Во второй день работы международной выставки Consumer Electronics & Photo Expo 2015 прошла конференция “Российский рынок потребительской электроники: стратегии развития в условиях кризиса”, на которой обсуждались рост цен и падение спроса на технику в России, а также другие актуальные тенденции рынка.
Говоря о сложившейся ситуации на российском рынке, аналитики Института маркетинговых исследований GfK Rus сообщили о снижении покупательской способности и значительном росте цен на электронику в России. Так, например, крупная бытовая техника (КБТ) подорожала в среднем на 40%. В ближайшие несколько лет мы будем наблюдать падение потребительского спроса, а выход на докризисный уровень ожидается лишь в 2018 году.
В денежном выражении за последний год рынки фотоаппаратов и видеокамер сократились на 24% и 27% соответственно, параллельно с этим эксперты фиксируют рост доли онлайн-продаж. Сегодня наиболее популярны такие категории товаров, как 4K-видеокамеры и экшн-камеры с поддержкой формата сверхвысокой четкости, системные камеры и объективы для беззеркальных фотоаппаратов. В 2014 году сегмент устройств для экстремальной съемки продемонстрировал рекордный рост на 396% в рублях, в то же время, покупатели не проявляют интерес к цифрокомпактам с оптическим зумом более 10х.
В конце прошлого года россияне сметали электронику с полок магазинов
В четвертом квартале прошлого года россияне начали скупать электронику в магазинах, за счет этого годовой показатель роста рынка составил 19%. Однако теперь спрос на КБТ в количественном выражении упал на 36%, а сегмент встраиваемой техники сократился на 27%. По словам аналитика Артема Залесского, россияне больше не делают спонтанных покупок.
Как сообщают эксперты, доля онлайн продаж уже перевалила за 20%, а в 80% случаев перед покупкой техники в магазине потребители выбирают подходящий товар в Сети. К слову, консолидация каналов сбыта позволила крупным национальным сетям увеличить продажи на 11,9%. Но чтобы избежать резкого падения спроса, в 2015 году производителям придется оптимизировать свой ассортимент и усилить контроль над ценами.
Одним из главных факторов, негативно влияющих на рынок, является отсутствие необходимого технического регламента. Компании должны сертифицировать устройство для подтверждения соответствия государственным нормам, однако в настоящий момент они не могут использовать результаты испытаний, полученные за рубежом. Также была поднята тема конкурентного неравенства в виде авторского сбора со ставкой 1% от стоимости, взысканием которого занимается неправительственная организация. Зато созданное независимое объединение товарных агрегаторов NOTA помогает успешно бороться с контрафактом в Сети.
В соответствии с последней редакцией закона “Об отходах производства и потребления”, производители и импортеры должны обеспечить самостоятельную утилизацию отходов или платить экологический сбор. Однако утвержденная ставка (от 1,5% до 4,5% от себестоимости товара), по мнению некоторых специалистов, слишком высока.
Представители розничных сетей оценивают ситуацию на российском рынке потребительской электроники как сложную. Но гендиректор компании “Ти Пи Ви Си-Ай-Эс” Блажей Бернард Райсс считает, что перестройка структуры производства, инвестиции в разработку и постоянное внедрение новых технологий помогут справиться с кризисом.
Так, переход из массового в премиальный сегмент позволил компании Olympus достигнуть лучшего количественного показателя прибыли за последние три года. В Bose также отмечают стабильный спрос в премиум-сегменте аудио-видео техники. Свою роль здесь сыграла целевая аудитория, для которой качество товара при любых экономических условиях стоит на первом месте.
В “Яндексе” добавляют, что в отдельных продуктовых нишах резкого снижения покупательской способности не произошло. Прежде всего это касается сегмента бытовой техники, которую обычно покупают из необходимости. А в регионах наблюдается рост доли продаж через Интернет.
По мнению участников конференции, сложная рыночная ситуация может дать толчок развитию производства внутри страны. Так, руководитель отдела по связям с общественностью в GS Group уже имеет опыт создания высокотехнологичных предприятий радиоэлектронной промышленности на территории Калининградской области.
Нравится THG.ru? Подписывайтесь на наши странички в соцсетях ВКонтакте, Facebook и Twitter!