Обзор The Elder Scrolls Online | Нет дорог на остров новичков
Остров новичков
Закончив настройку вашего персонажа, вы, по традиции The Elder Scrolls Online, просыпаетесь в заключении. Пройдя стандартное обучение и посражавшись со скучными монстрами в другом мире, вы встретитесь с Майклом Гэмбоном (“Дамблдор”), озвучивающим персонажа по имени Пророк. Он называет вас Рудимент (то есть орган, утративший своё основное назначение). Это первый намёк на то, что ваши действия в The Elder Scrolls Online ничего не значат. По завершении побега игра выбросит вас на пирс, с которого вы можете отправиться только на остров новичков.
Начальные острова предлагают настольно скучный игровой опыт, что разработчики прислушались к просьбам бета-тестеров и реализовали возможность полного пропуска этой локации, а вместе с ней и полдюжины “скайшардов” (Skyshard), дающих очки для апгрейда, повышения уровней и пополнения инвентаря. Если вы не сразу поняли, что теряете при пропуске стартовой локации, то позже можете вернуться и наверстать упущенные возможности.
Остров новичков и последующие области меняются от альянса к альянсу, но все они дают одинаковые ощущения – скука. Мы с трудом старались не пропускать озвученные диалоги, неоднократно выбирая первый ответ, чтобы побыстрее добраться до следующего этапа квеста. Вскоре вы понимаете, что выбор первого предложенного варианта ответа – это самый быстрый способ приступить к очередному заданию, призванному заставить вашего героя бегать из точки А в точку Б. Конечно, можно свернуть с протоптанной дорожки, которую советуют подсказки на экране загрузки, но и здесь вы вряд ли найдёте что-то действительно интересное. Даже не в многочисленных интересных местах вам предложат выполнить очередной заурядный квест.
Обзор The Elder Scrolls Online | Подземелья
Подземелья в The Elder Scrolls Online – худший элемент, который сильно бьёт по ожиданиям игроков MMO. Представьте себе букву “b”. Представили? Отлично! Теперь вы тоже можете называться дизайнером уровней для этой игры! По образу этой буквы, назовём её “ленивая петля”, выполнены все подземелья в The Elder Scrolls Online. Все до одного. Вы заходите сверху, сразу видите ещё дюжину игроков, уже убивших всё в зоне видимости до самого босса. Вам может повезти, и вы сможете успеть к воскрешению убитых, хотя это зависит от многолюдности конкретного подземелья.
В пещерах нет абсолютно ничего интересного – вот что хуже всего. Все закоулки, углы, ответвления и точки на карте, которые отходят от основных рельс “ленивой петли”, ничего не содержат, и сделаны просто для “разнообразия”. Игроки заходят в пещеру, две-три минуты движутся по маршруту до точки возрождения босса, причём текстуры, форма и наполнение пещеры ничем не отличаются от десятка предыдущих. Точку возрождения босса легко узнать, поскольку возле неё всегда есть 5-12 человек, половина из которых – боты, добывающие золото. Также на полу будет лежать полдюжины трупов всё того же босса, недавно убитых и освобождённых от оснащения (лута).
Игроки коротают время за музыкальными инструментами (бьют в барабан), боты терпеливо стоят, готовые к действию. Все ожидают возрождения босса, который умирает всего за несколько секунд. Игроки, которым повезло сделать несколько ударов, получают кредиты за убийство, а пещера считается зачищенной. С трупа можно снять пару золотых и отправиться в конец пещеры. Выход осуществляется через дверь, которую вы заметите ещё в начале уровня.
Если вам повезёт, то в пещере вы можете оказаться с тремя-четырьмя игроками, тогда босс умирает за 5-10 секунды, вместо 1-2. Если игрок убивает босса во время основного квеста, но не спешит покидать пещеру, а задерживается, например, изучить лут, то босс снова возродится, сказав свой монолог перед атакой. Похоже на аттракцион в луна-парке: “Уважаемые посетители, надеемся, вам понравилось в нашей пещере номер 824” [Пауза 3 секунды], “Уважаемые посетители, надеемся, вам понравилось в нашей пещере номер 824” и снова повтор. Это не просто мешает погружению в игру, это будто расщепляет его на субатомные частицы с помощью орбитального кинетического ускорителя масс.
Дойдя до 20-го уровня, мы ни разу не заинтересовались убийством босса в подземелье, поскольку в этом нет никаких трудностей или ощущения опасности. Создаётся чувство рутины, из-за которой цена на игру кажется преступно завышенной. PvE и подземельям сильно не хватает наполнения.
Обзор The Elder Scrolls Online | Копипаст и лут
Копипаст
Для наглядности мы собрали все подземелья The Elder Scrolls Online в одну схему. Всего в землях Tamriel 104 пещера, не считая небольшого количества “публичных” подземелий. Семьдесят три из ста четырёх подземелий сделаны по принципу копировать/вставить, тридцать одно из них (на момент написания) не дублируется.
70,19% подземелий в The Elder Scrolls Online выглядят одинаково, поскольку они действительно одинаковые.
Интерьеры внутри зданий в этом плане ничуть не лучше, поскольку на три альянса предусмотрено примерно шесть основных структурных интерьеров. Если во время игры помещение вам кажется очень знакомым, то лишь потому, что они действительно повторяются. В игровых кругах, а также на Reddit, эта чудовищная практика называется “копипастом” (от англ. “copy paste”), и таких явных свидетельств данного эффекта мы не наблюдали со времён Dragon Age 2.
Лут
Лут, или добыча, – один из самых привлекательных элементов игр жанра MMO. Так приятно найти и надеть редкую вещь, драгоценность, которую можно продать за хорошую сумму или редкую безделушку, напоминающую о битве с огромным монстром. В TESO при убийстве босса вы можете найти одну-две монетки или червей для рыбалки. Кстати, хотя в игре рыбалка и приготовление еды являются навыками, вы не можете приготовить словленную рыбу. В любом случае, список добычи не особенно растёт или меняется, поскольку из босса более высоких уровней можно выбить всё те же 2-4 куска золота, как с монстров более низких уровней. Чтобы вы представляли, насколько мала эта сумма, отметим, что хорошая лошадь в игре стоит около 42000 единиц золота.
Таким образом, особого чувства победы или успеха при сражениях с врагом вы не ощущаете, поскольку знаете, что ничего толкового из него не выпадет.
The Elder Scrolls Online, по традиции игр серии Elder Scrolls, позволяет накапливать в рюкзаке целую кучу бесполезного хлама. Не думаем, что вам действительно нужен восьмой по счёту рецепт клёцок из козлятины или брюшко жука, выпавшее из огромного атронаха. Но ещё больше огорчает тот факт, что игроки разных рас и направленностей в конечном итоге выглядят одинаково. Даже уникальные вещи из сборок выглядит как обычные.
Во время изучения стартового острова встречаются множество сундуков, которые можно открыть. Примерно после восьмого уровня сундуки встречаются всё реже и реже, и постепенно их появление становится каким-то необычным и неожиданным событием.
Обзор The Elder Scrolls Online | PvP и создание групп
PvP
На десятом уровне вы можете поучаствовать в PvP-боях (против других игроков), которые, в зависимости от выбранного альянса, могут оказаться как быстрыми состязаниями, полными адреналина, так и затяжными сражениями. Для нас широта и простор режима PvP представляют приятное занятие на целый день, хотя время боёв может варьироваться. Система, в основном, построена на базовой модели Realm vs. Realm (королевство на королевство), взятой из лучших MMO-игр прошлого, таких как Dark Ages of Camelot и Shadowbane. Толпы игроков сражаются друг с другом, создавая эффект осады, что, в свою очередь, весьма увлекательно.
К сожалению, PvP в The Elder Scrolls Online совершает одну из классических ошибок игра формата MMO, когда геймплей уже не такой динамичный, и один альянс захватывает всю карту кампании, заставляя других игроков из оппозиции уходить в другие кампании. Все они выглядят одинаково и имеют схожие интерьеры, расстояния между достопримечательностями огромные, и почти все осады проходят одинаково. Если вы очень заинтересованы в отображении титула, заработанного в вашей PvP-кампании, то система в её текущем состоянии вам очень понравится. Ключ к победе прост: следуй за группой и победишь, если, конечно, группа противника не больше твоей.
Группы
Нельзя выразить словами, насколько плохо объединение в группы реализовано в The Elder Scrolls Online. Кроме небольших восьмиминутных групповых зачисток подземелья, которых совсем мало, объединение в группы совершенно бессмысленно. Все квесты в игре выполняются в одиночку, и кооперативной игры не существует. Игрок играет в однопользовательскую игру наряду с другими игроками. Если оба игрока в группе находится в разных частях квеста, они будут видеть разные версии окружения. Половину времени игроки в группе не видят соратников именно по этой причине. Игрок не получает вознаграждения, когда члены группы убивают врагов, будь то стандартные враги или боссы.
Нет этапов задания, в которых вам может потребоваться помощь других игроков, кроме того, нет квестов, которые можно выполнить вместе с соратником. Группирование упрощено до отслеживания позиции игрока в мире Тамриеля, если вы играете в одно время.
Эта игра вряд ли добавит эмоций вашему браку, если вы решили поиграть в неё с женой (или мужем).
Обзор The Elder Scrolls Online | Лучше не становится
Лучше не становится
Обычно при появлении новой MMO большинство игроков покупает обычную версию игры, а небольшая часть первых игроков переходит на версии deluxe или collector edition. В The Elder Scrolls Online непропорционально большая доля игроков (включая наших тестеров) сразу выбрала Imperial Edition за возможность играть за расу Имперцев, получить хорошую лошадь в начале игры и играть за любую расу в любой фракции. Ощущение риска при этом минимально. Ведь это Elder Scrolls. Игра должна быть хорошей. Просто обязана.
На пути к 20 уровню постоянно назревал какой-то внутренний конфликт. “На третьем уровне игра ужасна, но, возможно, к десятому будет намного лучше. На двенадцатом уровне она осталась ужасной, но, может быть, всё исправится к пятнадцатому уровню, когда я смогу поучаствовать в групповых зачистках подземелий и покинуть земли, на которых застрял? Конечно, к этому моменту всё будет намного лучше”. Но после прибытия в новые локации веселее не стало, и никогда не станет. Игра осталась пустой, а квесты приелись ещё сильнее, чем на ранних уровнях. Мы пытались убедить себя, что нас не обдурили, заставив потратить $60 на MMO, и как-то рационализировать цену. Но мы так и не дошли до места, когда геймплей становится захватывающим. Возможно, оно пряталось как раз в следующей локации? Или на два уровня выше, чем были мы? Может быть, мы выбрали не тот класс или альянс? Но по результатам разговоров с другими игроками мы убедились, что такое мнение очень широко распространено, особенно среди тех, кто потратился на Imperial Edition или даже коллекционное издание игры. Многие говорили, что вот-вот дойдут до той части, когда игра станет интереснее и веселее, осталось совсем немного…
Бой
Что происходит, когда непреодолимая сила встречает неподвижный объект? Игровая механика наскучивает очень быстро. Игра, в которой у всех мощная атака, убивающая врагов за один-два удара, и бесконечная, идеальная защита быстро надоедает, и игроки, знакомые с серией RPG-игр Exalted, нас поддержат. Вас ждёт либо успех, не подразумевающий духа состязания, либо сокрушительный провал, когда не стоит даже пытаться сражаться. Может быть, и не преднамеренно, но The Elder Scrolls Online использует такой подход в системе PvE. Если вы не можете убить что-то за 10 секунд, то это что-то убьёт вас сейчас и, скорее всего, будет убивать всегда. Если вы можете это убить, то убьёте очень быстро, и если не найдёте в карманах жертвы золота, задумаетесь, не стоит ли подождать возрождения босса, как это делают другие игроки.
Лично у нас в The Elder Scrolls Online не было ни одного боя дольше одной минуты, и мы продержались до 20-го уровня.
Навыки и атрибуты, которые игроку приходится распределять с ростом уровня для создания сбалансированного персонажа, достаточно интересны. В игре используется традиционная система персонализации героя. Бой может быть захватывающим, однако достоинства системы развития и боя разрушаются другими системами, в частности, минимальной боевой силой и слабым искусственным интеллектом врагов.
Обзор The Elder Scrolls Online | Квесты и окружение
Квесты
- [Незапоминающийся неигровой персонаж]: “Привет! Мне нужно чтобы ты убил Короля Гарбанзо, вторгающегося в Замок Бленд в неописанной зоне 2. Увидимся на выходе миссии”.
- (две минуты спустя)
- [Король Гарбанзо]: “Ты не сможешь остановить нас… Аааа, ты убил меня! Ты за это ответишь!”
- (пять секунд спустя босс возродился)
- [Король Гарбанзо]: “Ты не сможешь остановить нас… Аааа, ты убил меня! Ты за это ответишь!”
- (после небольшой пробежки)
- [Незапоминающийся неигровой персонаж]: “Молодец! Вот тебе мешок картошки и 18 золотых. Теперь иди на север, встреться с безликим неигровым персонажем номер #193 и возьми задание, в котором ты будешь бегать и собирать квестовые маркеры, а потом вернись к квестодателю… то есть ко мне”.
Квестовые диалоги в The Elder Scrolls Online просто ужасны, хотя можно подобрать и более грубые синонимы этого определения. Ещё больше погружение в игру портит исчезновение напарника, когда вы находитесь на разных уровнях задания. Вы тащитесь до следующего квестового маркера, идёте ещё минут пять до следующего маркера, входите в сделанное под копирку подземелье, следуете за “паровозиком” из других игроков до зоны появления босса, которого ждут ещё несколько игроков, наносите ему столько урона, чтобы задание засчиталось, возвращаетесь к квестодателю, чтобы получить, как правило, бессмысленную и не дотягивающую до вашего уровня награду.
Несколько вариантов в диалогах позволяют оставить неигрового персонажа в живых или позволить ему умереть, что влияет на невидимую карму. Но не обманывайте себя. Эти решения никак не влияют на игру, будущие диалоги, да вообще ни на что. Это лишь косметика. Игроку часто предлагают выбрать красную или синюю таблетку, хотя обе являются плацебо. Они заполнены безвкусной водой и ни на что не влияют. Выбор не имеет смысла.
Квесты сильно нарушают климат игры. В них нет ничего интересного, они не дают погружения и не влияют на геймплей. В игре они являются доказательством хорошего игрового движка и демонстрируют технологические возможности мега-сервера.
Окружение
Те из вас, кто играл в Skyrim, возможно, вспомнят разочарование, испытываемое при встрече повторяющихся монстров и врагов, особенно переименованных и видоизменённых драугров. Тем не менее, это можно простить, если учесть захватывающий сюжет. Декорации и масштаб The Elder Scrolls Online подразумевают более широкое разнообразие фауны, чем в замёрзших пустошах Скайрима. В Skyrim и Oblivion вы можете забраться на высокую гору, осмотреть местность и отметить для себя области для последующего изучения. В The Elder Scrolls Online лучше даже не думать о прыжках. Они реализованы с ошибками. После нескольких попыток начинаешь понимать, что зависания и ложные прыжки – не исключение, а правило.
Понимаю, что не все с нами согласятся, но пейзаж оставляет желать лучшего. Многие обозреватели подробно расписывают потрясающую красоту игры, и мы признаём, что она действительно красива. В этом плане разработчики действительно постарались. Однако с повышением уровня вы будете снова и снова замечать одинаковые, но немного перекроенные локации, просторные участки земли, не имеющие ничего интересного, кроме открывающихся видов, которые лишь мимолётно захватывают ваше внимание, что-то привнося в “игровой” опыт. Если вам нравится часами баловаться со скриншотами, то пейзажи The Elder Scrolls Online, доставляющие вам удовольствие, обойдутся в $59,99 за саму игру и ещё $14,99 в месяц за подписку.
Обзор The Elder Scrolls Online | Проблемы, крафтинг и озвучка
Спамеры, олухи и баги
Спамеры с самого первого дня населили The Elder Scrolls Online. Золотодобытчики развернули свою деятельность задолго до официального релиза игры, и получали десятки тысяч золотых всего за несколько часов в ограниченной версии Imperial Edition с ранним доступом по предзаказу. Примерно через неделю после запуска игры дурацкая ошибка сбила банковские счета и разрушила зарождающуюся экономику, а спамеры и золотодобытчики быстро сориентировались, держась на шаг впереди, после того как разработчик пытался их устранить. Как мы уже говорили, боты постоянно присутствуют в точках возрождения боссов, причём администрация лишь недавно предприняла действия по их массовому устранению.
В 2014 году MMO-игра, не имеющая механизма противодействия спамерам и ботам, недостойна рейтинга AAA. Эти проблемы были решены лет десять назад, и игроки просто не готовы к их появлению. Отсутствие механизма противодействия спамерам, ботам и мошенничеству на момент выхода игры просто непростительно. Получается, что игрокам приходится терпеть несоответствия в базовых системах продукта.
Крафтинг
На удивление, крафтинг в The Elder Scrolls Online сделан на “отлично”. Хотя носить с десяток частей оружия и брони для разборки не совсем весело, а собирать ресурсы без соответствующих навыков довольно трудно, сама система хорошо детализирована. Но не стоит думать, что вы сможете отыгрывать только крафтера. Для них нет квестов, а большинство материалов можно получить при разборе вещей, которые можно найти во время приключений и битв.
Аукционных площадок нет. Для торговли нужно вступить “в гильдию торговцев”. Также можно обратить внимание на основной чат, заваленный спамом, в котором игроки предлагают в залог свои товары, и здесь можно предложить свои вещи. Крафтинг, в этой игре хоть и обширный, но так же, как и другие элементы, монотонен и однообразен.
Озвучка
В The Elder Scrolls Online первого персонажа в диалогах озвучивает Майкл Гэмбон (Michael Gambon), который озвучивал Дамблдора в известной серии фильмов. Джон Клиз (John Cleese) из Монти Пайтон озвучивает персонажа Sir Cadwell. В целом, основных неигровых персонажей озвучивают актёры высокого класса. К сожалению, наличием голосового сопровождения может похвастаться лишь малая часть диалогов. Конечно, приятно иметь в MMO хоть какую-то озвучку, но сюжет настолько скучный, что диалоги не привлекают внимание игрока.
Диалоги настольно монотонны и однообразны, что к десятому уровню начинаешь замечать, что не вслушиваешься и не вчитываешься в слова персонажей основной сюжетной линии, а просто пролистываешь их до ключевых моментов, в которых тебе говорят куда идти и что делать.
Обзор The Elder Scrolls Online | Якоря и бессмысленность
Бабах! По всему региону слышен раскат грома, предупреждающий путников о том, что силам тьмы удалось вызвать тёмный якорь (Dark Anchor) из даедрической преисподней под названием Coldharbour, который притянет Молаг Бала (Molag Bal) и его армию извергов. В небе открывается огромный вращающийся железный портал, который цепляется металлическими крюками за каменную пирамиду под ним, открывая путь злым ордам, спускающимся в потоках энергии. Путешественники, включая вас, собираются вокруг и сражаются с легионом даэдра, которые волна за волной падают с неба в сгустках энергии. Размах и напряжение битвы постоянно растёт, поскольку появляются всё более злые существа. Наконец, появляется сателлит (pinion), и один из игроков уничтожает его, из-за чего якорь раскручивается и исчезает в никуда. Силы добра отстояли битву!
Что же получает бесстрашный герой за участие в таком масштабном событии? Ни сундука, ни добычи. Ни знака о заслуге. Ни титула. Ни поздравлений. Иконка на карте меняет свой цвет с чёрной с белым контуром на белую с чёрным контуром. Чувствуете воодушевление?
После первого тёмного якоря хочется сказать: “Ух ты! Было круто! Уже закончилось? И всё?”. Затем вы увидите, как тот же самый якорь снова появляется в этом месте, и вам, возможно, даже захочется повторить битву. После второй-третьей попытки задаёшься вопросом, почему ты вообще это делаешь. Ну, конечно! Чтобы отметка на карте сменилась с чёрной на белую. Это единственный результат битвы.
Вывод
В TESO есть приятные моменты, но их немного. Игра пустая, скучная и именно такая, как многие боялись себе её представить. Миллионы покупателей повелись на новый пёстрый MMO-движок и скудную озвучку дорогими актёрами. Но как мы ни пытались заинтересоваться игрой, это не удалось. Её нельзя назвать прекрасным дополнением к серии Elder Scrolls в любом смысле этого слова. Огрехи принять было бы куда проще, если бы не огромная цена, и не только обычной версии, но и почти необходимой для нормальной игры версии Imperial Edition. Сейчас можно найти условно бесплатные игры подобного жанра с гораздо лучшим геймплеем и содержанием: Dungeons & Dragons Online, Star Trek Online и, конечно же, World of Warcraft. WildStar – ещё одна многообещающая новинка с возможностью постройки домов и неплохим игровым юмором.
Мелкая, непримечательная, пресная, безвкусная, скучная, неинтересная, монотонная, вялая, неторопливая, заурядная, рутинная, избитая, пустая, лишённая смысла, TESO ужасно напоминает фильм “Бесконечная история” (The Neverending Story) 80-х годов прошлого века, в котором герой Бастиан спасает Фантазию от “Ничто” – стихии, съедающей страницы интересной книги. The Elder Scrolls Online – игра, которую мы получили бы, если бы “Ничто” победило и решило выпустить игру жанра MMO, построенную на базе одной из самых знаменитых игровых франшиз.
Сможет ли TESO реабилитироваться? Нельзя сказать определённо. Final Fantasy XIV после премьеры была столь же ужасна и испытывала проблемы с недостатком контента. Игра вернулась на доработку, и через год предстала перед игроками в новом свете, причём с извинениями от Square Enix. The Elder Scrolls Online может сделать нечто подобное и наполнить огромный игровой мир качественным контентом, однако первые впечатления значат очень многое на переполненном рынке сетевых игр, особенно когда речь идёт о подписке.
Как говорится, поживём – увидим.