Gigabyte 3D1: видеокарта с двумя GPU
Редакция THG,  15 января 2005


Gigabyte 3D1: SLI на одной карте

Gigabyte 3D1: SLI на одной карте

За несколько дней до Нового года Gigabyte раскрыла сообществу геймеров свой секретный проект - видеокарту 3D1. Она использует два графических процессора nVidia GeForce 6600GT в режиме SLI. Проще говоря, вместо двух карт Gigabyte решила использовать одну SLI.

Gigabyte 3D1: SLI на одной карте
На иллюстрации показан полный набор: материнская плата и видеокарта. Можно также заметить кулер Gigabyte 3D Rocket-Pro.

Проект был настолько секретен, что даже nVidia, производитель графических процессоров и "изобретатель" режима SLI, ничего не подозревала и была удивлена. Разработка оказалась тем более интересной, поскольку Gigabyte подала заявку на патент на технологию 3D1. Патент пока не опубликован, но достаточно сказать, что nVidia забыла запатентовать подобную архитектуру SLI, в результате чего Gigabyte получит эксклюзивные права на дизайн. Возможно, Gigabyte будет лицензировать технологию другим компаниям, получая от них роялти. nVidia положительно высказалась по поводу концепции 3D1 и планирует обеспечить полную поддержку.

История многоядерных карт

Если посмотреть на историю графических карт, то планы Gigabyte можно посчитать либо очень смелыми, либо крайне наивными. Ведь многие другие компании неоднократно пытались создать многоядерные карты, но все попытки проваливались одна за другой. Без всякого сомнения, самым грандиозным фиаско можно назвать двуядерную карту 3dfx Voodoo 5 5500. Многие хардкорные геймеры с нетерпением ждали четырёхядерную Voodoo 5 6000, но она так и не выбралась из состояния прототипа. После того, как Voodoo 5 не оправдала ожиданий, 3dfx прекратила своё существования и была куплена конкурентом nVidia.

История многоядерных карт
3dfx Voodoo 5 5500 - вероятно, самая известная двуядерная карта. К сожалению, дизайн этой карты так и не смог впечатлить геймеров, обозначив закат эпохи графического пионера 3dfx.

ATi, ещё одна известная компания в мире графических карт, тоже пыталась выпустить двуядерную модель. В начале 2000 года канадские инженеры представили карту Rage Fury MAXX на двух чипах Rage 128. К сожалению для ATi, карта не смогла вызвать ажиотаж на рынке. И главной причиной того стала низкая производительность по сравнению с конкурентами того времени (GeForce 256). К тому же, ситуация усложнялась AGP-мостом и работой только под Windows 98.

История многоядерных карт
Карта ATi Rage Fury MAXX использовала два графических чипа Rage 128 и прожила на рынке очень мало.

Если проследить дальнейший ход истории, то сравнительно молодой производитель графических чипов XGI тоже не смог выпустить удачную двуядерную карту. XGI просто не рассчитала силы и понадеялась, что двуядерный дизайн сможет конкурировать с продуктами лидирующих производителей ATi и nVidia. В итоге карты Volari V5 Duo и Volari V8 Duo оказались слишком дорогими для своей производительности и были "в штыки" встречены рынком. Ситуацию осложняли проблемы с драйверами и качеством картинки. В итоге XGI, по сути, отозвала карты с рынка. В любом случае, лишь небольшая партия карт попала в Европу и появилась на прилавках магазинов.

История многоядерных карт
Когда XGI объявляла свою карту Volari V8 Duo, ожидания были велики. Однако у карт возникли очень серьёзные проблемы, в том числе и с драйверами. С учётом цены карты производительность оказалась очень низкой.

Хотя приведённые выше примеры наиболее широко известны, но они отнюдь не единственные. Летом 2003 года, например, производитель графических карт Sapphire показал интересную карту на нескольких выставках. Она представляла собой инженерный образец с двумя чипами ATi Radeon 9800 Pro (кодовое название R300), между которыми распределялась 3D-нагрузка. Компания Evan & Sutherland, специализирующаяся на профессиональных симуляторах, также подтвердила, что несколько ядер ATi Radeon можно использовать параллельно. На текущей рабочей станции simFUSION 6500 используются два или четыре ядра Radeon 9800XT (R360), которые совместно отрисовывают 3D-сцену.

История многоядерных карт
В 2003 году Sapphire показала прототип карты на двух графических процессорах Radeon 9800 (кодовое название R300).

История многоядерных карт
Многоядерный рендеринг на чипах ATi: рабочая станция simFUSION 6000 от Evan & Sutherlands может использовать до четырёх графических процессоров Radeon 9800. Последняя модель 6500 использует четыре ядра Radeon 9800XT.

Карта 3D1

Сердцем карты 3D1 являются два процессора nVidia GeForce 6600 GT, каждый из которых оснащён 128 Мбайт памяти по 128-битной шине. В рекламном проспекте Gigabyte беззаботно складывает эти числа, указывая 256 Мбайт памяти и 256-битную шину - собственно, точно так же своё двуядерное детище рекламировала и XGI . Но факты есть факты: каждый чип использует собственную память и не может "залезть" в память другого GPU. Поэтому карта имеет 128 Мбайт памяти со 128-битной шиной.

Карта 3D1

Карта 3D1
SLI на одной карте. Оба графических процессора GeForce 6600 GT используют интерфейс x16 PCI Express. Каждый чип снабжён собственной памятью 128 Мбайт, подключённой по 128-битной шине.

Два графических процессора связываются между собой по технологии nVidia SLI. Напомним, что в классической конфигурации SLI две видеокарты, каждая из которых установлена в слот x16 PCI Express, связываются через небольшой мостик. Кроме того, карты связываются друг с другом и через шину PCI Express и северный мост материнской платы. В режиме SLI пропускная способность двух слотов x16 PCIe уменьшается до x8.

С картой 3D1 Gigabyte установила полную систему SLI на одну карту. При установке 3D1 пропускная способность первого слота x16 PCIe, занимаемого картой, уменьшается до 2 x8 - просто 16 линий слота поровну разделяются между двумя графическими процессорами. Чтобы подобная конфигурация работала, BIOS материнской платы должен поддерживать такой режим. На данный момент карта 3D1 работает только в паре с материнской платой Gigabyte K8NXP-SLI, базирующейся на чипсете nVidia nForce 4 SLI. На любой другой плате карта будет работать как одна GeForce 6600 GT с интерфейсом x8 PCIe. Ещё предстоит увидеть, какие другие материнские платы, совместимые с 3D1, выпустит Gigabyte. Также неизвестно, появятся ли подобные продукты от других производителей. Пока же карта поставляется только в паре с материнской платой, так что проблем возникнуть не должно. Да, если вас интересует: две карты 3D1 работать вместе не будут.

Чтобы 3D1 отличалась от стандартных решений SLI на GeForce 6600 GT, Gigabyte повысила частоту памяти с 1000 до 1120 МГц. Частота ядра, с другой стороны, осталась неизменной - 500 МГц. Хотя окончательная цена комплекта 3D1 (включая материнскую плату) пока ещё не объявлена, она должна быть на 20% меньше, чем одной карты 6800 GT, на 28-30% меньше, чем GeForce 6800 Ultra и примерно на 10% меньше, чем за две карты GeForce 6600 GT.

Карта 3D1
Кулер закрывает оба графических процессора. Вентилятор слева отвечает за поступление холодного воздуха, а вентилятор справа выдувает горячий воздух из кулера.

Карта 3D1
Чтобы обеспечить должное питание, 3D1 оснащена дополнительным разъёмом питания.

Карта 3D1
Здесь можно наглядно видеть, как линии слота PCI Express распределяются между двумя графическими процессорами (8 линий на ядро).

Материнская плата K8NXP-SLI

Материнская плата Gigabyte K8NXP-SLI для Socket 939 базируется на чипсете nVidia nForce4 SLI и может похвастаться богатым набором функций. Она обеспечивает два слота x1 PCIe, два x16 PCIe для режима SLI, а также два обычных слота PCI плюс множество аксессуаров. Чтобы включить "классический" режим SLI, когда карты устанавливаются в оба слота x16, необходимо правильно подключить маленькую плату между слотами. В режиме SLI пропускная способность каждого слота уменьшается до x8 PCIe.

Что касается 3D1, то эта карта устанавливается только в один слот, при этом материнскую плату необходимо перевести в нормальный режим (не SLI, правильно подключив маленькую плату). При включении компьютера BIOS автоматически распознаёт карту и меняет режим x16 у слота PCIe на двойной x8.

Материнская плата K8NXP-SLI
Материнская плата Gigabyte K8NXP-SLI.

Установка карты

Установка карты проходит точно так же, как и любой другой. Текущий драйвер nVidia автоматически распознаёт 3D1 в качестве SLI-конфигурации на двух GeForce 6600 GT. Как и в обычной системе SLI, пользователю следует включить режим двух карт в драйверах. После следующей перезагрузки карта будет работать в режиме SLI. Больше ничего настраивать не требуется.

Установка карты

Установка карты

Установка карты

Тестовая конфигурация

Тестовая система
Процессор AMD Athlon64 4000+
FSB 200 МГц
Материнская плата Gigabyte GA-K8NXP-SLI (nForce 4 SLI)
Память 2x Corsair CMX-512-3200C2, 1024 Мбайт
HDD Seagate Barracuda 7200.7 120 Гбайт S-ATA (8 Мбайт)
DVD Hitachi GD-7000
LAN Netgear FA-312
Блок питания Antec True Control 550W (ATX 1.0)
Драйверы и конфигурация
Графика nVidia v71.20
Чипсет Intel Inf. Update
ОС Windows XP Prof. SP1a
DirectX DirectX 9.0c
Тесты
3DMark 2003 Default Benchmark, 1024x768 & 1600x1200 (AA and AF by App)
3DMark 2005 Default Benchmark, (AA and AF by App)
Unreal Tournament 2004 Custom Timedemo
Max Details/Quality
Map: Assault-FallenCity
(AA and AF forced by Driver)
Doom3 Demo: Demo1
High Quality
Farcry v1.3 Custom Timedemo cooler01
Very High Quality
Flashlight: On

Результаты тестирования

3D Mark 2003

3D Mark 2003
3D Mark 2003.

3D Mark 2003

3D Mark 2003

3D Mark 2003

3D Mark 2005

3D Mark 2005
3D Mark 2005, Build 110.

3D Mark 2005

3D Mark 2005

Unreal Tournament 2004

Unreal Tournament 2004
Unreal Tournament 2004, специальное timedemo (уровень Fallen City, Assault).

Unreal Tournament 2004

Unreal Tournament 2004

Unreal Tournament 2004

Unreal Tournament 2004: 4x AA/8x AF

Unreal Tournament 2004: 4x AA/8x AF

Unreal Tournament 2004: 4x AA/8x AF

Unreal Tournament 2004: 4x AA/8x AF

Doom3 - High Quality

Doom3 - High Quality
Doom 3, встроенное timedemo demo1.

Doom3 - High Quality

Doom3 - High Quality

Doom3 - High Quality

Doom3 - High Quality + 4xAA

Doom3 - High Quality + 4xAA

Doom3 - High Quality + 4xAA

Doom3 - High Quality + 4xAA

Farcry

Farcry
FarCry, Version 1.3, специальное timedemo cooler01. Фонарик включён.

Farcry

Farcry

Farcry

FarCry - 4x AA/8x AF

FarCry - 4x AA/8x AF

FarCry - 4x AA/8x AF

FarCry - 4x AA/8x AF

Анализ производительности

Если посмотреть на производительность, то карта 3D1 оказалась чуть быстрее двух GeForce 6600 GT в режиме SLI. По всей видимости, это связано с более скоростной памятью карты Gigabyte. Как мы полагаем, на прирост производительности не влияет дизайн карты 3D1, поскольку он не даёт каких-либо весомых преимуществ по сравнению с классическим решением SLI. И в целом, карта также имеет все преимущества и недостатки SLI: в старых играх типа UT 2004 повышение нагрузки на CPU приводит к снижению 3D-производительности систем SLI в низких разрешениях. Даже переход на высокие разрешения с включением FSAA и AF не даёт системе GeForce 6600 GT SLI особых преимуществ. Одна карта GeForce 6800 GT в таких ситуациях обычно оказывается быстрее.

Во всей красе SLI показывает себя на современных играх, значительно использующих программы-шейдеры, например, в Doom 3 и Far Cry. В них 3D1 часто обгоняет GeForce 6800 GT даже при включении AF и FSAA - если только вы не планируете играть в разрешении 1600x1200. В последнем случае "узким местом" становится 128 Мбайт памяти у 6600 GT, что заметно снижает производительность. Ещё одной проблемой будет и то, что режим SLI работает не с каждой игрой. Следовательно, в худшем сценарии конфигурация SLI будет давать даже меньшую частоту кадров, чем система с одной картой.

Заключение

Без сомнения, Gigabyte создала замечательный продукт. Принцип использования SLI на одной карте заслуживает уважения. Но нам так и не понятно, почему Gigabyte решила использовать графический процессор GeForce 6600 GT вместо более скоростного 6800. Возможно, HSI-мост у NV45 создаёт некоторые проблемы, либо подобная карта слишком сложна в производстве. Не забывайте, что 6800 использует 256-битный интерфейс памяти. Так что двуядерная карта на 6800 весьма сложна и, следовательно, дорога.

Заключение

У 3D1 есть свои плюсы и минусы. В паре с материнской платой карта будет чуть дешевле, чем сравнимая конфигурация GeForce 6600 GT SLI, и при этом она будет обеспечивать лучшую производительность. Кроме того, комплект 3D1 обойдётся дешевле, чем одна карта 6800 GT или Ultra.

Однако при установке 3D1 вы теряете второй слот x16 PCIe. То есть варианта с классической SLI, когда можно позднее докупить вторую карту, здесь не предусматривается. Будет ли 3D1 лучшим выбором по сравнению с более гибкой конфигурацией SLI на двух картах или 6800 GT/Ultra, зависит от ваших планов будущей модернизации. Окупит себя SLI или нет - также зависит от разрешения и настроек качества, при которых вы предпочитаете играть. Кроме того, важен и ваш набор любимых игр. В современных играх GeForce 6600 GT SLI показывает себя великолепно, обеспечивая весомый прирост производительности. Однако в старых играх одна карта GeForce 6800 GT может оказаться лучше.

Учитывая историю провалившихся попыток вывести на рынок двуядерные видеокарты, Gigabyte 3D1, по всей видимости, испытает некоторые трудности на рынке, особенно с учётом некоторых технологических ограничений. Конечно, Gigabyte об этом прекрасно знает и планирует выпускать карту 3D1 в комплекте с материнской платой K8NXP-SLI лишь в ограниченном количестве.

В целом, 3D1 показывает высокий технологический уровень Gigabyte и желание искать новые пути. Возможно, карту можно будет сравнить с прототипами дизайна машин, которые так впечатляют на автомобильных выставках. Так это или нет - мы увидим в будущем.

Редакция THG.ru выражает благодарность российскому представительству компании AMD за предоставленный процессор.

КОНЕЦ СТАТЬИ


Координаты для связи с редакцией:

Общий адрес редакции: thg@thg.ru;
Размещение рекламы: Roman@thg.ru;
Другие координаты, в т.ч. адреса для отправки информации и пресс-релизов, приглашений на мероприятия и т.д. указаны на этой странице.


Все статьи: THG.ru

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru