Обзор Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal | Результаты тестов энергопотребления
Тестовая система
Если вы хотите получить больше информации о том, как мы проводим тесты энергопотребления, рекомендуем к ознакомлению англоязычную статью “The Math Behind GPU Power Consumption And PSUs” (англ.). Мы добавили еще две серии измерений с временными интервалами 500 наносекунд и 10 мс, чтобы можно было более точно интерпретировать ситуации, которые может подкинуть технология GPU Boost 3.0. Также были заново откалиброваны наши токовые клещи, чтобы добиться большей точности и скорости измерений.
Состав тестового оборудования остался без изменений.
Оборудование и методика измерения энергопотребления | |||
Метод тестирования | Безконтактное измерение тока на слоте PCIe (с помощью карты-переходника) Безконтактное измерение тока на внешнем кабеле питания БП Прямое измерение напряжения на блоке питания Мониторинг и запись инфракрасной видеокамерой в реальном времени |
Оборудование для тестирования | 2 x Rohde & Schwarz HMO 3054, 500 МГц (четырёхканальный осциллограф с функцией записи данных) 4 x Rohde & Schwarz HZO50 (токовые клещи) 4 x Rohde & Schwarz HZ355 (осциллографический пробник 10:1, 500 МГц) 1 x Rohde & Schwarz HMC 8012 (мультиметр с фукнцией записи данных) |
Измерение потребляемой мощности в режиме простоя может быть затруднительным из-за спонтанного характера изменений нагрузки системы. По этой причине мы проводим измерения более длительными отрезками времени и для демонстрации выбираем самые показательные интервалы по две минуты. Затем мы усредняем показания в этом интервале.
Обратите внимание, что минимальные и максимальные значения на разных шинах в графиках ниже не суммируются, поскольку предельные значения на отдельных шинах не всегда возникают в одно и то же время.
Энергопотребление в простое
Показатели потребления энергии в режиме простоя выглядят отлично. В целом, наши измерения показали 6,8 Вт. Часть этой энергии уходит на работу вентилятора, памяти и преобразователей напряжения, то есть энергопотребление одного только GPU составляет приблизительно 5 Вт. Это фантастический результат.
Общее энергопотребление в простое на всех шинах, Вт (меньше – лучше)
Энергопотребление в простое на PCI-E 12 В, Вт (меньше – лучше)
Энергопотребление в простое на разъеме PEG 12 В, Вт (меньше – лучше)
Энергопотребление в простое на разъеме PEG – ограничение 75 Вт, Вт (меньше – лучше)
Общее энергопотребление в простое, Вт (меньше – лучше)
Общее энергопотребление в простое – увеличение (1 секунда), сравнение шин (3D обзор)
GeForce GTX 1080 – энергопотребление в простое | |||
Минимум | Максимум | Среднее | |
Общее на шине PCIe | 0 Вт | 16 Вт | 4 Вт |
Матплата 3,3 В | 0 Вт | 0 Вт | 0 Вт |
Матплата 12 В | 1 Вт | 13 Вт | 3 Вт |
Видеокарта, общее | 1 Вт | 27 Вт | 7 Вт |
Энергопотребление в играх
В зацикленном тесте на базе игры Metro: Last Light в Ultra HD можно получить куда более интересные цифры. После нагрева видеокарты до 84 градусов Цельсия (на 10 градусов ниже ее теплового предела) мы зарегистрировали потребляемую мощность в 173 Вт. До фазы разогрева мы видели 178 Вт – это лимит, установленный Nvidia в BIOS. Другими словами, компания попала в точку, определив тепловой пакет 180 Вт.
Затем мы сравнили Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal с предшественницей, референсной Nvidia GeForce GTX 980. В том же тесте старая карта потребляла 180 Вт мощности. Nvidia обещает, что GPU Boost 3.0 улучшает качество подачи питания, сокращая колебания напряжения. Вот прямое сравнение:
Общее энергопотребление в играх, Вт (меньше – лучше)
Скачки мощности выше 300 Вт ушли в прошлое. У Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal их практически нет, хотя для 980-й это достаточно частое явление. Так что, несмотря на почти идентичные показатели, у Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal кривая более гладкая и плотная.
Общее энергопотребление в играх, Вт (меньше – лучше)
Для тех, кто любит много сравнительных данных, мы составили галерею с подробными показателями энергопотребления:
Общее энергопотребление в играх на всех шинах, Вт (меньше – лучше)
Энергопотребление в играх на PCI-E 12 В, Вт (меньше – лучше)
Энергопотребление в играх на разъеме PEG 12 В, Вт (меньше – лучше)
Энергопотребление в играх на разъеме PEG – ограничение 75 Вт, Вт (меньше – лучше)
Общее энергопотребление в играх, Вт (меньше – лучше)
Общее энергопотребление в играх – увеличение (1 секунда), сравнение шин
Общее энергопотребление в играх, Вт (меньше – лучше)
GeForce GTX 1080 – энергопотребление в играх | |||
Минимум | Максимум | Среднее | |
Общее на шине PCIe | 5 Вт | 273 Вт | 133 Вт |
Матплата 3,3 В | 0 Вт | 0 Вт | 0 Вт |
Матплата 12 В | 15 Вт | 62 Вт | 40 Вт |
Видеокарта, общее | 24 Вт | 311 Вт | 173 Вт |
Наш анализ показывает, что от слота системной платы карта берет лишь около 40 Вт. В то же время восьмиконтактный вспомогательный разъем питания обеспечивает 133 Вт при максимально допустимом для него значении 150 Вт, то есть проблем с энергопотреблением через кабель PCIe не будет. Скажем больше, мы ни разу не сталкивались с проблемами на Nvidia Quadro M6000, когда этому кабелю приходилось передавать 170 Вт.
Энергопотребление в играх на разъеме PEG – ограничение 75 Вт, Вт (меньше – лучше)
Энергопотребление в играх при разгоне
Перейдем к играм при разгоне. Мы постарались выжать максимум из нашего образца Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal. Для этого нам потребовалось выставить целевой уровень питания на 120% от номинального и увеличить базовую частоту, чтобы добиться 2,1 ГГц при работе GPU Boost.
Не удивительно, что потребляемая мощность возросла на 19% со 173 Вт до 206 Вт. Это не самые хорошие новости для тех, кого беспокоит наличие всего одного восьмиконтактного разъема дополнительного питания. Тем не менее, тут нет ничего запредельного, и вряд ли это приведет к повреждению карты.
Общее энергопотребление в играх при разгоне на всех шинах, Вт (меньше – лучше)
Энергопотребление в играх при разгоне на PCI-E 12 В, Вт (меньше – лучше)
Энергопотребление в играх при разгоне на разъеме PEG 12 В, Вт (меньше – лучше)
Энергопотребление в играх при разгоне на разъеме PEG – ограничение 75 Вт, Вт (меньше – лучше)
Общее энергопотребление в играх при разгоне, Вт (меньше – лучше)
Общее энергопотребление в играх при разгоне – увеличение (1 секунда), сравнение шин (3D обзор)
GeForce GTX 1080 – энергопотребление в играх при разгоне | |||
Минимум | Максимум | Среднее | |
Общее на шине PCIe | 25 Вт | 342 Вт | 158 Вт |
Матплата 3,3 В | 0 Вт | 0 Вт | 0 Вт |
Матплата 12 В | 20 Вт | 72 Вт | 48 Вт |
Видеокарта, общее | 35 Вт | 392 Вт | 206 Вт |
Более детальное сравнение эффективности лучше проводить на картах с более продвинутыми системами охлаждения от партнеров Nvidia. Так что сегодня мы ограничимся кратким обзором.
В настоящий момент масштабирование тактовой частоты, энергопотребления и производительности в играх при различных нагрузках выглядит так:
FPS при штатных настройках | Мощность при штатных настройках | FPS при разгоне | Мощность при разгоне(OC) | Повышение FPS | Повышение мощности | |
Metro Last Light @ UHD: | 54,1 | 173 Вт | 58,8 | 206 Вт | 8,60% | 19,10% |
Metro Last Light @ FHD: | 145 | 166 Вт | 154,3 | 191 Вт | 6,40% | 15,10% |
Thief @ UHD: | 59,2 | 170 Вт | 64,8 | 200 Вт | 9,50% | 17,70% |
Thief @ FHD: | 109,9 | 146 Вт | 116,2 | 164 Вт | 5,70% | 12,30% |
Энергопотребление в стресс-тестах
Попробуем выяснить, что происходит с потребляемой мощностью, когда GPU сильно нагревается и карта достигает предела мощности.
Полученный показатель 176 Вт не выходит за рамки установленного Nvidia предела питания. Однако карте приходится сбрасывать тактовую частоту, что удержать потребляемую мощность во время стресс-теста. Это связано как с пределом температуры, так и с потолком мощности ШИМ-контроллера.
Общее энергопотребление в стресс-тесте на всех шинах, Вт (меньше – лучше)
Энергопотребление в стресс-тесте на PCI-E 12 В, Вт (меньше – лучше)
Энергопотребление в стресс-тесте на разъеме PEG 12 В, Вт (меньше – лучше)
Энергопотребление в стресс-тесте на разъеме PEG – ограничение 75 Вт, Вт (меньше – лучше)
Общее энергопотребление в стресс-тесте, Вт (меньше – лучше)
Общее энергопотребление в стресс-тесте – увеличение (1 секунда), сравнение шин (3D обзор)
GeForce GTX 1080 – энергопотребление в стресс-тесте | |||
Минимум | Максимум | Среднее | |
Общее на шине PCIe | 10 Вт | 172 Вт | 128 Вт |
Матплата 3,3 В | 0 Вт | 1 Вт | 0 Вт |
Матплата 12 В | 21 Вт | 64 Вт | 48 Вт |
Видеокарта, общее | 31 Вт | 224 Вт | 176 Вт |
Итог
Если не разгонять карту, то установленный на 180 Вт предел мощности она не превысит. По словам опрошенных нами инженеров превышение фактически невозможно. Мы неоднократно перепроверяли наши результаты, используя различные интервалы замеров, и заметили завышенные показатели только при интервале 10 мс (вероятно, из-за недостаточно высокой точности измерения).
Обзор Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal | Температура и уровень шума
Температура и тактовая частота
Во время пресс-конференции Nvidia в Остине, Техас, на которой была представлена Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal, мы недоумевали, как в демонстрационных роликах температура карты раз за разом оставалась в пределах 65 °C. Чтобы получить аналогичный результат, мы пытались установить рабочий цикл вентилятора на 100%, и это оказалось самым простым решением.
В нашей стандартной тестовой системе с окружающей температурой 22 °C наши измерения показывали 68 – 69 °C. В другой комнате с температурой воздуха 20 °C и с меньшим разрешением Full HD, мы, наконец, получили 65 °C, продемонстрированные на презентации Nvidia. Уровень шума от карты был не очень высоким для большого зала, заполненного журналистами, когда из динамиков доносились комментарии сотрудников. Однако в офисе шум стал намного заметнее.
К сожалению, реальные температуры после трех минут прогрева значительно отличаются от тех, что мы видели на пресс-конференции Nvidia. Для достижения максимальной целевой температуры 83 – 84 градуса Цельсия не нужно много времени. А во время стресс-теста она достигала 85 градусов.
Температура, нагрев, окружающая температура 22 градуса Цельсия (меньше – лучше)
Посмотрите на оранжевую линию. В начале нашего теста мы задали частоту 2126 МГц, которая впоследствии установилась на отметке 2088 МГц. Работа в разрешении 1920×1080 точек не только экономит 34 Вт, которые не превращаются в тепло, но способствует достижению частоты GPU Boost 2,1 ГГц.
Достигая максимальной целевой температуры, Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal снижает тактовую частоту GPU. Во время игрового теста он падает до базового уровня, и от GPU Boost не остается и следа. Ситуация ухудшается еще больше во время стресс-теста, в котором частота ядра опускается ниже 1607 МГц, хотя это нижний порог для Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal.
Тактовая частота, нагрев, окружающая температура 22 градуса Цельсия, МГц (меньше – лучше)
Кулер Nvidia с прямым отведением тепла справляется со своей задачей нормально, но GeForce GTX 1080 Founders Edition имеет четко определенные границы, из-за которых бессмысленно разгонять карту для длительных или очень высоких нагрузок. В разрешении 1920×1080 точек нагрузка заметно ниже, но кто покупает видеокарту за $700 для Full HD?
Температура в простое в инфракрасном спектре
Дополнительную информацию можно найти в статье “Measurement Science: Taking Accurate IR Thermal Readings” (англ.).
Самой горячей точкой карты Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal в простое является один из двухканальных МОП-транзисторов регулятора напряжения. 38 градусов Цельсия – это немного, тем более карта потребляет меньше 7 Вт.
Температура в простое, градусы Цельсия (меньше – лучше)
Температура в играх в инфракрасном спектре
Результаты наших измерений и фотографии показывают, что испарительная камера хорошо справляется с охлаждением карты во время игровых тестов. Температура платы под графическим процессором на два – три градуса Цельсия ниже, чем та, которую сообщает внутренний температурный датчик GPU. Если бы система охлаждения была хоть чуть-чуть лучше, тепловой предел Nvidia не был бы такой большой проблемой.
Температура в играх, градусы Цельсия (меньше – лучше)
Температура в стресс-тесте в инфракрасном спектре
Примечательно, что преобразователи напряжения почти не влияют на тепловую эффективность карты во время стресс-теста. Основной объем тепла генерирует GPU, и во время нашего стресс-теста его довольно много. Плата под GPU достигает температуры самого процессора, и это тепло расходится по всей плате. Через какое-то время, тепло достигает модулей памяти и нагревает их, но не выше их теплового предела.
Температура в стресс-тесте, градусы Цельсия (меньше – лучше)
Разумеется, мало кто постоянно прогоняет стресс-тесты по несколько часов подряд. Другими словами, проблем с нагревом мы не видим.
Скорость вращения вентилятора и уровень шума
Скорость вращения вентилятора, процесс нагрева, об/мин (меньше – лучше)
Как обычно, мы проводим измерения в звукоизолированной камере с использованием тихой тестовой системы собственной сборки. В таких условиях мы можем измерять шума начиная приблизительно с 22 дБ (A). Ограничения оборудования не позволяет получить значения ниже этого уровня, хотя данная видеокарта даже не приблизилась к нему.
Конфигурация тестовой системы | |
Микрофон | NTI Audio M2211 (с файлом калибровки, фильтр верхних частот на 50 Гц) |
Усилитель | Steinberg UR12 (с Phantom Power для микрофонов) |
Аппаратное обеспечение | Intel Core i7-5930K @ 4,2 ГГц с водяным охлаждением Crucial Ballistix Sport, 4x 4GB DDR4-2400 MSI X99S XPower AC 1x Crucial MX200, 500GB SSD (под систему) 1x Corsair Force LS 960GB SSD (приложения и данные) Be Quiet! Dark Power Pro, 850 Вт |
СВО | Помпа Alphacool VPP655 (пониженная скорость) Кулер CPU Alphacool NexXxos Компенсационный бачок Phobya Радиатор Alphacool 24 см 2x вентилятора 120 мм Noiseblocker eLoop @ 400 об./мин. |
ПО | Smaart v.7 |
Измерительная камера | Измерительная камера собственной сборки, 3,5 x 1,8 x 2,2m (ДxШxВ) |
Позиция при измерении | Перпендикулярно центру источника шума на расстоянии 50 см |
Измеряемые показатели | Уровень шума в дБ(а) (медленно), частотный анализатор реального времени (RTA) Графический частотный спектр шума |
Давайте посмотрим на показатели шума Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal во время игрового теста, после того как карта достигла своей максимальной температуры (см. графики температур выше).
41,6 дБ (A) – достаточно хороший показатель, особенно если сравнивать с более дешевыми конструкциями кулера GeForce GTX 980 от партнеров. Кроме того он на 2 дБ (A) ниже, чем у эталонной GeForce GTX 980.
Во время стресс-теста уровень шума повышается до 46,8 дБ (A). Это на 3,2 дБ (A) ниже, чем у GeForce GTX 980. Тоже неплохой результат.
Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal имеет довольно приятный акустический профиль. Слышится в основном глубокий свист воздушного потока, из которого трудно выделить звук моторчика вентилятора. Он намного приятнее воя дешевых осевых вентиляторов, которые AMD имела обыкновение ставить в свои эталонные модели (а некоторые партнеры применяют их до сих пор). По сравнению с ними шум кулера Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal можно назвать терпимым.
Итог
Система охлаждения карты сама по себе неплохая, но Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal снижает производительность, когда достигает своего теплового предела. Мы с нетерпением ждем решений от партнеров, которые, как нам кажется, будут работать тише и эффективнее охлаждать железо.
Обзор Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal | Заключение
Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal предлагает невероятный уровень производительности. Причем появилась новая карта в самое подходящее время. GeForce GTX 980 Ti и ее основная соперница видеокарта AMD Radeon R9 Fury X могут предложить приемлемую частоту кадров в 4K, но, скорее всего, придется немного понижать графические настройки либо ставить второй GPU, чтобы добавить производительности.
Графический процессор GP104, “отлитый” по техпроцессу TSMC FinFET+ 16 нм, может похвастаться перед конкурентами 2560 ядрами CUDA и беспрецедентной базовой тактовой частотой 1607 МГц. Новый чип предлагает ряд существенных усовершенствований, обеспечивающих внушительный прирост скорости по сравнению с прежним флагманом GeForce GTX 980 Ti на базе GM204. Средний прирост производительности в восьми протестированных играх в разрешении в 3840×2160 точек составил 34%. Этой разницы хватает для того, чтобы играть на максимальных настройках детализации и наслаждаться высокой частотой кадров. Судя по всему, карта отлично подойдет для виртуальной реальности, особенно когда разработчики ПО начнут использовать в своих продуктах новые функции архитектуры Pascal, например Simultaneous Multi-Projection.
Как ни странно, видеокарта GeForce GTX 1070, которая больше всего заинтересовала энтузиастов, вряд ли позволит выставлять все графические настройки на максимум, как Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal. С другой стороны при цене $450 вы можете купить сразу две карты и установить их в SLI, потратив меньше, чем стоит одна GeForce GTX Titan X.
Что касается цен, CEO Nvidia Жэнь-Сунь Хуань в начале месяца обозначил две цифры: стоимость версии Founders Edition и рекомендованную розничную цену для партнерских решений. На сегодня известно, что Founders Edition имеет в своей основе конструкцию, появившуюся еще во времена GeForce GTX 690. Дизайн стал более угловатым, но концепция системы охлаждения с центробежным вентилятором, выводящим горячий воздух из системы, сохранилась, и у нее есть много поклонников.
По сравнению с 1070-й цена модели Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal выглядит высокой, но это если не сравнивать ее с GeForce GTX 980 Ti или двумя GeForce GTX 980. Варианты карты с кулерами других производителей могут увеличить доступный запас мощности, так не раз уже случалось в предыдущих поколениях. И хотя Radeon R9 Fury X несколько раз приближалась к Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal в таких играх как Ashes of the Singularity и Hitman, в остальных случаях карта с чипом Fiji не могла предоставить приемлемый уровень частоты кадров в 4K с максимальной детализацией, впрочем, как и GM200.
Если приемлемая частота кадров в 4K и VR – это новая планка в мире видеоигр, то Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal взяла ее первой.
Стоит ли беспокоиться, что Nvidia отказывается от поддержки конфигурации из трех или четырех видеокарт в связке? Что-то нам подсказывает, что в скором времени возможностей двух карт будет более чем достаточно, и пользователи даже не будут задумываться о покупке третей, не говоря уже о четвертой. Не будем забывать, что сегодня мы лишь обсудили некоторые новые особенности Nvidia GeForce GTX 1080 Pascal, которые могут повлиять на игры в ближайшее время. Пользователи многомониторных конфигураций с оптимистичным настроем ожидают, что разработчики игр будут использовать SMP для вывода изображения на три экрана с откорректированной перспективой. Но, скорее всего, в первую очередь преимуществами архитектуры Pascal воспользуются разработчики контента для виртуальной реальности. Им стало доступно много новых инструментов, включая “свободную” геометрию функции Single Pass Stereo (однопроходный стереорендеринг), повышенную эффективность технологии Lens Matched Shading и более эффективную технику прерывания (timewarping), реализованную на уровне пикселей.