Crimson Skies: HRTR – смесь Freelancer и 1930-х, или Воры не дремлют Рано или поздно это должно было случиться с каким-либо “громким” проектом, и, слава Богу, что это случилось с High Road To Revenge – горячо ожидаемым продолжением серии игр во вселенной Crimson Skies. Вас интересуют детали? Прекрасно: самое главное это то, что у фанатов ПК (как основной игровой платформы) появился ещё один повод для ненависти к Xbox, куда в очередной раз перебрался исключительно компьютерный игровой проект. Собственно, это далеко не первый случай, когда на “лоб” игре ставится клеймо “только для Xbox” – вспомните хотя бы истории с Midtown Madness 3 или MechAssault… Почему разработчики переносят запуск своих игр на Xbox? Элементарно – просто сравните условия и взвесьте плюсы и минусы ПК и приставки от Microsoft. С одной стороны, вам надо много и долго оптимизировать игру для постоянно развивающегося “железа” ПК, с другой – полировать игровой код под конкретную конфигурацию. Это ведёт к более эффективному использованию ресурсов приставки и позволяет разработчикам выжать все соки из, казалось бы, её антикварного “железа”. Добавьте к этому тенденцию увеличения количества приставок (а значит и “приставочных” геймеров), и вы окончательно поймёте, почему разработчики считают рынок видеоигр более привлекательным, нежели рынок компьютерных игр. Да, играя на приставке, вы не получите мега-разрешения картинки и управления от мыши и клавиатуры, однако то, что цена на Xbox составляет лишь часть от цены самого захудалого компьютера, заставляет закрыть глаза на некоторые её неудобства. Зато многопользовательский режим игры через Интернет теперь вполне доступен и владельцам приставок, а это значит, что ПК в очередной раз терпит поражение на фронте “исключительности”. Короче говоря, неважно – расхаживаете ли вы по дому в костюме фаната Xbox или источаете проклятья в сторону Билла Гейтса и его империи. Главное – вы считаете себя настоящим геймером и ни за что не упустите возможности поиграть в Crimson Skies: High Road To Revenge. Дотянись до небес! Поклонники оригинальной Crimson Skies сходу войдут в новую игру, поскольку, как и прежде, геймер берёт на себя роль самоуверенного аэропирата Натана Закари (Nathan Zachary). Закари – член организации с говорящим названием “Охотники за удачей” (“Fortune Hunters”). Их “охота” заключается в непрерывной борьбе с другими группировками за сферу влияния, авторитет и добычу. Впрочем, в основе сюжета лежит все-таки не это, а месть за заменившего герою отца учёного Дока (Doc, надо сказать, что внешне он очень похож на Альберта Эйнштейна), убитого на пороге сверхсекретного открытия, над которым Док работал долгие годы. Игровая вселенная Crimson Skies базируется на альтернативной истории США 30-х годов прошлого века, сама же игра относится к жанру авиасимулятора: вид из кабины самолёта или зенитной установки – вот основные кадры для High Road To Revenge. Впрочем, если вы думаете, что встретите тут реалистичную лётную модель уровня Combat Flight Simulator, то ошибаетесь: High Road To Revenge – это очень аркадный авиасимулятор. В этой игре Microsoft Game Studios решила сфокусироваться на абсолютном действии и незамысловатой модели воздушного боя с простым и интуитивно понятным управлением. Управление и правда интуитивно понятно: используя два аналоговых штырька на своём геймпаде, геймер может выполнять огромное количество воздушных трюков (включая “петлю Нестерова” и “бочку”), ловко маневрируя между злобно настроенными врагами и ужасно твёрдыми препятствиями. Сольная кампания в High Road To Revenge разделена на уровни, каждый из которых, в свою очередь, состоит из ряда миссий. Хотя линейность сольных миссий несколько утомляет, уровни содержат множество “необязательных” заданий, которые не только разнообразят игровой процесс, но и позволяют заработать дополнительные деньги для модернизации вашего самолёта. Суть этих “необязательных” заданий обычно заключается в охране груза или воздушной стычке. Впрочем, Microsoft Games можно похвалить за само их наличие в игре. Выбор конкретной миссии максимально прост: вы выбираете её и жмёте “X” на геймпаде. Внутри задания вас уже ждут многочисленные враги, притаившиеся в воздухе, на земле и на море. Впрочем, каждому известно, что любые враги – это всего лишь мишени для одной из трёх вариаций ваших бронебойных орудий. Такое разнообразие весьма украшает игровой процесс High Road To Revenge, на описание которого мне понадобилась затратить на неделю больше, нежели это планировалось изначально. Сюжет подаётся через чередование видеовставок и игровых моментов, однако не допекает геймера на каждом шагу, вводя беднягу в состояние зелёной тоски. Несмотря на абсолютную линейность миссий и дополнительных заданий, ваша пиратская деятельность является довольно свободным предприятием – вы в любой момент можете полететь вслед гражданскому самолёту, подбить и ограбить его. В целом, High Road To Revenge похожа на нечто среднее между Freelancer и Grand Theft Auto. Увидев, что идущий впереди пират штопором полетел вниз, будьте готовы к встрече с народным ополчением. И напоследок: если вы захотите подзаработать деньжат за счёт скоростного полёта – не забывайте про гонки на время. Короче, как и ожидалось, Microsoft Games услышала стенания поклонников Crimson Skies по поводу линейности прохождения игры и под вывеской High Road to Revenge выпустила прекрасный коктейль из сюжетного сольного прохождения, серии “необязательных” заданий и полной свободы действия. Как было сказано выше, заработанные во время игры деньги и подобранные детали идут на модернизацию и ремонт вашего самолёта. В отличие от оригинальной Crimson Skies, в High Road to Revenge существует определённый лимит на улучшение вашего крылатого друга – и это не слишком радует. Кроме этого, мы вынуждены предупредить о том, что в виде от первого лица у самолёта не прорисовывается кабина. Это крепко бьёт по ощущению реализма происходящего. Собственно, как уже писалось выше, реализм не был каким-то особенным приоритетом для Microsoft при создании данной игры. Поэтому наиболее удобным в High Road to Revenge мы полагаем вид от третьего лица – благо разработчики позаботились об отличной работе виртуального оператора. Хотя настройки управления по умолчанию вполне удобны, мы должны отметить тот факт, что перенастроить их по желанию пользователя невозможно. Для основного управления самолётом в High Road to Revenge используется левый аналоговый штырёк на геймпаде, для выполнения сложных маневров и фигур высшего пилотажа – правый. Кнопка “Y” отвечает за ускорение, “B” – за торможение, “А” включает функцию масштабирования цели во время стрельбы из пушки, а “X” – это просто кнопка для подтверждения действия. Кроме того, правый “шифт” геймпада является гашеткой для основного орудия на самолёте, а левый – спускает с “привязи” имеющиеся на борту ракеты (у них в игре есть множество разновидностей). Как вы видите, продуманное и удобное управление High Road to Revenge с лихвой компенсирует отсутствие возможности переназначения кнопок. Игровой процесс High Road to Revenge приятно злобен благодаря довольно агрессивному искусственному интеллекту противника, гарантирующему немало приятных минут даже прожжённым виртуальным пилотам. Новички же вполне могут попереключать уровни сложности, пока не найдут необходимый для себя баланс. По мере продвижения по сюжетной линии и развития своих умений, вам становятся доступны некоторые специализации самолёта (типа “медленный, но мощный” или “вёрткий, но хрупкий”) – это также снимает проблему монотонности игры, которая в своё время не позволила Freelacner получить более 90 баллов из 100 в большинстве обзоров и рецензий. Это шок! Одна из самых замечательных особенностей Crimson Skies: High Road to Revenge заключена в наличии у игры многопользовательского сетевого режима, который, мы уверены, добавляет ей не один месяц жизни. Если вы подписаны на службу Xbox Live, но уже сыты по горло бесконечной чередой шутеров от первого лица, High Road to Revenge может стать вполне достойной отдушиной. Интересно, что разработчики из Microsoft Games спроектировали местный многопользовательский режим по образу и подобию стандартного шутера от первого лица: в High Road to Revenge имеются индивидуальный и командный deathmatch, а также любимый всеми захват флага. Однако не эти, а два других сетевых режима являются фаворитами многопользовательских “заруб”: “Keep Away” – битва за обладание артефактом, где победителем становится геймер, удержавшей его наиболее длительный период, и “Wild Chicken” – невероятно интересное соревнование (похожее, кстати, на захват флага), где геймеры пытаются снять с крыла соперника вцепившегося в него (крыло) когтями живого цыплёнка. Хотя последнее на словах выглядит несколько глуповато, поверьте – среди прочих многопользовательских аттракционов “Wild Chiken” – лучший. Прежде чем уйти в сетевое соревнование с головой, игра предлагает геймеру выбрать себе самолёт по вкусу. Самолёты High Road to Revenge различаются скоростью, количеством брони и мощью вооружения. Выбор правильной машины жизненно важен для успешной борьбы с противником, поэтому будьте благоразумны и попробуйте самые разнообразные варианты для того, чтобы выбрать оптимально подходящий для вашего стиля игры самолёт. Думается, что опытные пилоты знают, что быстрые и маневренные аппараты легче раскрывают потенциал лётчика, а их более медленные собратья компенсируют свою неповоротливость огневой мощью. Нельзя не упомянуть о том, что в High Road to Revenge имеется прекрасное сетевое ядро, которое не допускает даже малейших заминок при игре на сервере местного уровня. Более того, Crimson Skies, как и большинство “заточенных” под Xbox Live игр, имеет функцию “OptiMatch”. Эта функция выстраивает серверы по следующим показателям: режим игры, карта, максимальное количество игроков, максимальный лимит времени и отражение этого показателя в статистике. Использование “OptiMatch” сильно облегчает жизнь геймера, однако, её недостаток в том, что вы не можете присоединиться к уже идущему сеансу игры. Это несколько затрудняет координацию действий между группой друзей, которые решили немного посоревноваться между собой. К сожалению, функция загрузки нового содержания для High Road to Revenge пока затруднена – игра только что появилась в продаже. Тем не менее, Microsoft сообщила нам, что она планирует в ближайшем будущем выложить в сеть несколько новых самолётов, карт и режимов игры, которые, несомненно, продлят жизнь проекта. Просто прелесть Если есть в этом мире кто-то, кто может выжать из Xbox все соки до последней капли, так это – Microsoft Game Studios, что особенно заметно на примере High Road to Revenge. Внешний вид игровых зон, которые посещает Закари на протяжении всей игры, просто ошеломляет: каждый уголок вселенной Crimson Skies обладает собственным стилем, персонажами и атмосферой. Кроме того, виртуальная среда High Road to Revenge весьма детализирована, особенно когда это касается бесподобных эффектов огня и воды. Удивительно, но, несмотря на сложный дизайн уровней, в игре (даже в разгар боя) не бывает скачков скорости, связанных с падением fps (frame per second – кадры в секунду). Если кто-то называет “железо” Xbox устаревшим, то High Road to Revenge – это худшее тому подтверждение! Для каждого самолёта в игре имеется своя система повреждений, визуально отражающая степень поломки его узлов. Например, подбитые самолёты загораются и оставляют за собой клубы дыма, а при уничтожении – громко и ярко взрываются. Что интересно, вражеский пилот нередко успевает катапультироваться из горящей машины и выжить. Всё это в целом делает игру столь интересной и красивой, что, порой, без дураков, удивляешься мастерству разработчиков, умеющих извлекать такое из морально устаревшего видеоускорителя Xbox. Проблема, которая часто встаёт при общении с большинством авиасимуляторов, заключается в недостатке дальности обзора, на протяжении которого программа отображает вражеские самолёты (проще говоря, самолёты противника возникают “из ниоткуда” и внезапно пропадают прямо у вас перед носом – из-за слабости графического движка). К счастью, с High Road to Revenge таких проблем не возникает: дальность обзора тут вполне приличная и за подбитым вражеским самолётом, волочащим за собой длинный хвост дыма, довольно легко проследить. Однако нельзя сказать, что визуальная часть в High Road to Revenge полностью лишена недостатков. В сюжетных видеовставках, например, хорошо видны многочисленные искажения от сжатия данных. Впрочем, они не в состоянии слишком сильно испортить великолепную режиссуру этих видеовставок, существенно добавляющих шарма общей атмосфере игры. Музыка что надо Ещё одна сильная сторона игры – это “озвучка” действующих лиц, которая вкупе с качественными видеовставками создаёт потрясающую атмосферу в пост-депрессивном стиле 1930-х годов. Несмотря на прекрасный сценарий и славу Натана Закари как доброго малого, разработчики решили отказаться от многочисленных сеансов связи главного героя с приятелями во время полётов. Во время игры эти сеансы здорово мешали геймеру сосредоточиться. Фоновая музыка в игре также выше всяких похвал, а реализм звуковых эффектов оружия и всяческих взрывов полностью соответствует требованиям приключенческого жанра. Кстати, звуковое оформление в High Road to Revenge динамически изменяется в зависимости от ситуации, в которую попал главный герой. Это, опять же, влияет на общую игровую атмосферу, создавая, где это нужно, ощущение напряжённости. Вердикт: это победа! Если попробовать описать Crimson Skies: High Road to Revenge парой слов, то эти слова будут “одна из лучших игр 2003 года”. Сольная кампания протяжённостью в 12 часов игрового процесса, злобный многопользовательский режим, удерживающий геймера около приставки в течение нескольких дней кряду, вполне оправдывают отданные за диск с игрой деньги. Добавьте сюда множество “необязательных” заданий и большую степень свободы, высвобождающие игровой процесс High Road to Revenge из липких лап монотонности и скуки. Наконец, не забудьте про превосходную графику, великолепную музыку и звук. Вывод для самых непонятливых: если у вас есть Xbox и вы купили пакет сетевых услуг Xbox Live, то самой большой вашей глупостью будет пропуск этой потрясающей игры.