Введение
О чём мечтает системный администратор? Человек, от работы которого в современных условиях зависит так много, – неважно, на малом производстве или в федеральном учреждении. Наверное, хоть какое-то представление об ответе на этот вопрос имеют только сами сисадмины – уж они-то точно уверены, что никто о их судьбе особо не печётся, а, следовательно, подобными вопросами не задаётся. Кто-то из них, может быть, просто мечтает о том, чтобы начальник, наконец, отпустил в отпуск, кто-то – о работе со свободным графиком. Однако, наверняка каждый администратор не хочет по десять раз за день слышать от одного и того же сотрудника с третьего этажа о том, что его компьютер опять “завис” или “тормозит”. Любому сисадмину хочется, чтобы всё работало, и его никто не трогал, чтобы сидеть в своей захламлённой каморке, постигать высшее благо, лишь изредка посматривая на экран своего компьютера и проверяя, как они там, эти “юзеры”. Ну или на крайний случай, чтобы можно было с высокой долей вероятности знать о скором выходе из строя того или иного узла и заранее выполнить все необходимые работы для предотвращения возможной поломки. В любом случае, это лучше, чем потом расхлёбывать последствия выхода из строя какого-либо оборудования. Утопия? Может быть. Но именно такой видят основную деятельность системного администратора ведущие производители серверов и рабочих станций – наблюдать и предотвращать. Нагрузка на сисадминов возрастает всё больше – информационные технологии внедряются повсеместно для ускорения обмена информацией, повышения качества и оперативности принятия решений, автоматизации производственных процессов. Всё это требует расширения парка персональных компьютеров и серверов – его размеры неуклонно возрастают, уследить за всем администратору становится всё сложнее.
Гиганты ИТ-индустрии, такие, например, как HP и IBM, уже долгое время выпускают целые программные комплексы, значительно облегчающие обслуживание и мониторинг ИТ-инфраструктуры любой сложности. Среди наших отечественных производителей до недавнего времени никто не занимался разработкой подобного программного обеспечения. И вот два года назад после московского форума Intel многие ИТ-специалисты заговорили о проекте компании Kraftway – программном продукте Kraftway System Manager (KSM). Именно тогда ИТ-сообществу была продемонстрирована разработка компании – первая версия отечественного ПО управления ИТ-инфраструктурой. Этому был посвящён целый пленарный доклад, на котором руководители компании, технические специалисты рассказали о функциональных возможностях и особенностях KSM. С тех пор была выпущена вторая версия продукта, и вот совсем недавно компанией была представлена версия 3.0. В нашей статье мы расскажем вам о том, что же нового появилось в KSM.
Немного истории KSM.
Уже весной 2006 года, сразу после IDF 2006, KSM вызвал большой интерес среди ИТ-специалистов, благодаря особенностям, выгодно отличавшим его от существовавших аналогов. Само исполнение (в виде оснастки к консоли управления Microsoft) делало KSM очень удобным в использовании, а возможность в реальном времени отслеживать любые изменения в конфигурации серверов и ПК позволяло эффективно управлять парком вычислительной техники. Продукт пришёлся по вкусу клиентам компании, поэтому выхода второй версии многие ждали с нетерпением.
Ждать пришлось не очень долго. Вторая версия KSM вышла со значительно расширенной функциональностью. Особо следует отметить привнесённую поддержку технологии компании Intel Advanced Management Technology (iAMT). Напомним нашим читателям, что данная технология позволяет производить удалённое администрирование рабочих станций и является составляющей платформы Intel vPro для офисных ПК. Реализована iAMT аппаратно и поддерживается наборами системной логики Intel Q965/Q33/Q35 Express. Использование KSM с продукцией Kraftway, основанной на платформе vPro (линейка офисных ПК серии Credo), позволяло полностью реализовать все её преимущества и значительно упростить обслуживание техники. Вторая версия стала отличным этапом эволюции KSM. На этом краткую историю можно закончить и перейти, наконец, к рассмотрению свежей версии.
Установка KSM 3.0
Данный продукт предназначен для работы под управлением ОС семейства Windows (MS Windows Server 2003, MS Windows Server 2003 Release 2). Однако в версии 3.0 появилась возможность установки агента (клиентской части) на системы Linux (RedHat и SUSE). С этой целью в дистрибутив включены rpm-пакеты.
Как и во второй версии, дистрибутив третьей состоит из трёх функциональных компонентов: серверной части, клиентской части и СУБД (Oracle Database 10g Express Edition). Только теперь серверная и клиентская части объединены в один установочный пакет, а в процессе инсталляции можно выбрать компонент, который требуется установить. Перед началом установки KSM следует установить СУБД а также MMC 3.0.
Можно выбрать один из способов установки: установку сервера или клиента.
На последнем этапе установки предлагается создать учётную запись для обращения к СУБД и настроить доступ к серверу базы данных.
На этом установка KSM 3.0 завершается.
Работу можно начать с помощью ярлыка на рабочем столе. Это также отличает третью версию от своих предшественниц – ранее требовалось открыть оснастку в консоли управления Microsoft. Теперь всё стало проще.
Работа с KSM 3.0
К средствам управления любой инфраструктурой современность предъявляет ряд требований, выполнение которых обеспечивает успех на рынке. К таким требованиям, с одной стороны, относится широкая функциональность продукта, а с другой – простота использования. Эти два качества редко удаётся хорошо сочетать. Более того, чаще всего они исключают друг друга. Естественно, что от программных пакетов, подобных KSM, ждут большой функциональности – управление инфраструктурой при наращивании функционала становится более гибким и удобным. Простота использования при этом остаётся своего рода потаённым желанием администратора, нереализуемым большинством систем подобного класса. С подобной точки зрения KSM 3.0 выглядит очень хорошо. Он обладает хорошим функционалом, который удовлетворит потребности большинства администраторов, ему не чужда и простота как в интерфейсе, так и в использовании. Рассмотрим последовательно возможности новой версии.
После запуска с ярлыка на рабочем столе перед вами открывается консоль управления с запущенной в ней оснасткой. Во время первого запуска в консоли не отображаются контролируемые системы. Можно произвести общую настройку: справа, в рабочей области, появится окно параметров.
“Чистая” консоль при первом запуске. Нажмите на картинку для увеличения.
Каждой вкладке в окне основных параметров соответствует свой конфигурационный файл. Опытные администраторы могут вносить изменения прямо в них. Таким образом, например, можно производить манипуляции с кэшем клиента и сервера – хранить их на выделенных машинах в сети. Это поможет распределить нагрузку мониторинга на несколько систем.
На вкладке “General” указываются период опроса таблицы пакетов, максимальные значения очереди передачи и получения инвентаризационной информации.
На второй вкладке “Alerter” можно настроить доступ к SMTP-серверу для обеспечения оповещения администраторов о происходящих с контролируемыми системами событиях по e-mail. Эта функция также является нововведением.
Нажмите на картинку для увеличения.
На вкладке “Connection Database” находятся настройки подключения к базе данных. Здесь можно изменить логин и пароль, а также параметры подключения. Если база находится на удалённой машине, можно указать её адрес в сети.
Нажмите на картинку для увеличения.
На следующей вкладке расположены настройки кэша.
Нажмите на картинку для увеличения.
В настройках вкладки “Log” можно задать параметры файла отладки. Среди них путь к нему, подробность и количество отображаемой в нём информации.
Нажмите на картинку для увеличения.
После того, как была проведена настройка сервера, можно приступать к добавлению контролируемых систем. Предварительно на все системы, которые предполагается контролировать, должен быть установлен агент, и его служба должна быть запущена.
Добавление новой контролируемой системы производится вызовом контекстного меню на элементе “KSM Console” – “Managed Systems” и выбором пункта “Add host”.
Просто и интуитивно понятно. Здесь же можно создать и группу, в которую позже будут помещаться системы по определённому признаку. Группы в KSM не несут какой-либо функциональной нагрузки. Они предназначены для удобства контроля систем и позволяют разделить их по тому или иному признаку, например, системы с ОС Linux и ОС Windows.
При добавлении нового хоста предлагается заполнить форму. Среди параметров требуется указать адрес системы или её сетевое имя. Если новая система поддерживает технологию iAMT, то это нужно указать на соответствующей вкладке и внести данные для аутентификации.
Удаление контролируемых узлов производится всё из того же контекстного меню при выборе пункта “Remove host”.
Взаимодействие клиента и сервера осуществляется с помощью Web-сервисов. Информация о каждом узле запрашивается сервером через агента этого узла. Она подразделяется на пять типов и отображается в консоли в виде пяти дочерних элементов каждой контролируемой системы. Что же мы можем узнать об узлах?
Во-первых, мы можем узнать все параметры установленной на узле операционной системы. В KSM 3.0, как уже было сказано, появилась поддержка Linux-систем. Их легко отличить в списке по пиктограмме, на ней изображён знакомый многим символ Linux – пингвин. Windows-системы обозначены привычным флажком Microsoft.
KSM 3.0 выводит подробную информацию об установленных на контролируемых узлах ОС. Нажмите на картинку для увеличения.
Далее мы можем узнать обо всём “софте” и “железе”, установленных на узле. Для этого предусмотрены элементы “Software Inventory” и “Hardware Inventory”. Список установленных программ аналогичен тому, который мы видим в “Панель управления/Установка и удаление программ” на Windows-системах.
“Software Inventory”. Нажмите на картинку для увеличения.
С помощью элемента “Hardware Inventory” выдаётся текущая конфигурация оборудования системы. В KSM 3.0 поддерживается широкий набор отслеживаемого оборудования: от процессора (или логических процессоров) и оперативной памяти, до отдельных портов COM и LPT.
“Hardware Inventory”. Нажмите на картинку для увеличения.
Информация о программно-аппаратной начинке контролируемых систем представляет собой инвентаризационную функцию KSM. При возникновении какого-либо изменения в программной начинке станций или в конфигурации “железа”, KSM выведет соответствующую индикацию (пометит станцию восклицательным знаком). А если вы настроите оповещение администраторов по электронной почте, то тот или иной администратор, в ведомстве которого находится машина с изменившейся конфигурацией, получит соответствующее письмо.
Во второй версии KSM был реализован анализ состояния аппаратных компонентов. Если вы её использовали, то наверняка помните, что это представляло собой перечисление оборудования и рядом указывалось его состояние. В версии 3.0 эта функция была расширена: теперь KSM подразделяет устройства на категории и диагностирует их по широкому набору параметров. Например, вы можете даже узнать состояние каждого жёсткого диска, входящего в RAID-массив. Этого удалось достичь благодаря тесному сотрудничеству компании Kraftway и производителей RAID-контроллеров. В результате аппаратная организация массива прозрачна для KSM, и отслеживаются непосредственно сами жёсткие диски.
“Hardware State”. Нажмите на картинку для увеличения.
Наконец, для каждого узла ведётся журнал происходивших событий. В нём отмечаются те же события, сообщения о которых посылаются администраторам по e-mail.
“Event Inventory”. Нажмите на картинку для увеличения.
Очень приятно, что в KSM 3.0 появилась небольшая панель управления. Пусть набор функций, выполняемых с её помощью, и не очень большой, тем не менее, управление упрощается. Рассмотрим функции, которые с её помощью можно вызывать.
Самая крайняя слева пиктограмма позволяет производить манипуляции с базой данных администраторов. Об этом расскажем немного ниже.
Следующее поле на панели управления позволяет производить поиск по рабочей области консоли. При нажатии на пиктограмму, на которой изображён красный восклицательный знак, в “Software Inventory”, “Hardware Inventory”, “Hardware State” будут отображаться только элементы, которые являются либо новыми, либо состояние их недавно изменилось.
Зелёная стрелочка на панели управления позволяет экспортировать все данные в Microsoft Excel, а изображение принтера – распечатать их.
Работа с администраторами
Упомянутая выше крайняя левая пиктограмма на панели инструментов позволяет начать работу с базой данных администраторов. При этом вызывается форма, отображающая список администраторов в вашей фирме или на вашем предприятии. Из этого окна доступны все возможные манипуляции с записями таблицы: удаление, добавление новых, модификация существующих.
Окно со списком всех администраторов.
Здесь производится внесение/модификация данных об администраторе.
Добавив в базу данных администраторов, вы можете назначить их на обслуживание той или иной созданной группы. Следовательно, о событиях, происходящих с машинами этой группы, должно сообщаться конкретному администратору (или администраторам). Для этого в свойствах контролируемой системы на вкладке “Alerter” нужно сформировать список оповещаемых администраторов, добавив их из общей базы данных. После этого описание всех событий, происходящих с данной системой, будет отправляться на e-mail отвечающего за неё администратора.
Добавление оповещаемых администраторов для конкретной системы. Нажмите на картинку для увеличения.
Управление рабочими станциями с поддержкой iAMT
В версии 2.0 управление станциями с помощью iAMT было организованно с помощью собственного интерфейса, разработанного программистами Kraftway. В очередной версии в пакет была интегрирована разработка самой Intel. Новый интерфейс позволяет полностью раскрыть потенциал технологии и делает управление станциями простым и понятным.
На представленных ниже скриншотах показано, как с помощью iAMT произведён удалённый вход в BIOS контролируемой системы.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Администратору доступны довольно обширные возможности для управления станциями с помощью iAMT: можно посылать станциям команды, конфигурировать их из BIOS, загружаться со съёмных носителей и т.д.
Нажмите на картинку для увеличения.
Заключение
Большое количество клиентов компании Kraftway уже оценили KSM по достоинству. Мы думаем, что и новая версия придётся по вкусу покупателям. Хорошая функциональность KSM 3.0, сочетающаяся с простотой использования, понравится системным администраторам и позволит эффективно управлять инфраструктурой предприятия. Очень радует, что новая версия теперь позволяет контролировать машины под управлением Linux. Однако надеемся, что в очередной версии появится возможность устанавливать на Linux-системы и серверную часть KSM. Следует также иметь в виду, что KSM предоставляется бесплатно покупателям серверов и рабочих станций компании, что позволяет им строить управляемую инфраструктуру на базе оборудования Kraftway сразу после покупки.