Историческая справка…
Раньше тема Второй мировой войны использовалась в основном в воргеймах и симуляторах, то есть, играх, ориентированных на достаточно узкий круг поклонников этих двух жанров. На рынке воргеймов для ПК в ту пору безраздельно властвовала издательская компания SSI (сейчас принадлежащая Ubi Soft), выпустившая в 1994 году проект Panzer General (“Генерал бронетанковых войск”), а в 1995 – Steel Panthers (“Стальные пантеры”). Конкурентов у этих игр тогда почти не было: компания Avalon Hill, знаменитый создатель настольных воргеймов, только-только закончила адаптацию своей V for Victory для ПК, а Talonsoft (ещё одна фирма, занимающаяся производством воргеймов) в своей серии Battlegroung Bulge обратилась к теме знаменитых сражений XIX века. До темы Второй мировой серия от Talonsoft дошла лишь в 1997-98 годах, когда разработчики выпустили игры East Front, West Front, Rising Sun и другие.
Первым реальным конкурентом гегемонии SSI на рынке воргеймов, посвящённых Второй мировой, стала серия The Operational Art of War от всё той же Talonsoft. А затем случилось неожиданное… В 1996 году Microsoft открыла жанр воргейма для массового пользователя, выпустив феноменально успешную Close Combat. Юмор в том, что данный шедевр Microsoft чудом выдрала из рук SSI; последняя сумела опомниться только спустя несколько лет, предложив авторам Close Combat помощь в издании уже четвёртой (!) части военно-тактической эпопеи. Постепенно, однако, всё вернулось на круги своя, и жанр воргеймов опять стал прибежищем узкого круга поклонников. В данный момент мы можем наблюдать выход седьмой (точнее, 7.1) версии Steel Panthers World At War (от Matrix Games) и отправку в магазины коробок с Airborne Assault от Focus Home Interactive.
Благодаря сериям Steel Panthers и Panzer General компания SSI долгое время доминировала на рынке воргеймов для ПК.
Победы и промахи стратегий в реальном времени…
После появления Close Combat тема Второй мировой войны начинает вдохновлять разработчиков на создание стратегий в реальном времени. Компания Mindscape выпускает Counter Action, одну из первых стратегий в реальном времени, созданных российскими разработчиками. У SSI выходит тактический симулятор боёв малыми отрядами (squad-based tactical sim) Soldiers at War, построенный на движке от X-COM Apocalypse. Empire Interactive разрождается 101 Airborne. Однако истинных стратегий в реальном времени, базирующихся на событиях Второй мировой, до 2000 года выпущено не было. Самая успешная игра того периода – Commandos: Behind Enemy Lines, выпущенная в 1998 году компанией Eidos. С канонической точки зрения проект от Eidos – вообще не стратегия, а тактическая головоломка; но пользователям наплевать на жанровые различия, особенно, если игра получилась по-настоящему качественной и интересной. В дальнейшем Commandos превратилась в серию игр, выход третьей части которой намечен на лето этого года.
Close Сombat: Invasion Normandy – это пятый эпизод серии, создавшей жанр воргеймов в реальном времени.
Пока адепты исторического моделирования наслаждались прохождением Combat Mission 1 и 2, полностью трёхмерного воргейма от Big Time Software, в магазины мира поступили коробки с игрой Sudden Strike / “Противостояние III”. Изданная в России фирмой “Руссобит-М” игра оказалась весьма увлекательной, достаточно лёгкой для вхождения в игровой процесс, а главное – вполне исторически корректной. Сюжет, основанный на событиях Второй мировой войны, и войска с довольно реалистичными характеристиками не помешали ввести в “Противостояние III” достаточное количество упрощений для того, чтобы игра смогла завоевать любовь массового пользователя. Окрылённые успехом проекта, разработчики довольно быстро создали два дополнения к игре – Sudden Strike Forever / “Противостояние III: Война продолжается” и Sudden Strike: War Commander / “Противостояние III: Второе дыхание” – а в 2002 году выпустили продолжение Sudden Strike 2 / “Противостояние IV”. В апреле этого года эпоха доминирования “Противостояния” в жанре, похоже, подошла к концу – на свет появилась очень перспективная стратегия в реальном времени, посвященная теме Второй мировой войны, Blitzkrieg / “Блицкриг”. Наконец, в самом конце 2002 года Eidos выпустила ещё одну “историческую” стратегию в реальном времени под названием Frontline Attack.
“Блицкриг” даёт вам возможность лично поучаствовать в наиболее важных битвах Второй мировой войны, командуя участком фронта в реальном времени…
Год 2002. Триумф шутеров от первого лица
Выход в 1992 году игры Wolfenstein 3D (от ID Software) ознаменовал собой рождение жанра шутеров от первого лица. Действие игры разворачивалось как раз во время Второй мировой, поэтому среди персонажей были фашисты, немецкие овчарки и сумасшедшие учёные на службе Третьего Рейха. Игра была настолько популярна, что стоит только удивляться, почему её продолжение, Return to Castle Wolfenstein, появилось лишь в самом конце 2001 года (спустя 9 лет!)? Возможно, пауза затянулась из-за отсутствия у Wolfenstain реальных конкурентов: к теме Второй мировой за все годы обратились лишь такие проекты, как польский шутер от первого лица Mortyr и командный тактический шутер Hidden and Dangerous (Talonsoft, 1999).
Зато в 2002 году (сразу после выхода Return to Castle Wolfenstein) жанр шутеров от первого лица на тему Второй мировой войны получил сразу две новинки: Medal of Honor и Battlefield 1942 – обе были изданы компанией Electronic Arts. Battlefield 1942 и поныне считается лучшим многопользовательским шутером о событиях Второй мировой. Тут геймер играет роль немецкого, американского, британского или японского пехотинца, попавшего на поле боя. В игре используются многочисленные виды техники: джипы, бронетранспортеры, танки… Даже самолёты. Недавно Electronic Arts издала дополнение, Battlefield 1942: The Road to Rome, куда включила новое вооружение и дополнительные режимы игры.
Medal Of Honor: в роли американского офицера вы можете вновь пережить легендарный день высадки войск союзников в Нормандии. Море крови и адреналина гарантируется!
Поклонники глобальных сетевых баталий могут теперь попытаться виртуально воссоздать легендарные битвы Второй мировой благодаря проекту World War Two Online. Тут можно сформировать пехотные полки, бронетанковые корпуса или воздушные эскадрильи. Сейчас в игре участвует огромное количество англо-говорящих пользователей, а недавно к ним присоединились французы. Для тех же, кто компании виртуальных товарищей по оружию предпочитает гордое одиночество, сейчас есть созданная по мотивам (говоря весьма условно) фильма “Большой побег” игра Prisoner of War от Codemasters. Кстати, через несколько недель выйдет настоящая The Great Escape, созданная непосредственно по лицензии авторов знаменитого фильма о военнопленных Второй мировой.
World War Two Online – первый глобальный многопользовательский проект, базирующийся на событиях Второй мировой войны.
На земле, в небесах и на море…
Лётные симуляторы – любимый жанр большинства издательских компаний, выпускающих игры о Второй мировой войне. Конец 80-х и начло 90-х годов прошлого века считается “золотым временем” симуляторов. В ту пору вышли такие ставшие классикой проекты, как The Battle of Britain и Secret Weapons of the Luftwaffe от LucasArts или серия игр Ace… от Dynamics. А потом случился застой, прерванный в 1998 году одновременным выходом Combat Flight Sim от Microsoft, European Air War от Microprose, Fighter Squadron от Activision, Luftwaffe Commander от SSI и WWII Fighter Command от Psygnosis. Никогда ещё в истории игровой индустрии не появлялось одновременно столько симуляторов, посвященных Второй мировой войне! Теме воздушных боев, кстати, посвящались и некоторые воргеймы: Over The Reich и Achtung! Spitfire от Avalon Hill, Battle of Britain от Empire и 12 O’clock High от Take 2 / Talonsoft. На сегодняшний день самым значительным событием в жанре лётных симуляторов остается дуэль между IL-2 / “Ил-2. Штурмовик” от “1C” / Ubi Soft и Combat Flight Simulator 3 от Microsoft.
Между Battle of Britain и “Ил-2. Штурмовик: Забытые сражения” лежит пропасть в 14 лет.
Разумеется, лётными симуляторами имитация военной техники 1939-45 годов не ограничивается. Существуют, например, танковые симуляторы о Второй мировой, прародителем которых можно считать игру Sherman M4, выпущенную в 1989 году компанией Loriciel. Самым же новым проектом жанра является Panzer Elite Special Edition, изданная в 2001 году немецкой фирмой JoWooD. Морские симуляторы были на “пике формы” несколько лет тому назад, когда на наших мониторах “плавали” такие игры, как Task Force 1942 от Microprose или Great Naval Battles и Fighting Steel от SSI. Последние морские новинки датируются 2002 годом. Это Silent Hunter 2 и Destroyer Command от Ubi Soft. Обе игры заслуженно пользуются уважением, расширяя свой игровой процесс многопользовательским режимом.
Морские симуляторы имеют небольшую, но преданную им аудиторию
Airborne Assault: Red Devils Over Arnhem
Благодаря австралийским разработчикам из Panther Games, на свет появился ещё один хороший воргейм. Будучи очень комплексной и многоплановой, совсем как классические игры жанра, Airborne Assault, в отличие от них, идёт в реальном времени. Поскольку скорость течения боевых действий в игре можно контролировать, реальное время совершенно не мешает концентрации внимания на стратегических задачах, однако, более полно вовлекает геймера в игровой процесс. Мы представляем, как удивятся поклонники шутеров, узнав, что каждый солдатик в игре обозначает целое подразделение. Шутки шутками, но однозначно рекомендовать Airborne Assault можно только истинным любителям воргеймов, помешанных на реалистичности ведения боя. Если вы считаете себя таковым, – эта игра не разочарует. Остальным мы советуем оставаться на своих местах, ибо форсирование знаменитого моста через Рейн может вас вконец вымотать запредельными умственными нагрузками.
Издатель: Focus Home Interactive
Платформа: ПК
Количество игроков: до 2-х
Рейтинг: 8/10
Крупнейшая воздушно-десантная операция Второй мировой войны.
Сентябрь 1944 года. Согласно разработанному британским генералом Монтгомери плану Market Garden, союзники начинают осуществление крупнейшей воздушно-десантной операции за всю историю человечества, нацеленную на захват мостов через реку Рейн. Пока 30-й бронетанковый корпус армии США пересекал Голландию, британские, польские и американские десантные части должны были захватить мост через Рейн около города Арнхема (близ Эйндховена) и соединиться с сухопутными частями (с американскими танками, то есть). Американские танкисты чётко выполняли свою часть операции, захватывая и удерживая плацдармы для высадки десанта, однако, 1-я парашютная дивизия, высадившаяся около моста, была атакована (из 10000 выжило 2293 человека) немецкими войсками и вынуждена была отбиваться целых девять дней (захват моста планировалось провести за двое суток). Причиной столь серьезного осложнения стало игнорирование генералом Монтгомери сообщений участников голландского Сопротивления, предупреждавших командование о переброске к месту предполагаемого десантирования союзников двух немецких бронетанковых дивизий.
30-й бронетанковый корпус должен был соединиться с десантом союзников. Если бы это произошло на самом деле, война могла бы кончиться гораздо раньше.
Как переделать Историю…
Разработчики поступили очень дальновидно, введя в игру систему динамического изменения ситуации. Фронт в Airborne Assault не является чем-то незыблемым, легко трансформируясь под влиянием различных вводных факторов. На практике это даёт возможность ответить на многие вопросы альтернативной истории. Например, что было бы, если б все десантники были сброшены в место проведения операции за один день (в реальности этого не произошло по причине нехватки транспортной авиации)? Или если б 52-й шотландский полк успешно справился с задачей? Или американцам удалось бы прийти на помощь британцам? Все эти альтернативные варианты развития доступны в игре.
Всего может быть разыграно 22 оригинальных или альтернативных сценария за каждую из воюющих сторон. Для неопытных геймеров существуют две обучающие миссии, прописанные очень хорошо и грамотно. Новичкам подробно, в течение нескольких часов, расскажут о премудростях использования 440 типов активных объектов Airborne Assault. Игра поддерживает два основных режима боя: сольное прохождение против искусственного интеллекта, или многопользовательскую баталию через Интернет, или локальную сеть.
Приказы о передвижении отображаются на экране в виде чёрных линий с уменьшенными копиями боевых единиц на конце. Кресты показывают уничтоженные отряды.
Революционная игровая система
Давайте посмотрим на маленькую революцию, которую принесла в жанр система игры. Боевые действия в Airborne Assault показаны на оперативном уровне. Взвод входит в состав батальона, батальон – полка, полк – бригады. Когда боевая единица получает приказ, он идет по цепочке всё ниже и ниже. Причём, командиры боевых единиц тактически осмысливают приказы командования и стараются выполнить их уже применительно к сложившейся на поле боя обстановке. Например, полк получает приказ атаковать противника. Поскольку противник находится в пределах прямой видимости, бойцы перемещаются к нему, принимают наиболее выгодную для атаки диспозицию и атакуют.
Не теряя общего руководства, вы вполне можете воевать на месте среднего офицерского звена. Поскольку искусственный интеллект противника играет очень грамотно, прямое командование небольшим участком фронта бывает крайне полезным. Таким образом, Airborne Assaul позволяет геймеру гибко двигаться между отдельными ступенями командной лестницы, держа в своих руках как управление всеми бригадами сразу, так и отдельно взятым полком.
Выделенные боевые единицы пытаются зайти противнику в тыл. Пиктограмма указывает, на изменение диспозиции перед атакой.
Всё просто, информативно, понятно…
Представление оперативной информации на общей карте сделано очень качественно. Нажав на боевую единицу, вы получаете данные о том, какие части входят в её состав или, наоборот, куда входит она. Точно так же, цветными линиями, рисуются атакующие действия ваших боевых единиц в отношении отрядов противника. По каждой боевой единице отслеживаются следующие данные: количество бойцов, параметры вооружения, моральное состояние, усталость и организованность. Иногда вы можете увидеть имя командира и краткий рассказ о роли данного подразделения в реальной истории операции. Последнее, по мнению авторов, поможет вам лучше понять историю войны и сравнить собственные успехи с реальными делами командования образца 1944 года.
Пиктограммы вокруг выделенных бойцов указывают на их силу, формацию отряда и состояние амуниции и вооружения. В опциях игры есть функция настройки реализма в отдаче приказов и качестве тылового обеспечения, позволяющая тонко настраивать уровень сложности. Если вы прошли все сценарии, имеющиеся в Airborne Assault, то можете воспользоваться редактором уровней для создания новых битв и сражений. Поиграв несколько часов кряду и получив, в конце концов, полный разгром, мы с досадой обнаружили, что в многопользовательском режиме нельзя сдаться на милость победителя, пока он, победитель, не пожелает принять у вас капитуляцию. Компьютер, например, безоговорочно принимает её – видимо, “искусственные” генералы гуманнее настоящих.
Немцы блокировали доступ к мосту около Арнхема. Линия артиллерийского огня обозначена чёрным, а штаб-квартира, где обосновалось командование арт-батареи, связана с пушками синей линией.
“Блицкриг”
“Блицкриг” не претендует на столь обожаемую поклонниками воргеймов ультра-реалистичность при историческом моделировании военных действий. Перед нами просто стратегия в реальном времени, базирующаяся на событиях Второй мировой войны. Фундаментальные принципы игры достаточно просты, баланс и дизайн отменны, а качество игрового процесса позволяет говорить о “Блицкриге” как о новом лидере жанра. Несмотря на сильное сходство новинки с играми серии Sudden Strike / “Противостояние”, “Блицкриг” исправил многие ошибки конкурента. Короче, в это непременно стоит поиграть!
“1С” идет в наступление.
Издатель: 1С
Платформа: ПК
Количество игроков: от 1 до 8
Рейтинг: 9/10
Выпуск “Блицкрига” компанией 1С можно считать явной попыткой создать конкуренцию руссобитовскому “Противостоянию”. Причем, попыткой потенциально очень удачной в свете холодного приёма геймерами “Противостояния IV” и переключения внимания серии с темы Второй мировой войны на арабо-израильский конфликт. Собственно, сходство “Блицкрига” с “Противостоянием” не более чем мимолетное заблуждение, сформированное на основе первого знакомства. Да, обе игры базируются на освещении событий Второй мировой; да, обе игры являются стратегиями в реальном времени… Однако игровой процесс несопоставим: масса геймеров сходится во мнении, что “Противостояние” более трудная и, говоря откровенно, чуть более непредсказуемая игра. Игровой процесс “Блицкрига” хотя и не идеален, но начисто лишён этих досадных оплошностей конкурента. В игре от 1С вы играете роль советского, немецкого или англо-американского офицера, руководящего операциями, основанными на исторически верном сюжете.
Три военные кампании “Блицкрига” включают в себя почти все главнейшие события Второй мировой: вторжение Красной Армии в Финляндию, Отечественную войну, африканские операции Вермахта, захват Европы, Войну на Восточном и Западном фронтах, сопротивление союзников на севере Европы, высадку американских войск… Цель отдельной миссии всегда крайне проста. Под ваше командование отдаётся ограниченный военный контингент, состоящий из пехотинцев, артиллерийских расчётов, танков, бронетранспортёров и грузовиков тыловой поддержки. Иногда с воздуха вас прикрывает авиация. Тактически грамотно используя вверенные силы, необходимо достичь заранее объявленных верховным командованием целей. Это может быть, например, захват деревни или города, уничтожение скопления вражеских войск, отражение атаки на ваши позиции. Действуя быстро, смело, но крайне расчётливо, особо талантливый “командир” может не только своевременно выполнить поставленную перед ним боевую задачу, но и захватить множественные трофеи.
“Блицкриг” – великолепная игра. Некоторое внешнее сходство с “Противостоянием” не мешает ей избежать многих ошибок этой руссобитовской серии.
Нам дорог каждый боец
Главный принцип успеха любой операции в “Блицкриге” – боевое сотрудничество разных родов войск. Советуем вам тщательно изучить принципы объединения разных типов боевых единиц на основе реальных баталий того времени. Например, отправляя “голый” бронетанковый корпус по дороге (или через деревню), будьте готовы к встрече с пехотой противника, имеющей при себе противотанковые ружья! Именно поэтому, прежде, чем пускать танки, “прощупайте” местность разведчиками. В “Блицкриге” есть несколько боевых единиц, которые можно использовать в разведке: легковые автомобили, мотоциклы, офицеры с биноклями и, конечно же, снайперы. Одетые в малоприметные маскхалаты снайперы далеко видят, увеличивая радиус обзора за счёт использования бинокля. Ещё более совершенным орудием разведки является авиация. К сожалению, её использование возможно только после подавления зенитных орудий противника и уничтожения его истребителей. Окончательно прояснив для себя обстановку, командир может заняться тактическим рассредоточением войск: танков, пехоты, броневиков, грузовиков, джипов, тяжелых орудий, пушек, зениток и так далее…
Боевые единицы весьма реалистичны. У каждой из них есть свои сильные и слабые стороны, а детализация ТТХ такова, что учитывается даже толщина брони на разных сторонах корпуса.
Артиллерия играет в “Блицкриге” главную роль. Различаются два типа орудий: противотанковые пушки, способные поражать цель только в пределах прямой видимости, и гаубицы (минометы, СРЗО), применяемые для “обработки” отдалённых участков местности. Калибр орудий определяет дальность стрельбы: переносной миномёт бьёт относительно недалеко, а гаубичное орудие калибра 105 мм может нанести удар по всей территории небольшой карты миссии. Артиллерия традиционно используется для подготовки наступления на позиции врага, позволяя уничтожать основные силы, по мере их обнаружения, с безопасной дистанции.
Главная проблема при использовании артиллерии – мгновенная демаскировка её местоположения. Враг не настолько глуп, чтобы тихо подставлять свои войска под удар. Он, скорее, смело пойдёт в атаку или сам начнёт обстреливать позиции предполагаемого расположения ваших орудий. В ходе миссии можно захватывать вражеские пушки и гаубицы при условии гибели их расчетов. Это не так-то уж просто – уничтожить солдат, сохранив орудие целым. Танковая атака не подойдёт, бомбардировка или артобстрел – тем более. Лучше всего с добычей трофеев справляются пехота и снайперы.
Артиллерия – плоть и кровь любой операции. Уничтожив вражеские орудия, вы сделаете огромный шаг к победе.
Всё для фронта, всё для победы!
В “Блицкриге” никто не собирает нефть, минералы, дрова и мясо. “В “Блицкриге” никто не строит казармы, военные заводы, аэродромы и мутагенные вышки для создания пехоты, танков, самолётов и терминаторов. Вас просто высаживают в углу карты с ограниченным числом войск и… всё. Если вы теряете танк – это ваши проблемы. Если вы теряете три-четыре танка – значит, вы остаётесь без бронетанковой поддержки вообще. Локальные задачи “Блицкрига” относятся главным образом к вопросам тактики. Войска расходуют боезапас, получают ранения и пробоины. Для поддержания боеготовности фронтовых частей существуют многочисленные грузовики тыловой поддержки: медицинская служба, ремонтники, инженеры, тягачи для буксировки орудий, грузовики для перевозки пехоты… Все грузовики полностью безоружны и практически не защищены броней. Постепенно материалы для ремонта и боеприпасы в грузовиках тыловой поддержки заканчиваются и им необходимо ехать на главный склад. К счастью, обновление ресурса происходит автоматически – вам не надо следить за количеством остатка запчастей или патронов и не надо возвращать грузовик со склада к обслуживаемой боевой единице.
Службы тыловой поддержки играют жизненно важную роль. Транспортные грузовики, ремонтники, медики делают возможным перемещение фронта всё дальше и дальше от базы, поставляя на позиции боеприпасы, ремонтируя подбитую в бою технику и подвозя новых пехотинцев.
Инженерные войска способны на нечто большее, нежели простая починка боевой техники. Например, они могут отремонтировать мост или построить новый (в заранее определённом дизайнерами месте), восстановить здания, разрушенные в ходе атаки на деревню, город или железнодорожную станцию. Конечно, необходимость в этом возникает далеко не всегда, но в случае стратегически удобного местоположения того или иного дома – почему бы и нет?
Ещё одна полезная функция инженеров – постройка противотанковых заграждений, рытьё окопов, укладка мин и их разминирование. Все эти возможности нельзя назвать повседневно необходимыми, однако, свою лепту в тактическое планирование операции они, безусловно, вносят. А иногда – когда ставится какая-либо специфическая задача (например, оборона участка фронта) – просто спасают от провала.
Военные инженеры обладают множеством навыков. Кроме вполне ожидаемого умения чинить боевую технику, они могут строить мосты, ремонтировать здания, минировать и разминировать определённые участки территории.
Угроза с небес
Ещё одна составляющая успеха любой боевой операции – грамотное использование поддержки с воздуха. Как и в реальной жизни, превосходство в небе даёт хорошие шансы для победного завершения задачи. Авиа-поддержка войск обеспечивается вне зависимости от режима игры: сольного или многопользовательского. Запросив аэродром (в “Блицкриге” несколько типов авиа-поддержки) и указав цели задания, вы увидите, как из-за края карты вылетает один или несколько самолётов. Это могут быть бомбардировщики, истребители, штурмовики или самолёты разведки. Главное теперь – чтобы они не попали под пули вражеских зениток и не были атакованы вражескими истребителями. Полностью уничтоженный отряд самолётов не сможет более приходить к вам на помощь (если же полёт прошел удачно, то через некоторое время авиа-поддержку можно запросить вновь).
Авиа-поддержка играет в “Блицкриге” важную роль. Например, самолёты могут разведать местоположение и разбомбить позиции противника. Однако берегитесь зенитного огня – он в “Блицкриге” невероятно эффективен.
В игре доступно пять видов авиации. С помощью патрулирования территории разведывательным самолётом вы можете обнаруживать группировки вражеских войск, укрепления, артиллерийские расчёты. Разведчики не имеют на борту оружия, а конструкция самолета очень легка и уязвима. Истребители призваны перехватывать вражескую авиацию в воздухе, нападать и уничтожать её. Бомбардировщики покрывают своими бомбами заданный сектор, полностью уничтожая живую силу и бронетехнику противника.
Для атаки наземных объектов с воздуха используются штурмовики. Особенно хороши они при охоте за танками. Наконец, в игре есть транспортные самолёты, предназначенные для высадки десанта. Десантные войска нужны при организации нападения в тылу врага, для захвата определенных точек на карте или особо ценной техники. Наконец, их можно высаживать на позиции, где окопалась пехота или засел снайпер.
При тщательно спланированной высадке десантники могут доставить противнику немало неприятных минут и часов. Особенно эффективны “голубые береты” при уничтожении артиллерии или окопавшейся пехоты.
И для красоты на войне найдётся место!
Начать играть в “Блицкриг” очень легко. Цепочка исчерпывающих учебных миссий поможет вам овладеть основами игрового процесса. На протяжении заданий вашими основными помощниками станут основная и мини-карта местности. Мини-карта отображается в левом нижнем углу экрана, позволяя вам мгновенно перемещаться в любую точку уровня. Рядом с мини-картой расположены пиктограммы отдачи приказов, изменяющиеся в зависимости от выбранной боевой единицы. Информация о самой боевой единице отображается в нижнем окне. Пиктограммы отдачи приказов дублируются “горячими” клавишами. Если действие на поле битвы разворачивается слишком стремительно, в “Блицкриге” есть возможность уменьшить скорость течения времени и, даже, поставить игру на “паузу”. Управление пехотой в “Блицкриге” сильно отличается от такового в “Противостоянии”: тут вам не придётся возиться с каждым бойцом по отдельности – в новинке от 1С они сразу сформированы в отряды.
Командовать пехотой в “Блицкриге” много легче, нежели в “Противостоянии”. Бойцы сразу сформированы в отряды, хотя, при желании, их можно распустить и отдавать приказы каждому солдату индивидуально.
В целом, “Блицкриг” кажется нам значительно более удачной, нежели “Противостояние III-IV”, игрой. В “Противостоянии” техника и здания представляют собой заранее смоделированные спрайтовые модели. А в “Блицкриге” разработчики использовали трёхмерный рельеф и полигональные модели объектов. Нельзя сказать, что идея трёхмерной среды с закреплённой на одном месте камерой является чем-то революционным, но в игре от 1С картинка по-настоящему хороша. Особенно в максимальном разрешении 1600х1200. Дизайн и анимация техники в “Блицкриге” заслуживает самых высоких оценок. В игре используется более 250-ти моделей с несколькими видами маскировочной окраски – в зависимости от климата той местности, где проходят действия кампании. Сильнейшее впечатление производят самолёты. Модели их столь детальны, что вы без труда узнаете знаменитый штурмовик Ил-2, уникальный ТБ-3, легендарный Ме-262…
Графический движок “Блицкрига” частично отображает погодные условия. По крайней мере, возможность вызова авиа-поддержки напрямую зависит от погоды.
Широчайшие возможности стратегического управления
Если на протяжении операции “Блицкриг” требует от игрока умения тактически грамотно руководить отрядом из 10-30 боевых единиц, то межмиссионные заботы потребуют недюжинных стратегических талантов. После удачного завершения задания, ваши успехи будут оценены повышением в звании и награждением вас медалями и орденами. Для более подробного анализа тактических решений геймера в игре существует специальная система, оценивающая действия по шести критериям: от “Тактики” (соотношение между нашими потерями и уничтоженными врагами) до “Чувства долга” (стремление к выполнению всех задач) и “Искусства войны” (умение проходить миссии с минимальным количество перезагрузок). В зависимости от звания, вы сможете брать на выполнение новых миссий всё больше и больше боевых единиц. Переходя из задания в задание, отряды набирают опыт, влияющий на их живучесть, точность, скорость. Постепенно прошедшие огонь и воду ветераны становятся главной силой вашей военной группировки.
В зависимости от полученного звания вы можете набрать определённое количество отрядов. Проходя с вами огонь и воду, новобранцы постепенно превращаются в закалённых ветеранов.
Вопреки сложившейся в жанре стратегий в реальном времени традиции, кампании в “Блицкриге” нелинейны. Каждая из них состоит из 7 или 8 глав, которые складываются из одной исторической операции (захват Европы, война в Норвегии, североафриканские завоевания, вторжение в Советский Союз) и ряда случайно генерируемых побочных миссий. “Случайные” миссии имеют разный уровень сложности, от которого зависит награда за их успешное завершение. Совершенно необязательно проходить все задания главы (достаточно лишь победить в главной, исторической, и одной “случайной” миссии), однако, за счёт дополнительных операций вы получаете доступ к более совершенным образцам вооружения, растёте в звании и воспитываете вверенные войска. Как и положено, по мере продвижения вперед, задания игры становятся всё труднее и труднее.
Каждая из 3-х кампаний состоит из 7-8 глав, построенных на основе событий Второй мировой войны. Каждая глава включает в себя одну историческую и ряд случайно генерируемых операций.
В одиночку и группой
“Блицкриг” славен не только сольными кампаниями, но и весьма развитым многопользовательским режимом. Всего в сеансе игры могут участвовать до 8-ми человек, сражаясь на специально созданных дизайнерами картах в одной из двух разновидностей сетевой битвы. Первая называется “Захват”, в ней геймеры воюют за обладание “флагами”, раскиданными по всей территории карты. Каждый отвоёванный “флаг” даёт участнику призовое очко и позволяет получить немного дополнительных боевых единиц. Во второй разновидности, “Штурме”, “флаги” уже изначально принадлежат обороняющейся стороне, а нападающие должны отвоевать хотя бы одно из заветных мест хранения “реликвии”. При “Штурме” ни одной из сторон дополнительное подкрепление недоступно.
При игре по правилам разновидности “Штурм” некоторые карты содержат нейтральные объекты, которые могут быть захвачены геймерами. Иногда таким “объектом” оказывается бронепоезд…
Игра против живого человека радикально меняет тактику ведения боя. Воюя против компьютера, можно снизить скорость или, даже, поставить игру на “паузу”, обдумать всё как следует и уж потом – отдавать приказы. Подобная неторопливость, конечно, сильно сказывается на качестве задуманных операций, особенно, учитывая общую любовь искусственного интеллекта к игре от обороны. В многопользовательском режиме ситуация радикально меняется. Тут нужно действовать быстро, решительно и максимально эффективно. Самых достойных противников можно найти на игровых серверах GameSpy, под работу с которыми “Блицкриг” “затачивался” изначально. Безмерно прекрасная стратегия становится ещё лучше за счёт широчайших функций редактора карт и ресурсов, с помощью которого можно делать новые миссии, кампании и модификации. Уверены, скоро Интернет наводнится плодами самодеятельного творчества поклонников “Блицкрига”, среди которых, без сомнения, будут попадаться весьма интересные вещицы.
В комплект игры “Блицкриг” входит редактор карт и миссий, с помощью которого карты из сольных кампаний можно превратить в многопользовательские.
Combat Flight Simulator 3 против “Ил-2”
Поклонники авиасимуляторов Второй мировой войны сегодня в замешательстве: им на голову свалилось сразу два замечательных проекта, CFS3 и “Ил-2”. Точнее, не два, а три – серия “Ил-2” состоит отныне из двух частей, “Ил-2. Штурмовик” и “Ил-2. Штурмовик. Забытые Сражения”. Последняя изначально задумывалась как простое дополнение, но в ходе разработки переросла эти рамки и превратилась в самостоятельную игру. Нам представляется крайне интересным сравнить все три симулятора и выяснить, наконец, который же из них лучший?
Combat Flight Simulator 3
Издатель : Microsoft
Количество игроков: от 1 до 8
Рейтинг: 7/10
“Ил-2. Штурмовик”+”Ил-2. Штурмовик. Забытые сражения”
Издатель: 1C
Количество игроков: от 1 до 32
Рейтинг: 9/10
Доступные ресурсы
Авиапарк Combat Flight Sim 3 включает в себя 18 моделей самолётов – истребителей, истребителей-бомбардировщиков и тактических бомбардировщиков – со всеми их модификациями; в результате полный список имеющихся в игре машин составляет 33 наименования. Среди этого многообразия выделяются классические “Спитфайер”, P47 и “Мессершмитт 109”. Величайшая заслуга игры – введение в игровой процесс истребителей B-25, B-26 и Ju-88. Пилотируя эти самолёты, вы можете перемещаться между местом пилота и пулемётчика.
Ещё один плюс новинки – присутствие среди списка воздушных машин прототипов, большинство из которых никогда не были воссозданы виртуально, а некоторые, например, американский Curtiss P-55 Ascender, вообще не преодолевали стадию экспериментальной разработки (даже в реальности). Воюя на немецкой стороне, вы можете пилотировать Dornier Do-335 или Gotha Go-229 – революционный самолёт-крыло, завершённый для Люфтваффе только в самом конце войны. Наконец, Combat Flight Sim 3 позволяет опробовать несколько реактивных машин, поступивших на фронты Второй мировой почти перед днем Победы.
CFS 3: Симулятор от Microsoft содержит в своём авиапарке экспериментальные самолёты. Такие, например, как Curtiss P-55 Ascender.
У каждого есть любимый самолёт
Конкурент CFS3, “Ил-2”, изначально уделяет внимание более тяжёлой авиации. В его авиапарке 119 самолётов, 80 из которых доступны для пилотирования. Разумеется, большинство машин советского производства, никогда не появлявшихся в зарубежных боевых симуляторах Второй мировой. Тут нет прототипов и экспериментальных моделей, зато есть Ил-2, ЛаГГ-3б, МиГ-3, Як-1,3,7 и 9, самолёты легендарного подразделения “Нормандия-Неман” (французских ВВС). “Забытые сражения” делают доступными для пилотирования все самолёты первой части игры, что, впрочем, не значит, что использовать их придётся в тех же самых миссиях.
Конечно, “Забытые сражения” добавляют к огромному списку самолётов ещё несколько наименований истребителей (список смотрите в нашем обзоре, посвященном “Забытым сражениям”) и бомбардировщиков – таких, например, как немецкий “Хенкель 111” или советский гигант ТБ-3. Как и в случае с CFS3, в “Ил-2” вы можете играть за любого участника экипажа. Подведём итоги раунда… CFS3 силен тем, что ввёл в игру прототипы, редко появлявшиеся в современных симуляторах (последний раз подобное было в далекой Secret Weapon of The Luftwaffe, изданной LucasArts в 1991 году). “Ил-2” предлагает огромнейший выбор боевых машин, среди которых есть очень необычные самолёты. К тому же, самолёт Ил-2, крестник серии, представлен в проекте во всех своих модификациях.
“Ил-2. ЗС”: В “Ил-2” миссию на бомбардировщике выполнить сложнее, чем в CFS3. Тут мало быть точным, необходимо ещё и вернуться на базу живым.
Графический движок
Графические движки игр отличаются очень заметно. Разработчики CFS3 старались улучшить картинку настолько, насколько это вообще возможно, напирая на отображение поверхности земли. Поскольку игровой процесс в новинке от Microsoft концентрируется в основном на задачах бомбометания или атак наземных объектов с воздуха, просто затекстуренные “землёй” и “травой” полигоны показались бы несколько неуместными. Поэтому CFS3 демонстрирует нам вполне добротные модели военных объектов, городов, деревень, мостов, деревьев и машин…
Однако добротные – не значит “хорошие”. Хорошие и, даже, отличные модели наземных объектов вы найдёте в игре “Ил-2”. Тут нет упрощения или недостаточной детализации: если целью задания является обстрел вражеской колонны, вы воочию увидите, как солдаты выпрыгивают из грузовиков и пытаются залечь для защиты от атаки с неба. Картинка в “Ил-2” настолько фотореалистична и хороша, что разработчики из Maddox Игры собираются использовать свой движок для создания новой игры, Battlefield Command: Europe at War 1939 – 1945.
Чтобы в полной мере насладиться красивой и быстрой картинкой, для CFS3 понадобится очень мощная, даже по нынешним меркам, система.
Отрыв увеличивается…
Визуализация моделей самолётов в “Ил-2” лучше, нежели в CFS3. К тому же последняя отказалась работать при максимальном разрешении на нашем тестовом компьютере (процессор на 2 ГГц и видеокарта GeForce4 Ti) – доступным пределом для нас стали 1024 на 768 точек. При этом нам пришлось сбрасывать детализацию картинки для более или менее адекватной скорости игрового процесса. Повторяем – это было на 2 гигагерцах и с GeForce4. “Ил-2”, выглядя не менее впечатляюще, ограничивается куда более скромными системными требованиями.
Раздражала нас и другая особенность игрового движка CFS3: для того, чтобы на модели отобразилось попадание, необходимо потерять как минимум полкрыла! В “Ил-2”, к слову, на модели отображается каждая мельчайшая царапина. Пуля, пробившая крыло в игре от 1С, оставляет на нём вполне различимую дырку, через которую вы можете любоваться на проплывающий внизу пейзаж. В “Забытых сражениях” разработчики добавили картинке такую реалистичную деталь, как ночное освещение неба прожекторами и ещё раз улучшили модели зданий в городах.
“Ил-2. Штурмовик”: На корпусе заметна каждая боевая царапина; отметины от крупных пробоин вообще видны невооружённым глазом.
Кампании
Кампания в “Ил-2. Штурмовик” построена по довольно традиционному для авиасимуляторов принципу перемежающихся воздушных дуэлей и наземных операций. Тем не менее, игровой процесс затягивает геймера с головой. “Забытые сражения” добавляют к театру войны новые территории и две новые противоборствующие силы – финнов и венгров. Финляндия вступила во Вторую мировую в ноябре 1939 года, когда на её территорию вторглись части Красной Армии. Несмотря на героическое сопротивление и карельские морозы, финнам, в конце концов, пришлось подписать капитуляцию и отдать Советскому Союзу приграничный участок Карелии.
После нападения на СССР фашистской Германии финны снова вступили в войну. Это “продолжение войны”, завершившееся безоговорочной капитуляцией Финляндии в сентябре 1944, и использовано в сценарии кампании “Забытых сражений”. Что касается венгров, то они тоже воевали с Красной Армией и американцами, “отметившимися” бомбёжкой венгерских нефтяных скважин. В целом, “Забытые сражения” предлагают геймеру 5 новых карт в сольных кампаниях, 20 одиночных миссий и десять карт для многопользовательского режима. Кампании динамические (в “ЗС”), поэтому, играя раз за разом, вы будете получать совершенно новые задания.
CFS 3: Ваш герой не стоит на месте – каждая победа приносит ему рост личных характеристик и увеличивает его славу в полку.
Атмосфера полёта
Обе части “Ил-2” имеют одно и то же свойство – полное затягивание геймера в игровой процесс. В самом начале карьеры юный пилот рад даже тому, что снова удалось прилететь с задания живым и посадить самолёт без особых осложнений. С завершением адаптации, однако, напряжение не проходит, и ваши ладони по-прежнему поливают ручку джойстика литрами пота. Дело в том, что советские самолёты начала войны несколько уступали немецким аналогам, поэтому каждая воздушная дуэль и, тем более, победа может по праву считаться важным событием. Конечно, прозванный “воздушным танком” Ил-2 легко подавляет наземные цели, но ведь не каждое же задание предполагает безболезненный расстрел фашистских колонн и мирное возвращение на базу. По дороге домой геймеру то и дело преграждают путь немецкие асы, чья реакция на советский истребитель вполне предсказуема. К счастью, небольшие боевые отметины (например, дырки на крыльях) не могут помешать советскому пилоту выполнить задание командования.
Полёт на бомбардировщике – несколько более сложная задача, требующая точности и сноровки. CFS3 предлагает свой метод прохождения кампании. После каждой удачно выполненной миссии виртуальному пилоту в игре от Microsoft начисляются очки опыта и славы. В дальнейшем эти очки могут быть использованы для повышения различных характеристик героя (бомбометание, зрение, сопротивляемость перегрузкам) и доступа к новым заданиям. Каждая кампания в CFS3 и “Ил-2. ЗС” – это часть большого исторического события. Результаты миссий непосредственно влияют на положение на фронте, поэтому ряд удачных вылетов вполне может стать началом большого наступления наших войск.
“Ил-2. Штурмовик”: Сюжет игры не прикрывается модным ярлыком “Вторая мировая” – перед нами Великая отечественная война.
Разочарование игровым процессом
Разработчики CFS 3, несомненно, консультировались с реальными лётчиками, поэтому игра получилась весьма достойным симулятором. Модели самолетов в проекте от Microsoft внешне вполне соответствуют своим реальным прототипам; по крайней мере, так говорят пилоты времён Второй мировой. “Ил-2” обладает ровно теми же характеристиками (участие лётчиков и аутентичность моделей), но её игровой процесс продуман намного лучше.
Дело в том, что воздушные дуэли – обязательный элемент любой миссии – не ощущаются в CFS3 настоящим боевым зрелищем. Трудно понять, почему так происходит, но нам кажется, что во всём виноват графический движок игры. Стратегический аспект кампании в CFS3 реализован также туманно и расплывчато. Наконец, воздушная война на Западном фронте имела уже множество воплощений в авиасимуляторах и проект от Microsoft – не лучший из них.
Несмотря на видимое разнообразие миссий, CFS3 проигрывает своему сопернику в интересности.
Бесконечное синее небо
“Ил-2” – великолепный симулятор, в укор которому можно поставить разве что отсутствие полноценной кампании за пилота эскадрильи “Нормандия-Неман” (одиночные миссии за лётчиков союзников присутствуют). Однако любителей отечественной истории и русской авиации “Ил-2” никогда не разочарует. В “Забытых сражениях” разработчики ещё раз улучшили искусственный интеллект противника, увеличили детализацию больших городов, добавили модели военной техники и судов (включая корабли “Марат”, “Киров”, крейсер “Автора” и немецкий “Ниоба”), усовершенствовали управление самолётом. Из графических улучшений можно отметить возможность импорта собственной фотографии для наложения её на лицо виртуального пилота, да самостоятельную раскраску самолета в однопользовательском режиме. На последнее авторов подвиг успех многопользовательского режима оригинальной “Ил-2”, в котором сотни тысяч поклонников симуляторов летали на самолётах разных цветов.
“Ил-2. ЗС”: реакция искусственного интеллекта врагов на изменение погоды в “Забытых сражениях” значительно улучшена.
Голосуй рублём, а не сердцем!
Combat Flight Simulator 3 проигрывает серии “Ил-2” практически во всём. Даже упор на миссии с бомбометанием и введение в игровой процесс виртуальных копий самолётов-прототипов не спасают её. Горстка эксклюзивных моделей ничего не значит против огромнейшего списка доступных для управления воздушных машин из “Ил-2”. Некоторый паритет графики “Ил-2” и CFS3 портится неуёмными аппетитами последнего до системных требований. В итоге победа игры от 1С становится полной.
“Ил-2” на данный момент является эталоном жанра авиасимуляторов, посвящённых событиям Второй мировой войны. Бесподобный графический движок, историческая точность и лёгкость освоения вполне оправданно завоевали уже сотни тысяч поклонников по всему миру. В России игра вышла в серии “Коллекция игрушек” от 1С. Покупая её, вы поддерживаете отечественных разработчиков не только на словах, но и рублём. Чего не скажешь о CFS3, диск с которой обогатит отнюдь не Microsoft, а безымянную пиратскую контору.
“Ил-2. ЗС”: разные типы погодных условий в “Забытых сражениях” добавляют миссиям реализма.
Battlefield 1942: The Road to Rome
Спустя несколько месяцев после выхода Battlefield 1942, разработчики из Digital Illusion сконцентрировались на создании дополнения к этой прекрасной игре. Дополнение содержит 16 новых исторических битв, произошедших когда-то на Восточном, Западном и Тихоокеанских фронтах, а встроенная кампания повествует о высадке союзников в Италии в июле 1943 года и падении фашистского Рима. Новые карты, дополнительное оружие и ещё более впечатляющая бронетехника – что ещё может предложить хорошая призовая игра?!
Издатель: Electronic Arts
Платформа: ПК
Количество игроков: от 1 до 64
Рейтинг: 8/10
Все дороги ведут в Рим
На сегодняшний день Battlefield 1942 – наиболее интересный шутер от первого лица для ПК, повествующий о событиях Второй мировой войны, и самый лучший многопользовательский шутер вообще. Разработчики игры не ограничились предоставлением геймеру возможности побывать в “шкуре” рядового солдата того времени – в Battlefield 1942 вы можете управлять танком, джипом, передвижным зенитным комплексом или самолётом! Несмотря на то, что в проект интегрирована сольная кампания из 16 миссий, основной целью этого шутера является создание многопользовательской игровой среды для 64 человек (до 32 бойцов за каждую из воюющих сторон), подключённых к ней через Интернет или локальную сеть. Управляя своим героем от первого лица, геймер волен выбрать себе военную специальность на поле боя: снайпер, инженер, врач, пехотинец, или боец с противотанковым ружьём. Каждая специальность имеет свои преимущества и недостатки. Пристальное внимание к тактическому использованию особенностей ландшафта выделяет Battlefield 1942 из бесконечного ряда многопользовательских шутеров.
Battlefield 1942 позволяет 64-м геймерам воссоздать величайшие битвы Второй мировой войны с точки зрения простого солдата.
Ещё более впечатляющий арсенал
К уже существующим в Battlefield 1942 35-ти наименованиям боевых машин, The Road to Rome добавляет 8 новых. Войска Оси (Германия-Италия-Япония) получили лёгкие итальянские танки М11 и М39, немецкую тяжёлую пушку, самоходную артустановку “Штурмгешуц” и истребители “Мессершмитт BF110”. Союзникам досталась британская гаубица, лёгкий бомбардировщик “Москито”, американский танк М3 и грузовик М3 с 75 мм пушкой. Главная новость дополнения – появление на поле боя тяжёлой артиллерии. В оригинале единственными орудиями были пушки береговой охраны, годные только для уничтожения кораблей.
The Road to Rome может похвастаться новыми пушками, гаубицами и пятью видами самолётов и бронетехники.
The Road To Rome добавляет к воюющим сторонам итальянскую армию и солдат освобождённой Франции. Это подразумевает появление новых типов оружия – например, пулемёта “Брэда” 30-й модели. Британцам, кстати, “выдали” знаменитый автомат “Стэн”, который отсутствовал в оригинальной игре. Винтовок дополнение не добавило, но к имеющимся теперь можно примыкать штык. The Road to Rome исправляет множество мелких недочётов оригинала, включая внешний вид и поведение военной техники. Новые модели лучше защищают жизнь тех геймеров, которые играют в экипаже роль пулемётчиков. Теперь эти бесстрашные бойцы не выглядят беззащитными куклами, что значительно увеличивает ценность техники на поле боя.
К игровой вселенной Battlefield 1942 присоединились итальянские солдаты и члены французского Сопротивления
64 бойца одновременно!
The Road to Rome включает в себя 6 новых сценариев на 6-ти огромных картах. Тут есть высадка на Сицилии, битва при Анцио (городок около Рима) и Монте-Кассино (гора, где был расположен монастырь Кассино). Некоторые операции допускают одновременную игру 64 человек – вдвое больше, чем было доступно в оригинальной игре. Изменений в структуре самих сценариев нет: традиционный Deathmatch (индивидуальный или командный), захват флага и режим завоевания, требующий от участников большой тактической слаженности. Разработчики немного сместили баланс между игрой за пехотинца и ездой на военной технике в пользу последней. Это должно повлечь за собой более насыщенные стычки за обладание огневыми транспортными средствами.
The Road to Rome добавила к Battlefield 1942 шесть новых огромных карт. Новые территории соблюдают баланс между пригодными для техники равнинами и укрепрайонами, в которых прячется пехота.