G.I. Combat Episode 1: Battle of Normandy
Это первый эпизод из новой серии трехмерных варгеймов от создателей знаменитой Close Combat. Эпопея, используя множество элементов легендарной предшественницы, начинается с операций американских пехотных частей в Нормандии. G.I. Combat довольно легка для восприятия; поклонники жанра получат настоящее удовольствие, играя в неё. Однако остальным будущим командирам будет не лишним узнать о весьма неровном качестве графики проекта, которая во многих аспектах находится ниже современных стандартов.
Издатель в России: 1С
Платформа: ПК
Количество игроков: от 1 до 2
Рейтинг: 7/10
Сеча в Нормандии
G.I. Combat – первый эпизод из новой серии трёхмерных тактических стратегий в реальном времени (варгеймов), приходящийся знаменитой Close Combat (Microsoft, 1996) ближайшим родственником. Основной принцип игрового процесса весьма прост: ты командуешь нормандскими частями американской или немецкой армии (в зависимости от сценария это могут быть пехотные полки, группы тыловой поддержки или танковые корпуса), стараясь потерять как можно меньше бойцов в ходе захвата и/или защиты определённых точек, обозначенных на карте флажками.
Миссии ограничены по времени, есть одиночный и многопользовательский режимы (через локальную сеть или Интернет). Игра чрезвычайно реалистична, её задания базируются на историческом материале. Всего в G.I. Combat представлены более 60 видов боевых отрядов и 40 типов боевых машин. Психологическое состояние твоих бойцов на поле боя моделируется на основе одной из восьми психологических моделей – от неописуемой трусости до безумной храбрости. Моральный дух солдат изменяется согласно ситуации. То есть, к примеру, ты не можешь быть до конца уверен, что на приказ о наступлении или отступлении бойцы среагируют в соответствии с уставом: ведь их моральный дух могли подкосить множественные потери отряда в ходе вражеского обстрела.
G.I. Combat – своего рода Close Combat в полном 3D; каждая миссия проходит в управлении пехотными взводами при поддержке тыловых подразделений и танков.
Трёхмерная война
В отличие от изометрической Close Combat, G.I. Combat идёт в полном 3D. Конечно, не стоит ждать от игры графики уровня новейших шутеров – оптимальные системные требования, типа 500-мегагерцевого процессора и 128-мегабайтного объёма памяти к этому однозначно не располагают. Зато движок позволяет свободно манипулировать масштабом и регулировать так называемый “туман войны”: ты легко можешь отодвинуть камеру так, чтобы охватить всё поле боя, или, наоборот, приблизить её вплотную к одному из бойцов.
В целом картинка не слишком отталкивает, но и привлекательной назвать её тоже нельзя. Скорее, движок в G.I.Combat выполнен очень неровно: боевые машины, полевые орудия и бойцы смоделированы весьма неплохо, с высокой степенью детализации. Однако окружающая среда и, в особенности, растительность просто убоги. Для исправления ситуации мы рекомендуем скачать с сайта разработчиков (www.gicombat.com) модуль “treemod”, корректирующий текстуры растительности (размер – около 10 мегабайт).
Если местная трава не устраивает тебя с эстетической точки зрения, – скачай патч с официального сайта игры и наслаждайся фотореализмом!
Понятно, что при игре вид с максимальным приближением не слишком удобен. Его основная цель: уточнение угла обзора бойцов или их линии огня на этапе развёртывания войск (то же самое, впрочем, ты можешь делать через меню приказов). Раздражает тот факт, что процесс невозможно поставить на паузу и спокойно поменять точку обзора. Поэтому полезность максимального приближения полностью уничтожается безумной скоростью игры. Кроме того, взгляд на поле боя издалека помогает охватить всю картину целиком и вовремя перемещаться по различным участкам фронта для отдачи приказов бойцам.
Камера “по умолчанию” парит над полем боя на довольно приличной высоте, позволяя полководцу отлично видеть свои позиции и общую картину сражения.
…Легко в бою!
Не считая самой сложной части, связанной с управлением камерой обзора, игровой процесс в G.I. Combat просто отличный. Перед каждым сеансом игры (это может быть миссия, операция или целая кампания) командир может распределить свои войска по плацдарму. Кроме того, разрешено заменять часть войск другими боевыми единицами за счёт “командирских баллов” – это поможет приспособить состав группировки к разработанному тобой тактическому плану операции. Количество и качество войск, а также число “командирских баллов” напрямую зависит от выбранной стороны и времени действия. Это особенно заметно при игре за немцев, которые иногда просто не имели достаточно сил для защиты от американского натиска.
Каждый сеанс игры начинается с этапа развёртывания, во время которого ты можешь расставить свои войска согласно придуманному тактическому плану (не выбиваясь, впрочем, за границы заранее определённого плацдарма). Наши войска отображаются синим цветом, вражеские – красным. Во время этого же этапа ты можешь отдать бойцам первые приказы, вступающие в силу в момент фактического начала игры. Сама битва проходит в режиме реального времени. Каждый отряд (до 20 единиц личного состава) отображается в виде отдельного значка внизу экрана. Нажатие на этот значок позволяет получить все оперативные данные о бойцах отряда: моральное и физическое состояние, тип вооружения и состояние снаряжения. Двойное нажатие на значок фокусирует камеру на отряде. Выбрав отряд, ты можешь отдать его солдатам распоряжение из появившегося меню приказов: атаковать, следовать (ползти) на позицию, защищаться по определенному направлению, выставить дымовую завесу или открыть огонь по назначенной цели – всё просто и эффективно.
На подготовительном этапе операции ты можешь разместить свои войска на специально обозначенной территории и узнать примерное место дислокации вражеских сил.
Настройки и установки
Этот проект из серии G.I. Combat имеет три режима игры: одиночную миссию, операцию из трёх-четырёх заданий или длительную кампанию (их в игре несколько). В последних двух режимах командиру необходимо быть очень осторожным в плане потерь личного состава, так как каждый убитый в ходе миссии боец навсегда покидает кампанию; ты можешь лишь доукомплектовать свои войска между битвами за счёт “командирских баллов”. Если же потери минимальны, баллы можно тратить не на доукомплектацию, а на увеличение численности войск. В общей сложности в G.I. Combat имеются 25 одиночных миссий, 5 операций и 4 кампании. Пройдя их все, за обновлениями можно обратится в Интернет. Проект уже имеет массу поклонников, и ты сможешь найти множество файлов, модулей и ссылок для G.I. Combat по адресу www.gicombat.net. Конечно же, в G.I. Combat можно играть через локальную сеть. Опции позволяют настроить большое количество параметров, вроде длительности сеанса (15, 30, 45 минут или без ограничения времени) или уровня сложности (для сольного прохождения).
В некоторых миссиях тебе, как командиру, будет доступна артиллерийская и воздушная поддержка. Чтобы запросить её, просто нажми на один из значков в нижнем правом углу экрана.
Установка уровня сложности является важнейшим аспектом игр данного жанра. Можно сильно испортить себе впечатление, выбрав слишком сложный или слишком простой уровень сложности. В G.I. Combat данный параметр настраивается с помощью двух шкал. Во-первых, есть степень реализма происходящего: точность подчинения твоих бойцов приказам, уровень их способностей, возможность/невозможность видеть войска противника без зрительного контакта ваших армий. Во-вторых, в игре можно установить опытность солдат в армии с помощью одной из трёх градаций: новобранец, ветеран, элитный боец. Всё вместе позволяет получить наилучший баланс между твоими собственными командно-тактическими умениями и искусственным интеллектом врага. А ещё в G.I. Combat встроен редактор, с помощью которого разрешено изменять любые параметры существующих миссий.
Редактор позволит тебе изменять любые параметры имеющихся сценариев для создания их вариаций.
Vietcong
Vietcong – первый тактический шутер от первого лица, созданный на основе спецопераций американских войск против вьетнамских повстанцев. К сожалению, реалистичные пейзажи не спасают игру от небольших дефектов искусственного интеллекта и физической модели. Например, оружие мёртвого вьетконговца “плавает” на метр выше трупа. Каждая миссия обладает исключительно цельной атмосферой. Прорываясь через джунгли и туннели, наводнённые врагом, каждый из вас получит свою долю адреналина. Итак, готовьтесь к первоклассной перестрелке с отличным сюжетом!
Без приказа не стрелять!
Издатель: Take Two
Платформа: ПК
Количество игроков: от 1 до 64
Рейтинг: 9/10
Если ты никогда не находился под зорким наблюдением сержанта армии США, то, солдат, я не советую тебе пропускать курс молодого бойца, предшествующий основной сольной кампании! Пусть даже через пять минут твоё терпение лопнет и тебе захочется убить этого крикливого урода, всё равно сдержись и терпеливо прослушай серию лекций об использовании разных видов оружия, о правильной стрельбе одиночными выстрелами и очередями, о приёмах защиты от летящих под ноги гранат. Кстати, гранату можно бросать не только обычным способом, но и с определённой силой направить её по земле в накат, или просто выдернуть чеку и бросить за спину, под ноги идущим по пятам врагам. В любом случае, детонация произойдет ровно через пять секунд после удаления чеки и необходимо научиться чётко чувствовать этот небольшой период и вовремя избавляться от смертельной игрушки. Небольшая тренировка в таком деле не повредит.
Некоторое автоматическое оружие может стрелять одиночными выстрелами. Боец, не стесняйся переключать режимы твоего автомата в зависимости от ситуации!
Хмурый парень на переднем плане – старший сержант Хоукинс, герой игры. Эй, вы, ну-ка отставить корчить рожи!
Эй, боец, куда это ты направился с этой пушкой в руках?
Завершив мучения с КМБ, будь готов к настоящим делам. Отныне ты – старший сержант Хоукинс (спецназ), доброволец, возвращающийся в пекло вьетнамских джунглей. Вокруг тебя 1967 год и из динамиков компьютера льётся музыка Джими Хендрикса из Doors и прочий ритм-энд-блюз. Что ни говори, а звуковое оформление игры выполнено великолепно.
Поскольку Хоукинс подписал контракт для выполнения наиболее опасных миссий, ты обнаружишь его (себя) в военном лагере для спецназа. Главная твоя задача – борьба с вьетнамскими партизанами, известными под названием “вьетконговцы”. Военные операции проходят в чрезвычайно враждебной среде: в напичканных ловушками джунглях и многокилометровых туннелях. Опасность подстерегает американского солдата практически постоянно. К счастью, ты – не единственный солдат на весь Вьетнам: ваш отряд состоит из нескольких бойцов различных военных специальностей, которые существенно помогут вам выжить во время столкновений с противником.
Чешские разработчики неоднократно посещали Вьетнам, чтобы добиться максимальной подлинности фонов в своей игре.
Фронтовое братство
Доктор Крукер – один из бойцов взвода; человек, совершенно не похожий на хирургов из пацифистского кинофильма “M.A.S.H.” (“Передвижной военно-полевой госпиталь”). Он не только готов вылечить тебя по первому же сигналу, но и без сожаления прервёт жизнь какого-нибудь вражины с помощью точного выстрела. Впрочем, самым ценным помощником для тебя станет старый северо-вьетнамский солдат, воевавший некогда с французскими захватчиками. Он назубок знает все метки, использующиеся вьетконговцами при установке своих ловушек. Чтобы не погибнуть от растяжек и прочих смертоносных штук, тебе придется часто обращаться к старику за помощью. Прочие члены команды всегда готовы помочь тебе оружием или амуницией. Кстати, в бою можно использовать и трофейные образцы, которые легко подобрать рядом с мертвым телом, предварительно выбросив табельный ствол. Впрочем, это дело вкуса и сложившейся на данный момент ситуации.
Пляски с тяжёлым пулемётом в стиле Рембо не всегда практичны, однако, как же можно устоять и не подобрать эту трофейную игрушку на поле боя? По мере развития сюжета новое оружие становится доступно и в виде трофея, и как табельный ствол из нашего (лагерного) арсенала. Кстати, не забывай посещать его между миссиями – именно туда попадают все трофейные образцы, найденные взводом ранее.
Крукер – добрый доктор, не раздумывая использующий оружие. Свой табельный ствол он моментально поменял на более эффективный вражеский трофей – автомат Калашникова.
Твой проводник – настоящий эксперт по вражеским ловушкам. В этом нет ничего удивительного, ведь он старый северо-вьетнамский солдат, сражавшийся ещё с французами.
Джунгли: враг не дремлет!
Атмосфера боёв в джунглях передана очень достоверно. Ты должен быть максимально осторожен, обезвреживая растяжки, находя ямы, пробираясь через бамбуковые ловушки и избегая беспорядочно разбросанных гранат, мин и вражеских засад. Когда ты окажешься в сложной ситуации, твоё сердце будет биться громче и чаще, мешая сосредоточиться. Ключевое слово во Vietcong – “внимание”. Этот шутер не для тех, кто готов бежать напролом и стрелять, как революционная тачанка – первая же метко пущенная пуля отбросит тебя к предыдущему сохранению игры. Даже на самом лёгком уровне Vietcong по-прежнему остается весьма ядрёной вещью.
Во время продвижения по туннелям надо так научиться грамотно манипулировать фонариком, чтобы его свет помогал избегать ловушек, но не выдавал твоего местоположения врагу. Светящиеся метки помогут отметить те места, где ты уже был и куда не хотел бы возвратиться вновь. Поверь, подземные похождения по накалу страстей не сравнятся ни с каким, даже самым жарким, рукопашным боем в джунглях. Особенно при игре на высшем уровне сложности!
На войне не до манихейства…
Требовать артподдержки, ориентируясь по карте местности, бывает очень опасно, но… иногда иного выхода просто нет.
Будь бдителен и находчив!
Целью нашего обзора, солдат, была попытка заставить тебя отправиться во Вьетнам без раскрытия тайн сюжетной линии. Поверь, это необходимое условие для того, чтоб ты на все сто процентов почувствовал удовольствие от процесса. А история проста, как доктрина манихейства, – добро борется со злом, хорошие американские парни помогают бедному вьетнамскому народу, угнетаемому жестоким Вьетконгом. Впрочем, простота – это то, что нужно молодому геймеру, чтобы узнать подробности вьетнамской войны из компьютерной игры. К сожалению, не обошлось тут и без штампа о предателе среди американских солдат (приём использован в самом начале сольной кампании). Однако предательство одного делает победу всех ещё более заслуженной.
В многопользовательском режиме можно играть за любую из двух противоборствующих сторон. Максимальное количество геймеров при подключении через локальную сеть равно 32, а через Интернет – 64. Сюда же добавьте редактор битв и сольную кампанию, которую хочется проходить снова и снова. Поистине, у Vietcong прекрасные перспективы для игрового долголетия. Короче, парни, запускайте Vietcong, пугайтесь, радуйтесь, но не забывайте, что это всё-таки не война. Это – игра!
Перезарядка оружия в игре сделана очень реалистично, отнимая несколько драгоценных секунд.
Большая пушка нашей группы! Этому бойцу всегда кажется, что врагов слишком мало и что ты ему не доверяешь. Хотя на самом деле все в точности наоборот.