Введение
Настало время ежегодного обновления графических чипов. Вчера nVidia официально объявила и выпустила новое поколение графических карт. Вновь nVidia открывает сезон с быстрым графическим чипом, который вновь обещает дать энтузиастам более реалистичную графику. Хорошей новостью будет и то, что видеокарты на GeForce 7800 GTX будут доступны с самого начала.
В этом году nVidia вышла на рынок с GeForce 7800 GTX первой, обогнав ATi. Кроме того, по заявлениям компании, чип разрабатывался полностью “с нуля”.
С точки зрения производительности, наилучшей характеристикой нового чипа можно считать то, что nVidia смогла добиться её существенного прироста, не завышая чрезмерно тактовые частоты. 7800 GTX, по сравнению с GeForce 6800 Ultra, получил скромный прирост по частоте, которая поднялась до 430 МГц. Большая часть прироста производительности связана с увеличением числа конвейеров – теперь мы получили восемь вершинных блоков и 24 пиксельных конвейера. Как и предыдущие поколения, платы GTX используют 256-битный интерфейс памяти GDDR3 (256 Мбайт), которая работает на 600 МГц. Карты доступны только в версии PCI Express, поддерживают технологию SLI, а также выходы DVI и HDTV. По информации nVidia, энергопотребление не вышло за пределы 100 Вт.
Как утверждает nVidia, все описанные выше характеристики обеспечивают существенный прирост графической производительности, предоставляя nVidia корону графической производительности в сфере настольных ПК. По меньшей мере, до того, пока ATi не выпустит в ближайшие недели чип R520. На нашем сайте мы опубликуем большое количество результатов тестов, так что следите за обновлениями.
“Графика, без всякого сомнения, приложение с хорошим параллелизмом”, – сказал вице-президент nVidia по техническому маркетингу Тони Тамаси (Tony Tamasi) в интервью Tom’s Hardware Guide. Архитектура графического процессора, объяснил Тони, обладает преимуществом линейного роста производительности рендеринга в зависимости от числа добавленных конвейеров, так как процесс рендеринга сцены, теоретически, может быть разложен по произвольно выбранному числу конвейеров.
Для улучшения производительности CPU инженеры по архитектуре, как считает Тамаси, “чаще всего предпочитают повышать частоту”. Он сказал: “С точки зрения энергопотребления и тепловыделения такой путь очень накладен. Но нам это и не надо. Мы можем использовать архитектурные улучшения. Мы изменили архитектуру конвейеров, чтобы они выполняли больше работы за такт. Вы увидите примерно двукратный прирост производительности нового поколения по сравнению с предыдущим. При этом частота осталась примерно той же самой, а число конвейеров увеличилось”.
Как новые технологии улучшают качество?
Одно из не очень бросающихся в глаза преимуществ, упомянутых Тамаси, называется прозрачным сглаживанием или “прозрачным суперсэмплингом”. При его активации компоненты сцены, которые обычно не считаются “объектами”, к примеру, мелкие детали вроде листьев травы или досок забора, выводятся более чётко. Технология, по своей сути, напоминает ClearType, когда сглаженный текст кажется более чётким. Упомянутые элементы сцены, объяснил Тамаси, выводятся следующим образом: берётся чистая 2D-картинка, после чего она наносится на пару примыкающих треугольников, образующих четырёхугольник. Четырёхугольник представляет собой, по сути, квадрат, но чтобы листья травы не выглядели квадратными, определённые пиксели в квадрате становятся прозрачными. До сих пор подобные пиксели не сглаживались. “Классические графические процессоры не сглаживали определённые пересечения или кромки, – сказал Тамаси, – именно поэтому, если вы присмотритесь повнимательнее к Far Cry или к любой другой игре, где действие происходит на улице, то обнаружите несглаженную траву или забор”.
Shader Model 3 тоже получила определённые улучшения: попиксельное освещение (per-pixel lighting), параллакс-маппинг (parallax mapping) и мягкие тени (soft shadows). Среди новых примеров применения программируемых шейдеров на 7800, которые показала nVidia, можно отметить использование карт рельефа для симуляции текстур объектов типа каменных стен. Светлые и темные пиксели на текстурной 2D-карте обозначают “высокие” и “низкие” или “внутренние” и “внешние” точки, и те из них, которые ближе к зрителю, получают больше света. По информации компании, подобный подход улучшает отражения световых источников, позволяя кирпичным стенам правильно отражать свет, а разрушенным деревянным объектам – правильно высвечивать трещины и обломки.
Традиционно пользователи интересуются, в первую очередь, игровой производительностью новых графических карт, однако технологии типа прозрачного сглаживания и рендеринга с высоким динамическим диапазоном (HDR) могут применяться и в профессиональной сфере. Как Тони Тамаси объяснил нам, “ключевая технология, разработанная для 7800 GTX, найдёт своё “второе я” в профессиональной линейке Quadro, которая нацелена на сферы создания цифрового содержания, САПР, рабочие станции и т.д.”
Учитывая все инновации, nVidia с гордостью подчёркивает, что 7800 GTX является самым сложным графическим процессором из когда-либо созданных – ведь он содержит 302 миллиона транзисторов. В реальных условиях всё это позволяет повысить производительность карты. Как утверждают аналитики, прироста будет вполне достаточно, чтобы убедить покупателя приобрести новую карту. “Люди с нетерпением ждали каждого предыдущего поколения. Это же повторяется и сейчас”, – сказал Дэн МакКаррон (Dean McCarron), аналитик Mercury Research. Однако МакКаррон указал, что рекомендованная цена в $599 продолжает тенденцию повышения цен на видеокарты. Если цена карт для массового рынка составляет $40-$60, а для производительных карт среднего уровня $200 (почти что high-end), то повышение цены high-end карт приведёт и к удорожанию карт среднего уровня.
Тамаси не подтвердил повышение цен, но по некоторым источникам линейка 7800 должна установить новые ценовые рамки для high-end карт. Так как 6800 Ultra достигла $1000 за 512-Мбайт версию, некоторые производители поднимут эту планку до $1200-$1300 для будущих high-end одиночных версий 7800. Схожая тенденция ожидается и для карт ATi.
Эти цены, на самом деле, не слишком далеки от уровня, который многие покупатели наблюдали с ранними картами GeForce 6800 Ultra.
После выхода линейки 6800 карты были доступны в рознице только в ограниченных количествах и продавались, в основном, через интернет-аукционы. На этот раз, по утверждению Тамаси, nVidia выучила урок и выпустит 7800 GTX “в большом количестве”. Производители соглашаются с этим заявлением. К примеру, BFG сообщила Tom’s Hardware Guide, что 7800 GTX “будет доступна на день объявления” и в большем количестве, чем год назад 6800 Ultra.
В день выхода 7800 GTX предложит ещё одна компания – PNY. Карта Verto GeForce 7800 GTX будет предлагаться в стандартной поставке, а также в версии с 1 Гбайт памяти DDR2-667 за $679. Подобная цена не смущает главного менеджера по маркетингу PNY Марка Армстронга (Marca Armstrong). “Классический маркетинг утверждает, что намного легче спуститься сверху вниз, чем подняться снизу вверх, – сказал Армстронг. – Я думаю, что стратегия nVidia всегда предусматривала начало на уровне high-end, а затем постепенное снижение вниз по другим моделям”. Поддержка высокой цены, наподобие дорогих автомобилей, считает Армстронг, “создаёт дополнительный интерес вокруг чипа, поэтому его захотят купить ещё большее количество пользователей”.
Если карты 7800 GTX выйдут в продажу в достаточном количестве по рекомендованной розничной цене, то это можно считать самым значимым улучшением по сравнению с предыдущим поколением графических чипов.
Технические спецификации GeForce 7800 GTX |
8 вершинных блоков |
24 пиксельных конвейера |
Частота ядра/частота памяти: 430 МГц/600 МГц с поддержкой “разгона” |
128-битная точность с плавающей запятой по всему конвейеру |
302 миллиона транзисторов |
256-битная архитектура памяти GDDR3 |
Поддержка PCI Express x16 |
Поддержка Windows XP, 2000, ME, 9x, Mac OS X, Linux |
Использованные технологии |
Поддержка нескольких карт SLI |
Поддержка Direct X 9.0 Shader Model 3.0 |
Поддержка OpenGL 2.0 |
Рендеринг с высоким динамическим диапазоном (HDR) |
Движок CineFX 4.0 |
Поддержка сглаживания Intellisample 4.0 |
Улучшенная поддержка HDTV PureVideo |
Единый драйвер и компилятор для всех продуктовых линеек nVidia |