Инициация
Жанр | Ролевая игра / шутер от первого лица |
Издатель | Activision |
Разработчик | Troika Games |
Требуется | P4-1000 МГц, 256 Мб ОЗУ, 3D |
Рекомендуется | P4-2000+ МГц, 256+ Мб ОЗУ, 3D |
Платформа | ПК |
Мультиплеер | В потенциале |
Выйдя прямиком из детсадовских забав “дочки-матери” и “магазин”, ролевые игры долгое время существовали в виде настольных забав с кубиками, фишками, бумагой и карандашами. Самой старой ролевой системой со строгими правилами считается D&D (в этом году Dungeon and Dragons отметила своё 30-летие). В то же время, самый старый из массовых ПК – Atari 2600 – появился 25 лет назад. Существуя некоторое время параллельно, ролевые игры и компьютеры не могли не породить некую общую культурологическую “субстанцию”, которую мы называем компьютерными ролевыми играми (CRPG).
Поскольку большинство компьютерных ролевых игр остаются преданны системе D&D, журналисты-обозреватели лучше всего разбираются именно в ней, невольно игнорируя остальные. Поскольку мы не являемся исключением из этого правила, появление проекта Bloodlines, созданного на основе ролевой вселенной Vampire: The Masquerade от фирмы White Wolf, стало для нас настоящим чрезвычайным происшествием. Непонятные законы развития мира, неизвестные термины, незнакомые персонажи… ни о каком качественном обзоре в подобных условиях не могло быть и речи… И тогда мы позвали Астру.
С Астрой Андромедой (Astra Andromeda) мы познакомились на выставке E3’2003, где она была официальным “гидом” по игре Bloodlines со стороны издательства Activision. Будучи и в быту страстной поклонницей вселенной Vampire: The Masquerade, а также и всей вампирской эстетики, Астра с удовольствием согласилась помочь нам, совершив обряд Bloodlines-инициации…
Нимфы Города Ангелов
Большинство ролевых вселенных для построения своих миров оперируют картинами сказочного средневековья: всякие там малютки-феи, смазливые эльфы, грозные драконы, суровые карлики и изящные нимфы. Однако не такова Vampire: The Masquerade! Фей – нет, эльфов – нет, драконов и карликов – снова нет! И лишь вместо нимф игра совершенно не робко (а разнузданно) предлагает геймеру нимфОМАНОК в стильной одежде садо-мазо из кожи и латекса.
Схемы D&D тут не действуют. Это – Bloodlines.
Действие Bloodlines проходит в альтернативной реальности, в старом добром Городе Ангелов. Те, кто был в Лос-Анджелесе, могут узнать в его облике некоторые знакомые черты, типа пирса Санта-Моники, обилия бомжей, салонов тату, комиссионок и ночных клубов со стриптизом… Конечно, разработчики признаются, что сознательно усугубили грязную “изнанку” города, – как-никак, в основе Bloodlines лежит мрачная игровая вселенная от White Wolf.
После беседы с Астрой мы начали разбираться в одной из главных “фишек” вселенной Vampire: The Masquerade – кланах вампиров. Как известно, все вампиры произошли от Каина (того самого: “Каин, где брат твой – Авель?”), прожили в трогательном единстве несколько тысяч лет и распались на группы с похожими возможностями и спецификой. Из 13 известных миру Vampire: The Masquerade кланов (и множества сект) в Bloodlines представлены 7.
Вампиры считают Каина своим общим прародителем.
Кланы, “Маскарад” и секты…
Сообщество вампиров (иначе говоря “Родня” (The Kindred)) в Bloodlines (как и в Vampire: The Masquerade) разделено на несколько сект: Анархи (Anarchs), Шаббат (Sabbat), Малая Кровь (Thin Blood), Камарилья (Camarilla)… Основную борьбу ведут против друг друга Шабат и Камарилья, имея совершенно противоположные мнения относительно правила “Маскарада” (The Masquerade).
Ты нам нужен… для еды!
Дело в том, что обыкновенные люди и не подозревают о существовании вампиров и тем более о том, что вампиры существуют буквально бок о бок с ними. Камарилья желает сохранить подобное состояние максимально долго, другие же секты настаивают на открытом нападении на человечество, порабощении его и превращении людей в домашний скот для еды. Всех, однако, удерживает в “узде” правило “Маскарада”, запрещающее вампирам показывать своё истинное “лицо” на публике. “Маскарад” придумали самые древние вампиры, опасавшиеся, что в случае прямого столкновения людей и вампиров, последним придётся иметь дело не только с трусливыми особями человеческого рода, но и с профессиональными охотниками на упырей.
Правило “Маскарада”: зачем овцам знать, что волки рядом.
Хотя правило “Маскарада” распространяется на все кланы, у Носферату (Nosferatu) с ним большие проблемы. Невероятно уродливые и омерзительные, Носферату вызывают ужас у людей даже в кромешной темноте. Большие проблемы с “Маскарадом” и у клана Малкавианов (Malkavians), вполне приличная внешность которых “компенсируется” полным безумием. А вот клану Гангрель (Gangrel) “Маскарад” практически не нужен: живя на улицах, эти цепные псы Камарильи предпочитают пить кровь животных, в свободное от еды время оттачивая навыки повелевания ими.
Каждый клан в Vampire: The Masquerade обладает собственным набором Дисциплин (Disciplines), среди которых мы находим Прорицание (Auspex), Стойкость (Fortitude), Повелевание животными (Animalism)…
Этот вампир из клана Носферату уже начал гнить изнутри…
Проблемы
Хотя по какому-то недоразумению Bloodlines называется ИГРОЙ, скажем честно – эта штука не для детских глаз. Собственно, не каждый взрослый выдержит пребывание в мире Bloodlines, до отказа наполненном загробной эстетикой, грязным сексом, тяжёлыми наркотиками, некрофилией, кровосмешением, презервативами, вульгарной бранью, публичными мочеиспусканиями, поножовщиной, садо-мазо сценами, потрошением жертв, калеками, рвотой на тротуары и приставанием проституток. Всё вышеперечисленное тянет, как минимум, на рейтинг “М” (Mature) по классификации ESRB, хотя будь наша воля, Bloodlines получила бы столь редко выдаваемый “АО” (Adults Only).
Загробная эстетика игры не даёт нам право рекомендовать Bloodlines детям. Даже детям вампиров…
Впрочем, помимо провокационного содержания, у игры имеются и более крупные проблемы. А именно – многочисленные технические нестыковки, типа долгой загрузки (очень частой к тому же), графических артефактов и просто ошибок в программном коде. Даже вышедшие уже исправления не в силах пока победить все причуды Bloodlines.
Не показывайте эту игру бабушке с дедушкой!
Сила слова
Одна из самых впечатляющих особенностей Bloodlines – это изменение реакции персонажей на вашего героя в зависимости от выбранного клана и пола. Беря в расчёт всю глубину разрабатываемой White Wolf (на протяжении 13 лет) игровой вселенной, искусственный интеллект персонажей строит беседу в чётком соотношении с, например, репутацией того клана, к которому вы принадлежите.
Разные кланы – разные собеседники.
Желая получше протестировать вышеописанные моменты, мы набирали в консоли специальные команды для моментального изменения пола и клановой принадлежности, а потом шли разговаривать сначала с проституткой, а затем – с уличным теневым воротилой Жирным Ларри (Fat Larry).
Разный пол – разные собеседники.
Как вы понимаете, их поведение изменялось. Кроме клановой принадлежности и пола, на течение диалогов влияют личные параметры героя – такие как внешность (appearance) и харизма (charisma). Будучи ролевой игрой, Bloodlines старается максимально уйти от практики полной “зачистки” героем виртуальных просторов.
Клыки и когти
Боевой режим в Bloodlines, мягко говоря, простоват. По большому счёту, перед нами тот же Couter-Strike Source, только вместо камуфляжа на бойцах надеты шмотки из секс-шопа.
Бои в Bloodlines можно вести как в виде от первого лица, так и в перспективе от третьего – никакой принципиальной разницы тут нет, всё равно победа целиком и полностью зависит от скорости щёлканья по кнопке мышки.
Боевой режим, конечно, простоват.
А ещё видно, что в своей боевой системе для Bloodlines студия Troika Games пыталась повторить успех боёв на световых мечах из Jedi Outcast и Jedi Academy. Однако отсутствие разных стилей и самих световых мечей сыграли с вампирами злую шутку.
На-ка!
Впрочем, визуальные эффекты и анимация врагов такова, что “примитивное защёлкивание гадов насмерть” ничуть не утомляет геймера. По мере роста личных характеристик за счёт набора баллов опыта (experience points), бои даются герою всё легче. Однако происходит это только в том случае, если геймер не спешит “раскачивать” одну-единственную характеристику (например, силу), а разумно распределяет накопленное между “увёртливостью” (dodging), “скрытностью” (stealth), “уверенностью” (security) и другими атрибутами…
Без пощады!
Жизнь в алых тонах
Разнообразие представленного в Bloodlines оружия невелико. Полдюжины разновидностей холодного (бейсбольные биты, стальные шкворни…), полдюжины – огнестрельного (среди них – два типа револьверов). Тратить на этот хлам драгоценные баллы опыта, увеличивая соответствующие умения, нет никакого смысла. Лучше вложиться в развитие Дисциплин – сиречь магии.
Стая ворон заклюёт по вашему приказу кого угодно.
Поскольку наш герой – вампир, роль магической энергии, тратящейся на заклинания, играет кровь.
Быть убитым другими вампирами это… погано!
Источником рубиновой жидкости может стать кто угодно: люди, крысы (разборчивые вампиры клана Вентрю (Ventrue) крыс не едят!), братья-вампиры, наконец. Однако если люди сразу после укуса теряют волю, превращаясь в безмолвные сосуды (категорически не рекомендуем выпивать их до “дна”!), атакованные героем вампиры готовы сопротивляться до последнего.
Иконка в верхнем левом углу указывает на то, что эта территория контролируется очень сильным вампиром.
Разноцветные слова
Однако силовым методом решение конфликтов в игре не ограничивается. Bloodlines использует весьма любопытную систему диалогов, позволяющую герою манипулировать персонажами через убеждение, запугивание, соблазнение или подавление авторитетом. Разные по эмоциональной окраске ответы выделяются различными цветами (убеждение – синим, запугивание – зелёным, соблазнение – розовым, а подавление – красным).
Разные по эмоциональному окрасу фразы выделены разным цветом.
Впрочем, не обошлось и без небольших “проколов”. Дело в том, что, сказав положенный текст, персонаж замирает в ожидании ответной реакции геймера, которому надо нажать соответствующую ответу кнопку. И почти в половине случаев этот ответ таков: “Ага”, “Ну…”, “Спасибо”. В целом картина выглядит довольно глупо…
Экранный интерфейс очень информативен. Иконка (1) указывает на тип местности, столбики (2) – на количество жизни и “крови”, а в окошке (3) показан предмет, которым вы можете воспользоваться.
Тёмная история
Никакая графика, “озвучка” и прочие “внешние данные” не заменят ролевой игре сюжет – спросите об этом любого ведущего (Dungeon Master) настольной версии любой героической саги. Надо сказать, что Troika Games знатно потрудилась, связав события Bloodlines в интереснейшую историю с завязкой, кульминацией, развязкой и кучей побочных сюжетных линий.
Самой высокой оценки заслуживают диалоги – этакая смесь юмора и вульгарщины. Разнообразие заданий от диалогов не отстаёт: герою придётся искать журнал для взрослых, жёсткую порнуху, проникать в банк крови и ломать памятники на кладбище.
Окружающий мир толкает вас дальше по сюжету.
Помимо бесед с персонажами, сюжетная линия раскрывается через газетные заголовки, телепередачи, радиосообщения – то есть примерно так же, как это было в Max Payne.
Видеоряд в игре великолепен.
Загробная жизнь движка Half-Life 2
Как известно, Bloodlines создана на основе движка от Half-Life 2. Насколько полно разработчикам из Troika Games удалось вскрыть его потенциал? Скажем так: если поставить рядом два компьютера и на одном запустить Half-Life 2, а на другом – Bloodlines, вы… сразу поймёте, где тут “оригинал”, а где – лицензионная “копия”.
Впрочем, для ролевой игры Bloodlines смотрится потрясающе – картинка формируется с использованием почти всех современных спецэффектов: параллаксного текстурирования (parallax mapping), попиксельного затенения, отражения и покрытия поверхностей рельефом…
Вода удаётся движку Source просто превосходно.
Как, впрочем, и световые эффекты.
Тонкости быта
А вот с физическим движком в Bloodlines как-то не сложилось. За всё время прохождения мы не более пяти раз воспользовались столь популярной в Half-Life 2 возможностью что-то куда-то перетащить. Причём, во всех пяти случаях за ящиком, которым мы манипулировали, скрывался тайный проход…
А вот с физикой в Bloodlines как-то не сложилось.
Зато Bloodlines с удовольствием наследовала все ошибки движка Source: как и в Half-Life 2 тут можно застрять в какой-нибудь расщелине из плохо подогнанных полигонов, увидеть труп, наполовину воткнутый в стенку, столкнуться со стулом, по крепости напоминающим золотое яичко из сказки (в то время как другие стулья рассыпались после первого же броска в стену)… А ещё местный движок страдает традиционным “недержанием” масштабов, отчего мы постоянно чувствовали, будто ходим на ходулях… Неприятное ощущение, за исключением тех случаев, когда сверху перед нами открывался чудесный вид на декольте очередной девушки лёгкого поведения.
Кровь ударила в голову…
Зато к анимации движений придраться почти невозможно. Благодаря трудам Troika Games, проститутки обаятельно трясут грудью, “готы” готично вытанцовывают на дискотеках, а бомжи “пишут” зигзаги, “залив себе шары” прямо с утра.
“I Don’t Have Any Drugs, But I Can Share My Ecstasy With You.”
Помимо сюжета, в складывании уникальной атмосферы Bloodlines “повинны” также замечательный звук и отличная анимация мимики персонажей.
Звук в игре от Troika Games – вообще один из лучших, когда-либо слышанных нами. Подобрано всё: голоса персонажей, музыка в ночных клубах, гул города…
Проверка звука. Раз-два-три. Как слышно?
Вообще, “озвучка” персонажей в Bloodlines подобрана таким образом, что вы даже по голосу вполне можете составить впечатление о человеке.
Игровые автоматы. Вещь!
Анимация мимики, впрочем, даёт ещё больше. Вглядевшись в лица людей и вампиров, почти всегда можно понять, чего от них нужно ждать. Наконец, нельзя не упомянуть о “бытовых” ужимках персонажей: если бы кто-то из Наркоконтроля увидел, как местные проститутки нюхают кокаин, он бы наверняка заинтересовался бы связями Troika Games…
Вечная жизнь
Однако пора переходить к главному. Насколько долго можно играть в Bloodlines? Имеет ли вообще эта игра резервы для повторного прохождения? Смеем утверждать – да. Тому подтверждение семь различных кланов, персонажи, реагирующие на героя в зависимости от его “личности” и пять концовок истории.
А ногти надо постричь!
Наконец, нельзя забывать о встроенных в игру многопользовательских возможностях. Пусть и потенциальных…
Объятья
Bloodlines – это безусловный успех студии Troika Games и издательства Activision. Да, ошибки были и есть. Нам, например, не кажется, что движок Source – это оптимальный выбор для ролевой игры. Однако даже на нём разработчикам удалось воссоздать столь любимый многими Мир Тьмы (World of Darkness) от White Wolf. Кстати, лицензия на него недавно была выкуплена одной кинокомпанией – так что, мы ещё встретимся с вампирами. Теперь – на большом экране.
Как сказала нам Астра, “тот кто побывал в “объятьях” игры, навсегда становится вампиром”. Что ж, хоть вам после этого и придётся спать в гробу и пить чью-то кровь, попробуйте Bloodlines – оно того стоит…
Графика | 8/10 |
Звук и музыка | 9/10 |
Управление/Дизайн | 8/10 |
Сюжет | 8,5/10 |
Игровой интерес | 8,5/10 |
Сложность | Средняя |
Знание английского | Нужно |
Интервью с вампиром
За несколько минут до рассвета, когда все вампиры должны укладываться спать в свои гробики, нам удалось взять краткое интервью у нашего гида – Астры Андромеды.
Что тебе понравилось при работе на Activision в рамках выставке E3?
Весь процесс сотрудничества с Activision показался мне весьма приятным делом. Я работала в выставочном холле, играя роль персонажа игры. Вообще, нас была целая команда – актёров и обслуживающего персонала. Все ребята были просто замечательные, я до сих пор поддерживаю отношения с некоторыми из них.
В чём конкретно заключалась твоя работа на E3’2003?
Ну (улыбается)… Я должна была кусать и хлестать плёткой тех зевак, что подходили к стенду Activision. А ещё я ставила им временные татуировки с логотипом Bloodlines и фотографировалась. Кстати, почти все посетители были очень довольны таким вот приёмом. А зашедший к нам “на огонёк” Дэйв Наварро (Dave Navarro, ВИА Jane’s Addiction/Red Hot Chili Peppers) даже попросил всыпать ему несколько лишних плетей!
Какие вообще преимущества получает модель, согласившаяся поработать “девочкой со стенда” (boothbabe) на E3?
Помимо того, что мне удалось познакомиться с кучей геймеров (что само по себе было довольно круто), журнал Maxim зачислил меня в десятку лучших моделей E3’2003. Я не помню, кто там оказался на первом месте, но мне лично удалось обойти пару-тройку довольно известных порнозвёзд.
Как люди из Activision нашли тебя?
Я частенько работаю в одном ночном клубе, куда периодически заглядывает один их продюсер. Мы познакомились, и однажды он сказал: “Послушай, у нас есть игра, которая нуждается для презентации в такой девочке, как ты”. Он дал мне вызов на собеседование, и я стала официальным “гидом” по Bloodlines на E3’2003.
Мы не совсем поняли: тот продюсер был из Activision или из Troika? Кого он представлял?
Он был из Activision. Но имени я вам не скажу!
Да и ладно. Сменим тему. Считаешь ли ты сама себя геймером?
А как же!
И каковы твои любимые игры?
The Sims, Sims 2, Star Wars Pit Droids (хихикает)… Всякие головоломки. А вот шутеры я не люблю….
Что так?
Морская болезнь. От шутеров – натурально тошнит.
Как ты думаешь, почему большинство девушек не особо любит играть на приставках и компьютере?
Как вы знаете, игровая индустрия ориентирована на мужчин: стрельба, приключения, прочие адреналиновые вещицы… А женщинам больше нравится всякое стратегическое, головоломное. Так что, если бы игры сместили свой фокус с насилия на стратегические аспекты, то девушек среди геймеров значительно прибавилось бы. И ещё. Женщинам нравится, чтобы в игре был сюжет, драматургия. Хорошие примеры “девичьих” игр – серия Final Fantasy или The Sims. Кстати, насколько я заметила, в форуме The Sims большинство участников – именно девушки.
Что для тебя самое привлекательное в “вампирском” стиле жизни?
Ого! Я думаю, что “вампирский” стиль – это неотъемлемая часть меня. Я с этим родилась. Ещё будучи ребёнком, я любила мучить и кусать людей. Но не из злости, а как бы в шутку. Затем, повзрослев, я нашла “вампирскую” отдушину в посещении ночных клубов.
То есть, “вампирский” стиль – это именно стиль твоей жизни, а не то, что предписано тебе делать по контракту с Activision в качестве модели?
Именно. Я люблю всю эту стилистику вне зависимости от контракта с Activision. Мне просто нравятся вампиры и всё, что с ними связано. Да и кусаться мне по-прежнему нравится.
Как мы понимаем, в игровой вселенной Vampire: The Masquerade от White Wolf ты тоже не новичок?
Конечно. Я довольно много играла в настольную версию Vampire: The Masquerade и периодически “щупаю” видеоигры, созданные с лицензированием мира от White Wolf.
Раз ты такая просвещённая “вампирша”, то скажи – какой бы ты выбрала клан в Vampire: The Masquerade?
В принципе, я бы вписалась в любой клан, однако, по духу мне ближе клан Тремер (Tremere).
Почему именно Тремер?
Они сильны в магии, они целеустремлённые, и они не такие снобы, как, например, клан Вентрю.
Общаясь с разработчиками и издателями Bloodlines, как ты оцениваешь их понимание мифологии Vampire: The Masquerade в её истинной трактовке от White Wolf?
Они хорошо разбираются в предмете. Хотя в Bloodlines упущено из виду несколько кланов, я думаю, игре это не вредит. Зато специфика остальных кланов – если за эталон брать настольную игру – описана очень хорошо. Я думаю, что огромную роль в “правильной” реализации вселенной Vampire: The Masquerade в Bloodlines сыграл движок Source, позволивший геймеру взаимодействовать с огромным количеством предметов виртуальной среды. Короче говоря, как ролевая игра Bloodlines явно удалась.
Собираешься ли ты поиграть в Bloodlines сама?
Вряд ли. Bloodlines – это игра от первого лица. Так что – вряд ли.
ОК. Хоть ты и не собираешься играть в Bloodlines, твой рассказ об этой игре оказался настолько интересным, что мы не устоим перед искушением хоть немного пожить в “шкуре” вампира.
Замечательно! Передавайте всем читателям Tom’s Hardware привет.
Непременно!
Дополнительную информацию о поклоннице вампирского стиля жизни Астре вы можете узнать на сайте www.onemodelplace.com.