Sippoint: Введение
Вообще, Skype и Sippoint хоть и братья, но не родные. Оба они являются программными клиентами так называемой VoIP-телефонии. Аббревиатура расшифровывается как Voice over Internet Protocol (голос через интернет). В процессе разговора аналоговый сигнал с микрофона переводится компьютером в цифровой поток данных, сжимается и направляется получателю по каналам интернет. В свою очередь, компьютер получателя проводит обратную операцию, превращая цифровой поток в аналоговый сигнал, который и воспроизводится в колонках или наушниках. Всё, казалось бы, просто, но не всё случается так быстро, как хотелось бы.
Впервые “разговор через интернет” был осуществлен израильской фирмой VocalTec в 1995 году. С помощью собственной программы “Internet Phone”, инженерам компании удалось связаться друг с другом только в полудуплексном режиме, т.е. как по рации, в одностороннем порядке. Правда результат хоть и удивил многих, но совсем не удовлетворил: качество передачи данных было низким, часть информации терялась, ощущались большие временные задержки. И неудивительно, сказывалась нехватка быстрых широкополосных линий в то время, отсутствие единых стандартов передачи голоса, несовершенство самого IP-протокола. Но, то было только начало. За прошедшие 15 лет очень многое изменилось, как в мире интернета, так и в самой технологии VoIP.
Так, ещё в 2003 году был создан программный клиент Skype, известный сегодня практически всем. Skype является проприетарным программным телефоном с закрытыми протоколами, обеспечивающим шифрованную голосовую связь через интернет между компьютерами, стационарными и мобильными телефонами. Как известно, при звонке с компьютера на компьютер разговор не тарифицируется, а вот если вы звоните на домашний или мобильный телефон, компания взимает за это плату, хоть и небольшую. Буквально за пару лет данная программа завоевала авторитет среди миллионов пользователей компьютеров, сократив расстояния между людьми всего мира и сделав голосовое общение доступным абсолютно для всех. До такой степени доступным, что провайдеры сотовой связи развязали активные военные действия, как против данной программы, так и в целом против IP-телефонии, которые мешают им получать сверхприбыли. У нас в этом деле отличились компании Мегафон и Билайн. Пока, правда, без особого для них успеха. Утверждается также, что осуществить перехват и расшифровку данных Skype невозможно, но в последние годы спецслужбы ряда стран, включая Россию, несколько раз заявляли обратное.
Как уже было сказано, Skype является закрытой программой, использующей свой собственный протокол передачи данных, но было бы странно, если бы кто-нибудь не попробовал создать ему альтернативу, открытую и свободную. Самое забавное, что это произошло за три года до появления Skype, в конце 2000 года, когда был принят и утвержден стандарт SIP (Session Initiation Protocol) — открытый протокол установления сеанса связи между пользователями, обеспечивающего передачу текстовых, аудио- и видеоданных. В отличие от Skype, который требует наличия в своей сети только одинакового программного обеспечения, в сетях SIP могут работать абсолютно разные клиенты, лишь бы поддерживали сам протокол. И таких клиентов вскоре появилось великое множество. А в мае 2005 года на выставке Связь-Экспокомм 2005 прошла официальная презентация первой российской коммерческой VoIP-сети SIPNET, представленной компанией TARIO.
Абоненты новой сети получили возможность самостоятельно управлять маршрутизацией своих звонков, выбирать оптимальные тарифы по соотношению цена/качество, бесплатно звонить на такие же устройства, осуществлять звонки на обычные телефонные номера в любой город мира по низким тарифам. В сети можно было пользоваться как клиентом от самой компании – Sippoint Mini, так и любым другим программным телефоном, поддерживающим протокол, а также аппаратным VoIP-телефоном. Каждое абонентское SIP-устройство или программный клиент имеет свой персональный сетевой телефонный номер (SIP ID) и подключается к интернету в любом городе мира. В последнее время в сфере IP-телефонии появились новые впечатляющие возможности, которые значительно расширяют область её использования не только в частной жизни, но и в корпоративном секторе. Познакомимся с ними поближе.
Sippoint: Установка и первое знакомство
Недавно компания TARIO объявила о создании нового интернет-телефона, который приходит на смену Sippoint Mini. Новинка, как водится, обладает большими функциональными возможностями и более высоким качеством передаваемого голоса и видеоизображения. Для испытания пойдем путём обычного пользователя и зайдём на сайт, посвященный общению в сети SIP: www.sipnet.ru.
Что обещает данный сервис? Во-первых, для VoIP-звонков с компьютера можно установить и использовать любой программный интернет-телефон, поддерживающий протокол SIP. Во-вторых, в отличие от других сетей, абоненты SIPNET могут использовать и аппаратное оборудование любых мировых производителей: от простых SIP адаптеров (VoIP шлюзов) до специальных офисных IP-ATC.
Даже владельцы мобильных телефонов могут воспользоваться преимуществами VoIP-связи, используя на своих мобильных устройствах приложение NetCall или встроенные VoIP-клиенты, причем цена таких звонков будет, конечно, значительно ниже, чем у операторов сотовой связи (в России это не так очевидно из-за неадекватно-высоких цен на скоростной интернет-трафик у наших монополистов ОПСОС-ов). Кроме того, клиенты SIPNET могут бесплатно и неограниченно общаться со всеми участниками сети SIPNET и даже абонентами Skype.
Наконец, кроме уже привычного голосового или видео общения, переписки в чате, пользователям SIPNET предоставляются дополнительные услуги, такие как отправка SMS-сообщений, заказ звонка через сайт или посредством SMS, звонок со стационарного телефона на компьютер, АОН и пр. Вот все это и попробуем сделать.
Для начала скачиваем дистрибутив программы, занимающий около 14 Мбайт, на компьютер. Установка происходит гладко, при первом запуске программы возбуждается брандмауэр, что естественно: нужно разрешить Sippoint выходить в интернет. Затем нам предлагают ввести имеющийся логин и пароль или при отсутствии такового, зарегистрироваться.
После практически мгновенной регистрации можно увидеть основное окно программы и ознакомиться с ее возможностями. Вверху мы видим свое имя в качестве пользователя, аватар и сумму на счете, равную 1 у.е. Это не подарок компании, а аванс для возможности опробовать программу в режиме тестового доступа. В этом режиме можно совершать любые звонки, но нельзя пользоваться дополнительными возможностями и участвовать в различных акциях провайдера сети. При первом пополнении счета эта сумма будет списана со счета. Кстати, пополнить счет можно 40 (!) различными способами, от наличных через всевозможные терминалы до банковских карт, интернет-денег, мобильных платежей и даже ваучеров. Минимальная сумма пополнения 3 у.е. по внутреннему курсу, который, кстати, отображается прямо в окне телефона.
Главное окно имеет три закладки. В первой из них отражаются все контакты пользователя, это своеобразная адресная книга. В нее можно добавить контакты трех типов. Первый из них – контакт соратника внутри самой сети SIPNET. Его можно найти по известному вам логину, имени или адресу электронной почты. Второй тип контакта – клиент других сетей, использующих открытый протокол ХМРР (Jabber). Такими клиентами, например, являются программы-мессенджеры типа QIP, Miranda, клиент GmailTalk и пр. К сожалению, с этими адресатами невозможно общаться вживую, голосом, только переписываться сообщениями и видеть их статус. И поиск контакта в сетях также невозможен, придется указать известный e-mail и имя, никаких других данных ввести не получится. Наконец, третий тип записи в адресной книге – это номер обычного телефона, как стационарного, так и мобильного, или контакт Skype. С последним в свою очередь можно общаться голосом, но нельзя отправлять ему сообщение и видеть его статус. Информация о контакте также крайне скудна – e-mail и имя. Что ж, к сожалению война форматов и протоколов все еще продолжается.
В списке софт-телефона контакты разного типа и состояния обозначаются различными пиктограммами. Если абонент выставил статус “Не беспокоить”, ему невозможно позвонить, можно только отправить текстовое сообщение, да и то без уведомления.
Вторая закладка главного окна представляет собой обычный номеронабиратель. Удобно, что в окне с номером после его набора и соединения отражается актуальная стоимость минуты разговора с этим абонентом (как и при других тарифицируемых вызовах). Наконец третье окно предназначено для отображения истории разговоров.
Зайдя в меню настроек программы, можно выбрать звуковые и видеоустройства, которые будут использоваться программой, выбрать стиль оформления окон программы и рингтон телефона. Кроме того, для более продвинутых пользователей предусмотрены т.н. служебные настройки, позволяющие выставить более тонкие параметры Sippoint. Правда, этот раздел интерфейса не переведен на русский язык, может для того, чтобы начинающие имели еще меньше желания влезать сюда своими глупыми руками.
Прямо из программы мы можем выйти в свой личный кабинет на сайте сети, где в подробностях увидим статистику звонков, статистику счета, поступившие сообщения и пр.
В нижней части окна можно увидеть кнопку с названием “Регистрация моб. телефона”. Оказывается, это необходимо для включения функции АОН (определителя номера). После регистрации номера своего мобильника, на экране телефона вашего собеседника будет отображаться именно этот номер, а не абстрактный набор цифр. Кроме того, отныне вы сможете участвовать в различных акциях компании-провайдера, а при пополнении своего счета в терминалах можно вместо непонятного SIP ID, вводить привычный номер сотового телефона.
В Sippoint можно также настроить переадресацию звонка. Правда, сделать это как указано в инструкции на сайте нам не удалось. Вариант “щелкните правой кнопкой мыши на сером поле в верхней части главного окна” не дал никакого результата. Однако на сайте в личном кабинете можно все же настроить переадресацию как постоянную, так и в случае отсутствия на месте.
Интересно, что пользуясь Sippoint, не только вы можете позвонить на стационарный телефон, скажем своим престарелым родителям, но и они могут сделать ответный звонок с домашнего аппарата. Для этого в крупных городах России и мира существуют специальные номера доступа к сети SIPNET.
Набрав такой номер на обычном телефоне, и переведя его в тональный режим, ваши родители просто вводят сетевой номер пользователя SIP ID и, вуаля, свободно говорят с вами привычным для себя способом. А оплата за такой звонок списывается с вашего SIP счета.
Sippoint: Выполнение звонков
Ну вот, наконец, все приготовления выполнены, можно приступать к использованию IP-телефона. Как известно, пользователи сети SIPNET могут бесплатно звонить друг другу с компьютера на компьютер. Позвонить, конечно, проще простого, достаточно либо вручную набрать номер абонента, либо кликнуть на контакт в записной книжке. При этом можно выбрать обычный голосовой вызов или видеовызов, а кроме того общаться сообщениями в чате, окно которого автоматически открывается при двойном клике на контакте c SIP-абонентом. В этом случае в основном окне контакт перемещается в группу “Открытые чаты”.
На сайте сети объявлено, что в новом клиенте усовершенствованы кодеки сжатия аудио и видео, обновлен механизм эхоподавления, применяется движок SPIRIT DSP, который обеспечивает высокое качество передачи речи и видео даже на не очень быстрых линиях. Наш звонок из Москвы за Урал на стационарный телефон был выполнен легко и четко, правда, на том конце все же ощущалось небольшое эхо, которое впрочем, не мешало разговору. Несколько раз ощущались краткие задержки сигнала.
Мы также попробовали позвонить со стационарного телефона на компьютер. Набрав номер телефона доступа в Москве, мы сразу услышали приглашение автоинформатора набрать номер абонента в сети SIP (SIP ID). После набора программа Sippoint на компьютере отреагировала приглашением к разговору и после нажатия кнопки “ответить” произошло мгновенное соединение. Качество связи было отменное.
Следующий звонок уже клиенту SIPNET также показал отличное качество, как голосового общения, так и видеокартинки. Таким образом, с основными задачами Sippoint справляется великолепно.
Из дополнительных услуг, на сайте в личном кабинете можно заказать соединение любых двух номеров телефонов через сеть SIPNET. Это может быть удобно для пожилых людей, опасающихся общения с компьютером. Достаточно указать номера обоих телефонов, выбрать время задержки звонка и нажать кнопку “Соединить”, как система сама позвонит на эти телефоны и свяжет абонентов между собой. Эта же услуга в варианте “SMS-заказ звонка” может понадобиться и вам. Например, находясь вне доступа к компьютеру и интернету, можно с мобильного телефона отправить SMS-сообщение на определенный номер сети SIPNET и автоматика произведет соединения с нужным абонентом с использованием технологии VoIP.
Для общения с абонентами мобильной связи с помощью SMS необходимо сначала внести номер телефона адресата в телефонную книгу (в программе или на сайте в личном кабинете). К сожалению, отправить SMS непосредственно из программы видимо невозможно, по крайней мере найти такой пункт нам не удалось. А вот из адресной книги на сайте отправка происходит технически просто и без задержек. Правда, номер телефона отправителя сообщения оказался совсем незнакомым, не совпадающим ни с SIP ID, ни с зарегистрированным номером сотового, что было бы логично. Кстати во время поисков функции отправки SMS в программе Sippoint все контакты в адресной книге неожиданно удвоились и вернуть разум программе удалось только путем ее перезагрузки.
Наконец в разделе VIP-услуг на сайте, вы можете стать обладателем прямого московского или санкт-петербургского номера с оплатой 1 у.е. в день за эту услугу.
Скачать программый телефон Sippoint можно на сайте производителя |
Sippoint: Заключение
Что ж, подведем итоги нашего ознакомления с новым SIP-клиентом. Программа Sippoint имеет простой и понятный интерфейс, чрезвычайно легка в использовании, предоставляет доступ к основным услугам сети SIPNET, таким как аудио и видео звонки, общение в чате. Вся необходимая для звонка информация также наглядно и логично отображается в интерфейсе клиента. Однако программе есть куда развиваться, и хочется верить, что работа по развитию функционала будет продолжена: было бы логично, если бы все возможности, доступные в личном кабинете на сайте сервиса, были реализованы и в программе-клиенте.
Ну а в заключении, приятные новости для абонентов сети SIPNET. 31 декабря 2010 года и 1 января 2011 года SIPNET открывает для бесплатных звонков мобильные и городские телефоны на всей территории России! В эти дни никакие звонки в сети не тарифицируются. Прекрасная возможность поздравить всех своих друзей и знакомых в новогоднюю ночь и избежать при этом известных сотовых напряжений.