Тест бета-драйвера AMD Catalyst 13.8 | Функция регуляции кадров
Ранее в этом году Nvidia представила утилиту FCAT или Frame Capture Analysis Tool (утилита анализа захвата кадров), позволяющая измерить графическую производительность по-новому. В сущности, мы захватываем сигнал, идущий прямо из порта DVI без потерь, записывая его на массив SSD. Видеофайл проходит серию сценариев Perl, показывающих длину каждого визуализируемого на экране кадра. Попутно этот процесс позволяет узнать, проходит ли кадр слишком быстро (короткий кадр) или он вообще не появляется на экране (пропущенный кадр).
Больше информации об утилите FCAT можно найти в статье “Проблема точности измерения FPS: тестируем SLI и CrossFire с помощью видеозахвата”, а также в нескольких обзорах видеокарт, появившихся после её публикации. Если коротко, то мы неоднократно доказывали, что две видеокарты AMD Radeon, работающие в связке, страдают от большого количества пропущенных и коротких кадров, поскольку оба GPU стараются визуализировать картинку как можно быстрее. Поскольку эти кадры не воспринимаются во время игры, выгода от использования двух GPU резко снижается. Nvidia удалось исправить этот недостаток с помощью технологии регулирования подачи кадров, которая специально отображает кадры более последовательно.
Иногда критический обзор может служить катализатором изменений. Несколько месяцев назад AMD поделилась, что разрабатывает технологию регуляции в рамках драйвера, который будет дозировать подачу кадров, вставляя небольшие задержки там, где это необходимо, чтобы интервалы между кадрами были равномерными. Технология регуляции кадров дебютировала в прошлом месяце в бета-драйвере Catalyst 13.8. Функция включена по умолчанию, и представители корпорации AMD утверждают, что в большинстве игр на частоту кадров негативного влияния она не окажет.
Однако работа AMD ещё далека от завершения. Драйвер Catalyst 13.8 сделан только первые шаги в новом направлении. Поддержка регуляции кадров ограничена играми на DirectX 10 и 11 при разрешении 2560×1600 пикселей на одном мониторе. Это значит, что функция не работает в играх на базе DirectX 9, OpenGL или при использовании нескольких мониторов. Совместимость с этими API и технологиями будет реализована во второй версии драйвера, хотя пока неизвестно, когда она появится. Вероятно, самой большой жертвой является потеря возможности воспользоваться режимом Eyefinity, поскольку чаще всего конфигурации CrossFire именно для этих целей и используются. В любом случае, чтобы использовать максимум представленных возможностей, мы протестируем функцию регуляции кадров на мониторе с разрешением 2560×1440 пикселей.
Бета-драйвер Catalyst 13.8 также предлагает поддержку OpenGL 4.3, хотя в паре с регуляцией кадров она не работает. Бета-драйвер подразумевает сохранение пользовательских настроек OpenGL для каждого приложения отдельно, обновления Catalyst Application Profiles (CAP) также добавляют игры на базе OpenGL. Кроме того, AMD утверждает, что в Metro: Last Light производительность выросла на 7%.
Вы вероятно заметили, что Radeon HD 7990 подешевела с $1000 до $750. Хотя флагман AMD более “прожорливый”, чем Nvidia GeForce GTX 690, относительно низкую цену конфигурации CrossFire из четырёх GPU игнорировать трудно. С учётом сказанного, это отличная возможность пересмотреть позицию Radeon HD 7990 в сравнении с выводами, сделанными в апреле.
Тест бета-драйвера AMD Catalyst 13.8 | Тестовый стенд и бенчмарки
Официально Radeon HD 7990 вышла в свет четыре месяца назад. Поэтому найти дополнительные карты для тестирования было нелегко. Однако компания XFX решила помочь нам, прислав свою карту R7990 Triple Dissipation.
Как и Radeon HD 7990, она основана на эталонном дизайне AMD. Базовая частота составляет 950 МГц, но при достаточном тепловом запасе это значение может повышаться до 1 Гц. Карта оснащается памятью GDDR5 объёмом 6 Гбайт (3 Гбайт на GPU), работающей на частоте 1500 МГц. В комплекте XFX есть мост CrossFire, переходник HDM-DVI и DVI-mini-DisplayPort. Кроме того, в комплект входит документация с гарантией, руководство по установке и рекламные брошюры, а также диск с драйверами. Если вы хотите как следует погрузиться в игру, на дверную ручку можно повесить табличку “Do not Disturb” (не беспокоить).
Но самое главное, R7990 сопровождается внушительным игровым пакетом AMD Never Settle, состоящим из таких хитов как BioShock Infinite, Tomb Raider, Crysis 3, Hitman: Absolution, Sleeping Dogs, Far Cry 3: Blood Dragon, Far Cry 3 и Deus Ex: Human Revolution.
Всем нам известно, что Radeon HD 7990 требует качественного электропитания, поэтому XFX вдобавок прислала блок питания PRO850W с сертификатом 80 PLUS Bronze. Этот модульный БП использует одну шину +12 В с током до 70 A. По словам XFX, данная модель обеспечивает 850 Вт непрерывной мощности (не пиковой) при 50 градусах Цельсия (это температура заметно выше, чем в большинстве корпусов).
В нашей лаборатории мы практически полностью отказались от механических жёстких дисков в пользу твердотельных накопителей, чтобы избежать снижения производительности за счёт ограничений интерфейсов ввода/вывода. Для всех наших лабораторий Samsung прислала накопители модели 840 Pro ёмкостью 256 Гбайт, поэтому в качестве стандарта мы используем именно эти их.
Для регистрации частоты кадров мы используем утилиту FCAT, которая отсеивает пропущенные и короткие кадры из общего показателя.
Мы выложили сравнительные видеоролики на базе видеозахвата без потерь, используемого для генерации показателей частоты кадров и колебания времени между кадрами в FCAT. Скорость видео снижена вдвое. Поэтому на нормальной скорости в настройках видео в YouTube (30 FPS) вы сможете тщательно рассмотреть полученную картинку и лучше почувствовать разницу. Если хотите увидеть тот вывод, который мы получаем во время теста, установите скорость на 2x (60 FPS).
Доступ к настройкам скорости можно получить в режиме тестирования YouTube HTML5. Чтобы активировать эту функцию перейдите по этой ссылке и нажмите кнопку “Присоединиться к тестированию HTML5”. После этого перезапустите ваш веб-браузер. Теперь у вас должен появиться доступ к управлению скоростью видео на базе HTML5 через кнопку настройки в правом нижнем углу окна воспроизведения видео.
Хотим дать несколько рекомендаций относительно тестирования HTML5. Убедитесь, что видео полностью загружено, прежде чем воспроизводить его на скорости 2x. Для этого, как правило, нужен более широкий канал, поскольку скачки и зависания помешают нормальному восприятию картинки. Также мы наблюдали ситуации, когда YouTube не регистрировал изменения в настройках скорости без перезагрузки страницы. И, наконец, мы рекомендуем сначала просмотреть ролик на нормальной скорости, а потом на повышенной. Таким образом увидеть различия в плавности смены частоты кадров намного легче. Также необходимо добавить, что тестирование YouTube HTML5 немного притормаживает на Firefox, однако в IE всё гладко.
Конфигурация тестового стенда | |
Процессор | Intel Core i5-2550K (Sandy Bridge), разгон до 4,2 ГГц @ 1,3 В |
Системная плата | Asus P8Z77-V LX, LGA 1155, чипсет: Intel Z77M |
Оперативная память | AMD Gamer Series Memory, 2 x 4 Гбайт, DDR3-1866, CL 9-9-9-24-1T |
Сеть | Встроенный контроллер Gigabit LAN |
Накопитель | Samsung 840 Pro, 256 Гбайт SSD, SATA 6Гбит/с |
Видеокарты | XFX R7990 950 МГц GPU, 6 Гбайт GDDR5 на 1500 МГц (6000 MT/с) Nvidia GeForce GTX 690 915 МГц GPU, 4 Гбайт GDDR5 на 1502 МГц (6008 MT/с) |
Блок питания | XFX PRO850W, ATX12V, EPS12V |
ОС | Microsoft Windows 8 Pro x64 |
DirectX | DirectX 11 |
Граф. драйверы | AMD Catalyst 13.6 Beta 2, AMD Catalyst 13.8 Beta, Nvidia GeForce 326.80 Beta |
Тесты и настройки | |
Metro: Last Light | Версия 1.0.0.10, DirectX 11, собственный бенчмарк THG , FCAT |
Crysis 3 | Версия 1.6.89.06, Версия 1.5.26.05, FCAT |
Tomb Raider | Версия 1.1.748.0, собственный бенчмарк THG , 45 с. FCAT |
Grid 2 | Версия 1.2, Direct X 11, встроенный бенчмарк, 60 с. FCAT |
BioShock Infinite | Версия 1.0.1497522, встроенный бенчмарк, FCAT |
Battlefield 3 | Версия 1.6.0.0, собственный бенчмарк THG , FCAT |
Far Cry 3 | Версия 1.0.5, собственный бенчмарк THG , 60 с. FCAT |
Тест бета-драйвера AMD Catalyst 13.8 | Результаты тестов
Crysis 3
Начнём с игры Crysis 3, которая хорошо известна высочайшим качеством графики и соответствующими требованиями к аппаратной начинке.
Судя по измерениям средней и минимальной частоты кадров, регуляция ситуацию не улучшает. Но эта функция и не должна повышать среднюю частоту кадров. Главное, чего мы от неё ждём, – это стабильный уровень производительности и плавный геймплей.
На графике частоты кадров в динамике видно, что драйвер 13.6 обходит Catalyst 13.8, возможно это связано с тем, что регуляция кадров добавляет небольшие задержки, чтобы выровнять ритм, на котором Radeon HD 7990 выводит кадры на экран. Это отражается на незначительном снижении средней частоты кадров.
Диаграмма колебаний времени кадра показывает разницу между временем, необходимым на визуализацию кадра и средним временем, необходимым на визуализацию предыдущего и последующего кадра. Эти показатели интересуют нас в первую очередь, поскольку именно на них нацелена функция регуляции кадров.
И на самом деле, эффект поразительный. Не хочется забегать вперёд, но будет и вторая часть этого материала, в которой геймеры-добровольцы протестируют Radeon HD 7990 и GeForce GTX 690 в реальных играх и поделятся своими ощущениями. Хотя есть факторы, которые отличают наш объективный анализ от этой статьи, вы увидите явную взаимосвязь между снижением колебания времени кадра здесь и мнением геймеров, играющих в Crysis 3 на обеих видеокартах, не зная, где какая.
Но пока, представляем вашему вниманию видеоролик, показывающий увиденное нами в трёх сценариях:
Регуляция кадров AMD 13.8 Beta Driver – Crysis 3
Разница едва уловима, и поскольку пробежка сделана вручную, мнения читателей могут расходиться. Но с нашей точки зрения, Catalyst 13.8 выводит кадры в Crysis 3 более гладко, чем Catalyst 13.6. GeForce GTX 690 обеспечивает практически такую же картинку, как Radeon HD 7990 с активной регуляцией кадров.
Tomb Raider
Результаты теста Tomb Raider здесь очень отличаются от тестов, проводимых с драйверами Catalyst 13.3 в марте с двумя картами Radeon HD 7870 в CrossFire. Средняя частота кадров при использовании Catalyst 13.8 и 13.6 почти не отличается. В том, что GeForce GTX 690 отстаёт в этом тесте от Radeon HD 7990, нет ничего удивительного, ведь игра включена в программу AMD Gaming Evolved.
На графике можно более подробно рассмотреть изменение производительности в ходе теста.
Повторимся, колебания времени кадра – это самый важный параметр при анализе функции регуляции кадров. И по аналогии с Crysis 3, Catalyst 13.8 имеет огромное влияние на этот показатель, позволяя Radeon HD 7990 приблизится к Nvidia GeForce GTX 690 (но не обогнать).
Видеоролик подтверждает сказанное:
Регуляция кадров AMD 13.8 Beta Driver – Tomb Raider
Несмотря на более низкую частоту кадров, GeForce GTX 690 обеспечивает более плавный геймплей. К сожалению, у Nvidia есть проблемы с волосами Лары, и, скорее всего, это баг.
Разница между версиями драйвера AMD не так очевидна. Кажется, что и Catalyst 13.6 и Catalyst 13.8 даёт более “дёргающееся” изображение, хотя с Catalyst 13.8 ощущения получше. Если просмотреть видео несколько раз, то можно заметить множество “подтормаживаний” у 13.6, которые с активной регуляцией кадров не заметны.
Grid 2
Grid 2 – это новая игра в жанре гонок от Codemasters, мы решили заменить ею F1 2012 и посмотреть, как она будет идти на видеокартах с двумя GPU.
По средней частоте кадров Radeon HD 7990 явно обгоняет GeForce GTX 690. Тем не менее, с драйвером Catalyst 13.6 минимальная частота кадров в тесте значительно ниже, чем у карты с двумя GPU GK104. Но почему?
Видно, что с Catalyst 13.6 карта сталкивается с множеством проседаний производительности, которые сглаживаются драйвером Catalyst 13.8. В целом GeForce GTX 690 медленнее, хотя диапазон колебаний FPS у неё меньше.
Вот уже в третий раз Catalyst 13.8 обеспечивает Radeon HD 7990 заметное преимущество в сравнении с Catalyst 13.6.
Регуляция кадров AMD 13.8 Beta Driver – Grid 2
Поскольку даже при наихудшем сценарии Radeon HD 7990 с Catalyst обеспечивает показатель частоты кадров выше 60 FPS, выявить различия при активации регуляции кадров очень трудно. Таким образом, видеозахват на 60 Гц не демонстрирует реальных различий между картами. Эту игру будет интереснее всего проанализировать в следующей статье, где геймеры проверят обе системы и выберут лучшую, опираясь не несколько минут геймплея.
Metro: Last Light
Ранее, карты Radeon в CrossFire показывали отличные результаты в Metro 2033. Продолжится ли эта тенденция в Metro: Last Light?
Первый набор тестов включает встроенный бенчмарк, в котором Radeon HD 7990 и GeForce GTX 690 показывают практически идентичные результаты:
Регуляция кадров AMD 13.8 Beta Driver – Metro: Last Light
Мы уже почти опубликовали эти показатели, когда выявилась проблема в производительности, которую в геймплее заметили почти все геймеры, тестирующие игру. Повторный тест раскрыл проблемное поведение:
Регуляция кадров AMD 13.8 Beta Driver – Metro Last Light 2
Видеокарты Radeon определённо столкнулись с преградой. Выход из игры и перезагрузка уровня снова сглаживают частоту кадров, но вскоре притормаживания возвращаются.
Очевидно, проблема заключается не в регуляции кадров, а в чём-то другом (возможно, проблема с совместимостью с CrossFire в Metro: Last Light?). Диаграмма ниже подтверждает выявленную проблему, и мы надеемся, что это поможет AMD как можно быстрее найти виновника.
Колебания времени кадров с Catalyst 13.8 в этом случае хуже. Почти наверняка это связано с вышеупомянутой проблемой, снижающей производительность.
BioShock Infinite
Судя по результатам FCAT, в игре BioShock Infinite у Radeon HD 7990 нет проблем с пропущенными или короткими кадрами. Однако минимальная частота кадров у Radeon HD 7990 ниже, чем у GeForce GTX 690.
У карты Nvidia диапазон колебаний частоты кадров уже: минимальная – выше, максимальная – ниже. Именно благодаря более высокой пиковой частоте кадров у AMD средний показатель FPS выше.
Колебания времени кадров практически идентичные. Хотя новый драйвер показал преимущество в фиксированной тестовой последовательности, с субъективной точки зрения ощутимой разницы быть не должно.
Регуляция кадров AMD 13.8 Beta Driver – Bioshock Infinite
На видео, фиксирующем ход бенчмарка, разницу между тремя конфигурациями выявить невозможно. Тем не менее, результаты в следующей части статьи будут интересны, поскольку геймеры будут играть, используя реальные видеокарты. Мнение респондентов будет основываться на первом уровне игры BioShock. Изменятся ли результаты?
Far Cry 3
Средняя частота кадров на трёх графических решениях практически идентичная. Тем не менее, Catalyst 13.8 повысил минимальную частоту кадров Radeon HD 7990 до уровня Nvidia GeForce GTX 690.
Radeon HD 7990 с драйвером Catalyst 13.6 демонстрирует один большой провал производительности, который при использовании версии Catalyst 13.8 не наблюдается. Nvidia GeForce GTX 690 поддерживает гораздо более стабильное колебание частоты кадров.
Catalyst 13.8 оказывает огромное воздействие на показатель среднего и 75-го перцентиля. Значение худшего 95-го перцентиля также снизилось, но всё равное осталось значительно выше, чем у GeForce GTX 690.
Регуляция кадров AMD 13.8 Beta Driver – Far Cry 3
Мы видели, как в Far Cry 3 проблемы с производительностью наблюдались как у карт AMD, так и Nvidia. Тем не менее, видео выше прекрасно демонстрирует более заметные притормаживания, с которыми по-прежнему сталкивается AMD. Похоже, функция регуляции кадров в целом помогает, но существенные подвисания игры встречаются довольно часто, что негативно сказывается на впечатлениях от геймпеля.
К счастью, AMD знает о проблемах в Far Cry 3 и надеется, что в ближайшем будущем сможет их исправить.
Battlefield 3
Согласно FCAT, новая функция регуляции кадров AMD в этой игре творит чудеса, повышая среднюю и минимальную частоту кадров, благодаря чему Radeon HD 7990 обходит Nvidia GeForce GTX 690.
График частоты кадров в динамике даёт более подробное представление о частоте кадров из диаграммы выше. Хотя два GPU Tahiti и раньше были способны обеспечить более высокую частоту кадров, короткие и пропущенные кадры так сильно влияли на производительность, что под управлением драйвера Catalyst 13.6 казалось, что играешь только на одном GPU. С обновлённым до бета-версии Catalyst 13.8 драйвером Radeon HD 7990 справляется гораздо лучше.
Диаграмма колебаний времени кадров подтверждает влияние Catalyst 13.8 на стабильность подачи кадров на экран.
Регуляция кадров AMD 13.8 Beta Driver – Battlefield 3
Наблюдается некоторое несоответствие того, что показывает FCAT и видео, используемым для генерации этих показателей. Мы видели несколько последовательностей, где Catalyst 13.8 обеспечивал более плавную картинку, чем 13.6. Но непохоже, чтобы производительность с драйвером 13.6 была около 40 FPS, как показывает график частоты кадров в динамике.
Тест бета-драйвера AMD Catalyst 13.8 | Больше данных, больше проблем
Прежде чем делать какие-либо выводы, мы хотим представить среднюю и минимальную частоту кадров по данным FCAT. Мы не ожидали, что производительность сильно изменится при переходе на драйвер AMD с регуляцией кадров. Тем не менее, поскольку дозирование кадров помогает убрать короткие и пропущенные кадры, эффективная частота кадров c Catalyst 13.8 должна вырасти.
Мы не принимали в расчёт показатели Metro: Last Light при суммировании результатов. Хотя у карты AMD в игре есть реальная проблема, и вы должны знать о ней: мы не хотим, чтобы она портила показатели в сравнении с другими играми.
Под управлением Catalyst 13.8 с регуляцией кадров особенно заметно возросла минимальная частота кадров. Если бы нас интересовало только это, мы могли бы поздравить AMD с успешно выполненной работой.
Но, оказывается, все немного сложнее, если сравнивать производительность по видеоматериалам, используемым для генерации оценочных данных. Мы надеялись, что результаты FCAT будут в точности соответствовать игровому видео, с помощью которого они были получены. Таким образом, FCAT мог стать эталоном для объективного описания ощущений, которые вы получите, играя при любой комбинации видеокарт.
Однако мы столкнулись с проблемой, когда в некоторых случаях данные видео противоречили данным тестов, сгенерированным FCAT. У нас, похоже, есть объяснение для Far Cry 3, но для видео Tomb Raider и Battlefield 3 причины найти не так просто. Вы наверняка согласитесь, что любое несоответствие результатов тестов с реальными игровыми ощущениями ставит под сомнение эти показатели, даже если они полностью правильные.
Как оказалось, для оценки производительности единственный механизм, которому можно полностью доверять, – это наши собственные глаза. Для этой цели у нас есть видеосравнение. К сожалению, так мы не получаем чистые цифры для формирования результатов, да и мнения не всегда сходятся. Поэтому показатели тестов остаются важной частью наших обзоров, и никуда от них не деться. Но важно понимать, что в этой истории важны не только значения средней частоты кадров. Видеосравнения также играют важную роль.
Но какой вывод можно сделать о драйвере AMD Catalyst 13.8? Во-первых, хотим выразить признательность разработчикам компании за решение проблемы с регуляцией кадров и ждём вторую версию драйвера, в которой будет добавлена поддержка OpenGL, Eyefinity и DirectX 9. Очень вдохновляет, что FCAT показывает гораздо более низкие колебания времени между кадрами при использовании нового драйвера. С другой стороны, очевидно, что AMD необходимо исправить проблему в Metro: Last Light. Хотя серьёзных недостатков в CrossFire ещё много, приятно осознавать, что компания работает над их исправлением.
Ну а что насчёт самой Radeon HD 7990, которая теперь продаётся за $750? После снижения цены, эта модель определённо стала привлекательнее, особенно если учесть набор AMD Never Settle из восьми игр, который придётся по вкусу людям, которые их ещё не купили. Несмотря на то, что Radeon HD 7990 более “прожорливая” в потреблении энергии, чем GeForce GTX 690, и выглядит не так элегантно, из-за дополнительных $300 за карту с двумя GPU GK104 смириться с “особенностями” Radeon HD 7990 значительно легче. Очевидно, что GeForce GTX 690 обеспечивает более стабильную производительность. Но теперь Radeon HD 7990, по крайней мере, составляет ей конкуренцию.
Однако на сегодня мы больше склонны рекомендовать две Radeon HD 7970 в CrossFire или две GeForce GTX 770 в SLI, нежели видеокарты с двумя GPU. Теперь нам осталось выяснить, как повлияет драйвер Catalyst 13.8 на другие карты AMD в связке CrossFire. Похоже, пришло время активно заняться тестами.