Режимы 64-битного процессора
AMD Athlon 64 работает с 32-битной Windows в наследственном режиме, при этом расширения x86 64 не используются. Если запустить 64-битную ОС, то процессор AMD64 будет работать в 64-битном Long Mode, а чипы Intel включат режим IA32e. Оба режима, конечно же, одинаковы, поскольку Intel использует технологию AMD64, благодаря лицензионному соглашению с AMD.
В режиме Long Mode процессор способен выполнять 64-битные “родные” инструкции, при этом доступны подрежимы совместимости, в которых процессор становится совместим по двоичному коду с 16-битными и 32-битными приложениями. Хотя сегодня разница и не ощутима, но физическое адресное пространство ограничено у AMD 52 битами, а у Intel – 40 битами. Впрочем, вряд ли это проявит себя в ближайшем будущем, поскольку 40 бит хватает для адресации 1 Тбайт (терабайта) или 1024 Гбайт памяти.
Дополнительную информацию о 64-битной поддержке можно найти на следующих ресурсах.
Тестовая конфигурация
Процессор | |
Одноядерный CPU | AMD Athlon 64 FX-57 (2,8 ГГц, кэш L2 1 Мбайт) |
Двуядерный CPU | AMD Athlon 64 X2 4800+ (2,4 ГГц, 2x 1 Мбайт кэша L2) |
Память | |
Платформа AMD (DDR400) | 2x 512 Мбайт – DDR400 (200 МГц) Corsair Pro Series CMX512-3200XL (XMS3208 V1.1) (CL2,0-2-2-5-1T @ 200 МГц) |
Материнская плата | |
Платформа AMD | Asus A8N-SLI Deluxe (Rev. 1.02, BIOS 1007) Чипсет nVidia nForce4 SLI |
Системное аппаратное обеспечение | |
Графическая карта (PCIe) | nVidia GeForce 6800 GT (эталонная плата) GPU: nVidia GeForce 6800 GT (350 МГц) Память: 256 Мбайт DDR SDRAM (500 МГц) |
Жёсткий диск | Western Digital WD740 Raptor 74 Гбайт, кэш 8 Мбайт, 10 000 об/мин |
Сеть | Встроенная nVidia GbE Ethernet |
DVD-ROM | Gigabyte GO-D1600C (16x) |
Блок питания | Tagan TG480-U01, ATX 2.0, 480 Вт |
Программное обеспечение | |
Драйверы чипсета | nVidia Forceware 6.53 |
Драйверы чипсета x64 | nVidia Forceware 6.66 |
Драйвер процессора | AMD CPU Driver 1.1.0.18 |
Графический драйвер | nVidia Forceware 71.84 |
DirectX | Версия: 9.0c (4.09.0000.0904) |
32-битная ОС | Windows XP Professional 5.20.3790, Service Pack 2 |
64-битная ОС | Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2 |
Тесты и настройки
OpenGL | |
Doom III | Version: 1.0.1262 1024×768 – 32 bit Video Quality = High Quality “custom timedemo” Graphics detail = High Quality |
Wolfenstein | Version: 2.56 (Patch V 1.02) |
Enemy Territory | 1280×1024 – 32 bit Timedemo 1 / demo demo4 Geometric detail = high Texture detail = high |
DirectX 8 | |
Unreal Tournament 2004 | Version: 3204 1280 x 1024 / 32 bit / Audio = off THG8-assault-single |
3DMark2003 | Version 3.6.0 1024×768 – 32 bit Graphics and CPU Default Benchmark |
DirectX 9 | |
FarCry | Version 1.1 Build 1256 1280×1024 – 32 bit Quality options = low |
3DMark 2005 | Version 1.0 1024×768 – 32 bit Graphics and CPU Default Benchmark |
Видео | |
Mainconcept MPEG Encoder | Version: 1.4.2 1.2 GB DV to MPEG II (720×576, Audio) converting |
Pinnacle Studio 9 Plus | Version: 9.1.2 From: 352×288 MPEG-2 41 MB to: 720×576 MPEG-2 95 MB Encoding and Transition Rendering to MPEG-2/DVD no Audio |
Auto Gordian Knot DivX 5.2.1 XviD 1.0.2 |
Version: 1.95 Audio = AC3 6ch Custom size = 100 MB Resulution settings = Fixed width Codec = XviD and DivX 5 Audio = CBR MP3, kbps 192 182 MB VOB MPEG2-source |
Windows Media Encoder | Version: 9.00.00.2980 720×480 DV to WMV 320×240 (29.97 fps) 282 kbps streaming |
Windows Media Player 10 | Version: 10.00.00.36.46 |
Аудио | |
Lame MP3 | Version 3.96 Wave 17:14 minutes (182 MB) to mp3 32 – 320 kbit VBR = level 3 |
Приложения | |
Winrar | Version 3.42 283 MB, 246 Files Compression = Best Dictionary = 4096 kB |
3D Studio Max 6.0 Discreet |
Characters “Dragon_Charater_rig” Pixel: 1024 x 768 Rendering Single |
Синтетические тесты | |
PCMark 2004 Pro | Version: 1.3.0 CPU and Memory Tests |
SiSoftware Sandra Pro | Version 2005, SR1 CPU Test = MultiMedia / CPU Arithmetic Memory Test = Bandwidth Benchmark |
Wstream | Version: 5 100 Operations with 25 MB file |
OpenGL
DirectX 8
DirectX 9
Видео
Аудио
Приложения
Синтетические тесты
Анализ результатов тестирования
После сбора всех результатов тестов под 32-битной и 64-битной версиями Windows можно сделать следующие заключения.
- 64-битная версия Windows выглядит и ощущается точно так же, как и обычная 32-битная Windows XP.
- Windows XP Professional x64 Edition даёт сравнимую с 32-битной версией Windows XP производительность при запуске 32-битных приложений.
Некоторые программы работают чуть быстрее, другие – чуть медленнее. В целом, разница для конечного пользователя будет неощутима. - Подобные результаты сравнения между 32-битной и 64-битной версиями одинаковы и для одноядерных, и для двуядерных процессоров.
Заключение
Учитывая отсутствие разницы в производительности 32-битных приложений, вряд ли имеет смысл переходить на Windows XP Professional x64 Edition, если вы, по большей части, работаете именно с ними. Конечно, если вы не желаете почувствовать себя первопроходцем. В принципе, уровень Microsoft WOW64 (Windows on Windows 64) работает хорошо и позволяет выполнять 32-битные приложения под Windows x64 без заметного падения производительности. Собственно, ситуация напоминает нам переход от Windows for Workgroups 3.11 к Windows 95: если в компьютере установлено достаточно памяти, то производительность проблемой не является.
В ближайшие месяцы мы планируем тщательно протестировать производительность 64-битных приложений, по мере того, как они будут появляться на рынке. Так что не забывайте регулярно заглядывать на THG.ru.