Первый контакт: XGI Volari
Уже довольно давно на графическом рынке властвуют две компании: ATi и nVidia. Сегодня на него пытается выйти ещё одна компания – XGI.
Несмотря на новое имя, XGI вобрала в себя интеллектуальные ресурсы нескольких компаний. Фактически, XGI была сформирована из бывшего графического подразделения SiS Xabre. Через несколько месяцев XGI купила графическое подразделение Trident, добавив интеллектуальный потенциал и этой компании. По слухам, за новой компанией стоят несколько крупных инвесторов. Один из возможных кандидатов – UMC, тайваньский полупроводниковый гигант, вошедший в стратегическое сотрудничество с SiS в конце прошлого года.
Конечно, официальной информации по компаниям, дёргающим за ниточки, мы так и не получим, но, вне всякого сомнения, XGI имеет хорошее финансирование. Это объясняет её уверенность в своих планах. XGI планирует выйти на уровень рентабельности к 2005 году и нацеливается стать одним из лидеров графического рынка к 2007 году. Выполнит ли XGI задуманное – покажет время. Ведь этот новичок будет конкурировать с двумя технологическими лидерами, ATi и nVidia, на их территории.
И не будем забывать Intel, текущего лидера бизнеса графических чипов, который просто давит всех остальных своим гигантским объёмом продаж. В любом случае, XGI не планирует быть аутсайдером, выдвигая против ATi и nVidia полную линейку настольных и мобильных чипов. Кроме того, у компании присутствуют планы выпуска встроенных графических решений на материнских платах.
Обзор продукта
XGI назвала линейку своих продуктов “Volari”, от латинского слова volatus. Некоторым слово может показаться знакомым, поскольку английское “velocity” (скорость) имеет те же корни. XGI разделяет линейку на три категории. Первая – карты для энтузиастов, вторая – массовый сегмент рыка, причём в каждой из этих категорий будет выпущено три карты с чипами DirectX 9. Третья категория – нижний ценовой сегмент рынка, куда позиционируется один чип DirectX 8.1.
Флагманской моделью является Volari V8. Этот 256-битный чип производится по техпроцессу 0,13 мкм и имеет полную поддержку DirectX 9. Дизайн подразумевает восемь пиксельных конвейеров рендеринга, четыре блока пиксельных программ 2.0 и два блока вершинных программ 2.0. В целом, чип имеет примерно 80 миллионов транзисторов, что с определённой долей приближения равняется чипам nVidia NV36. Чип поддерживает память GDDR и GDDR-2 (максимум 256 Мбайт), а также доступ к памяти, названый BroadBahn. Интерфейс подразделяет память на четыре канала по 128 бит каждый, что даёт внутреннюю ширину памяти 512 бит. Поскольку модули памяти адресуются по 32-битной шине, действительная ширина шины памяти составляет 128 бит.
Одночиповые решения Volari V8 включают:
- Volari V8 Ultra: 8 пиксельных конвейеров; частота ядра 350 МГц, частота памяти 375 МГц с DDR и 500 МГц с DDR2
- Volari V8: 8 пиксельных конвейеров; частота ядра 300 МГц, частота памяти 325 МГц с DDR и 450 МГц c DDR2
Графический выход обрабатывается встроенным 400 МГц RAMDAC. Благодаря внешнему чипу видеомоста SIS301 MV можно подключать второй дисплей или использовать его для видеовыхода. XGI разработала свой способ интерполяции пикселей для вывода видео. Он поддерживается видеопроцессором Cypher, встроенным в графический чип. Как заявляет XGI, эта технология значительно улучшает качество изображения чересстрочных (interlaced) фильмов по сравнению с популярными методами “bob” и “weave”.
Чип среднего класса Volari V5 имеет те же характеристики, что и “старшая” модель V8. Однако число пиксельных конвейеров у него уменьшено с восьми до четырёх. К тому же, чип оснащён лишь двумя блоками пиксельных программ 2.0, вместо четырёх у V8. С другой стороны, частоты памяти и ядра по сравнению с V8 не изменились.
Одночиповые решения Volari V5 включают:
- Volari V5 Ultra: 4 пиксельных конвейера; частота ядра 350 МГц, частота памяти 375 МГц c DDR и 500 МГц с DDR2
- Volari V5: 4 пиксельных конвейера; частота ядра 300 МГц, частота памяти 325 МГц с DDR и 450 МГц с DDR2
Архитектура Volari V3 нацелена на рынок нижнего ценового уровня, поэтому она значительно отличается от “старших” моделей. Чип базируется на дизайне Trident и технологически эквивалентен Trident XP4, анонсированному на прошлогоднем Comdex в ноябре. Чип поддерживает DirectX 8.1 и основан на мозаичной (тайловой) архитектуре. Чип также производится по 0,13 мкм техпроцессу и состоит всего из 25 миллионов транзисторов. Поскольку Trident указывала число транзисторов у XP4, после его выхода, 30 миллионов, V3 в некоторых деталях, похоже, отличается от XP4. Volari V3 имеет два пиксельных конвейера, 128-битный интерфейс памяти DDR и работает на тактовой частоте 300/300 МГц (ядро/память).
Решения XGI для нижнего ценового рынка включают:
- Volari V3: 2 пиксельных конвейера; частота ядра 300 МГц, частота памяти 300 МГц
Мобильные графические чипы XGI построены на дизайне V3, ранее известном как Trident XP4. Топовая модель называется XP5 и будет иметь частоты 250/250 МГц. Пока что о других версиях, XP5m32 и XP5m64, нет никакой информации.
Со спецификациями продуктов, анонсированных XGI, можно ознакомиться здесь.
Двухчиповые карты Volari
Для конкуренции с такими сильными соперниками, как nVidia и ATi, XGI выбрала очень специфический дизайн. Вместо разработки нового сложного чипа DirectX 9, который будет весьма дорог в производстве по причине большого числа транзисторов, XGI решила просто использовать два графических процессора на картах Volari Duo.
Разработчики чипов сталкиваются с проблемой, связанной с повышением числа транзисторов, что приводит к увеличению размера чипа и, следовательно, к получению меньшего числа кристаллов с одной подложки. Также растёт и число отбракованных чипов в расчёте на подложку. Указанные факторы приводят к повышению стоимости готовых чипов, что можно проиллюстрировать на примере ATi R360 (110 млн. транзисторов) или nVidia NV35/38 (130 млн. транзисторов). В итоге, эти чипы имеют более чем в два раза большую себестоимость, чем чипы с 80 миллионами транзисторов, типа массовых RV360 и NV36. И, конечно же, Volari V8.
Двухчиповый подход нельзя назвать новым. Как вы помните, пионер в области 3D-графики 3dfx уже выпускала подобные решения в линейке Voodoo 5. ATi также экспериментировала с двухчиповыми решениями на примере карты Rage Fury Maxx. Конечно же, комбинация двух чипов выглядит очень привлекательно, поскольку теоретически результат будет иметь в два раза большую мощь при минимальных усилиях. Но если бы всё было так легко, то двухчиповые решения выпускали бы все компании, не так ли?
Как вы понимаете, подобный подход имеет ряд недостатков. Первый относится к памяти. Каждый чип требует использования своего кадрового буфера, то есть на подобной карте нужно использовать в два раза больше памяти, чем на карте с обычным дизайном. Следовательно, Volari Duo с 256 Мбайт памяти на самом деле предлагает 128 Мбайт доступной памяти.
Вторая проблема заключается в управлении графическими процессорами. Шина AGP может обеспечивать доступ только к одному графическому чипу, так что второй чип будет “скрыт” от неё. Решение ATi на Rage Fury Maxx заключалось в интеграции на карту моста AGP-to-AGP. Хотя это решение и работало, но из-за него карта поддерживала, максимум, AGP 2X.
XGI решила выдвинуть другое решение. В их дизайне “ведущий” графический процессор связывается напрямую с центральным процессором компьютера. Второй, “ведомый” графический процессор связывается с “ведущим” чипом по, так называемой, шине BitFluent. Для этого на чипы встраивается специальный мост.
Третья проблема кроется в сложности общего дизайна. Карта требует большего питания и более сложной раскладки платы (две системы охлаждения, два устройства питания, большее число дорожек). То есть плата имеет более сложный дизайн, в результате чего двухчиповые решения становятся не слишком привлекательны с точки зрения себестоимости. В любом случае, несмотря на переход к более сложному дизайну, XGI с выпуском линейки Volari Duo планирует ударить по ценам конкурирующих high-end продуктов от nVidia и ATi.
XGI будет предлагать две двухчиповые карты:
- Volari Duo V8 Ultra: два чипа V8 Ultra с восемью пиксельными конвейерами каждый; частота чипов 350 МГц, частота памяти 375 МГц с DDR и 500 МГц с DDR2
- Volari Duo V5 Ultra: два чипа V5 Ultra с четырьмя пиксельными конвейерами каждый; частота чипов 350 МГц, частота памяти 375 МГц с DDR и 500 МГц с DDR2
Партнёры по выпуску плат
Следуя стратегии nVidia, XGI не планирует создавать и продавать свои собственные карты, вместо этого концентрируясь на разработке и производстве чипов. XGI оставляет производство и продажу карт своим партнёрам. В их число уже вошли C.P. Technology, известная своей торговой маркой PowerColor, и Club-3D. По слухам, партнёрами XGI вскоре станут ASUS, ABIT, Gigabyte и MSI. Когда мы поинтересовались у перечисленных компаний насчёт сотрудничества с XGI, то MSI и ASUS сообщили, что они не планируют выпускать продукты на базе XGI в обозримом будущем. Gigabyte, с другой стороны, подтвердила, что у компании есть планы производства карт на чипах XGI. Ещё одним вероятным кандидатом является ECS Elitegroup. Компания имеет крепкие связи с SiS, предлагая широкий ассортимент карт на SIS Xabre.
Первый контакт: XGI Volari Duo V8
После всей этой теории давайте перейдём к практической части обзора. Мы благодарим XGI за высланный нам образец Volari Duo V8 Ultra, который запечатлён на иллюстрациях ниже. Имейте в виду, что карта является прототипом, поэтому и карта, и драйверы находятся в стадии разработки. К примеру, память DDR-2 на карте работает на частоте 450 МГц вместо 500 МГц, как будет на финальной версии карты. Также мы обнаружили проблемы с перегревом во время тестирования. Начнём с внешнего вида карты.
Карта обладает привычными разъёмами: 1xSubD, 1xТВ-выход и 1xDVI. С помощью переходника DVI может работать как обычный SubD.
Карта имеет два вентилятора. Модули памяти получают также пассивное охлаждение. Во время работы карта оказалась довольно шумной, но, по информации XGI, система охлаждения будет доработана.
На задней стороне карты располагается пассивный радиатор. В связи с его высотой, на некоторых платах могут возникнуть проблемы с установкой.
Плата довольно плотно забита компонентами. Помимо двух графических чипов и восьми модулей памяти, на ней находятся конденсаторы стабилизации напряжения, которые занимают много пространства.
Приближенный вид V8. Кристалл кажется удивительно большим для 130 мкм технологии и 80 миллионов транзисторов.
Подобно ATi, XGI использует прокладки вокруг чипов, чтобы предотвратить их возможное повреждение от радиатора.
Карта Volari Duo V8 Ultra использует два дополнительных разъёма питания.
Чип SIS301 MV поддерживает DVI-выход. Альтернативно он может работать как выход на ЭЛТ-монитор. Наконец, чип также поддерживает ТВ-выход, включая формат HDTV.
Драйверы и программное обеспечение
ATi назвала свои драйверы “Catalyst”; nVidia выбрала название “Detonator”, которое недавно было изменено на “ForceWare”. Следуя той же тенденции, XGI назвала свои драйверы “Reactor”.
Меню драйвера очень понятны. Помимо общих 3D-настроек, пользователь также имеет доступ к опциям цветовой коррекции, гамма-настройкам и разрешению экрана. В комплекте также поставляется утилита по “разгону”. Через иконку в трее можно получить доступ к поддержке нескольких мониторов, к горячим клавишам, виртуальным рабочим столам и другим настройкам. Функции аппаратного мониторинга позволяют отслеживать температуру чипа, напряжение и скорость вращения вентиляторов.
Основное меню драйвера.
Информация о продукте.
3D-настройки.
“Разгон”.
Менеджер рабочего стола.
Информация PowerStrip о карте.
Наши впечатления о драйвере
Меню присланной нам версии драйвера оставило приятное впечатление. Что касается 3D-поддержки, то команде разработчиков XGI предстоит немалая работа. Драйвер пока не поддерживает полноэкранное сглаживание и анизотропную фильтрацию (максимум 4x). Также следует доработать и трилинейную фильтрацию. Хотя тесты с помощью Demirug AFTester13a продемонстрировали чистый и работающий трилинейный фильтр, драйвер применял билинейную фильтрацию во всех протестированных нами играх. Также, похоже, у драйвера наблюдаются проблемы с уровнем детализации текстур (LOD), что приводит к размытым и несфокусированным текстурам в 3DMark 2003. Наш драйвер также не смог корректно отобразить сцены в тесте Aquamark 3. Освещение было неправильным, и некоторые текстуры вновь выглядели размыто. Мы прокомментируем ситуацию более подробно в секциях, посвящённых отдельным итогам теста.
Ниже мы привели несколько сравнительных скриншотов:
AF Tester
Demirug AFtester13a
(Нажмите на иллюстрацию для получения несжатой версии в формате PNG)
UT2003
UT2003 с цветными Mipmaps – XGI Volari Duo V8 Ultra
(Нажмите на иллюстрацию для получения несжатой версии в формате PNG)
UT2003 с цветными Mipmaps – nVidia GeForce FX 5950
(Нажмите на иллюстрацию для получения несжатой версии в формате PNG)
3DMark 2003
3DM2003 текстуры и фильтрация – XGI Volari Duo V8 Ultra
(Нажмите на иллюстрацию для получения несжатой версии в формате PNG)
3DM2003 текстуры и фильтрация – nVidia GeForce FX 5950
(Нажмите на иллюстрацию для получения несжатой версии в формате PNG)
AquaMark3
Результаты рендеринга AM3 – XGI Volari Duo V8 Ultra
(Нажмите на иллюстрацию для получения несжатой версии в формате PNG)
Результаты рендеринга AM3 – nVidia GeForce FX 5950
(Нажмите на иллюстрацию для получения несжатой версии в формате PNG)
Вновь отметим, что мы тестировали карту с бета-версией драйвера. XGI смогла повторить и подтвердить указанные тесты, при этом компания пообещала исправить указанные проблемы как можно быстрее. Также упомянем, что результаты следующих тестов следует рассматривать как первое впечатление, ведь мы имеем дело с бета-версией карты и бета-версией драйверов. В связи с проблемами трилинейного фильтра, прямое сравнение с картами nVidia или ATi пока не представляется возможным. Наконец, мы уверены, что результаты Volari Duo V8 Ultra улучшатся в течение ближайших недель.
Тестовая конфигурация
Общее аппаратное обеспечение | |
Материнская плата | ASUS P4P800 Deluxe, чипсет Intel i865PE |
Процессор | Intel Pentium 4 3,2 ГГц (FSB800) |
Память | 2x 256 Мбайт Kingston HyperX DDR400 CL2 / 6-2-2-2 |
Драйверы и конфигурация | |
Видеокарты | ATI Radeon 9800 XT 256MB (эталон) ATI Radeon 9800 Pro 128MB (эталон) ATI Radeon 9700 Pro 128MB (эталон) ATI Radeon 9600 XT 128MB (эталон) ATI Radeon 9600 Pro 128MB (Hercules) ATI Radeon 9500 Pro 128MB (эталон) NVIDIA GF FX5950 Ultra (эталон) NVIDIA GF FX5900 Ultra (эталон) NVIDIA GF FX5700 Ultra (eVGA) NVIDIA GF FX5600 Ultra FC (эталон) XGI Volari Duo V8 Ultra (эталон (бета)) |
Графический драйвер | ATI Catalyst v3.7 ATI Catalyst v3.8 NVIDIA Detonator FX v52.16 XGI Reactor 031024 |
Драйвер чипсета | Intel |
Версия DirectX | 9.0b |
ОС | Windows XP Professional SP1 |
Как сказано выше, бета-версия драйверов XGI не поддерживает анизотропную фильтрацию и полноэкранное сглаживание. Кроме того, трилинейная фильтрация в ряде случаев тоже не работает. Следовательно, не стоит воспринимать приведённые ниже результаты как окончательные.
UT2003 Antalus Flyby
Примечание: приведённые результаты следует рассматривать как предварительные. Карта XGI и драйверы всё ещё находятся в состоянии бета-версий. Текущая версия драйвера поддерживает только билинейную фильтрацию в UT2003.
В UT2003 Antalus Flyby карта XGI Volari Duo V8 Ultra работает на уровне топовых моделей nVidia и ATi. Поскольку этот тест имеет мало отношения к настоящей игровой производительности в UT2003, следующие результаты можно считать более достоверными, так как они получены с помощью созданных нами timedemo.
UT2003 Inferno
Примечание: приведённые результаты следует рассматривать как предварительные. Карта XGI и драйверы всё ещё находятся в состоянии бета-версий. Текущая версия драйвера поддерживает только билинейную фильтрацию в UT2003.
Ситуация кардинально меняется при использовании timedemo на карте Inferno. Volari Duo V8 сильно сдаёт и откатывается на последнее место.
UT2003 Magma
Примечание: приведённые результаты следует рассматривать как предварительные. Карта XGI и драйверы всё ещё находятся в состоянии бета-версий. Текущая версия драйвера поддерживает только билинейную фильтрацию в UT2003.
Ситуация повторяется и на карте Magma.
3DMark 2003
Примечание: приведённые результаты следует рассматривать как предварительные. Карта XGI и драйверы всё ещё находятся в состоянии бета-версий. Текущая версия драйвера поддерживает только билинейную фильтрацию в 3DM2003. Кроме того, текстуры кажутся размытыми, с недостаточной детализацией.
Volari Duo V8 Ultra демонстрирует хорошие результаты в 3DMark 2003, но качество картинки очень низкое.
AquaMark3
Примечание: приведённые результаты следует рассматривать как предварительные. Карта XGI и драйверы всё ещё находятся в состоянии бета-версий. У драйвера наблюдаются значительные проблемы с освещением и чёткостью текстур.
В Aquamark 3 результаты Volari Duo V8 Ultra впечатляют. Как видим, карта находится среди лидеров.
Halo – Combat Evolved
Примечание: приведённые результаты следует рассматривать как предварительные. Карта XGI и драйверы всё ещё находятся в состоянии бета-версий. Текущая версия драйвера поддерживает только билинейную фильтрацию в игре.
В Halo, игре DirectX 9, производительность Volari Duo V8 Ultra значительно падает. С текущим драйвером вы вряд ли сможете играть в Halo с использованием PS2.0.
Quake3 Team Arena
Примечание: приведённые результаты следует рассматривать как предварительные. Карта XGI и драйверы всё ещё находятся в состоянии бета-версий. Текущая версия драйвера поддерживает только билинейную фильтрацию в игре.
В Quake3 Team Arena результаты карты XGI средние.
Wolfenstein ET
Примечание: приведённые результаты следует рассматривать как предварительные. Карта XGI и драйверы всё ещё находятся в состоянии бета-версий. Текущая версия драйвера поддерживает только билинейную фильтрацию в игре.
Хотя XGI Volari Duo V8 Ultra демонстрирует вполне приличную производительность в Quake3, карта скатывается на самый низ в Wolfenstein Enemy Territory, которая также базируется на движке Quake 3.
X2 Rolling Demo
Примечание: приведённые результаты следует рассматривать как предварительные. Карта XGI и драйверы всё ещё находятся в состоянии бета-версий. Текущая версия драйвера поддерживает только билинейную фильтрацию в игре.
В X2 карта XGI не может набрать высокий результат с текущими драйверами. X2 в большой степени зависит от трафаретных теней (stencil).
Заключение
Карта Volari Duo V8 Ultra оставила у нас смешанное впечатление. Несмотря на статус прототипа у карты и у драйвера, она смогла обеспечить вполне приличный результат в некоторых тестах. Однако ситуация омрачается проблемами с фильтрацией текстур и значительным падением производительности в ряде игр и тестов.
Команде разработчиков драйвера XGI есть, над чем работать. Мы предполагаем получить финальный образец карты и драйверы WHQL в ближайшие месяц-два. Так что у программистов драйвера XGI определённо есть время для исправления всех ошибок.
Если они со своей задачей справятся, то карты XGI могут стать реальной альтернативой предложениям ATi и nVidia, особенно с учётом сравнительно низких цен. XGI планирует выставить на топовую модель розничную цену $449, что кажется относительно дёшево. Напомним, что флагманы nVidia и ATi стоят на $50 дороже. Что касается цен на другие версии карт, то XGI пока отказалась их комментировать.