Быстрее ли Windows Vista, чем XP?
Мы продолжаем “Неделю Windows Vista на THG.ru”. Она началась с тестов видеокарт под Windows Vista, затем продолжилась материалом, рассказывающим об основных новинках новой системы.
Мы уверены, что массовые пользователи по достоинству оценят улучшенную дружественность Windows Vista. Но вопросу производительности новой ОС всё же следует уделить достаточно пристальное внимание. В нашем обзоре мы попытаемся раскрыть две темы.
- Базовая производительность Windows Vista.
Как быстро работает Windows Vista по сравнению с Windows XP? Будут ли приложения работать так же быстро, либо они существенно замедлятся из-за новых функций и интерфейса AeroGlass? - Функции улучшения производительности Windows Vista.
SuperFetch и ReadyBoost – две функции, которые появились в Windows Vista и призваны улучшить скорость работы системы. В память будет кэшироваться больше данных из приложений (SuperFetch), а некоторые кэшируемые данные могут храниться на флэш-брелоках (ReadyBoost). Целью Microsoft было обеспечить сбалансированную производительность, убрав задержки в повседневных задачах.
В этой статье мы поговорим о базовой производительности приложений под Windows Vista Enterprise, которую можно считать представителем и других версий. Мы собрали high-end тестовую систему и провели расширенный набор тестов под Windows XP Professional и под Windows Vista Enterprise, чтобы обнаружить отличия. Надо сказать, мы их обнаружили.
Программы и Vista
Хотя ядро Windows Vista претерпело немало модификаций, большинство ваших приложений заработают под Vista. Но гарантии, понятно, никто дать не может. Мы рекомендуем проверить работу важных программ под Vista перед тем, как вы проведёте обновление.
В Vista существенно улучшилось распределение процессов и потоков. Была добавлена защита от “зависаний” и появилось немало функций, касающихся виртуализации. Этот список можно продолжать долго, что не входит в рамки нашего материала.
Мы попытались проверить работу разных программ под Windows Vista Enterprise, после чего составили список приложений, которые нормально работают.
Игры
- Call of Duty 2;
- Far Cry;
- F.E.A.R.;
- Unreal Tournament 2004.
Приложения
- Adobe Acrobat 8;
- Adobe Photoshop CS2;
- Autodesk 3DSMax 8.0;
- AutoGK 2.4;
- Hamachi;
- KeePass 1.06;
- LAME MP3 Encoder;
- MainConcept H.264 Encoder;
- Miranda Messager 0.5.1;
- Microsoft Office 2003;
- Microsoft Office System 2007;
- Mozilla Firefox 2.0.0.1;
- Mozilla Thunderbird 1.5.0.9;
- Nokia PC Suite 6.82.22.0;
- Ogg Vorbis 1.1.2;
- OpenOffice 2.1;
- Picasa 2;
- Putty;
- Skype 2.5.x and 3.0;
- SmartFTP 2.0;
- Sungard Adaptive Credit Risk Calculation 3.0;
- SonyEricsson PC Suite 1.30.82;
- SQLyog 5.22;
- Symantec AntiVirus 10.2.0.224;
- UltraEdit 32 12.10;
- WinRAR 3.70;
- XviD 1.2.0.
Тесты
- 3DMark 06;
- Cinebench;
- PCMark05 Pro;
- SiSoft Sandra 2007;
- SPECviewperf 9.03.
В остальных случаях возникли некоторые проблемы.
Мы обнаружили обновления тестов 3DMark и PCMark от Futuremark под Vista, а также, например, и новые версии популярного архиватора WinRAR. Некоторые программы кодирования видео, тот же DivX, установить уже не получилось, для них требуются новые версии. Популярный плеер WinAMP 5.32 выдавал ошибку при запуске, хотя работал нормально. В Quake IV играть можно, хотя программа установки не работает. Приложения, включающие собственную подсистему управления памятью, от функции SuperFetch не выиграют. Например, Adobe Photoshop сам создаёт временный файл подкачки при каждом запуске – Vista к этому процессу доступа не имеет, так что и ускорить его не получится.
Есть ряд приложений, которые следует использовать только при том условии, что они были специально разработаны для Windows Vista: брандмауэры, средства защиты от программ-шпионов и антивирусные программы.
Что следует знать до тестов?
Поскольку в Windows Vista встроена функция SuperFetch, важно настроить тестовую систему так, чтобы получить и максимальную производительность, и повторяемость результатов. То есть SuperFetch должна работать либо максимально эффективно, либо не влиять на результаты тестов. Последнее возможно только возвратом в “чистое” состояние Windows перед каждым тестовым прогоном. При этом SuperFetch не будет обладать информацией о запускаемых приложениях, которые она могла бы кэшировать в оперативную память. Это можно выполнить, переустановив Vista или восстановив “чистый” образ системы.
Вместо “чистой” системы можно прибегнуть к оптимально загруженной оперативной памяти. SuperFetch адаптирует свою работу к пользовательской нагрузке, предварительно закачивая приложения в оперативную память и сохраняя их там, если память не потребуется другим приложениям. Обратите внимание, что технология SuperFetch отличается от традиционного кэширования приложений, которое было в Windows XP, когда данные приложения сохранялись в памяти и после завершения его работы.
Чтобы Vista/SuperFetch знали о популярных приложениях, мы потратили некоторое время на “тренировку” системы. Подобная “тренировка” – важный этап процедуры тестирования (мы подробнее поговорим об этом в отдельной статье). Кроме того, методика “тренировки” окажется полезной и энтузиастам, которые желают выжать максимум производительности. Чтобы “натренировать” систему, следует выполнить приложения и рабочие прогоны несколько раз, а уже затем измерять производительность. На результатах одного приложения “тренировка”, возможно, не так сильно и скажется, но тестовые пакеты, например, тот же SYSmark, показывают ощутимую разницу в производительности между первым прогоном и последующими, когда SuperFetch “напрягает мускулы”.
Наша повседневная работа с Vista стала намного приятнее после того, как ОС узнала о предпочитаемых приложениях: Microsoft Office Outlook запускалось ощутимо быстрее, а Skype – практически немедленно. Впрочем, увеличенная скорость запуска не говорит о том, что непосредственно само приложение заработает быстрее. Vista просто поместила часто запрашиваемые данные в оперативную память, уменьшив зависимость от медленного жёсткого диска.
Советы по тестированию
- Настройте ОС: выключите всю анимацию и интерфейс AeroGlass, чтобы системная производительность была максимальной;
- отключите User Access Control, чтобы он не мешал некоторым тестам;
- проверьте процесс бездействия системы;
- выключите восстановление системы (system restore);
- установите все приложения и выполните их несколько раз (с перезапуском между каждым выполнением), чтобы функция SuperFetch знала, какие приложения вам потребуются;
- не используйте систему после перезагрузок для других целей во время “тренировки” SuperFetch: тогда Vista получит достаточно времени бездействия, чтобы закэшировать приложения.
Тестовая конфигурация
Системное аппаратное обеспечение | |
Процессор | Intel Core 2 Extreme X6800 (Conroe 65 нм, 2,93 ГГц, 4 Мбайт кэша L2) |
Материнская плата | Gigabyte GA-965P-DQ6, чипсет: Intel P965, 82801HR (ICH8), BIOS: F8 |
Общее аппаратное обеспечение | |
Память | 2x 1024 Мбайт DDR2-800 (CL 3,0-4-3-9), Corsair CM2X1024-6400C3 XMS6403v1.1 |
Видеокарта | HIS Radeon X1900 XTX IceQ3, GPU: ATI X1900 XTX (650 МГц), память: 512 Мбайт GDDR3 (1550 МГц) |
Системный жёсткий диск | 1x 150 Гбайт, 10 000 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA/150, Western Digital WD1500ADFD |
Жёсткий диск для данных | 1x 150 Гбайт, 10 000 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA/150, Western Digital WD1500ADFD |
DVD-ROM | Teac DV-W50D |
Программное обеспечение | |
Видеокарта ATi (Vista) | Catalyst Suite 8.31.100.3.2.1 |
Видеокарта ATi (XP) | Catalyst Suite 7.1.40211 |
Чипсет Intel | 8.1.1.1010 |
DirectX Vista | 10.0c (4.09.0000.0904) |
DirectX XP | 9.0c (4.09.0000.0904) |
ОС | Windows Vista Enterprise, Build 6000.16386.061101-2205 |
Тесты и настройки
Тесты и настройки | |
3D-игры | |
Call Of Duty 2 | Version: 1.3 Retail Video Mode: 1280×960 Anti Aliasing: 4x Graphics Card: medium Timedemo demo2 |
FarCry | Version 1.33 build 1395 1280×1024 – 32 Bit quality options = High |
F.E.A.R | Version: 1.0 Retail Video Mode: 1280×920 Computer: High Graphics Card: High Options/Performance/Test settings |
Unreal Tournament 2004 | Version: 3204 1280×1024, 32 Bit, Audio = off THG8-assault-single |
3DMark06 | Version 1.1.0 1280 x 1024 – 32 bit Graphics and CPU Default Benchmark |
Видео | |
AutoGK | Version: 2.4 182 MB VOB MPEG2-source (704×576) 16:9 |
XviD | Version: 1.2.0 SMP Beta 08/12/06 Encoding type: Twopass Target size (mbytes): 100 |
MainConcept H.264 Encoder v2 | Version: 2.1 2:19 min MPEG2-source 1920×1080 to H.264 Profile: High Audio: AAC Stream: Program |
Аудио | |
Lame MP3 | Version 3.97 Beta 2 (11-29-2005) Audio CD “Terminator II SE”, 74 min wave to mp3 160 kbps |
OGG | Version 1.1.2 (Intel P4 MOD) Version 1.1.2 (Intel AMD MOD) Audio CD “Terminator II SE”, 74 min wave to ogg Quality: 5 |
Приложения | |
SPECviewperf 9 | Version: 9.03 All Tests |
Winrar | Version 3.70 Beta 1 (Multi-Core) (303 MB, 47 Files, 2 Folders) Compression = Best Dictionary = 4096 kB |
Autodesk 3D Studio Max | Version: 8.0 Characters “Dragon_Charater_rig” rendering HTDV 1920×1080 |
Adobe Photoshop CS 2 | Version: 9.0.1 VT-Runtime Script Rendering from 5 Pictures (66 MB, 7 Filters) |
Cinebench | Version 9.5 64 Bit nCPU, 1 CPU |
SunGard | Adaptiv Credit Risk Calculation Version 3.0 |
Синтетические тесты | |
Everest | Version 3.5.761 Cache & Memory Benchmark |
PCMark05 Pro | Version: 1.2.0 CPU and Memory Tests Windows Media Player 10.00.00.3646 Windows Media Encoder 9.00.00.2980 |
SiSoftware Sandra 2007 | Version 2007.5.11.17 CPU Test = CPU Arithmetic / MultiMedia Memory Test = Bandwidth Benchmark Memory Latency Test = ns |
3D-игры
Видео
Аудио
Приложения
Синтетические тесты
Тесты энергопотребления
Windows Vista не требует больше энергии по сравнению с Windows XP, как в режиме бездействия, так и при полной нагрузке CPU. Мы также попытались стимулировать энергопотребление системы, агрессивно переключаясь между задачами в 3D-режиме (клавиша Windows + [Tab]). Мы ожидали обнаружить повышение энергопотребления, поскольку Vista и интерфейс AeroGlass сильнее нагружают 3D-видеокарту. Но так и не смогли получить увеличение энергопотребления из-за вовлечения в работу 3D-графики. Так что обычный пользователь не должен обнаружить какого-либо влияния 3D-нагрузки на энергопотребление системы.
Заключение
От Windows Vista вряд ли следует ожидать заметного прироста производительности при выполнении одного приложения. Хотя мы тестировали только 32-битную версию Windows Vista Enterprise, мы не думаем, что 64-битная версия окажется быстрее (по крайней мере, с 32-битными приложениями).
В целом, приложения работали так, как и задумано. Или чуть медленнее, чем под Windows XP. Синтетические тесты Everest, PCMark05 и Sandra 2007 показывают, что на уровне компонентов различий нет. Некоторые программы отказались работать, у других возникли проблемы, которые нам удалось решить. В любом случае, мы рекомендуем дождаться обновлений часто используемых программ для работы под Vista.
Есть некоторые приложения, показавшие разочаровывающую производительность. Unreal Tournament 2004 и профессиональный графический пакет SPECviewperf 9.03 ощутимо страдали из-за отсутствия аппаратной поддержки OpenGL в драйверах под Windows Vista. Надо сказать, что AMD/ATi уже представила новый драйвер для Vista, где есть аппаратная поддержка OpenGL, и ситуация действительно улучшилась (мы опубликуем результаты позднее), но для профессиональных графических приложений пока лучше придерживаться Windows XP.
Мы были разочарованы тем, что чувствительные к CPU приложения, такие, как программа кодирования видео XviD (DVD в формат XviD MPEG4) и MainConcept H.264 Encoder работали на 18-24% медленнее в стандартных тестовых сценариях. Оба теста под Windows XP завершились ощутимо быстрее. К сожалению, на момент тестирования новых версий программ ещё не вышло, так что решение этой проблемы пока не очевидно.
Есть и хорошие новости: мы так и не смогли доказать, что новый и красочный интерфейс AeroGlass в Windows Vista потребляет больше энергии, чем двумерный рабочий стол Windows XP. Конечно, наши результаты показывают увеличение на 1 Вт, но его можно считать в пределах погрешности. Вполне очевидно, что нагрузка по отображению всех 3D-элементов, их повороту и перемещению слишком мала, чтобы сильно нагрузить современные графические процессоры. Возможно, это является результатом появления в Windows Vista более совершенной реализации ACPI 2.0 (с частями 3.0), которая позволяет управлять энергопотреблением системных компонентов по отдельности.
Наши надежды, что Vista сможет ускорить выполнение приложений, исчезли. Первые тесты 64-битной версии показали такие же результаты, как и для 32-битной, так что если вы хотите получить прирост производительности от Vista, то будете разочарованы. Vista – это лучшая версия Windows, поскольку она работает лучше, приятнее выглядит, да и ощущения от неё тоже оказались лучше. Но она не будет работать быстрее Windows XP.
Если вы используете ПК для масштабного кодирования или рендеринга, то Windows Vista лучше избегать. По крайней мере, пока. Но если вы не хотите ставить рекордов по выполнению рабочего задания, то примите во внимание следующее.
- Vista запускает ощутимо большее число служб, поэтому она сама потребляет больше ресурсов. Индексация, расширенные возможности связи и более дружественный интерфейс бесплатно не даются.
- Сегодня производительности CPU более чем достаточно! Мы оснащаем наши компьютеры быстрыми двуядерными процессорами, а в середине года рынок наводнят четырёхядерные модели. Пусть вы и немного потеряете в производительности приложений, перейдя на Vista, но современные процессоры намного быстрее вчерашних CPU, а в будущем вычислительные ресурсы компьютера станут ещё больше.
- Ни разу новые версии Windows не обеспечивали более высокую производительность приложений, чем предшествующие.
Хотя по производительности приложений мы выигрыша не получили, новые функции Windows Vista под названием SuperFetch и ReadyDrive улучшают субъективные ощущения: работа Vista кажется быстрее и более плавной, чем Windows XP. В следующей статье, которая выйдет завтра, мы поговорим об этих функциях подробнее.