Введение
Достаточно ли графического процессора Intel GMA950 для игры в Farcry?
На THG выходит немало статей по поводу последних и скоростных графических карт, CPU, памяти и других компонентов, которые позволяют в полной мере насладиться самыми современными играми. Но далеко не все имеют возможность приобрести самое лучшее.
Конечно, многие наши читатели любят вкладывать деньги в передовые технологии, но зачастую мы не можем – или, как диктует здравый смысл, не должны – тратить столь много денег на систему, которая через несколько месяцев перестанет быть лучшей из лучших.
Кроме того, следует учитывать и покупателей с ограниченным бюджетом, которым нужна приличная, но не топовая графическая производительность, – и лучше без дополнительных трат, связанных с покупкой отдельной видеокарты. Учтите, что у многих пользователей в домах сегодня несколько компьютеров (рабочий, для детей и т.д.), и вряд ли они захотят тратиться на видеокарту для каждого ПК. Наконец, примите во внимание мобильных пользователей с ноутбуками, у которых тоже иногда возникает желание поиграть в Doom III.
Обычным решением в таких случаях является встроенная графика. Но многие помнят свой печальный опыт, когда Intel объявила о том, что встроенных графических процессоров (IGP) этой компании достаточно для запуска любимых 3D-игр без помощи дополнительной видеокарты. Результаты оказались плачевными из-за проблем с совместимостью драйверов или отсутствием графической мощности, необходимой для запуска некоторых игр.
Так изменилась ли ситуация с выходом на рынок новых чипов, а именно: встроенного графического процессора Intel GMA 950 и чипсета 945G? Если быть кратким, то последнее поколение встроенных графических ядер Intel действительно демонстрирует улучшения по сравнению с предшественниками. По крайней мере, они позволяют запустить в низком разрешении игры с интенсивной графикой, ту же Doom III или последнюю GTA.
Как мы уже показывали в начале этого года, встроенные графические решения подходят для игр, но не очень хорошо. Наши тесты ноутбука
Несмотря на улучшения, представители Intel утверждают, что разработчики компании при создании дизайна графических подсистем следующего поколения не ориентируются на игры. Конечно, игры являются важным фактором для встроенных графических решений, но другие параметры, например цена и энергопотребление, являются более важными.
Философия Intel, короля в мире графики
Вы можете играть в Doom III без видеокарты – с помощью встроенного графического процессора Intel 900GMA, если, конечно, не будете ставить слишком высокое разрешение.
Если обратиться к миру графических процессоров, то большинство пользователей считают, что лидерами здесь являются ATi и nVidia. Действительно, если рассматривать высокопроизводительные графические решения, то обе компании занимают ведущее положение. Однако по объёмам поставок Intel можно считать самым крупным поставщиком графических решений. И такая ситуация существует уже несколько лет.
Доля проданных графических процессоров (из 64,1 млн. единиц, проданных во втором квартале 2005):
Intel | 43,7% |
ATi | 26,8% |
nVidia | 15,9% |
VIA Technologies | 8,1% |
Silicon Integrated Systems (SiS) | 5,0% |
Matrox Graphics | 0,3% |
XGI | 0,2% |
Источник: Jon Peddie Research.
Вы думаете, что инженеры от ведущего производителя графических процессоров во время разработки чипов следующего поколения ориентируются на игры? Ведь графические процессоры Intel сегодня присутствуют в намного большем числе ПК и ноутбуков, чем модели от nVidia и ATi. Как утверждает Intel, игры принимаются в расчёт, однако для графических процессоров Intel геймеры не являются целевой аудиторией.
“Вы хотите получить 90% рынка, ориентируясь на 10% его нужд? – поинтересовалась Катен Ша (Katen Shah), разработчик платформ Intel. – Это не наш подход, особенно после того, как у раздельных и топовых графических решений появились проблемы с тепловыделением, потребляемой мощностью, да и ценой. К примеру, цена на наши графические процессоры составляет сегодня всего $7”.
Вместо этого Intel, по её же собственным утверждениям, разрабатывает графические процессоры, ориентируясь на массового пользователя. То есть создаёт дешёвый кристалл, который не будет потреблять заоблачное количество энергии. В общем, усилия не направлены в сторону того, чтобы вы насладились игрой Unreal Tournament на своём ноутбуке. Напротив, графический процессор должен обеспечивать достаточную мощь для доступа в Интернет, электронной почты, домашних и офисных приложений и, может быть, для нескольких игр, которые не особо нагружают графический процессор.
“Наша цель заключается отнюдь не в 3D, но в графических приложениях вроде видео, современных и будущих, отражающих род занятий большинства пользователей, – сказал Крис Силва (Chris Silva), менеджер по маркетингу чипсетов Intel. – Microsoft Media Center использует видео, 3D и т.д., поэтому в будущем мы будем уделять больше внимания подобным приложениям. Microsoft Vista также является ещё одним грядущим графическим приложением”, – добавил он, ссылаясь на новую операционную систему, интенсивно использующую графику.
Геймер и встроенное графическое ядро Intel
Действительно ли вам нужна видеокарта, на которой можно играть в Guild Wars?
Так что же можно ожидать геймеру, который не желает покупать раздельную видеокарту? По словам Силва, он по-прежнему сможет “качественно играть на графическом процессоре Intel за семь долларов”. Силва сказал, что на чипсете 945G можно вполне хорошо играть в игры вроде Guild Wars. “Мы считаем, что производительность графического ядра чипсета 945G приемлема для массового геймера”, – отметил Силва.
Однако Силва также указал и на то, что Intel ни в коей мере не претендует на high-end игры. Intel оставляет нагруженные графические приложения на откуп другим производителям карт, например ATi и nVidia.
“В идеале я бы хотел, чтобы на наших графических процессорах можно было поиграть в игры вроде Doom с низким разрешением и минимальными настройками, – сказал Силва. – Но если геймер желает насладиться игрой в полной мере, то ему лучше купить видеокарту”.
Слишком слабое ядро для игр?
Многие считают, что такое невнимание к играм недостойно крупнейшего графического производителя в мире. Встроенное графическое ядро Intel GMA 950 поддерживает DirectX 9 и обладает пропускной способностью памяти до 10,6 Гбайт/с (667-МГц DDR), а также скоростями заполнения 1,6 Гпиксель/с и 1,6 Гтексель/с. Несмотря на это, графическое ядро по-прежнему не обеспечивает приемлемую игру, если верить словам Марка Рейна (Mark Rein), вице-президента Epic Games и разработчика движка Unreal и соответствующей линейки игр. “Мы надеемся, что к выходу Unreal 2007 ядро Intel выйдет на достойный уровень, – сказал Рейн. – Но в современные популярные игры, которые даже не относятся к следующему поколению, играть на встроенном ядре невозможно, если, конечно, вы знаете, что такое “играть”. Так что будем надеяться”.
Рейн подтвердил, что “нас поглотила встроенная графика, и Intel определённо нужно улучшать ситуацию, если она желает предложить приемлемое решение для приложений Windows Vista”.
Кроме того, Рейн отметил несоответствие между ориентацией Intel на геймеров в области CPU и отсутствие подобного стремления в области графики. “Сегодня Intel превозносит многоядерность, пытаясь обратить всех в веру Hyper-Threading и многопоточности, чтобы все эти технологии привели к появлению более мощных игр, ещё больше нагружающих процессор, – сказал Рейн. – Но это бессмысленно, если видеокарта не дотягивает по уровню до CPU, а большинство графических процессоров сегодня как раз этим и отличается”.
Отсутствие графической поддержки особенно заметно на ноутбуках, где достаточно сложно использовать что-либо другое, кроме встроенного графического процессора Intel, подчеркнул Рейн. “Если вы перейдёте с настольного ПК на ноутбук, то можете забыть о high-end играх, – сказал он. – Какой смысл поставлять многоядерные CPU, если в паре с ними будет работать встроенная графика?”
Заключение
Изменит ли Intel свой статус-кво? Пока что Intel не планирует увеличивать свою долю на рынке графических процессоров и будет оставлять high-end игровые графические процессоры на откуп nVidia и ATi. В будущем можно ожидать выход новых встроенных графических ядер Intel, но для “тяжёлых” будущих игр по-прежнему придётся покупать внешнюю видеокарту.
Сегодня Intel строит свои графические процессоры, ориентируясь не столько на раскрытие полного потенциала Doom III, сколько на сферу домашнего досуга, где в шутеры играют не особо часто. “Мы продолжим наращивать возможности для воспроизведения видео и мультимедиа, поскольку именно здесь в будущем можно ожидать спрос со стороны потребителей на аппаратное ускорение видео. Сюда входит поддержка разрешений на экране и подобное, – сказал Силва. – Мы продолжим уделять много внимания сфере домашних развлечений”.