Rise of Nations: новая звезда на стратегическом небосклоне
Каждый, кто сталкивался в своей жизни со стратегиями в реальном времени (RTS), знает, насколько перенасыщен этот жанр. Создаётся впечатление, что не проходит и дня без появления новой игры. Естественно, истинные приверженцы жанра покупают себе в коллекцию только настоящие хиты. Microsoft Studios и разработчики из Big Huge Games собрались вместе для выпуска Rise of Nations – игры, которая может поднять планку жанра для будущих проектов.
Rise of Nations – не вполне типичная RTS, но, как нам кажется, она идёт правильной дорогой. Этот путь предполагает заимствования из разных жанров, объединяя скорость стратегий в реальном времени и эпический размах стратегий пошаговых. Такое слияние обеспечивает новинке те самые интереснейшие особенности, которыми славятся игры обоих вышеупомянутых жанров. Впрочем, есть в Rise of Nations и множество самобытных черт, часть из которых вполне может изменить игровой процесс грядущих игр, вырвав их из плена канонов “классической RTS”.
Большим плюсом для игры стало привлечение к её разработке легендарного игрового дизайнера Брайна Рейнольдса, причастного ко многим культовым проектам, например, к Civilization II. С самого начала шумиха вокруг Rise of Nations стояла невероятная. От Big Huge Games ждали типичный проект в стиле “первый блин комом”, но… Рейнольдс создал компанию профессионалов, чьей целью всегда было создание первоклассных игровых продуктов с наилучшими характеристиками. Короче, у него всё получилось.
Являясь страстными поклонниками игр от Рейнольдса – Colonization, Civilization II, Alfa Centauri – мы с трепетом ожидали встречи с Rise of Nations, надеясь найти в ней воплощение множества новых идей.
Дополнительные технические детали от разработчиков Rise of Nations
Разработка Rise of Nations заняла почти три года. В работе принимали участие 20 человек (в конце их число возросло до 30). Игра требует 800 Мб для установки и использует в своей графике новейшие процедуры затенения (вершинные и пиксельные), базирующиеся на 9-й версии DirectX. Эффекты от их использования можно увидеть в отражении плывущих лодок или взрывах ядерных бомб. Среднее количество полигонов, необходимых для построения игровой сцены, колеблется в пределах 12-13 тысяч. Впрочем, особо сложные эпизоды игры могут быть составлены из 70 тысяч треугольников.
Движок игры создавался “с нуля”. Чтобы новый проект превзошел всё, виденное ранее в жанре RTS, разработчики собрали воедино свои знания и свой богатейший опыт. Их целью стало создание самой лучшей в своем классе игры, первой освоившей неведомые для классических стратегий в реальном времени области игрового процесса. Искусственный интеллект для Rise of Nations писал Пранас Павлюконис – зубр по части программирования искусственных интеллектов. Это он в Electronic Arts долгое время разрабатывал схемы действий компьютерных команд в серии John Madden Football. В Rise of Nations Пранас работал в тесном сотрудничестве с Врайном Рейнольдсом, создавая уникальную систему искусственного интеллекта игры. Суть работы состояла в том, чтобы научить компьютер “думать” по-человечески. Для этого необходимо заставить искусственный интеллект использовать против соперника все имеющиеся в игре возможности. При недостатке информации компьютерный полководец строит свои стратегические замыслы, исходя из сложной системы отбора вариантов. Это усложняет и очень разнообразит игровой процесс. Кроме того, искусственный интеллект по-настоящему обучается, принимая на высших уровнях сложности очень грамотные решения. Всё это идёт только на пользу игре.
Дополнительные технические детали от разработчиков Rise of Nations, окончание…
Каждая боевая единица Rise of Nations в потенциале имеет 30 различных движений, однако у большинства воинов это количество равно 20. Зато, погибая, все персонажи игры делают это двумя различными (по анимации) способами.
Файл игры rise2.ini содержит информацию о той системе, на которой в данный момент работает Rise of Nations. Данные генерируются в самом начале игры, учитывая каждый аспект конфигурации для наилучшей совместимости и производительности. Rise of Nations “обучена” распознавать и использовать специфические особенности вашей видеокарты: если, например, ускоритель поддерживает процедуры затенения, они используются, в противном случае – нет. Кроме того, игра распознает и использует (при наличии) SSE-инструкции центрального процессора. Если на вашем компьютере проект показывает удручающе низкую производительность, попробуйте изменить опции в меню графики на “low”, а в файле rise2.ini заявить вашу систему как вариант “F”, – эти нехитрые манипуляции могут помочь владельцам слабых компьютеров, не имеющих новейших видеокарт.
Модели зданий в игре выполнены в комбинированной двух- и трёхмерной технике. Визуальное богатство и ручная прорисовка добавляют моделям индивидуальности, а Z-буфер отсекает невидимые части позади здания. Это позволяет использовать особые спецэффекты при добавлении новых зданий, а также свободнее управлять присутствующей в графическом движке Rise of Nations системой частиц.
Все данные игры хранятся в формате XML, что является огромнейшей поддержкой для тех пользователей, которые хотят разрабатывать собственные расширения игры. Усилия Big Huge Games направлены на поддержку поклонников Rise of Nations, и в будущем планируется добавить в игру некоторые новинки. Кроме того, разработчики тратят достаточно много времени на сбор и анализ мнений геймеров о своём проекте, собирая лучшие идеи для грядущих его исправлений и дополнений.
Во время разработки игры авторы пользовались Visual Studio 6.0, 3DS Studio Max, Photoshop, Perforce, Visual Assist, Workspace Wiz и Character Studio.
Бремя огромных возможностей
Если вы когда-либо играли в стратегии в реальном времени, то, должно быть, знаете основные принципы этого жанра. Строительство цивилизации, создание армии, исследование технологий, делающих вас быстрее и сильнее, а затем – война с конкурентами до победного конца. Конечно, не все стратегии в реальном времени настолько прямолинейны, но базовые принципы именно таковы. Собственно, эти же правила работают и в Rise of Nations, но с небольшим дополнением: игровой процесс не ограничивается только ими, углубляя и расширяя концепцию, насколько это возможно.
Одна из основных черт проекта, заставшая нас врасплох, – упомянутое ранее слияние двух типов стратегий (в реальном времени и пошаговой). Rise of Nations имеет все особенности качественной RTS, дополняя их множеством характеристик, свойственных пошаговым стратегиям. Например, в начале вам предлагается выбрать одну из 18 наций, которую вы в дальнейшем и поведёте вперед. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки, каждый народ обладает какой-нибудь уникальной особенностью, заставляющей геймера проходить игру раз за разом всё новыми и новыми способами (имеется в виду игра за разные народы). Вот – немцы. У них самая лучшая в игре промышленность. Это означает, что они могут строить здания быстрее, быстрее создавать самолёты и собирать дополнительные ресурсы, немного уменьшая при этом стоимость модернизации своей продукции. Правильно разыграв это преимущество, можно добиться больших успехов. И так для каждого народа – все в чём-то да имеют преимущество перед остальными (в игре это называется “special powers”). Разработчики долго думали, как бы получше и поестественнее вписать данную опцию в игровой процесс.
И, что важно, преимущества разных наций проявляются ближе к завершающей фазе игры. Это даёт возможность завершить игру максимально удачно и поддерживает великолепный баланс сил.
Самое лучшее, что есть в Rise of Nations, – переход из эпохи в эпоху (как будто читаете учебник истории). Вы начинаете с примитивного племени, проводя его до Информационной эры и создания ядерного оружия. Изюминка в том, что вы не просто перемещаетесь из эпохи в эпоху, получая доступ к более совершенному оружию, но и продвигаете науку, получая всё новые и новые темы для исследований и изобретения, влияющие на дальнейшее развитие. Это отличительная черта игры, отделяющая Rise of Nations от прочих RTS с элементами “развития”.
Бремя огромных возможностей, окончание
Наличие древа технологий для исследования довольно обыденно для пошаговых стратегий, но и в стратегии в реальном времени по имени Rise of Nations оно составляет значительную часть игрового процесса. Есть четыре ветви исследований, тянущиеся через все эпохи: Военная, Гражданская, Коммерческая и Научная. Каждая имеет чёткое влияние на развитие цивилизации, и вам придётся много потрудиться, чтобы обеспечить растущие аппетиты прогресса (исследования в игре требуют некоторого количества ресурсов). Итоговые “продукты” исследований имеют свои реальные аналоги. “Налоги”, “воинская повинность”, “суперкомпьютеры”, “искусственный разум”, “химия” – вот примеры того, что дарит вам прогресс в течение игры. Кстати, нас особенно порадовала та чёткость, с которой разработчики внедрили в игровой процесс возможность использования открытий.
Вполне возможно, что сложности с древом технологий покажутся вам слишком заумными. В Big Huge Games подготовились к такому повороту событий и создали механизмы для полноценного превращения игры в сплошное поле боя. Например, каждая нация имеет свой набор специальных боевых подразделений. Это похоже на то, что применяется в других стратегиях в реальном времени, но не ограничивается общепринятыми рамками. С другой стороны, в Rise of Nations имеется множество путей для достижения победы, часть из которых выглядит достаточно мирно. Так, построив у себя “Чудо света”, вы опередите конкурентов в экономической сфере. Ещё один путь – шпионаж, безусловный фаворит нашего сайта. Вы можете запускать ваших резидентов в другие страны, где они будут разрушать все планы: от социальных программ до экономических и военных исследований. Рост населения, геополитические манёвры и технологическое превосходство – ещё несколько весьма нескучных путей к мировому господству.
Ещё один аспект, обогащающий игровой процесс, – невероятная детализация боевых моментов. Вы можете ударить противника с фланга или пойти напролом в истинно рыцарском духе. Расположение городов влияет на демаркацию государственной границы, поэтому можно “запереть” особо вредного соперника в углу карты. Ещё одна великолепная идея – использование генералов в бою. Генералы поднимают боевой дух войск, руководят защитными манёврами и выстраивают бойцов для более быстрого передвижения на марше. Для поднятия боевого духа войск также служат повозки тыловой поддержки. Их появление уменьшает усталость у бойцов и обеспечивает артиллерию необходимыми снарядами (что положительно сказывается на скорости стрельбы). Проще говоря, тактическая часть в Rise of Nations весьма реалистична.
Одиночный и многопользовательский режимы
Сольная кампания в Rise of Nations получилась весьма нескучной, поэтому, закончив со всеми сценариями из серии “free-for-all”, советуем вам пройти именно туда. Поклонники настольной игры “Риск” будут в режиме кампании как у себя дома. Выбрав нацию, за которую собираетесь играть, вы переходите на экран карты, показывающий мир Rise of Nations в проекции сверху вниз. Теперь, перемещая боевые (и не очень) единицы по поверхности континентов, необходимо придумать план, по которому вы собираетесь побеждать. Как только ваши войска пересекут государственную границу соперника, можно объявлять ему войну. Внутри-игровое меню поможет в любой момент вспомнить, за кого вы играете и настроить массу опций – в случае, если вы не успели это проделать вначале. А потом наступает фаза войны: вам придется собрать все свои умения в кулак (как это уже не раз бывало в режиме “free-for-all”) и надеяться на победу.
Мы чувствуем, что достаточно запутали всех всеми этими “в стиле RTS” и “в стиле пошаговой стратегии”… Не бойтесь: когда дело дойдёт до обыкновенного боя на игровой карте, вы будет чувствовать себя как в самой обыкновенной стратегии в реальном времени – два отряда всегда побеждают один, а калейдоскоп битв никогда не показывает одну и ту же картинку дважды.
Мы не зря упомянули калейдоскоп: одной из важнейших особенностей Rise of Nations является встроенный механизм записи и просмотра сеанса игры. Спросите, зачем? Отвечаем: во-первых, очень забавно наблюдать за происходящим, пустив повтор на повышенной скорости воспроизведения. Персонажи игры и их действия становятся похожи на суету внутри муравьиной колонии. Во-вторых, повторы бывают очень полезны при игре в многопользовательском режиме. Проигрывая ролик раз за разом, можно очень много почерпнуть об излюбленных стратегиях противника. Так что при следующей встрече с ним вы будете во всеоружии.
Многопользовательский режим давно стал краеугольным камнем для определения качества проекта, и в Rise of Nations он, безусловно, присутствует. Ничто так не радует в компьютерной игре, как осознание того, что проигравший тебе противник – такой же человек. В Rise of Nations можно играть групповые сценарии любого вида (1 на 1, 2 на 3, 4 на 2…). В проекте встроен механизм создания игр. Подключение к сервисам GameSpy также включено в программную оболочку: вам надо только нажать соответствующую кнопку, написать регистрационный код и… всё. Перед сеансом многопользовательской игры через онлайн мы советуем озаботиться наличием скоростного доступа в Интернет. Попытки игры с медленной связью напоминают пляски пластилиновых человечков в плохом мультфильме. Зато если у вас хороший и быстрый доступ, наслаждение от игры в Rise of Nations через Интернет гарантируется.
Очей очарованье
Клянёмся, красота этой игры вам никогда не надоест. Графика сногсшибательна. Во-первых, присутствуют три уровня изменения масштаба. Это позволяет воспарить к облакам и окинуть взором весь город целиком, а потом, увеличив изображение, рассмотреть мельчайшие подробности его жизни. Подобное манипулирование размерами сильно помогает и в чисто прикладных задачах. Максимальное приближение позволяет лучше понять всю красоту создаваемой вами цивилизации. Поверьте, увиденное тут действительно великолепно. Максимальное же удаление полезно в тактических и стратегических решениях. Например, при передислокации армии. Мы знаем, что изменение масштаба присутствует не только в Rise of Nations, но Rise of Nations – одна из игр, где эта опция действительно полезна.
Это может выглядеть по-дурацки, но мы продолжаем восхищаться графикой. Анимация и спецэффекты убийственны. В игре свыше 220 типов боевых (и не очень) единиц, а вариантов (учитывающих пол, национальность и эпоху) – более 500. Так, в начале ваши крестьяне одеты в настоящие лохмотья. Но по мере продвижения через эпохи, вы можете наблюдать, как они преображаются в этаких франтов.
То же самое можно сказать и о других персонажах игры. Играя во всяческие RTS, вы, наверное, замечали, что разные типы боевых единиц ведут себя слишком похоже. В Rise of Nations этого нет. Самолеты медленно выруливают на взлетные полосы и взлетают. Лодки оставляют за собой следы. Но главное – бойцы, обычные “человеческие” солдаты, больше не напоминают роботов с ружьями наперевес. Они нагибаются, увертываются от пуль, бегают зигзагом и стреляют. В целом картинка выглядит потрясающе.
Очей очарованье, окончание
Самое красивое, что есть в игре вообще (с нашей точки зрения), – это анимация ракет. Когда тактическая или ядерная ракета вылетает из пусковой шахты, видно, как из сопла исторгается огонь, а вокруг дрожит земля. Хотя, стоп! Нет, самое красивое вообще (абсолютно!) – это ядерный взрыв. Вот экран монитора замигал чёрным и белым, веселье начинается! Взрывная волна сносит всё на своем пути, из пепла триумфально вырастает ядерный гриб, превращая момент удара в нечто торжественное и величественное. После того, как пыль уляжется, можно посмотреть итоговые результаты. Здания разрушены, жизнь в радиусе ударной волны замерла, на месте эпицентра тлеет воронка. Даже если вы вообще не любите стратегии в реальном времени, попробуйте дожить до изобретения ядерного оружия. Оно того стоит.
Завершая анализ графического оформления Rise of Nations, нельзя не упомянуть о дизайне игровых меню. Если коротко, то это – произведения искусства. Нет, это не значит, что о каждой кнопке можно написать по культуроведческой брошюре. Однако посмотреть на это великолепие, безусловно, стоит повнимательнее. Фоновыми картинками для меню служат эпизоды из игры, медленно перетекающие один в другой. Вроде несложная штука, а как говорит о вкусе разработчиков!
Мы тестировали игру на следующей конфигурации: материнская плата Asus A7V266E, процессор AMD Athlon 2400XP, видеокарта ATI Radeon 9700 Pro, жёсткий диск Western Digital 40GB JB, сетевой адаптер 3Com 3C905C-TX-M NIC, монитор Viewsonic 19″ E90f SB, операционная система Windows XP Professional Service Pack 1. На данном компьютере игра шла замечательно. Впрочем, согласно документации, Rise of Nations вполне работоспособна и на машине с процессором от 500 МГц с объёмом памяти в 128 Мб. Ещё требуется 800 Мб свободного дискового пространства, СD- или DVD-привод, мышь, звуковая карта и видеоускоритель с 16Мб памяти. Операционная система любая: Windows 98, ME, 2000 или XP. Впрочем, чтобы насладится игрой по полной программе, мы советуем запускать её на чём-то более серьёзном в плане производительности.
Качество игрового процесса и прочие ключевые особенности
Особенность, которую нельзя не упомянуть, – доступность проекта для геймеров с любым уровнем игровой практики. В Rise of Nations встроено шесть обучающих миссий, рассказывающих о секретах успеха и наиболее грамотных приёмах борьбы. Приятный сюрприз (хотя стоит ли говорить? это очевидно!) – обучающие уровни интересны и сами по себе. Хорошо, когда разработчики заботятся о том, чтобы игра произвела приятное впечатление от первого до последнего своего кадра. Сложность обучающих миссий неравномерна. Некоторые напоминают лёгкую прогулку, другие – вахту в угольном забое.
Досыта наигравшись в стандартные режимы Rise of Nations, попробуйте на вкус ряд новинок, которые предлагает опция “Tools and extras” из главного меню. Тут есть несколько забавных вещей, которые развеют вашу скуку от однообразия. Например, режим “Skill Test” даст реальную оценку того, насколько вы преуспели в искусстве игры (хвалебные басни перед друзьями не в счёт).
В Skill Test вам предложат сыграть миссию из игры, тщательно замеряя геймерский талант в обороне, нападении, скорости принятия решений… По окончании результаты заносятся в таблицу рекордов, так что у вас и ваших друзей появляется реальный шанс узнать, кто же чего стоит на самом деле. С помощью редактора сценариев можно создать свой собственный мир. Изменению поддаётся абсолютно всё: ландшафт, стартовый набор отрядов и боевых единиц, цели задания и так далее. Даже если вы не желаете повеселиться, играя с самим собой, работа в редакторе станет довольно полезным новым опытом.
Качество игрового процесса и прочие ключевые особенности, окончание
Ещё один мощный инструмент из меню “Tools and Extras “, способный изменить многое в игре, – редактор сценарных алгоритмов (scripts). С его помощью можно редактировать и исправлять реальные игровые сценарные алгоритмы. Для тех, кто не знаком с данным термином, объясним: сценарный алгоритм управляет игрой. В прилагаемых к редактору инструкциях описано, как и что можно изменить с его помощью. Мы снимаем шляпу перед авторами из Big Huge Games, не побоявшихся потратить силы на то, чтобы дать геймерам и сторонним программистам инструмент, способный столь полно воплотить в жизнь их любые дизайнерские фантазии (это не значит, что игре эти фантазии так уж необходимы).
Ещё в “Tools and Extras ” можно зайти в опцию “Credits” и посмотреть на фотографии авторов. Изображения действительно забавны, как, кстати, и фоновая музыка.
Нажав на “About Rise of Nations” можно узнать версию вашей копии игры и ещё несколько интересных вещей. Если у вас есть доступ в Интернет, то вы, наверное, уже знаете, что проект содержит модуль автоматического обновления игры. С помощью опции “About Rise of Nations” можно отслеживать текущий номер этого обновления.
Очень важно упомянуть о звуковом оформлении проекта. Тут всё настолько здорово, что при прослушивании музыкальной дорожки не верится, что это звуки не из художественного фильма, а из игры. Звук интерактивен – в момент боя его темп нарастает. Если вы ведёте себя как мирная страна, то слышите спокойную мелодию. Но стоит случиться беде, как из колонок уже полились торжественные марши, исполненные мощи и гордости за родину! Короче, игра много бы потеряла без звукового оформления. Дай Бог, чтоб и другие проекты имели хоть что-то похожее.
Заключение: Rise of Nations Could станет лучшей стратегией в реальном времени года!
Кратко перечислим те черты Rise of Nations, которые отличают её от остальных RTS: слияние элементов игровых процессов двух видов стратегий, множество путей к победе, 18 разных сторон, нелинейность, масштабируемость изображения, лёгкость освоения, поддержка многопользовательского режима и великолепная графика с богатой анимацией и спецэффектами.
Обычно заканчивая обзор игр, которые нам нравятся, мы стараемся дать описание нескольких черт, которые нас чем-то не удовлетворили. Однако в случае с Rise of Nations поводов для неприятия проекта очень немного. Во-первых, системные требования. На мощной системе игра идёт великолепно – это правда. Правда и то, что на слабой системе тоже можно играть, получая от процесса определённое удовольствие. Однако мощная система позволяет получить от графики всё, на что только способна игра, – а это достаточно важно. Во-вторых, скорость соединения с Интернетом. Как мы говорили выше, для игры в многопользовательском режиме нужно “быстрое” соединение. Кабельный модем или выделенная линия подойдут как нельзя лучше, а вот при работе через dial-up играть в онлайне мы не рекомендуем.
Прошло достаточно времени с тех пор, как мы обозревали игру в жанре стратегии в реальном времени. Надо сказать, что изменения, привнесенные Rise of Nations, нам понравились. Если вы истинный поклонник RTS, то эта игра вас не разочарует. Так же не разочарует она тех, кто, имея немного лишних денег, устал день изо дня играть в одни и те же игры.
Rise Of Nations – это лучшая в жанре игра с исключительной графикой, звуком и игровым процессом. Мы настоятельно рекомендуем её вам, награждая проект званием “Выбор редакции THG”. Снимаем шляпу перед Врайном Рейнольдсом и разработчиками из Big Huge Games за создание столь замечательного проекта и надеемся на скорую встречу с новыми играми этой компании.