Введение
Я сразу же хочу сказать, что у меня нет никаких убеждений против Бэтмена/Batman, но он не является одним из моих любимых супергероев. Мне, честно говоря, нравится Человек-паук/Spiderman. Кроме того, я не очень большой любитель шпионских игр, таких как Splinter Cell или Metal Gear Solid. Я предпочитаю традиционные шутеры, и хотя я люблю подкрасться к врагу для атаки, мои действия в игре вполне прямолинейные. Кроме того, мне нравится перспектива от первого лица; в Batman: Arkham Asylum перспектива от третьего лица.
Наконец, меня никогда не привлекали игры-файтинги. Бесконечное “клацанье” по клавишам и нанесение комбо в нужное время никогда меня не привлекали. Действительно, я предпочитаю хорошие шутеры, стратегии реального времени (RTS), ролевые игры (RPG) и гонки. Left 4 Dead, StarCraft, Fallout 3 и Burnout Paradise – вот мои любимые игры.
После всех этих слов вам наверное будет странно услышать, что я получил немало удовольствия от игры Batman: Arkham Asylum.
Что ещё более интересно, поначалу эта игра мне не понравилась. Конечно, визуальный ряд, детализированные модели персонажей, скрупулёзно восстановленное готическое окружение, качественная озвучка актёров да и немалый бюджет впечатляют. Но мне всё же пришлось поиграть некоторое время, прежде чем в голову пришла мысль: да, я Бэтмен!
Бэтмен никогда не атакует “в лоб”. Вместо этого герой скрывается в тенях. В качестве своего преимущества Бэтмен использует страх. Он не убивает своих врагов, но удерживает их, пока не прибудут представители властей. Бэтмен – это борец с преступностью со своим кодексом чести, при этом он никогда не заходит слишком далеко, но он достаточно безжалостный, чтобы никогда не сдаваться.
Мне нравился Кристиан Бэйл (Christian Bale) в роли Бэтмена, но данная игра позволит вам погрузиться в роль Тёмного рыцаря намного глубже, чем в фильме. Как только вы свыкнетесь со своей ролью, то сможете получить намного больше удовольствия от игры, а также узнать немало всего интересного.
Конечно, нельзя сказать, что игра идеальна. Наибольшие нарекания у меня возникли по поводу вида через шлем Бэтмена. Вы не сможете избежать его частого использования. Шлем позволяет находить советы, отслеживать врагов и продвигать сюжет игры. В этом нет никаких проблем. Но проблема в том, что после активации шлема всё тщательно проработанное готическое окружение превращается в то, что я бы назвал “шумной” версией Tron 2.0. Игровая вселенная окрашивается пурпурными оттенками, контрастность снижется, а важные объекты или враги окрашиваются яркими цветами (обычно оранжевым). Это великолепно, когда вам нужно найти укрытие врага, но не очень впечатляет, если вам нужно следить за врагами и вместе с тем насладиться превосходной художественной составляющей игры. В итоге мне очень часто приходилось отказываться от визуального ряда, если я хотел просто успешно играть. Почему бы Бэтмену не обзавестись шлемом, который бы накладывал всю важную информацию на обычный вид? Как бы я хотел присутствовать в студии разработчиков Rocksteady Studios, когда принималось такое решение.
Кроме этого недостатка со шлемом жаловаться особо не на что за исключением очень ограничительной системы записи игры. Конечно, можно посетовать на однообразные боевые группы невооружённых бандитов. Впрочем, в игре немало положительных черт, таких как большое количество трофеев для сборки, интересные для открытия “пасхальные яйца”, а также любопытные детали в убежище. В общем, игра получилась очень хорошая. Не самая лучшая, конечно, среди всех игр, в которые я играл, но игры по фильму я лучше не встречал.
Теперь, когда я поговорил о своих личных впечатлениях, позвольте перейти к качеству и производительности. Если игра Batman: Arkham Asylum вас заинтересовала, то вам наверняка интересно, насколько хорошо она пойдёт на вашем “железе”. Именно это мы и рассмотрим в нашей статье.
Качество картинки и PhysX
Batman: Arkham Asylum – это игра, которая очень сильно опирается на API Nvidia PhysX. То есть PhysX отвечает за большую часть расчётов физики в игре, и если у вас видеокарта Nvidia, то вы сможете насладиться дополнительными визуальными эффектами PhysX с аппаратным ускорением. Конечно, строго говоря, вам не требуется “железо” Nvidia для включения эффектов PhysX, но если у вас не будет в системе карты Nvidia, то игра превратится в слайд-шоу независимо от того, какой процессор используется в вашей системе.
Есть три настройки PhysX: Off/Выключено, Normal/Нормальное и High/Высокое. Последняя настройка High позволяет ткани (занавески, шторы, паутина и подобные) очень реалистично колыхаться или рваться при взаимодействии с ней персонажа. Настройка High также позволяет туману взаимодействовать с персонажами, создавая за ними след при их движении. Есть и эффекты с бумагой – листы бумаги разлетаются, когда вы по ним проходите. Можно заметить и много различных других эффектов, влияющих на постройки, таких как взрывы, ломающаяся черепица и осыпающиеся стены.
При настройке Normal движения ткани и взаимодействия с персонажем практически исчезают. Эффекты тумана и бумаги остаются, но другие эффекты кажутся приглушёнными – точно сказать сложно.
Конечно, при выставлении настройки в Off эффекты ткани, бумаги и тумана полностью отсутствуют. Да и взрывы и разрушение зданий смотрятся уже не так реалистично.
Впрочем, даже при выставлении настройки PhysX в Off некоторые расчёты физики остаются. Плащ Бэтмена развевается очень реалистично в соответствии с движением (нам сказали, что это не эффект PhysX, а результат специально разработанного кода), есть обычная физика “падающих бочек” и все привычные эффекты.
В общем, поддержка PhysX даёт множество красивых визуальных эффектов и дополнительных деталей. Конечно, вы можете играть без активной PhysX, и при этом вряд ли даже узнаете, что чего-то не хватает – игра всё равно выглядит великолепно. Но если вы выставите настройку PhysX в High на “железе”, способном справиться с расчётами физики достаточно быстро, то перед дополнительными деталями устоять невозможно.
Качество картинки: GeForce против Radeon
Судя по тому, что мы видели, вы не заметите разницу в качестве картинки между Radeon или GeForce, что не может не радовать. Конечно, без видеокарты GeForce игра пойдёт намного медленнее после включения PhysX, но визуальное качество останется идентичным.
Тестовая конфигурация
Batman: Arkham Asylum базируется на знаменитом движке Unreal 3 Engine, поэтому игра не требует очень мощного “железа” для высокой частоты кадров. По этой причине мы выбрали опции высокого визуального качества для тестов, отказавшись в самых простых настройках только от сглаживания (AA) и PhysX. Мы использовали встроенный в игру тест, чтобы результаты можно было сравнивать между собой.
Мы протестировали довольно приличный набор видеокарт, многие из которых взяты на основе наших рекомендаций по выбору видеокарты для игр. К сожалению, на время тестов у нас не было под рукой новой линейки ATI Radeon HD 5000, но следует помнить, что новая 5770 должна работать на уровне, близком к Radeon HD 4870, а 5750 будет близка по производительности к Radeon HD 4850 и GeForce GTS 250.
Тестовая система Intel (тесты производительности и CPU) | Тестовая система AMD (некоторые тесты CPU) | |
CPU | Intel Core i7-920 (Bloomfield), 2,67 ГГц, QPI-2400, кэш 8 Мбайт | AMD Phenom II X4 965 (Deneb), 3,4 ГГц, 2000 МГц HT, кэш 6 Мбайт |
Материнская плата | ASRock X58 Supercomputer, Intel X58, BIOS P1.90 | Asus M4A785TD-V EVO, AMD 785G, BIOS 0410 |
Сеть | Встроенная 1 Гбит/с |
|
Память | Mushkin PC3-10700, 3 x 2048 Мбайт, DDR3-1066, CL 8-8-8-19 на 1,8 В |
|
Видеокарты | Asus ENGTX260 796MB DDR3 PCIe, ATI Radeon HD 4870 reference |
|
Жёсткий диск | Western Digital Caviar WD50 00AAJS-00YFA, 500 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA 3,0 Гбит/с | Western Digital Caviar Black 640 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 32 Мбайт, SATA 3,0 Гбит/с |
Блок питания | Thermaltake Toughpower 1200W, 1200 Вт, ATX 12V 2.2, EPS 12v 2.91 | ePower EP-1200P10-T2, 1200 Вт, ATX 12V, EPS 12v |
Программное обеспечение и драйверы | ||
Операционная система | Microsoft Windows Vista Ultimate 64-bit 6.0.6001, SP1 | Microsoft Windows 7 x64 |
Версия DirectX | DirectX 10 | DirectX 11 |
Графические драйверы | Nvidia ForceWare 191.07, ATI Catalyst 9.9 |
Результаты тестов: высокая детализация
Позвольте начать с тестов, которые мы проводили с высокой детализацией без активных сглаживания (AA) или PhysX.
Все видеокарты среднего уровня и high-end модели с 256-битным интерфейсом памяти без каких-либо проблем дали плавную частоту кадров вплоть до разрешения 2560×1600, хотя GeForce 9600 GT пришлось нелегко – минимальная частота кадров упала до 19 FPS (кадров в секунду) в данном режиме.
Напротив, low-end карты со 128-битным интерфейсом памяти, такие как Radeon HD 4650 и GeForce GT 220, смогли с лёгкостью справиться только с разрешением 1280×1024. Видеокарта GeForce GT 220 смогла выдержать разрешение 1680×1050 с минимальной частотой кадров, почти приближающейся к идеальному уровню 30 FPS, но Radeon HD 4650 пришлось нелегко.
Помните, что даже приведённые low-end видеокарты могут справиться с игрой на высоких разрешениях, если вы понизите настройки детализации.
Результаты тестов: высокая детализация, 4x AA
По непонятной причине меню настроек игры позволяло включать сглаживание только на видеокартах GeForce. При использовании видеокарт Radeon сглаживание (AA) приходилось включать в Catalyst Control Center. Это нас немного раздражало, особенно из-за того, что причина так и оказалась неизвестной. Некоторые читатели наверняка скажут, что это поработала таинственная рука Nvidia для ограничения карт ATI (Batman относится к играм TWIMTBP, в конце концов), а другие отметят, что команда ATI по работе с разработчиками не приложила достаточно усилий для реализации сглаживания. В любом случае, позвольте привести результаты.
Видеокарты Radeon и GeForce шли раньше на одном уровне со своими конкурентами, но видеокарты GeForce заметно выходят в лидеры после активации сглаживания. GeForce 9600 GT смогла даже обойти Radeon HD 4850 в разрешении 2560×1600, хотя реального смысла победа не имеет, поскольку обе видеокарты превращают игру в слайд-шоу.
GeForce GTS 250, Radeon HD 4870 и GeForce GTX 260 смогли дать плавную игру вплоть до разрешения 1920×1200, хотя в разрешении 2560×1600 только GeForce GTX 260 смогла дать плавную минимальную частоту кадров.
Результаты тестов: высокая детализация, PhysX Normal
А вот здесь результаты становятся уже интересными. Мы выставили PhysX в режим Normal и получили следующую картину.
Видеокарты Radeon теперь ограничены средним уровнем 15 fps. Видеокарты GeForce показывают себя намного лучше, но только GeForce GTS 250 и GTX 260 дают достаточно плавную игру в разрешении выше 1280×1024. В разрешении 1920×1200 только GeForce GTX 260 смогла дать минимальную частоту кадров, близкую к уровню 30 FPS, а для разрешения 2560×1600 мы не получили достойных решений.
Результаты тестов: высокая детализация, PhysX High
Затем, после проведения тестов с опцией PhysX в режиме Normal, давайте посмотрим, какое падение производительности будет наблюдаться с настройкой High.
Средняя частота кадров не изменилась сильно, но минимальная частота кадров везде упала ниже порога 30 fps, даже на самой производительной видеокарте в наших тестах – GeForce GTX 260.
Что странно, несмотря на дополнительную вычислительную нагрузку, минимальная и средняя частота кадров на видеокартах Radeon не изменились.
Давайте посмотрим, что произойдёт, когда мы добавим отдельную видеокарту для расчётов PhysX.
Результаты тестов: высокая детализация, PhysX High, отдельная карта PhysX
Мы протестировали несколько дополнительных видеокарт GeForce в паре с GeForce GTX 260, чтобы посмотреть, насколько интересна выделенная обработка PhysX. Давайте начнём с обычной настройки Normal PhysX в разрешениях 1280×1024 и 1920×1200.
Эти результаты весьма полезны. Обратите внимание, что по мере увеличения разрешения средняя частота кадров заметно падает, но важная минимальная частота кадров остаётся высокой. Это великолепная новость. Теперь давайте увеличим детализацию PhysX до режима High.
Минимальная частота кадров осталась примерно на постоянном уровне, несмотря на изменение разрешения. Кроме того, обратите внимание, что минимальная частота кадров тоже остаётся на близком уровне независимо от использованной выделенной карты PhysX, за исключением GeForce 9500 GT, которой приходится довольно тяжело.
Какие выводы можно сделать? Видеокарта GeForce GT 220, которая сама по себе весьма слабая, становится довольно привлекательным предложением, если рассматривать её в роли выделенного процессора PhysX, при этом она даёт очень привлекательное соотношение производительность/цена по сравнению с более дорогими моделями GeForce.
Кроме того, мы знаем о многих пользователях, которые купили видеокарты GeForce для использования в качестве выделенного процессора PhysX GPU в паре с видеокартами Radeon, хотя официально такое решение не поддерживается. Такое решение можно реализовать только под Windows XP и Windows 7, поскольку Windows Vista не имеет возможности одновременного запуска двух графических драйверов. Помните, что новые версии драйвера GeForce 186 и выше не позволят включить подобную функцию, поскольку Nvidia, к сожалению, отключила дополнительные вычисления PhysX при работе в паре с видеокартой не-GeForce.
Тесты CPU: поддержка PhysX выключена
Какая производительность CPU нужна игре Batman: Arkham Asylum? Мы выключили PhysX, чтобы определить нагрузку на CPU. Средняя частота кадров была очень высокой, поэтому мы исследовали здесь только минимальную частоту кадров.
Даже 2-ГГц четырёхъядерный CPU может легко обеспечить минимальную частоту кадров более 40 fps в разрешении 1920×1200. Действительно, движок Unreal 3 заслуженно имеет репутацию слабо нагружающего “железо”.
Давайте выставим частоту CPU 2,5 ГГц и посмотрим, как производительность игры зависит от количества вычислительных ядер.
Мы видим, что двуядерный CPU Phenom II на 2,5 ГГц может дать минимальную частоту кадров более 40 fps. Это означает, что даже процессора дешевле $100 должно быть достаточно для обеспечения великолепного уровня производительности в Batman: Arkham Asylum.
Тесты CPU: поддержка PhysX включена
Мы были несколько озадачены результатами, которые мы обнаружили в тестах видеокарт Radeon с разными настройками PhysX. Довольно странно, что минимальная и средняя частота кадров оставались неизменными в режимах PhysX Normal и High, в то время как у видеокарт GeForce мы получили заметное падение производительности по минимальной частоте кадров.
Поэтому мы провели несколько тестов с видеокартами Radeon и включённой поддержкой PhysX на разных частотах CPU.
Тесты оказались полезными, поскольку частота кадров заметно снижается при уменьшении тактовой частоты CPU. Впрочем, мы обнаружили и некоторые странности. Мы замеряли нагрузку на CPU во время одного и того участка игрового теста – на нём интенсивно использовалась поддержка PhysX, когда охранник проходил через дым. Результаты хорошо повторялись – они были неизменными на протяжении нескольких прогонов.
Почему нагрузка на CPU оказывается ниже после включения PhysX? И почему нагрузка на CPU настолько низкая вообще? Если CPU является “узким местом” при расчётах PhysX, то не должна ли активация PhysX увеличивать нагрузку на CPU до предела?
Возможно, имеет смысл показать, как нагрузка на CPU распределяется по потокам.
Вместо внесения ясности результаты тестов нас озадачили. Мы помним, что API PhysX должно быть оптимизировано под несколько потоков, но на процессоре Core i7 мы видим нагрузку только на один поток после включения PhysX. Мы пытаемся получить объяснение этой особенности от разработчиков Rocksteady – впечатление такое, что игра искусственно снижает производительности до определённого уровня, используя только ресурсы CPU, необходимые для работы на этом уровне. На процессоре Core i7 поддержка PhysX использует меньше ресурсов, чем на Phenom II. Это как раз можно было бы объяснить, если бы в игре было искусственное ограничение частоты кадров, поскольку i7 обходит архитектуру AMD по производительности. В игровых тестах мы наблюдаем хорошее соответствие реальной производительности и чистой скорости CPU на всех моделях CPU.
Заключение
Batman: Arkham Asylum – очень привлекательная игра, а благодаря серьёзно оптимизированному движку Unreal 3, она даёт прекрасную производительность на широком ассортименте видеокарт. После выставления самого высокого визуального качества даже low-end Radeon HD 4650 было достаточно для обеспечения хорошей производительности в разрешении 1280×1024, видеокарта GeForce GT 220 прекрасно справилась с разрешением 1680×1050, а GeForce 9600 GT хорошо работала на 1920×1200. Впрочем, при понижении уровня детализации на этих видеокартах можно было вполне комфортно повышать разрешение. Более мощные видеокарты, такие как Radeon HD 4850, GeForce GTS 250, Radeon HD 4870 и GeForce GTX 260 могли справиться с очень высоким разрешением 2560×1600 и высокой детализацией без особых проблем.
Добавление 4xAA дало видеокартам Nvidia преимущество по сравнению с моделями Radeon, а в разрешении 1920×1200 только GeForce GTS 250, Radeon HD 4870 и GeForce GTX 260 смогли поддержать минимальную частоту кадров более 30 fps, а 9600 GT смогла дать приемлемую, хотя и не идеальную минимальную частоту кадров 24 fps.
Включение PhysX не так актуально для геймплея, при этом вы ничего не потеряете в игре, если не увидите дополнительные эффекты. Однако после включения PhysX вы получите приятные детали и нюансы, да и многие сцены будут смотреться намного более симпатично и захватывающе. Красивые взрывы, эффекты ткани, бумаги, тумана и тонкие детали окружения – всё это добавляет сильную визуальную составляющую.
Однако при этом игра нагружает систему более сильно. Одна видеокарта GeForce 9600 GT уже не справится, если вы хотите получить минимальную частоту кадров не менее 30 fps. Вам потребуется видеокарта GeForce GTS 250 для игры в разрешении 1680×1050 с активной поддержкой PhysX (в режиме Normal), а видеокарты GeForce GTX 260 едва хватает для разрешения 1920×1200. Если же вы выставите поддержку PhysX в режим High, то даже GeForce GTX 260 не сможет дать минимальную частоту кадров 30 fps в разрешении 1280×1024, поэтому лучше использовать раздельную карту PhysX, если вы хотите играть в высоком разрешении (и если у вас есть свободный слот PCI Express на материнской плате).
Хорошая новость здесь в том, что GeForce GT 220 можно найти по цене от $65 (от 1800 руб. в России), а при работе видеокарты в качестве выделенного ускорителя PhysX она будет гарантировать, что даже режим PhysX High не будет ограничивать производительность. Даже в разрешении 1920×1200 видеокарта GT 220 дала минимальную частоту кадров 36 FPS при работе в качестве выделенного ускорителя PhysX. Использование более дорогих решений в качестве выделенных ускорителей PhysX не дало существенно более высокой частоты кадров, так что GeForce GT 220 можно назвать чемпионом PhysX за свою цену.
В общем, Batman: Arkham Asylum – весьма достойно сделанная игра, которая даёт прекрасный геймплей и погружение в игру в роли Бэтмена. Кроме того, игра превосходно пойдёт на широком ассортименте “железа”, и даже самые дешёвые видеокарты из протестированных в нашей статье обеспечат комфортную игру с максимальными деталями в разрешении 1280×1024.
После включения аппаратного ускорения PhysX всё становится совершенно другим, и если вы хотите играть в высоком разрешении с активной поддержкой PhysX, то вам потребуется более мощная видеокарта Nvidia, чем GeForce GTX 260, либо придётся установить отдельную видеокарту для ускорения PhysX, такую как GeForce GT 220. Конечно, это немалая цена за увеличение производительности PhysX, но в то же время мы признаём, что визуальное качество значительно улучшается. После активации PhysX вам вряд ли захочется вернуться к игре без этой технологии, если ваше “железо” будет нормально её поддерживать.