Введение
Тесты графической производительности AGP-платформ. Часть II. Новые карты, одноядерная система.
В первой части материала мы провели тесты самых мощных видеокарт AGP на платформе Athlon XP 2500+. Эта система является характерным представителем многих старых платформ Athlon XP на рынке, а также в какой-то степени соответствует старым платформам на Pentium 4 с частотой 2,5 ГГц.
Во второй части мы рассмотрим, как новые AGP-видеокарты работают на более современной, но не передовой одноядерной платформе Athlon 64. Напомним, что архитектура Athlon 64 была “на коне” до появления процессоров Intel Conroe (Core 2 Duo), поэтому процессоры AMD сегодня широко распространены, а многие материнские платы под Athlon 64 используют слот AGP, а не PCI Express.
Стоит ли модернизировать видеокарту на материнских платах AGP под Athlon 64? Или владельцам Athlon 64 лучше оценить перспективы и перейти на PCI Express?
В нашем тесте мы использовали материнскую плату ASROCK Dual-SATA2, одну из немногих, оснащённых как скоростным интерфейсом AGP, так и полноценным PCI Express. Нашей целью было оценить, насколько медленнее работает видеокарта AGP по сравнению с аналогом под PCI Express. Многие из вас наверняка будут удивлены полученными результатами.
Новая линейка AGP
Radeon X1950 PRO |
Кодовое название: R580, техпроцесс 90 нм |
36 блоков пиксельных шейдеров, 8 блоков вершинных шейдеров, 12 текстурных блоков, 12 процессоров растровых операций |
256-битная шина памяти (512-битная кольцевая шина) |
Ядро 575 МГц, память 690 МГц (1380 МГц DDR) |
Розничная цена: $280 |
Поиск Radeon X1950 PRO в price.ru |
Карта X1950 PRO аналогична X1900 GT, а основное различие заключается в том, что она использует не X1900 XT, а новое, менее “прожорливое” ядро. Основным конкурентом карты на стороне PCI Express является 7900 GS, которую X1950 PRO обгоняет в большинстве тестов на штатной тактовой частоте. Но 7900 GS не вышла под интерфейс AGP, так что X1950 PRO на сегодня является самой скоростной картой AGP. Будет интересно посмотреть, сможет ли старая AGP-платформа “выжать все соки” из X1950 PRO, или мы получим какое-нибудь “узкое место”, в которое будет упираться производительность.
Мы взяли две видеокарты на X1950 PRO от Sapphire и Powercolor.
Sapphire X1950 PRO AGP.
Поиск Radeon Sapphire X1950 PRO в price.ru
Sapphire X1950 PRO оснащена 512 Мбайт видеопамяти, при этом это единственная AGP-видеокарта на X1950 PRO с 512 Мбайт, насколько мы знаем. Карта Sapphire требует подключения двух вилок питания Molex, что тоже уникально для AGP-видеокарты.
Powercolor X1950 PRO AGP.
Поиск Powercolor X1950 PRO AGP в price.ru
Видеокарта Powercolor X1950 PRO оснащена 256 Мбайт встроенной памяти и использует тихий кулер от Arctic Cooling, известный под названием Accelero X2. Будет интересно посмотреть, даст ли урезанная в два раза, до 256 Мбайт, видеопамять на карте Sapphire падение производительности. Для питания карта требует новую 6-контактную вилку, но в комплект поставки входит переходник со стандартной вилки Molex. Так что владельцы старых блоков питания будут довольны.
Новая линейка AGP, продолжение
GeForce 7600 GT |
Кодовое название: G73, техпроцесс 90 нм |
12 блоков пиксельных шейдеров, 5 блоков вершинных шейдеров, 12 текстурных блоков, 8 процессоров растровых операций |
128-битная шина памяти |
Ядро 560 МГц, память 700 МГц (1400 МГц DDR) |
Розничная цена: $180 |
Поиск GeForce 7600 GT в price.ru |
7600 GT – впечатляющая видеокарта для данного ценового диапазона. Она поддерживает технологию SM 3.0 (см. тесты качества SM 3.0), а высокие тактовые частоты дают прекрасную производительность. Самым слабым местом является 128-битная шина памяти, но высокая тактовая частота памяти нивелирует этот недостаток. Карта вполне может конкурировать с 256-битными моделями, например, с X800 XT/X850 XT и даже с 7800 GS.
Leadtek 7600 GT AGP.
Поиск Leadtek GeForce 7600 GT в price.ru
Образец карты 7600 GT предоставила компания Leadtek. Для питания ей тоже требуется вилка Molex. Кстати, у 7600 GT под PCI Express раздельного питания не требуется. Но связано это с тем, что интерфейс PCI Express обеспечивает больше питания, чем AGP. Кстати, ещё 7600 GT для AGP производит только XFX.
Поиск XFX GeForce 7600 GT в price.ru
BFG 7800 GS OC |
Кодовое название: G73, техпроцесс 110 нм |
16 блоков пиксельных шейдеров, 6 блоков вершинных шейдеров, 16 текстурных блоков, 8 процессоров растровых операций |
256-битная шина памяти |
Ядро 375 МГц, память 600 МГц (1200 МГц DDR) |
Розничная цена: $320 |
Поиск BFG 7800 GS OC в price.ru |
7800 GS считалась самой быстрой видеокартой AGP, пока не появились AGP-версии 7600 GT и X1950 PRO. Перед нами урезанная 7800 GT, с 16 конвейерами вместо 20-ти.
BFG 7800 GS OC.
Версия 7800 GS от BFG разогнана по умолчанию, как и многие (если не все) модели BFG. Разогнаны и ядро – до 400 МГц, и память – до 625 МГц. Это позволяет BFG 7800 GS работать чуть быстрее других карт 7800 GS. Что ж, посмотрим, как этот прирост скажется на производительности по сравнению с другими моделями.
Подобно многим другим картам, 7800 GS OC требует дополнительного питания через гнездо Molex.
Radeon 9700 PRO |
Кодовое название: R300, техпроцесс 150 нм |
8 конвейеров |
256-битная шина памяти |
Ядро 325 МГц, память 310 МГц (620 МГц DDR) |
Розничная цена: от 100 рублей и выше за б/у |
Radeon 9700 PRO.
Для сравнения в первой части тестирования мы взяли одну из самых популярных старых видеокарт: Radeon 9700 PRO. Карта отражает производительность и многих других видеокарт: 9700 PRO работает на уровне Radeon 9800 PRO, Radeon X700, Radeon X1300 PRO, GeForce FX 5900, GeForce 6600 и GeForce 7300 GS. К сожалению, эта карта вышла из строя, поэтому мы не смогли включить её в тестирование. Но мы планируем повторить тест позже и добавить результаты.
Тестовая система и методика
Системное аппаратное обеспечение | |
Процессор | AMD Athlon 64 3400+ (Venice), 2,2 ГГц, 512 кбайт кэша L2 |
Платформа | ASrock 9393dual-SATA2 (socket 939), чипсет ULI 1695, BIOS v1.6 |
Память | PATRIOT EP, 1 x 1024 Мбайт PC3500 (CL2,0-3-2-5) |
Жёсткий диск | Western Digital WD1200JB, 120 Гбайт, 7 200 об/мин, кэш 8 Мбайт, UltraATA/100 |
Сеть | Встроенная Ethernet 100 Мбит/с |
Видеокарты | Sapphire Radeon X1950 PRO (AGP), 512 Мбайт GDDR3 Powercolor Radeon X1950 PRO (AGP), 256 Мбайт GDDR3 Leadtek GeForce 7600 GT (AGP), 256 Мбайт GDDR3 BFG GeForce 7800 GS (AGP), 256 Мбайт GDDR3 |
Блок питания | Ultra X-Connect , ATX, 550 Вт |
Системное ПО и драйверы | |
ОС | Microsoft Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2 |
Версия DirectX | 9.0c (4.09.0000.0904) |
Драйвер платформы | AMD Athlon 64 Processor Driver 1.2.2.0 |
Графический драйвер | ATi Catalyst 6.12, nVidia ForceWare 93.71 |
В качестве тестовой платформы мы взяли материнскую плату Asrock Dual-SATA2 с процессором Athlon64 3400+ на частоте 2,2 ГГц. Система оснащена 1 Гбайт памяти в одноканальном режиме. В принципе, наша платформа является характерным представителем своего времени. Хотя ядро всего одно, но сегодня очень мало игр, поддерживающих двуядерные конфигурации, так что в игровых тестах одно ядро должно работать близко к показателям Athlon 64 X2.
Во втором раунде наших тестов платформа оказалась заметно мощнее, чем в первом, поэтому мы включили более высокие разрешения, а также уровни сглаживания и анизотропной фильтрации.
Futuremark 3DMark
Посмотрим на результаты 3DMark. Начнём с системы Athlon64 3400+.
А теперь сравним их с результатами из первого раунда, на менее мощном процессоре 2500+.
Результаты весьма любопытные. Обратите внимание, что результаты GeForce 7800 GS и 7600 GT очень близки на обеих системах, в то время как результаты X1950 существенно выше на более мощном процессоре. Особенно это заметно в 3DMark05, где карта Sapphire X1950 PRO с 6 347 ушла на 8 477 баллов.
X3: Reunion
Теперь посмотрим, как видеокарты покажут себя на красивом движке X3: Reunion. Начнём с тестов Athlon 64 в разрешении 1280×1024 с 2x AA.
Похоже, в разрешении 1280×1024 все видеокарты упираются в “узкое место” (CPU) даже с более быстрым процессором. Сравним с результатами старого Athlon XP 2500+.
Тот же самый результат, только частота кадров ещё ниже. Преимущество Athlon 64 по архитектуре позволило ему поднять частоту кадров на 15 fps. Неплохой прирост.
Посмотрим, что произойдёт, если мы повысим разрешение до 1600×1200. Начнём с Athlon 64 3400+.
При повышении разрешения ограничивающим фактором стал уже не процессор, а видеокарта. Карты X1950 PRO сохранили ту же частоту кадров, что и при меньшем разрешении, но менее мощные карты GeForce немного сдали. Обратите внимание, что минимальная частота кадров остаётся примерно равной для всех видеокарт, что ещё раз указывает на сильную зависимость этой игры от производительности CPU.
Давайте сравним с результатами Athlon XP 2500+.
Видите, как платформа ограничивает максимальную частоту кадров? Видеокарты X1950 PRO с процессором 3400+ дают более высокую производительность, но в случае 2500+ производительность упирается в центральный процессор.
F.E.A.R.
Поскольку движок F.E.A.R. показал в первой части тестов AGP-платформ разные результаты для разных разрешений, мы решили использовать его для демонстрации возможных ограничений интерфейса AGP по сравнению с PCI Express. Мы протестировали X1950 PRO и 7600 GT в режимах 8x AGP и 4x AGP, выставленных в BIOS материнской платы. Кроме того, мы провели тесты на карте 7600 GT под PCI Express, чтобы посмотреть, даст ли интерфейс PCIe какой-либо эффект. Увы, но мы не смогли провести тесты с X1950 PRO PCIe, мы исправим эту досадную оплошность позже.
Посмотрим на результаты Athlon64 3400+.
Как видим, при низком разрешении 1024×768 интерфейс роли не играет. Действительно, здесь скорость больше зависит от платформы, а не от видеокарт. Посмотрим, что произойдёт, если мы повысим разрешение до 1600×1200.
Теперь результаты начинают разделяться. Тем не менее, 7600 GT даёт практически равные результаты с интерфейсами AGP 4x, 8x и PCIe. Здесь мы наблюдаем, как карта X1950 PRO выходит вперёд, поскольку повышенное разрешение уже начинает довольно сильно нагружать видеокарты. Что ж, давайте включим анизотропную фильтрацию и сглаживание, чтобы ещё больше нагрузить видеокарты.
Опять же, в разрешении 1600×1200 с 4xAA и 8xAF между видеокартами 7600 GT с интерфейсами AGP 4x, 8x и PCI Express различий не наблюдается. Карты X1950 PRO демонстрируют свою мощь, но, опять же, различий в частоте кадров между 4x AGP и 8x AGP практически нет. Честно говоря, при таком разрешении мы полагали, что между 4x AGP и 8x AGP всё же возникнет ощутимая разница. Скорость интерфейса AGP выставлялась в BIOS, так что проверить реальную скорость мы не могли. Но вряд ли стоит спорить с тем, что карты 7600 GT AGP и PCI Express работают одинаково. Хотя это разные карты в разных слотах.
PREY
Prey – единственная игра OpenGL в нашем тестовом пакете. Посмотрим, что случится при переходе на Athlon64 3400+.
Карты X1950 PRO демонстрируют свою мощь во всех разрешениях и режимах. Движок Prey, определённо, более чувствителен к видеокарте, чем к CPU. Сравним результаты со старой системой Athlon XP 2500+.
Ситуация здесь немного иная. В разрешении 1024×768 процессор Athlon XP 2500+ определённо является “узким местом”. При переходе к разрешению 1280×1024 это “узкое место” уже не так заметно, частота кадров у обеих платформ близка.
Star Trek: Legacy
Теперь позвольте перейти к результатам движка Star Trek: Legacy, относительно новой игры с впечатляющей графикой.
При низком разрешении игра полностью упирается в систему, даже на 3400+. С повышением разрешения до 1280×1024 с 2xAA ситуация меняется.
Карта X1950 PRO сохраняет те же результаты, что и при низком разрешении и слабой детализации, демонстрируя, что процессор может выжимать высокую частоту кадров. Карты GeForce работают медленнее X1950 PRO, что в случае с Athlon XP 2500+ не наблюдалось.
На процессоре 2500+ производительность явно упирается в CPU.
Что станет с производительностью X1950 PRO на платформе Athlon 64 3400+, если повысить разрешение до 1600×1200 со сглаживанием 4x?
Производительность карт X1950 PRO немного снижается по сравнению с низким разрешением, но результаты близки, играть можно. Карты GeForce при таких настройках нагружаются слишком сильно, играть на них уже не получится.
Need for Speed CARBON
В первой части тестов AGP-платформ движок NFS Carbon явно склонялся в пользу архитектуры Radeon X1950 PRO и её мощного движка шейдеров на всех разрешениях. На 3400+ мы наблюдаем такую же ситуацию даже на низких разрешениях, где “узким местом” должен был бы стать процессор. В общем, X1950 PRO ощутимо лидирует над GeForce.
Впрочем, на старой платформе Athlon XP ситуация в разрешении 1024×768 была иная. Все карты упирались в производительность CPU.
Если мы будем повышать детализацию и разрешение до 1280×1024 на новой платформе, то X1950 PRO вновь покажет себя с лучшей стороны.
На высоком разрешении то же самое происходило и на старой платформе Athlon XP.
Обратите внимание, что частота кадров на GeForce в данном разрешении одинакова для обеих платформ. “Узким местом” являются видеокарты. Впрочем, возможно, в этом есть и доля вины драйвера.
Наконец, мы попробовали разрешение 1600×1200 с 4x AA на новой платформе Athlon 64 3400+. Посмотрим, смогут ли справиться с ним видеокарты.
Как можно видеть, X1950 PRO с честью выполнили свою работу.
Elder Scrolls: Oblivion
Наконец, давайте посмотрим, как Athlon 64 3400+ покажет себя в весьма “тяжёлой” игре Elder Scrolls: Oblivion.
Даже в низком разрешении 1024×768 карты X1950 PRO выходят вперёд. Да, этот 3D-движок способен нагрузить практически любую видеокарту. Посмотрим, какова ситуация на старом Athlon XP 2500+:
Ощутимо медленнее. Похоже, движок Oblivion любит нагружать не только видеокарты, но и центральный процессор. А теперь давайте посмотрим, что будет, если мы увеличим разрешение до 1280×1024 на платформе Athlon 64 3400+:
Результаты на новой платформе весьма немного сдвигаются с уровня 1024×768. Ситуация с платформой Athlon XP 2500+ выглядит более интересно.
Ситуация явно указывает на то, что “узким местом” является видеокарта, поскольку обе платформы дают равную производительность. Новый Athlon 64 может выдать всего лишь 5 дополнительных кадров по сравнению со старой платформой 2500+.
Теперь посмотрим, как более новая платформа 3400+ справится с тем же разрешением, но с активированным HDR-освещением, которое нагружает GPU.
Как видим, HDR-освещение слабо нагружает 3400+. Результаты 2500+ схожи, поэтому “узким местом” вновь является видеокарта.
Заключение
В первой части мы хотели узнать, будет ли Athlon XP 2500+ являться “узким местом” для современных AGP-видеокарт. Ответ оказался – “иногда”, в зависимости от игры: в некоторых ограничения CPU проявляются рано, в других такие мощные карты, как X1950 PRO, успевают хорошо проявить себя.
Ситуация с одноядерным Athlon 64 3400+ оказалась иной. Этот процессор AMD уже давно не является передовым, но он смог выдать картам X1950 PRO достаточно данных, чтобы они обошли медленные GeForce. Если на старой платформе Athlon XP 2500+ в высоких разрешениях играть было нельзя, то ситуация на более новой платформе Athlon 64 улучшилась.
Итог очевиден: если вы решите модернизировать видеокарту на одноядерной системе с AGP, то выгода будет. С такими мощными AGP-картами, как Radeon X1950 PRO, вы получите ощутимый прирост производительности. Поэтому если вам нужна мощная игровая система, то переходить на PCI Express вовсе необязательно.
Мнение редактора
Конечно, с появлением новых видеокарт DirectX 10 возникает вопрос, сколько ещё AGP-модели будут актуальны? Как мне кажется, X1950 PRO будет хорошей игровой картой ещё год или два.
Вспомните переход на DirectX 9. Многие считали, что карты DirectX 8 устареют уже через полгода. Но, как показала действительность, игры с путями кода под DirectX 8 выпускаются даже сегодня. Помните, что разработчики делают так, чтобы игры запускались на большинстве машин из установленного парка. Требование видеокарт уровня DirectX 10 существенно ограничит потенциальный рынок, поэтому игры “только под DirectX 10” в ближайшие годы вряд ли появятся.