Обзор SteamVR Performance Test | VR-Ready и VR-Capable
Две недели назад, готовясь к предзаказам HTC Vive, Valve выпустила тест SteamVR Performance Test. Утилита находится в свободном доступе и призвана оценить текущую конфигурации вашего ПК на готовность к VR- контенту. Если компьютер не соответствует требованиям, бенчмарк предложит лучший вариант для обновления.
Всю прошлую неделю мы провели за этой утилитой. Спецификации нашей тестовой системы близки к требованиям HTC Vive и Oculus Rift VR HMD. Она оснащена процессором Intel Core-i5-4670K, работающим на частоте 3,5 ГГц, оперативной памятью DDR3-1600 объемом 8 Гбайт и двумя отдельными SSD для установки игр и операционной системы. Другими словами, мы взяли достаточно распространенную конфигурацию (кроме GPU) вместо ПК с самым топовым железом.
На этом компьютере мы протестировали 16 различных видеокарт от AMD и Nvidia. Большинство взятых GPU удовлетворяет требованиям VR. Но мы также взяли несколько видеокарт, которые не соответствовали минимальным требованиям. Нам было интересно, как продукты разного класса повлияют на впечатления от виртуальной реальности.
Конфигурация тестовой системы | |
CPU | Intel Core i5 4670K @ 3,5 ГГц |
Системная плата | Asus Z87 WS |
ОЗУ | 8GB Corsair Vengeance Pro DDR3-1600 |
Накопитель | SanDisk Ultra 128GB x 2 |
БП | Corsair RM850 850W |
ОС | Windows 10 Pro |
Методика тестирования
Двухминутный тест производительности SteamVR Performance Test запускает несколько различных сцен из демо Aperture Science Robot Repair, измеряя общее число отрендеренных кадров, количество кадров ниже 90 FPS, общее качество и не является ли центральный процессор узким местом. По завершении теста вы получите довольно обобщенные результаты: “Not Ready” (не готов), “Capable” (подходит) или “Ready” (готов), а также предложения по улучшению производительности.
Нам показалось этого недостаточно, поэтому мы запустили FRAPS и зафиксировали показатели минимальной, средней и максимальной частоты кадров, а также собрали данные о времени кадра.
Подход к тестированию в SteamVR Performance Test отличается от большинства сравнительных тестов, которые мы выполняем в наших лабораториях. Вместо прогона одной и той же последовательности действий при одинаковых настройках детализации графики, бенчмарк от Valve корректирует качество изображения (точность), чтобы не опуститься ниже уровня 90 FPS. Результат зависит от среднего уровня качества, которое поддерживает ваше железо, а также от средней частотой кадров (Valve не раскрывает всех деталей метода генерации результатов).
Когда Valve и HTC наконец раскрыли цену и поделились информацией о запуске с покупателями Vive VR, также были представлены рекомендованные аппаратные требования. Однако минимальные требования к железу преднамеренно не уточнялись.
SteamVR Performance Test – показатель качества (больше – лучше)
Видеокарты ниже рекомендованного уровня
Valve, HTC и даже Oculus рекомендуют использовать топовые графические платы, так что не удивительно, что GeForce GTX 950 оказалась не у дел. Собственно, мы и не ожидали, что эта карта сможет обеспечить результат “capable”. С ней наша система набрала 2,3 балла, обменяв низкое качество на максимально возможную для нее частоту кадров.
На самом деле мы добавили в сравнение GTX 950, чтобы объединить их в SLI. Пара 950-х по производительности близка к GeForce GTX 970, таким образом мы надеялись вытянуть больше мощности из этой конфигурации. Но SLI с VR не работает, поскольку Nvidia пока не усовершенствовала механизм визуализации картинки с разных GPU на два отдельных экрана. В результате показатель системы упал до 1,2 баллов, получив оценку “не готов”.
GTX 960, также на базе графического процессора GM206, оказалась незначительно лучше. Одна карта Zotac GTX 960 Amp! Edition набрала 3,3 балла, этого достаточно чтобы добиться среднего качества. Однако с добавлением второй карты счет упал до 2,2 баллов. И поскольку частота кадров почти 25 процентов времени была ниже уровня 90 FPS, утилитବ¬¬¬¬¬ Valve назвала конфигурацию с двумя GPU “не готовой”.
Видеокарты среднего класса от AMD показали себя лучше, чем решения от Nvidia, особенно в многопроцессорных конфигурациях. XFX R9 380 4 Гбайт достигла среднего уровня качества и набрала 3,3 балла, и по меркам теста SteamVR Performance Test “подошла” для виртуальной реальности. Мы добавили вторую R9 380 (модель на 2 Гбайт) и протестировали обе карты в CrossFire. Показатель немного увеличился до 3,7 баллов, а визуальное качество осталось на среднем уровне. Эта конфигурация также была признана “подходящей”.
Затем мы попытали удачу с картой PowerColor R9 380X Myst Edition, которая всего на одну ступень ниже рекомендованной AMD Radeon R9 390. Модель Myst Edition разогнана производителем и вполне может претендовать на результат “ready”. Тем не менее, несмотря на высокий показатель 4,6 баллов при среднем уровне качества R9 380X оценивается только как “capable”.
SteamVR Performance Test – частота кадров на GPU AMD, кадр/с (больше – лучше)
SteamVR Performance Test – частота кадров на GPU Nvidia, кадр/с (больше – лучше)
Подходит, но не совсем “готова”
Если у вас есть GTX 960, Radeon R9 380X или даже пара R9 380, и вы считаете, что можете играть в VR-игры на своей системе, не спешите радоваться. Между VR-ready и VR-capable есть большая разница.
Система с показателем VR-ready отвечает требованиям, установленным HTC и Valve для разработчиков в качестве ориентира при создании игр виртуальной реальности. Как ни странно, Oculus устанавливает примерно такие же аппаратные требования для своей VR-системы. Разработчики вправе оптимизировать свои игры для работы с железом более низкого уровня, но скорее всего, большинство из них сосредоточат свои силы на создании игр, которые будут плавно работать с лишь с картами GTX 970 или R9 290. Даже если тест SteamVR Performance Test говорит, что ваша система “подходит”, это не означает, что вы сможете запустить все игры и наслаждаться плавным геймплеем.
Вот что написано на странице с результатами, когда система получает оценку “подходит”:
“Ваша система способна к рендерингу виртуальной реальности при среднем (или низком, в зависимости от GPU) качестве, но она не соответствует рекомендуемым спецификациям! Некоторые VR-игры настроены для работы только при рекомендуемой визуальной точности и могут не запуститься на этой системе. Другие игры могут запускаться при пониженном качестве изображения, чтобы обеспечить более высокую частоту кадров. Следите за рекомендуемыми и минимальными аппаратными требования для каждого VR-игры”.
Не самое приятное заключение, после того как вы потратили $600-800 на новую гарнитуру виртуальной реальности. Чтобы в полной мере насладиться VR-играми в этом году, лучше обзавестись системой с рейтингом VR-Ready.
Обзор SteamVR Performance Test | Готовы к VR
Для VR-игр есть много подходящих вариантов видеокарт, но, скорее всего, придется потратить больше денег. AMD предлагает R9 390 и R9 390X с 8 Гбайт видеопамяти GDDR5, а также карты семейства Fiji: Fury, Fury X и Nano. У Nvidia есть GTX 970, 980, 980 Ti и Titan X на чипах GM204 и GM200.
SteamVR Performance Test – частота кадров, GPU с рейтингом VR-ready, кадр/с (больше – лучше)
SteamVR Performance Test – средняя частота кадров за тестовый прогон, GPU с рейтингом VR-ready, кадр/с (больше – лучше)
R9 390 от Sapphire работала превосходно, набрав 7,1 при высоком качестве. XFX R9 390X не далеко ушла, показав 7,6 баллов при высоком качестве.
Обе карты AMD обходят стартовую VR-Ready карту Nvidia GeForce GTX 970. Gigabyte GTX 970 WindForce OC смогла удержать высокое качество и набрать при этом 6,9 баллов.
XFX R9 Fury заметно превосходит карты серии R9 300. Она оснащена графическим процессором Fiji и набрала 8,5 баллов. Система с установленной GeForce Nvidia GTX 980 под брендом Asus Matrix Platinum справилась чуть лучше – 8,9 баллов.
Для тестов CrossFire мы выбрали две R9 390X и две Radeon R9 295X2. Любопытно, что ни в одной из конфигураций CrossFire, кажется, не работает правильно. Мы перепроверили настройки и провели тесты повторно, но R9 295X2 набрали только 7,1 баллов, а две R9 390X всего 7,6 баллов. С такими показателями карты подходят для игры в высоком качестве, но не в очень высоком.
GTX 980 Ti AMP! Extreme является самой быстрой видеокартой в нашей выборке. Она набрала 11 баллов в тесте с очень высоким качеством. Две GTX 980 в SLI показали такой же результат. Судя по всему у двух GM200 в связке нет таких проблем как у более дешевых GPU в SLI.
Анализ данных FRAPS
Результаты, полученные с помощью бенчмарка SteamVR Performance Test, подходят для общей оценки производительности системы в приложениях виртуальной реальности, но они не так точны, как показатели более привычных тестов, которые вы видите в обзорах видеокарт на Tom’s Hardware. Мы не видим конкретную частоту кадров и знаем только, как часто она опускаются ниже 90 FPS. Чтобы получить более полную картину производительности разных видеокарт мы запускали FRAPS в каждом тесте.
SteamVR Performance Test – средняя частота кадров за тестовой прогон, GPU AMD, кадр/с (больше – лучше)
SteamVR Performance Test – средняя частота кадров за тестовой прогон, GPU Nvidia, кадр/с (больше – лучше)
Всем известно, что целевая частота кадров для контента виртуальной реальности выше, чем для типичной игры на настольном мониторе. Мы привыкли оперировать цифрами 30 и 60 FPS при обсуждении плавности смены кадров. Для VR необходимо поддерживать минимум 90 FPS, чтобы картинка сменялась плавно, и у пользователя не возникало морской болезни. Чем выше частота кадров, тем больше запас производительности, и тем ниже влияние возрастающей графической нагрузки. Это основная причина того, почему лучше использовать высокопроизводительный ПК для приложений и игр виртуальной реальности.
Складывается впечатление, что тест производительности SteamVR Performance Test хочет видеть частоту кадров как минимум выше 100 FPS. Вполне разумный уровень, особенно когда в игре встречаются очень интенсивные сцены, и производительность на короткое время падает. Естественно более мощные графические подсистемы обеспечивают еще более высокую частоту кадров, значительно расширяя вышеупомянутый буфер. GeForce GTX 980 Ti, например, поддерживает скорость выше 140 FPS, с пиковым показателем 180 FPS.
Данные программы FRAPS показывают, что карты AMD имеют более стабильную частоту кадров. На графике видно, что минимальные и максимальные показатели всех протестированных видеокарт AMD близки к целевому значению 100 кадров в секунду. Карты Nvidia, кажется, стремятся к более высокой минимальной частоте кадров. Но эти данные не раскрывают всей картины.
Колебания времени кадра
На графиках выше можно увидеть колебания времени рендеринга кадра. Чем они меньше, тем плавней кажется игра.
Обзор SteamVR Performance Test | Подводим итоги
Тест производительности SteamVR Performance Test – это интересный бенчмарк, особенно для тех, кто хочет узнать, готов ли их ПК к играм в виртуальной реальности. Однако результаты этого теста трудно интерпретировать. Не очень приятно узнать, что ваша система “способна” воспроизводить VR-контент, когда вы уже потратили приличную сумму на VR-гарнитуру. Железо, которое едва справляется с поставленными задачами, может заметно подпортить первый опыт. В худшем случае создатели системы могут получить нелестные отзывы первых игроков о самой VR, что индустрии совсем ни к чему.
Без сомнения виртуальная реальность является следующим скачком в мире компьютерных игр. Но, как это часто бывает, первыми новинки пробуют энтузиасты с набитыми карманами. Если ваш ПК пока не достигает рейтинга “ready”, то лучше повременить с покупкой VR-гарнитуры. Безусловно, особое значение при подборе системы под высокие рекомендуемые требования имеет правильная графическая подсистема.