|
Обзор Ultrabook | Робкое начало
В 2006 году, когда продажи ноутбуков росли уже на протяжении десятилетия, Intel понимала, что у неё проблемы. Уровень реализации инноваций в ноутбуках был поистине жалким (что иронично, сейчас мы точно так же говорим о настольных ПК). Ноутбуки представляли собой грузные мобильные рабочие станции. Стоит отметить, что на рынке существовали посредственные тонкие и лёгкие решения, а новости об очередной попытке создать компактную изящную мобильную платформу всегда делали много шума, но их продажи не впечатляли.
Времени автономной работы было недостаточно даже для полёта на самолёте. Процессоры не отличались мощностью, а внешний вид таких компьютеров казался дешёвым или слишком вычурным. Если честно, ничто не могло всколыхнуть застоявшийся рынок мобильных компьютеров после появления архитектуры Centrino в 2003 году: процессор, в маркетинг которого было вложено более 150 миллионов долларов, наконец, смог избавить ноутбуки от Ethernet-кабеля.
Хотя продажи ноутбуков оставались стабильными (в 2007 году продажи ноутбуков впервые превысили продажи настольных ПК), рынок очень быстро коммерциализировал внедрение инноваций, поэтому единственным способом для вендора увеличить долю на рынке было объявить бескомпромиссную ценовую войну. В ноябре 2011 года средняя выручка от продажи одного ноутбука на Windows чуть превышала $400 – и Intel пришла к выводу, что на таком уровне не сможет заработать никто.
Естественно, у Intel был план. Урок, извлечённый из истории компании Transmeta, состоял в том, что процессоры с низким энергопотреблением и форм-факторы, которые могут появиться на рынке ПК благодаря им, нужны и своевременны. На самом деле, первый чип Intel со сверхнизким энергопотреблением (1,5 В) был частью платформы Celeron, которая появилась в 2000 году. Поэтому к 2006 году идея адаптировать микросхемы под более компактные форм-факторы была уже далеко не нова. Однако до этого Intel предпочитала формулировать свою стратегию как-то так: "А вот наш новый чип. С ним можно много чего делать". Но в 2006 году такое мышление начинало устаревать. Компания усвоила урок Centrino: сам чип не важен – важно то, что с ним можно сделать.
Говоря другими словами, самое важное в мобильном решении – это не скорость и не показатели. Это ощущения от использования. Любопытно, что AMD годами исповедовала и продолжает исповедовать этот маркетинговый посыл. Intel потратила достаточно времени, наблюдая, что людям на самом деле нужно от мобильных компьютеров, и из этих наблюдений и родилась существующая долгосрочная стратегия Intel по развитию ультрабуков.
Intel начала понимать, в чём секрет. Ноутбуки должны были стать намного тоньше и легче. Люди были готовы пожертвовать размером диагонали экрана в угоду удобству использования. Вычислительная мощность и накопитель должны были соответствовать таковым в настольном компьютере, но при этом всем требовалось более продолжительное время автономной работы.
Intel не стеснялась говорить об этих идеях с OEM-партнёрами – и все были готовы слушать. Но только Apple поняла посыл. Когда в начале 2008 года Стив Джобс продемонстрировал первый MacBook Air с процессором Intel Core 2 Duo (Merom), это решение стало самым тонким ноутбуком в мире.
Это был небольшой шаг вперёд.
Здравствуй, Metro
В 2007 году все уже активно обсуждали готовящийся выпуск MacBook Air, но у Intel были и свои планы, которые смогли бы подтолкнуть отрасль к изменениям. В мае того же года компания продемонстрировала концепт под названием Mobile Metro. Толщина ноутбука составляла всего 17 мм (меньше, чем у сегодняшних ультрабуков), а весил он чуть больше килограмма. Корпус был выполнен из магниевого сплава цвета шампанского, а внутри ноутбук имел поверхность цвета тёмного шоколада в стиле LG. Metro был очень привлекательным ноутбуком – совсем не похожим на то, что обычно делала Intel.
Одной из отличительной конструктивных особенностей Metro стал магнитный чехол, опередивший
Модель Mobile Metro так и не сошла с конвейера, поэтому мы никогда не узнаем, оправдал ли этот компьютер возложенные на него надежды и соответствовал ли заявленным характеристикам, среди которых были поддержка EV-DO и WiMax, наличие твердотельного накопителя на основе памяти NAND (что было реализовано в MacBook Air несколькими месяцами позже), а также до 14 часов автономной работы, что сейчас выглядит чересчур оптимистично. Но весь смысл Metro и всего, что Intel делала для разработки этого устройства, состоял не в том, чтобы продать продукт. Этот ноутбук должен был послужить вдохновением.
Вдохновился ли кто-нибудь, кроме Apple? Возможно. Более вероятно, что всех впечатлил MacBook Air. На выставке CeBIT 2009 (февраль) компании Asus и MSI первыми из OEM-производителей ПК анонсировали появление ультратонких моделей на платформе Intel CULV, а за ними в течение года последовали Acer, HP и другие вендоры. При этом Intel хвасталась тем, что предоставляет около 20 конфигураций на платформе CULV. Ноутбук MSI X-Slim X320 использовал Intel Atom Z520— это та же серия процессоров Atom, которая смогла работать только в нетбуках из-за посредственной производительности.
По мнению многих, лучшей из ранних моделей ультрабуков образца 2009 года была Dell Adamo. Толщина корпуса Adamo составляла всего 1,65 см. Следующая модель Adamo XPS, появившаяся в сентябре 2009 года, стала ещё тоньше – до 0,99 см, а также отличалась инновационной конструкцией петель. Клавиатура в сложенном состоянии убиралась за рамку экрана. Это был первый ноутбук на базе CULV, вышедший за рамки традиционной конструкции типа "раковина". Имея процессор Core 2 Duo ULV с частотой 1,4 ГГц на борту, компьютер, по заявлениям производителя, гарантировал более пяти часов автономной работы, а клавиатура вызывалась через интерфейс на основе ёмкостного касания – и это ещё до революции, совершённой сенсорными устройствами! iPad появится только в 2010 году, а о концепте ноутбука-трансформера ещё никто и не слышал.
Хотя данные модели на архитектуре CULV выглядели и работали потрясающе, никто не собирался их покупать. В рознице модель Adamo XPS стоила аж $1800. Dell закрыла линейку в марте 2010 года, затем неожиданно снова ненадолго воскресила её и снова убила в этом же году. К этому момент энтузиазм относительно нетбуков начал стихать, как только люди убедились, каким "кривым" и несостоятельным продуктом они являются.
Все потуги Intel возглавить мобильную революцию были в безвыходном положении и близки к полному фиаско.
Обзор Ultrabook | Взгляд с другой стороны
Вероятно, вы и сами понимаете, в чём состоял корень зла. Архитектура CULV позволяла исследовать конструктивные возможности и новые форм-факторы, но только с точки зрения технических спецификаций. Ноутбуки значительно похудели. Время автономной работы заметно увеличилось. Но понятно, что Intel начала вести разговор со своей избитой темы: с процессора. Если погрузиться в философские дебри коммерции, можно упомянуть, с чего обычно начинаются все конструктивные инициативы Apple.
Очевидно, Intel практически сделала вот что. В 2010 году компания созвала инициативу CSD (Corporate Strategic Discussion), чтобы обсудить будущее ПК. В то время, когда все высоколобые аналитики и тенденции продаж говорили о том, что рынок ПК умирает, это был жёсткий, необходимый и большей частью запоздалый диалог для руководства компании. Говоря другими словами, это было собрание по созерцанию хрустального шара, где все пытались угадать, для чего потребители будут использовать ПК в будущем.
Карен Реджис – менеджер по маркетингу подразделения мобильных решений в Intel, работает в компании с 1990 года. Она начала с позиции инженера-разработчика (занималась механикой и температурными характеристиками мобильных платформ), затем заняла должность специалиста по техническому маркетингу, а сегодня возглавляет подразделение, отвечающее за маркетинговую стратегию Ultrabook. Она принимала участие в той встрече CSD в 2010 году, и формулирует подход Intel на тот момент таким образом:
"В наших приоритетах на первое место необходимо поставить удобство использования с точки зрения обычного покупателя. Какие ощущения мы хотим предоставить покупателям ПК? Какие чувства мы хотим вызвать у потребителей, когда они используют ПК и другие устройства? Всё не ограничивается только ПК. Чтобы наша стратегия была убедительной, нам нужно включить в неё основной элемент – какое-либо устройство. Затем надо определить, каковы будут сферы применения продукта. Затем – какие характеристики и возможности мы планируем предоставить для этих сфер применения. И только после этого надо определить, какой тип процессора мы будем использовать, чтобы весь этот подход работал".
Для некоторых людей установка ориентироваться на обеспечение наилучших ощущений от использования устройства кажется совсем очевидной, особенно теперь, когда прошло так много времени, но громадной корпоративной махине очень тяжело менять курс. Топ-менеджмент Intel хотел видеть исследования, которое могли бы дать основание для смены курса – а это заняло время. Например, одна из частей исследования Intel предполагала изучение такого режима использования устройства, как т.н. "Snacking", то есть при этом пользователь вынимает устройство, чтобы посмотреть что-либо или совершить какую-либо краткую операцию, а затем выключает его. Можно спросить о том, является ли данный феномен отдельным "способом использования", но это влияет на то, как инженеры проектируют энергопотребление процессора, как быстро данные становятся доступны после включения и так далее.
Обзор Ultrabook | Что было не так с мобильными компьютерами?
Посредством таких исследований Intel пыталась найти технологию, Священный Грааль, которая сделала бы ПК более простыми в использовании, более развлекательными, более располагающими к работе, способными на большее – то есть сделала бы их лучше во всех отношениях, не увеличивая их габариты и не используя слишком экзотичные форм-факторы. ПК должен быть оставаться устройством для работы, но Intel хотела добавить какой-нибудь вдохновляющий элемент, который был бы нужен и полюбился всем.
Ещё одна встреча CSD произошла в 2011 году, и именно тогда родилось понятие "ультрабук" - все были согласны, что "CULV" было, судя по всему, самое худшее с точки зрения маркетинга название за всю историю компании. Сделав такие выводы, Intel попыталась сформировать направление своей работы таким образом, чтобы новая продукция смогла завоевать как сердца, так и кошельки покупателей.
"Мы сформулировали определённые основы концепции Ultrabook, - вспоминает Реджис. – Мы знали, что для того, чтобы добиться успеха, надо создать продукт, который был бы быстрым, более портативным, выдающимся с точки зрения форм-фактора, времени автономной работы, доступа к данным, способности работы в сети. Мы хотели, чтобы это решение было очень "персональным" и стильным. Мы добавили к ключевым характеристикам и безопасность, хотя понимали, что это не совсем критичный фактор при покупке. Но мы хотели, чтобы, по мере того, как люди начнут активнее брать с собой привлекательные, новые и более полезные устройства, они также обеспечат свою безопасность, а мы – безопасность своих активов".
Другой вопрос, на который предстояло ответить руководителям Intel - почему у Apple получилось добиться успеха с архитектурой CULV (в MacBook Air), там, где все остальные потерпели поражение. По словам Реджис, успех в большей мере заключался в "целенаправленности и преданности". Apple до последнего поддерживает свои продукты, не отступаясь от них до тех пор, пока им на замену не придут ещё лучшие продукты (можно привести в пример iPhone, который сменил iPod – а последний до сих пор продаётся по цене $249 за оригинальную версию). А теперь сравните такой подход с тем, как Dell относилась к Adamo.
Но "целенаправленность и преданность" - неосязаемые вещи. Как их можно измерить? Нет, в итоге счёт всё равно идёт на доллары, и OEM-партнёры всегда трепетно относились к объёмам продаж. Как отмечает Реджис, "когда кто-либо пытается сделать тонкий ноутбук и планирует продать, скажем, 100 тысяч единиц продукции, устройство получится дорогим".
Ясно, что цена на Adamo в районе $1799 никогда не пришлась бы по вкусу потребителя. А если же ноутбук на Windows стоил бы столько же, сколько MacBook, то оправдание такой цены должно быть более очевидным. На встрече CSD в 2011 году Intel пришла к решению, что будущее ноутбука – это гибрид форматов "ракушка" и "планшет" - теперь мы называем такие решения "трансформеры".
"Но, чтобы реализовать своё видение, нам пришлось предпринять кое-какие шаги, - говорит Роб ДеЛайн, менеджер программы Ultrabook в группе решений для ПК. – Ноутбуки толщиной 35 мм выглядели совершенно одинаково и стоили примерно $499. И мы сказали: "Давайте будем действовать по порядку. Первый шаг – это снова привнести инновации в отрасль и в нашу экосистему и разработать продукты, которые тоньше, притом во всех отношениях: это касается аккумулятора (он должен быть повышенной ёмкости), крышки, накопителей, клавиатуры. То есть посмотреть на кучу одинаковых ноутбуков и сказать самим себе: "Что удерживает меня от того, чтобы снизить толщину с 35 мм до 20 мм и ниже?" И как при этом обеспечить приемлемую для массового продукта цену?"