Введение
Запись на несколько дорожек раньше являлась лишь уделом звукоинженеров, имеющих доступ к соответствующему дорогому оборудованию в студиях. Сегодня продвижение в компьютерной технологии и эволюция цифровых звуковых рабочих станций полностью изменили картину. Компьютеры являются мощным инструментом, позволяющим записывать, монтировать, обрабатывать, микшировать записи, а также и синтезировать любые мыслимые звуки. Кроме того, компьютеры изменили способ создания, прослушивания и даже распространения музыки. Цифровые звуковые рабочие станции отличаются высоким качеством, при этом собрать такую систему относительно недорого, а в использовании никаких проблем возникнуть не должно. Наша лаборатория решила построить собственную студию, которая позволила бы создавать и монтировать музыку на базе домашнего ПК.
Ваши потребности зависят от того, каковы будут цели вашей студии, и каков ваш бюджет. Впрочем, не нужно думать, что хорошая компьютерная студия ляжет тяжёлым денежным бременем. Всё, что нам потребуется на самом деле, – это звуковой интерфейс, музыкальное программное обеспечение и ваше воображение.
Если вы когда-либо работали с цифровым звуком и знаете возможности программного обеспечения, то пропустите этот параграф. Здесь мы рассмотрим несколько основных идей, которые важно понимать. Когда звук записывается, звуковые волны превращаются в цифровую информацию с помощью аналого-цифрового преобразователя (АЦП), который встроен в каждую звуковую карту с наличием линейного входа. Чтобы слушать аудио на компьютере, необходимо выполнить обратное, цифро-аналоговое преобразование (ЦАП). Два наиболее важных параметра качества звука – это частота дискретизации (44,1 кГц, 48 кГц, 96 кГц и т.д.), а также разрядность (обычно 16 или 24 бита). Качество CD – это 44,1 кГц и 16 бит. Если вам нужна дополнительная информация о цифровом и аналоговом звуке, рекомендуем следующее руководство (на английском).
Первый этап
Вы можете использовать встроенную в компьютер звуковую карту, но мы не рекомендуем это делать. На встроенные звуковые карты часто поступают наводки от компьютерных компонентов, да и большинство производителей не устанавливают высококачественные звуковые чипы. Однако если вы не планируете записывать звук, то и встроенной звуковой картой можно будет какое-то время обойтись.
Самым важным критерием при выборе программного обеспечения является то, насколько удобно будет выполнять требуемую работу. Можно взять несколько пробных версий программ и оценить их в работе, а уже после этого отдавать деньги. Кроме того, мы рекомендуем ознакомиться с обзорами и форумами на следующих сайтах:
Как и в случае покупки машины, квартиры или обуви, здесь нет “лучшего” продукта. У каждого человека свои нужды и потребности, и понимание этих нужд позволит подобрать лучшее соответствующее обеспечение. В нашей статье мы рассмотрим три сценария: создание, запись и монтаж звука. Хотя мы и разделяем три этих сценария, они во многом перекрывают друг друга.
Сценарий создания музыки
Конфигурация для подобного сценария подойдёт многим пользователям, желающим создавать собственные демо-CD и соответствующие продукты. Суть подобного сценария заключается в эффективном создании музыки, с учётом всех творческих возможностей. Неплохо получить в своё распоряжение как можно больше звуков, поэтому лучше приобретать программу с большой звуковой библиотекой. Неплохо, чтобы в комплект поставки входило большое число плагинов, поскольку по отдельности их покупать дорого (конечно, мы имеем в виду легальное использование). Кстати, плагин – это эффект или виртуальный инструмент, который расширяет функциональность основной программы.
Настало время обсудить MIDI. Если вы планируете писать музыку на вашем компьютере, то следует близко познакомиться с MIDI (MIDI – сокращение musical instrument digital interface – цифровой интерфейс музыкального инструмента). MIDI используется для хранения данных о воспроизведении музыки – высоты тона, темпа, тембра и т.д. То есть формат не предусматривает хранение непосредственно самого звука – он сравним с нотами для пианино. Технология MIDI используется для создания музыки – она не столь важна для записи или монтажа цифрового звука. MIDI-контроллер представляет собой клавиатуру в стиле пианино, которая позволяет проиграть музыку, отослать её на компьютер и сохранить в цифровом виде.
Если MIDI-контроллера у вас нет, то придётся его приобрести, чтобы играть на виртуальных инструментах. Ниже дан пример управления виртуальным инструментом с помощью MIDI.
- Вы нажимаете клавишу на MIDI-контроллере.
- Соответствующая нажатая нота заставляет плагин воспроизвести сэмпл (небольшой звуковой файл), привязанный к клавише. Обратите внимание, что звук выдаёт плагин, а не клавиатура.
Мы привели только один пример использования MIDI. Не все программные пакеты поддерживают MIDI, но если вы собираетесь создавать музыку, то без MIDI не обойтись. Чаще всего начинающие композиторы используют программы Motu Digital Performer, Apple Logic, Ableton Live, Propellerhead Reason, FL Studio и Apple Garageband.
Хотя выбор широк, мы рекомендуем начинающему музыканту Propellerhead Reason и M-Audio Ozone. Они хороши для новичков, поскольку предлагают не только большое число инструментов для создания музыки, но также имеют в своём составе расширенную библиотеку звуков. Единственным ограничением указанных программ является отсутствие возможности записи звука. Если вам нужна и запись, то обратитесь к Sony Soundforge. Soundforge позволяет записывать звук, обрабатывать его и монтировать.
M-Audio Ozone предоставляет хороший аппаратный набор для композитора-любителя. Вы получите не только очень функциональный звуковой интерфейс, который способен записывать две дорожки аудио в режиме 24 бита/96 кГц (выше качества CD), но и двухоктавный MIDI-контроллер с восемью программируемыми клавишами. Подобная комбинация позволяет сразу же приступить к созданию музыки.
Сценарий записи звука
Второй сценарий базируется на создании домашней студии звукозаписи. Студия позволит записывать и микшировать музыку, причём во время микширования можно устанавливать уровень различных звуков или инструментов, чтобы все они звучали с нужной громкостью. К примеру, такой студией может воспользоваться звукорежиссёр-любитель, записывающий группу или певца. Среди программ можно рекомендовать Sony Vegas, Adobe Audition, Magix Samplitude, Apple Logic, Steinberg Cubase или Digidesign Pro Tools. В отличие от других программ, которые работают практически с любым звуковым интерфейсом и картой, Pro Tools поддерживают только немногие сертифицированные программы. Но для многих профессиональных окружений Pro Tools является стандартом де-факто.
Для энтузиастов в области записи звука мы рекомендуем Digi 002 Rack от Digidesign. Цена $1200 довольно высока, но в комплект входит версия ProTools LE, множество высококачественных плагинов, адаптированная версия Propellerhead Reason и прочие бонусы. В целом, вы получите превосходное решение “всё в одном”. Кроме программной части, в комплект Digi 002 Rack входит хороший звуковой интерфейс. Он позволяет записывать 16 звуковых каналов через FireWire с частотой дискретизации 96 кГц – прекрасный вариант, если группа желает записать собственные демо. В принципе, само “железо” уже оправдывает цену, а с таким набором программ ценность решения ещё больше увеличивается.
Если вы не можете позволить себе такие траты, не стоит отчаиваться! На рынке можно найти множество более доступных решений. Скажем, в качестве решения начального уровня (около $300) подойдёт комплект Lexicon. В него входит звуковой интерфейс под названием Omega. Эта маленькая коробочка позволяет записывать 4 канала в режиме 48 кГц/24 бита, кроме того, она оснащена двумя микрофонными входами. В комплект поставки входит программа Steinberg Cubase LE, а также плагин реверберации Lexicon Pantheon. Хотя Cubase не так широко используется, как Pro Tools, этой программы будет вполне достаточно для вашей работы. Кроме того, она поставляется с большим количеством эффектов и плагинов.
Сценарий монтажа звука
Третий сценарий построен вокруг монтажа звука. В принципе, он во многом пересекается со студией звукозаписи, но всё же достоин собственной категории. Среди сфер применения можно отметить пост-обработку для телевидения, создание и монтаж звука для видеоигр, вещания, фильмов и т.д. Монтаж – это один из этапов обработки звука, при этом очень важна совместимость с Pro Tools. Напомним, что Pro Tools является стандартом де-факто, и если только вы не выполняете всю работу в одиночку (что бывает редко), важно, чтобы ваши данные были легко совместимы с другими приложениями.
За $500 Digidesign предлагает набор Mbox. Вы получите не только программу Pro Tools LE, которая позволяет работать с числом дорожек вплоть до 32, но также множество плагинов и других полезных утилит. Звуковой интерфейс M-Box позволяет записывать 24-битный звук с частотой дискретизации 48 кГц. Интерфейс поддерживает два микрофонных входа с предусилением, которые прекрасно подойдут для наложения голоса.
Два менее дорогих варианта – Adobe Audition и Ableton Live. В то же время, можно рекомендовать Steinberg Nuendo и Motu Digital Performer, хотя они стоят существенно дороже.
Во многих ситуациях, скажем, для тонкой обработки звука, необходим wave-редактор. Эта программа работает с одной дорожкой и позволяет проанализировать звук и наложить эффекты. Подобные программы используют более тонкий подход с ориентацией на детали, чем программы, работающие с несколькими дорожками. Wave-редактор хорошо подойдёт для очистки записи или оцифровки старых пластинок или кассет. Среди самых популярных программ отметим Sony SoundForge, Steinberg Wavelab и Bias Peak (только для Mac).
При выборе любого программного обеспечения не забудьте связаться с производителем и узнать совместимость с программами третьих компаний или предполагаемым “железом”. Потрудитесь узнать это до покупки.
Как вы заметили, мы не давали рекомендаций по аппаратному обеспечению. Этот вопрос мы перенесём на следующую статью, где проведём анализ “железа” для работы с цифровым звуком.
Перейти ко второй части статьи.