Обзор GeForce GTX Titan X | Введение
Nvidia продемонстрировала свою уверенность в GeForce GTX Titan Х, когда прислала в нашу лабораторию одну видеокарту и один монитор Acer XB280HK bprz – первых 4K-дисплей с поддержкой G-Sync. Неужели Nvidia считает, что флагманская карта с одним графическим процессором сможет обеспечить приемлемую скорость в разрешении 3840×2160 пикселей?
GeForce GTX 980 с одним GPU не смогла обеспечить комфортную игру в UHD с максимальными настройками детализации. Но GeForce GTX Titan Х оснащена графическим процессором GM200, состоящим из восьми миллиардов транзисторов. Восемь! Миллиардов! Это почти на три миллиарда больше, чем у GM204 в GeForce GTX 980, и на один миллиард больше, чем у GK110 в оригинальной GeForce GTX Titan.
Эти транзисторы занимают площадь 601 мм?, и кристалл нового GPU получается примерно на 9% больше GK110. GPU GM200 производится по тому же техпроцессу high-k 28 нм с металлическим затвором, так что это просто более крупная и доработанная версия оригинального чипа. Однако он сохранил прежний показатель максимальной мощности 250 Вт. И это при более высоких тактовых частотах и удвоенном объеме видеопамяти. На первый взгляд, математика проста. Но не все так однозначно.
GM200 изнутри
Чип GM200 базируется на эффективной архитектуре Nvidia Maxwell, равно как и GeForce GTX 980/GeForce GTX 970, с которыми мы ознакомились в сентябре прошлого года. Вместо четырех кластеров обработки графики (GPC) в GM204, в GM200 вы получаете шесть. Четыре потоковых мультипроцессора (SM) на каждый GPC в совокупности дают 24 SMM. Перемножим их на 128 ядер CUDA на каждый SMM и получим GeForce GTX Titan Х с 3072 ядами. Восемь блоков текстурирования на каждый SMM дают в общем 192 блока. При базовой тактовой частоте 1000 МГц скорость прорисовки текстур составляет 192 Гтекс/с (скорость прорисовки первой GeForce GTX Titan оставляла 188 Гтекс/с, несмотря на большее число блоков).
Подробнее о SMM
Дополнительную информацию об улучшениях эффективности Nvidia, реализованных в потоковых мультипроцессорах, можно найти на первой странице обзора GeForce GTX 750 Ti. Если коротко, по словам Nvidia, компания стремилась к более полной загрузке SMM посредством реконфигурации его ресурсов.
По аналогии с GM204, SMM в GM200 имеет 96 Кбайт общей памяти и 48 Кбайт кэша текстур/L1, то есть вдвое больше, чем в процессоре GM107 Ti видеокарты GeForce GTX 750. Однако другие архитектурные элементы остались прежними. Каждый SMM разбит на четыре блока с собственным буфером команд, планировщиком варпов и парой блоков диспетчеризации. Тем не менее, скорость вычислений двойной точности по-прежнему ограничена 1/32 частоты FP32, хотя GM200 является старшим в семействе графических процессоров на архитектуре Maxwell. Кстати, предстоящая карта линейки Quadro с таким же GPU тоже не избежала этой участи. Если производительность FP64 для вас действительно важна, Nvidia может предложить один из видеоускорителей Tesla.
Продукт | GeForce GTX Titan X | GeForce GTX 980 | Radeon R9 290X | GeForce GTX Titan |
Лучшая цена в США, $ | 1000 (предп. цена) | 550 | 336 | 1000 (предп. цена) |
Лучшая цена в РФ, руб. | н/д | 32200 | 21000 | 60350 |
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм | 28 нм | 28 нм |
Кол-во транзисторов, млрд. | 8 | 5,2 | 6,2 | 7,1 |
Кол-во шейдерных ядер | 3072 | 2048 | 2816 | 2688 |
Блоки текстур | 192 | 128 | 179 | 224 |
Скорость текстурирования, Гтекс/с | 192 | 172,8 | 176 | 188 |
Блоки растеризации | 96 | 64 | 64 | 48 |
Скорость прорисовкки пикселей, Гпикс/с | 96 | 72 | 64 | 40 |
Частота GPU, МГц | 1000 | 1126 | до 1 ГГц | 837 |
Частота памяти, МГц | 1750 | 1750 | 1750 | 1502 |
Шина памяти, бит | 384 | 256 | 512 | 384 |
Пропускная способность памяти, Гбайт/с | 336,5 | 224,4 | 320 | 288 |
Скорость передачи данных памяти, GT/s | 7 | 7 | 5 | 6 |
Объём видеопамяти GDDR5, Гбайт | 12 | 4 | 4 | 6 |
Мощность, Вт | 250 | 165 | 250 | 250 |
Четыре модуля ROP в GeForce GTX 980 расширились до шести в GeForce GTX Titan Х. Каждый модуль состоит из 16 блоков, в результате мы получаем 96 32-разрядных пикселей за такт. ROP разделы сопряжены с участками кэша L2 емкостью по 512 Кбайт, что в сумме дает 3 Мбайта. Когда Nvidia представила GeForce GTX 750 Ti, говорилось, что большой кэш второго уровня выполняет функцию механизма устранения “узких мест” в относительно узком 128-битном интерфейсе памяти. Но в GM200 с этим проблем нет, учитывая 384-битный интерфейс видеопамяти с пропускной способностью 7 Гбайт/с. Совокупная максимальная пропускная способность памяти достигает 336,5 Гбайт/с и соответствует показателю GeForce GTX 780 Ti, но превышает характеристики GeForce GTX Titan, GeForce GTX 980 и Radeon R9 290X.
Конструкция платы GeForce GTX Titan X
Nvidia устанавливает процессор GM200 на печатную плату длиной 267 мм, отсылающую нас к старым high-end картам. Конечно, при более близком рассмотрении различия в зависимости от модели очевидны, но в данном случае мы говорим лишь о размерах. Сборщики систем могут не беспокоиться, проблем с интеграцией не возникнет.
Как и в первой плате GeForce GTX Titan, графический процессор окружают чипы памяти. Но теперь установлены самые быстрые GDDR5 от SK hynix объемом 4 Гбит (512 Мбайт). Совокупный объем видеопамяти составляет 12 Гбайт. Даже для 4K это перебор. По словам Nvidia, это заготовка на будущее, в котором она видит несколько UHD-дисплеев в связке Surround, обслуживаемой тремя или четырьмя GeForce GTX Titan Х в SLI. В такой ситуации 6 Гбайт было бы недостаточно.
Большинство компонентов на поверхности платы охлаждает пластина, установленная сверху. На эту пластину монтируется медная испарительная камера с алюминиевым радиатором высотой в два слота. Эталонный дизайн Nvidia остается верен центробежному вентилятору, который вытягивает воздух из корпуса ПК и выталкивает его через планку ввода/вывода, предварительно пропустив сквозь радиатор. Хотя вентиляторы такого типа, как правило, работают громче осевых, мы видели немало примеров, когда карты с такими кулерами показывали весьма дружелюбные акустические характеристики. GeForce GTX Titan Х не является исключением.
Внутренние компоненты скрывает алюминиевый корпус, который Nvidia покрасила в черный цвет. Помните эту картину из “Истории о том, как появились GeForce GTX 690 и Titan”? В общем-то, новая видеокарта выглядит примерно так же, только без зеленой подсветки под радиатором.
Исчезла задняя пластина, которая была на GeForce GTX 980. Чтобы подвести к соседствующим видеокартам как можно больше воздуха, Nvidia полностью от нее отказалась. Мы лично не против, но некоторым она нравилась из-за более профессионального внешнего вида.
Конфигурация видеовыходов GeForce GTX Titan Х не отличается от GeForce GTX 980: один выход Dual-Link DVI, один разъем HDMI 2.0 и три полноразмерных интерфейса DisplayPort. Такая конфигурация позволяет подключить до четырех дисплеев одновременно. А если вы используете мониторы с поддержкой G-Sync, то три порта DisplayPort 1.2 делают стенку из дисплеев в связке Surround вполне жизнеспособным вариантом.
Запас на будущее
Помимо 12 Гбайт памяти GDDR5 на плате, Nvidia добавила в GPU ряд функций, которые могут пригодиться в будущем.
На выставке GDC 2015 представитель Microsoft отметил, что 50% современного графического оборудования поддерживает DirectX 12, а к лету совместимостью будут обладать две трети карт на рынке. Это означает, что большая часть видеокарт будет работать с данным API. Но DirectX 12 объединит разные функциональные уровни, включая 12.0 и 12.1. По словам главы отдела разработок Microsoft Макса Макмюлена (Max McMullen), API версии 12.0 имеет множество преимуществ в производительности, ориентированных на CPU, в то время как версия 12.1 добавляет консервативную растеризацию (Conservative Rasterization) и технологию Rasterizer Ordered Views (сокр. ROV) для реализации более мощных алгоритмов визуализации.
Естественно, GM200, который позиционируется как GPU с задатком на будущее, поддерживает API уровня 12.1 (так же, как и GM204). Более старые чипы, в том числе GM107 в GeForce GTX 750 Ti, ограничиваются версией 12.0. Из любопытства мы спросили у AMD, поддерживают ли процессоры GCN стандарты 12.0 или 12.1. Представитель компании сказал, что в данный момент не готов это прокомментировать.
Архитектура Maxwell внедряет ряд других функций, некоторые из них приносят пользу уже сегодня, другие требуют поддержки со стороны разработчиков. Дополнительную информацию по таким функциям, как динамическое сверхвысокое разрешение (DSR), многокадровое сглаживание (MFAA) (кстати, отличный способ снизить влияние сглаживания на производительность в 4К на GeForce GTX Titan Х), VR Direct и технология воксельного глобального освещения (VXGI) можно найти на первой странице нашего обзоре GeForce GTX 980.
Обзор GeForce GTX Titan X | Тестовый стенд и бенчмарки
Недавно мы стандартизировали наши платформы для тестирования во всех лабораториях Tom’s Hardware под актуальные для 2015 года характеристики. В связи с этим, все сегодняшние тесты выполняются на процессоре Intel Core i7-5930K с 16 Гбайт оперативной памяти DDR4-2400. Мы установили SSD емкостью 500 Гбайт, чтобы хранить и запускать большие тестовые пакеты. Блок питания мощностью 850 Вт позволяет тестировать даже Radeon R9 295X2.
Видеокарты Nvidia тестируются с драйвером версии 347.84, а AMD – с обновлениями Omega 14.12, опубликованными в декабре 2014 года. За несколько дней до того, как мы запланировали публикацию этого обзора, AMD оповестила нас, что 19 марта выйдет драйвер с поддержкой FreeSync, который также включает долгожданные профили CrossFire для Evolve и Far Cry 4. Как только этот драйвер появиться в Сети, мы повторно прогоним Far Cry на нашей системе.
Начиная с обзора Radeon R9 290X, мы прогреваем видеокарты с помощью наших тестов перед сбором фактических результатов. Таким образом, GPU обоих производителей работают на стабильных тактовых частотах.
Тестовый стенд
Тестовый стенд | |
CPU | Intel Core i7-5930K (Haswell-E), 3,5/3,7 ГГц, шесть ядер, LGA 2011-v3, 15 Мбайт общего кэша L3, Hyper-Threading вкл. |
Системная плата | MSI X99S Xpower AC (LGA 2011-v3), Intel X99 Express, BIOS v1.6 |
Опертивная память | Crucial Ballistix DDR4-2400, 4 x 4 Гбайт, 1200 МГц, CL 16-16-16-39 2T |
Видеокарта | Nvidia GeForce GTX Titan X 1002 МГц GPU, 12 Гбайт GDDR5 при 1753 МГц (7012 МТ/с) Nvidia GeForce GTX 980 Nvidia GeForce GTX 780 Ti Nvidia GeForce GTX Titan AMD Radeon R9 295X2 AMD Radeon R9 290X |
SSD | Crucial MX200, 500 Гбайт SSD, SATA 6 Гбайт/s |
Блок питания | Be Quiet! Dark Power Pro 10, 850W, приX12V, EPS12V |
ПО и драйверы
ПО и драйверы | |
Операционная система | Microsoft Windows 8 Pro x64 |
DirectX | DirectX 11 |
Видеодрайвер | GeForce: Nvidia 347.25 Beta Driver Radeon: AMD Catalyst Omega 14.12 |
Тесты
Тесты | |
Middle-earth: Shadow of Mordor | Встроенный бенчмарк, настройки графики Ultra |
Battlefield 4 | Тест THG, настройки графики Ultra |
Metro Last Light | Встроенный бенчмарк, настройки графики Very High, 16x AF, Normal motion blur |
Thief | Версия 1.7, встроенный бенчмарк, настройки графики Very High |
Tomb Raider | Версия 1.01.748.0, встроенный бенчмарк, настройки графики Ultimate |
Far Cry 4 | Версия 1.9.0, Тест THG (60 секунд Fraps), настройки графики Ultra |
Обзор GeForce GTX Titan X | Результаты тестов
Battlefield 4, Far Cry 4 и Metro Last Light
Battlefield 4
Естественно, мы не успели протестировать Hardline перед премьерой GeForce GTX Titan Х, так что движок Frostbite будет представлять Battlefield 4.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Все видеокарты, представленные на графиках, способны плавно воспроизводить картинку Battlefield 4 в разрешении 2560×1440 пикселей. QHD для этих карт не проблема, даже с настройками Ultra. Тем не менее, 30%-ный прирост скорости GeForce GTX Titan Х над GeForce GTX 980 впечатляет, особенно если учесть, насколько мы были поражены GM204, появившимся несколько месяцев назад.
Однако победу одерживает Radeon R9 295X2, демонстрирующая прекрасный уровень производительности при меньшей цене. Примечательно, что двухчиповая карта от AMD тоже обгоняет и GeForce GTX Titan Z.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
GeForce GTX 780 Ti, GeForce GTX Titan и GeForce GTX 980, а также Radeon R9 290X с трудом справляются с игрой на Ultra- настройках в разрешении 3840×2160 точек.
GeForce GTX Titan Х в среднем держится на уровне 40 FPS (и проседает до 27 FPS), то есть ниже стандарта 60 FPS, которому следуют большинство энтузиастов. Тем не менее, поиграв значительный кусок одиночной кампании при активной технологии G-Sync, мы можем заверить, что картинка в игре подается очень плавно.
Однако более дешевая Radeon R9 295X2 обеспечивает на 27% больше скорости. Главное, чтобы ваша система соответствовала ее высоким требованиям к электропитанию, вмещала мощную систему водяного охлаждения с замкнутым циклом и имела соответствующие профили CrossFire.
Far Cry 4
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
На бумаге Radeon R9 295X2 в Far Cry 4 имеет 32%-ное преимущество в скорости перед GeForce GTX Titan Х в разрешении 2560×1440 пикселей на Ultra-детализации. Но если посмотреть на частоту кадров в динамике, видно, что лидерство карты AMD непостоянно. Иногда она оказывается медленнее более стабильной GeForce GTX Titan Х.
Между тем, GeForce GTX Titan Х обгоняет GeForce GTX 980 на 30%, а первую Titan – на целых 74%.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Даже с самыми мощными видеокартами при относительно скромных графических настройках Far Cry 4 не работает так, как должен работать шутер от первого лица. Если опираться на реакцию на органы управления и рывки в работе, возникает стереотипное ощущение: “фу, консольный порт”. И, несмотря на близкую с Battlefield 4 частоту кадров, в Far Cry 4 нет такого ощущения плавности.
Особенно это касается разрешения 3840×2160 пикселей. Radeon R9 295X2 одерживает очередную техническую победу, но в начале теста мы снова наблюдаем падение частоты кадров ниже, чем у GeForce GTX Titan Х, и ближе к уровню Radeon R9 290X. Возможно, это связано с тем, что AMD до сих пор официально не выпустила профиль CrossFire для Far Cry 4. Через несколько дней мы перетестируем его с новым драйвером.
Metro Last Light
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Radeon R9 295X2 показала отличный результат, обогнав GeForce GTX Titan Х на 29%. Остальные протестированные карты тоже смогли продемонстрировать приемлемую частоту кадров при очень высоких настройках детализации. QHD не должно стать препятствием для этих мощных видеокарт. Но давайте посмотрим на показатели тестов при разрешении UHD.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
В разрешении 3840×2160 пикселей распределение мест на диаграмме не сильно изменилось. GeForce GTX 780 Ti, GeForce GTX Titan и GeForce GTX 980 в среднем показали около 30 кадров в секунду, в то время как новая GeForce GTX Titan Х приближается к отметке 40 FPS. Radeon R9 290X справилась с тестом превосходно, особенно учитывая ее текущую цену, но, опять-таки, ее не следует рассматривать как карту для 4K, если вы хотите играть с максимальными графическими настройками. Двухчиповый флагман AMD работает в диапазоне 60 FPS, обгоняя GeForce GTX Titan Х на 41%.
Middle-earth: Shadow of Mordor, Thief и Tomb Rider
Middle-earth: Shadow of Mordor
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Пробежка в тесте Middle-earth на 2560×1440 пикселях для этих карт просто детская игра, даже несмотря на наш выбор максимальных настроек качества. Нас беспокоит только один артефакт, связанный с нестабильным выводом двухчиповой карты Radeon, которая, как правило, лучше GeForce GTX Titan Х, но часто проседает по скорости ниже GM200.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Средняя частота кадров в Middle-earth выше, чем в других протестированных сегодня играх, однако итоговый порядок карт все равно не изменился. По среднему результату снова лидирует Radeon R9 295X2. Но на графике наблюдаются скачки FPS, часто ниже показателя GeForce GTX Titan Х.
GeForce GTX 980 и Radeon R9 290X показали приемлемую скорость, в то время как GeForce GTX Titan и GeForce GTX 780 Ti обеспечивают лишь минимальный уровень производительности.
Thief
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Проблемы со стабильностью производительности Radeon R9 295X2 продолжаются и в игре Thief. График частоты кадров с течением времени немного похож на тот, что мы видели в первом обзоре этой видеокарты. Вдобавок некоторые одночиповые карты стартовали с более высоким показателем FPS. Тем не менее, по среднему значению карта AMD вышла вперед. За ней идут GeForce GTX Titan Х и GeForce GTX 980.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Уже в пятый раз подряд GeForce GTX Titan Х показывает приемлемую среднюю частоту кадров. Преимущество на 30% перед GeForce GTX 980 позволяет включить более высокие параметры детализации. Посмотрите на график FPS в динамике. Такой диапазон разбежек в скорости создает удобный случай для технологии G-Sync, чтобы проявить себя. И мы поговорим об этом чуть позже.
Radeon R9 295X2 сохраняет свое лидерство. Странные проседания и скачки производительности выражены не так резко, и ее победа здесь выглядит более четкой.
Tomb Raider
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Минимальные показатели в тесте Tomb Raider кажутся довольно низкими, особенно для разрешения 2560×1440 точек. Однако наш тестовый сценарий рассчитан на проверку максимальных возможностей видеокарт. В нем присутствует один эпизод, в котором ярко выражен эффект живых волос TressFX, именно здесь и наблюдается снижение. В остальной части теста все карты удерживают скорость выше 50 FPS. Наши усредненные показатели свидетельствуют о плавности подачи картинки на экран.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Tomb Raider – одна из игр, которая дает противоречивые результаты. Средний результат 30 кадров в секунду совсем не впечатляет, но большинство карт все равно обеспечивает приемлемую скорость воспроизведения нашей небольшой пробежки. Если хотите немного повысить частоту кадров, то выберите настройки Ultra вместо Ultimate и отключите эффект TressFX, создающий высокую вычислительную нагрузку.
Энергопотребление
Методика измерения энергопотребления видеокарт подробно описана в статье “The Math Behind GPU Power Consumption And PSUs” (англ). Это единственный способ получить обоснованные выводы об эффективности видеокарты.
Энергопотребление в 2D-режиме в простое
Показатель 8 Вт впечатляет, хотя мы озадачены тем, каким образом GeForce GTX Titan Х умудряется использовать меньше энергии, чем GeForce GTX 980, несмотря на трехкратное увеличение объема видеопамяти и гораздо более сложный GPU GM200.
Детальное изучение потребления энергии на отдельных шинах показывает, что нагрузка периодически колеблется. Общий результат представляет собой среднее значение из множества скачков и проседаний.
Энергопотребление на разъеме PEG (PCI Express Graphics) 12 В
Энергопотребление на разъеме PEG 3,3 В
Общее энергопотребление на PCI-E 12 В
Общее энергопотребление на всех шинах
Энергопотребление на разъеме PEG – ограничение 75 Вт
Энергопотребление в играх
Не считая профессиональные приложения и стресс-тесты, самое высокое энергопотребление наблюдается в играх. В этом сценарии средняя потребляемая мощность GeForce GTX Titan Х составила 224 Вт.
Энергопотребление на разъеме PEG (PCI Express Graphics) 12 В
Энергопотребление на разъеме PEG 3,3 В
Общее энергопотребление на PCI-E 12 В
Общее энергопотребление на всех шинах
Энергопотребление на разъеме PEG – ограничение 75 Вт
Энергопотребление в стресс-тестах
Хотя по спецификациям Nvidia TDP GeForce GTX Titan Х составляет 250 Вт, в реальности при нормальных рабочих условиях карта не достигает этого значения. Самое интересное, что и стресс-тесты не смогли заставить карту превысить планку в 247 Вт. Учитывая, что средняя потребляемая мощность в играх составляет 224 Вт, запас для разгона остается на уровне 25 Вт. Звучит не так уж и оптимистично, но мы пока только строим гипотезы.
Энергопотребление на разъеме PEG (PCI Express Graphics) 12 В
Энергопотребление на разъеме PEG 3,3 В
Общее энергопотребление на PCI-E 12 В
Общее энергопотребление на всех шинах
Энергопотребление на разъеме PEG – ограничение 75 Вт
Достичь указанных в технической документации Nvidia 250 Вт довольно трудно, даже при намеренной максимизации энергопотребления GeForce GTX Titan Х с помощью специальных средств. В стандартных сценариях использования карта потребляет заметно ниже указанного потолка. Одного 8-контактного и одного 6-контактного разъема питания PCIe более чем достаточно, поэтому остается только предполагать, какие системы охлаждения смогут использовать партнеры Nvidia.
И последнее, но не менее важное, – Nvidia следует похвалить за то, что она ограничила потребление энергии GeForce GTX Titan Х на слоте материнской платы значением 75 Вт. Мы вообще не видели высоких скачков мощности, характерных для более массовых графических карт. Динамическое распределение нагрузки на шины работает просто безупречно.
Классификация по энергопотреблению
Нас очень удивляет низкое энергопотребление в простое – всего 9 Вт, несмотря на 12 Гбайт памяти GDDR5 на борту. Референсная GeForce GTX 980 потребляет почти вполовину больше.
Энергопотребление в простое, Вт (меньше – лучше)
Эффективность GeForce GTX Titan Х в играх действительно впечатляет. GM200 показывает очень высокую производительность на относительно низких тактовых частотах, и при этом творит чудеса с энергопотреблением. Из предыдущих тестов мы знаем, что видеокарты на базе архитектуры Maxwell хорошо разгоняются, но быстро теряют эффективность, так как в сегменте high-end производительность в играх не обязательно хорошо масштабируется в соответствии с частотой и энергопотреблением.
Энергопотребление в играх, Вт (меньше – лучше)
В нашем стресс-тесте мы снова видим вмешательство ограничителя по тепловому пакету. Однако в реальной эксплуатации дело до этого никогда не доходит. А нам это значение интересно только для определения границ мощности графического ускорителя.
Энергопотребление в стресс-тесте, Вт (меньше – лучше)
Температура, GPU Boost и уровень шума
Температура и измерения в инфракрасном спектре
Чтобы получить более точные значения температуры в инфракрасном спектре, мы используем либо специальную ленту, либо лак с известной излучательной способностью. Прозрачный лак, который применяется производителями плат для их подготовки к работе в условиях повышенной температуры и влажности, идеально подходит для наших измерений температуры задней части карт и других поверхностей с неизвестной излучательной способностью. Самые большие погрешности измерения, как правило, возникают при использовании обычных инфракрасных термометров. Они не могут успешно измерить температуру контактов VRM или в тех случаях, когда излучательная способность поверхности точно неизвестна. Вот почему мы используем Optris PI450. Он не просто предоставляет изображения высокой четкости в режиме реального времени, но и позволяет точно определить температуру всех точек измерения.
Сначала посмотрим на температуру GeForce GTX Titan Х в закрытом корпусе ПК во время игр. Установленный максимум в 83 градуса Цельсия достигается быстро, но не превышается.
Nvidia GeForce Titan X – температура (градусов Цельсия)
Частота GPU Boost
График частоты и температуры с течением времени показывает, что после достижения целевой температуры частота GPU Boost 1190 МГц резко падает. Затем через несколько шагов стабилизируется до 1164 МГц. Более короткие и менее глубокие проседания происходят при слишком высоких нагрузках, угрожающих росту температуры.
Nvidia GeForce Titan X – тактовая частота GPU Boost (МГц)
Температурные показатели после длительной работы
У большинства игровых видеокарт задние пластины сегодня используются просто для красоты. Исключения составляют те случаи, когда они размещены специально для повышения охлаждающей способности. В стремлении увеличить воздушный поток в конфигурациях с несколькими видеокартами, Nvidia не оснащает GeForce GTX Titan Х такой пластиной. Какова будет температура чипов памяти на тыльной стороне печатной платы, которые остались вовсе без охлаждения?
102 градуса Цельсия во время длительной работы – это несколько больше, чем мы бы хотели видеть. Мы понимаем, что у Nvidia есть причины для удаления задней пластины, но в данном случае она была бы уместна.
Система охлаждения Nvidia, выводящая горячий воздух через планку ввода/вывода работает без нареканий. В точке выхода воздуха мы намерили 78-80 градусов по Цельсию. Однако показатель немного колеблется.
На лицевой части GeForce GTX Titan Х проблемных мест не наблюдается. Самые горячие пятна находятся на самой печатной плате, ближе к разъему PCI Express.
Скорость вращения вентилятора
В закрытом корпусе be quiet! Silent Base 800 вентилятор достигает максимальной скорости вращения всего через девять минут. После этого скорость сохраняется до тех пор, пока не снизиться графическая нагрузка. Системе охлаждения Nvidia приходится сдерживать GM200 в пределах 83 градусов по Цельсию, поэтому вентилятору приходится раскручиваться до 2460 оборотов в минуту во время игры при средней потребляемой мощности 224 Вт.
Nvidia GeForce Titan X – скорость вращения вентилятора (об./мин)
Уровень шума
Для измерений мы используем высококачественный микрофон и анализируем данные в программе Smaart 7. Как обычно, мы измеряем уровень шума с расстояния 50 см перпендикулярно к центру видеокарты. Окружающий шум во время ночных измерений не превышает 26 дБ. Этот показатель мы учитывали для каждого отдельного измерения.
Сначала рассмотрим частотную характеристику в играх, когда кулеру Nvidia приходится справляться с высоким тепловыделением GM200:
Мы не наблюдали низких шумов моторчика, которые иногда исходят от вентиляторов, используемых в партнерских картах. Мы слышали лишь приятное посвистывание, охватывающее относительно широкий диапазон спектра, в пределах 1,2 и 1,9 кГц. Вой катушек, который обычно находится от диапазоне 6-7 кГц, полностью отсутствует. Шумы выше 10 кГц – это просто движение воздуха.
В таблице ниже результаты суммируются по-другому. Сначала, мы измеряем скорость вращения вентилятора в закрытом корпусе. Затем это значение вручную устанавливается в открытом тестовом стенде. Таким образом, мы обходим проблему, когда невозможно измерить уровень шума одной видеокарты при работе всей системы.
Открытый стенд | Открытый стенд (фиксированная частота вращения вентилятора) | Закрытый корпус (работа всей системы) | |
в простое, дБа | 31,2 | – | – |
в играх, дБа | 44,2 | 44,5 | 39,7 |
Помимо того, что GeForce GTX Titan Х не может долго удерживать максимальную частоту GPU Boost, эталонный кулер Nvidia по-прежнему является ориентиром, на который равняются другие системы охлаждения с отводом воздуха через торцевую планку.
Обзор GeForce GTX Titan X | G-Sync в 4K
В статье “Обзор технологии G-Sync: меняем правила игры” мы обсудили проблемы традиционной технологии VSync, проанализировали подход Nvidia к переменной частоте обновления и поделились своими впечатлениями от первого монитора с поддержкой G-Sync. Кроме того, мы обсудили с Nvidia значение этой технологии для мониторов с частотой обновления 120 и 144 Гц. Как выяснилось, преимущества G-Sync лучше всего проявляются в диапазоне 30-60 кадров в секунду, когда можно смело включать VSync, чтобы смягчить разрывы кадров.
Между прочим, именно в этом диапазоне находится GeForce GTX Titan Х в большинстве тестов с разрешением 3840×2160 точек с высокими настройками детализации. Может быть, технология G-Sync – это как раз то, что нужно этой карте в данном разрешении?
Вместе с видеокартой Nvidia прислала нам Acer XB280HK bprz – первый на сегодня 4K-монитор с поддержкой G-Sync. 28-дюймовый дисплей продается на Newegg за $750. Цена вполне разумная (или даже доступная) для ниши GeForce GTX Titan Х. Отдельный обзор монитора XB280HK у нас уже запланирован. Хотим отметить, что наш образец имеет битый пиксель. Хотя такой же недостаток был у монитора Asus PQ321, который стоит в четыре раза дороже.
G-Sync и 4K на практике
Если помните, в наших обзорах мы уже говорили, что технология G-Sync призвана улучшить качество, а не производительность. Поэтому результаты тестов производительности остаются без изменений, так как мы лишь отключаем VSync и включаем G-Sync.
Для начала мы хотели проверить работу в Far Cry 4. Благодаря насыщенной окружающей среде разрывы кадра при выключенной вертикальной синхронизации проявляются очень сильно (особенно на деревьях). Частота кадров колеблется в пределах 33-51 FPS со средним показателем немногим ниже 40 FPS. Если включить VSync, то частота кадров установится на уровне 30 FPS и будет ощущаться небольшая задержка. При выключенной вертикальной синхронизации появляются явные разрывы между кадрами. G-Sync устраняет разрывы и обеспечивает производительность в диапазоне 30-60 кадров в секунду. Супер! Но, несмотря на все волшебство, по-прежнему наблюдаются проседания скорости до 33 кадров в секунду. G-Sync не добавляет кадры и не интерполирует их. Технология просто дает ощущение плавности изображения. Ввиду особенностей Far Cry 4, для этой игры лучше понизить детализацию или добавить графической мощности.
Вот так выглядит разрыв в области где много деревьев (Crysis 3)
А как насчет Battlefield 4? Судя по нашему тесту, частота кадров плавает в пределах 27-48 FPS, в среднем получаем 39 FPS на одной GeForce GTX Titan Х в 3840×2160. Даже несмотря на высокую степень динамичности, игровой процесс благодаря G-Sync воспринимается гораздо плавнее, чем на то указывает частота кадров.
Аналогичный вывод можно сделать о Metro Last Light. Ситуация с этой игрой нас особенно волновала, когда в 2013 году появилась технология G-Sync. Она устраняет сильные разрывы, которые вы обычно видите в узких коридорах, даже при средней частоте кадров 39 FPS. А вот Middle-earth, Thief, Tomb Raider, Crysis 3 больше выигрывают от повышения частоты кадров, нежели включения VSync.
В итоге мы считаем, что GeForce GTX Titan Х – это первая одночиповая видеокарта, способная обеспечить приемлемую производительность в большинстве игр в разрешении 3840×2160 точек при максимальных или повышенных параметрах детализации графики. G-Sync нейтрализует артефакты, появляющиеся при включении или выключении вертикальной синхронизации в диапазоне производительности GeForce GTX Titan Х. Другими словами, приход на рынок G-Sync и набирающие популярность 4K-панели – весьма удачное стечение обстоятельств.
Обзор GeForce GTX Titan X | Выводы
Вывод касательно GeForce GTX Titan Х напрашивается сам собой. При цене $1000 новый одночиповый флагман Nvidia претендует на место оригинальной GeForce GTX Titan. По сравнению с ней преемник с графическим процессором GM200 быстрее (на много), функциональнее и оснащается удвоенным объемом памяти GDDR5. Между тем, он стоит столько же, вписывается в аналогичный форм-фактор и имеет одинаковый предел потребляемой мощности. В качестве бонуса – на сегодня это единственная видеокарта, которую можно установить в корпус формата mini-ITX и получить приемлемую частоту кадров в разрешении 3840×2160 пикселей.
А что насчет конкурентов?
Radeon R9 290X появилась 17 месяцев назад по цене $550, а теперь продается за $350. Она отлично подходит для игр в разрешении 2560×1440 пикселей и справляется с 4K. Однако из нескольких таких карт получается гораздо более шумная и горячая комбинация, требующая как минимум четыре слота свободного пространства. Кроме того, вы привязаны к ограничениям, накладываемым CrossFire. Хотите пример? Как насчет людей, которые купили Far Cry 4, но профиль CrossFire для нее получили только через несколько месяцев? В этом и заключается элегантность однопроцессорных решений, но ее трудно оценить, пока не столкнешься с притормаживаниями, шумом или задержками обновлений.
Radeon R9 295X2 – это более удачный вариант объединения двух графических процессоров Hawaii в CrossFire. Она нас очень впечатлила в прошлом году, особенно после анонса Nvidia Titan Z за $3000. Сегодня Radeon R9 295X2 не трудно найти за $1000, она быстрее и дешевле, чем GeForce GTX Titan Х. Тем не менее, большая видеокарта с водяным охлаждением выступает несколько в другом классе. Она громоздкая и в среднем под нагрузкой требует 500 Вт мощности. Но если для вас это не важно, то AMD Radeon R9 295X2 является более практичным решением для 4K-игр в корпусе ATX, чем GeForce GTX Titan Х. Кроме того, мы, как и многие другие, уже год ждем преемника для Hawaii, но до сих пор у нас нет никакой детальной информации об этом.
Технология Nvidia SLI также страдает от артефактов, связанных с работой нескольких GPU. Но если вы не против двух GPU в игровой системе с монитором в 4K, то пара GeForce GTX 980 также заслуживает внимания. Такая связка будет существенно быстрее, но немного дороже новой модели GeForce GTX Titan Х.
Однако для владельцев игровых систем формата mini-ITX единственным вариантом преодолеть потолок в 2560×1440 пикселей и комфортно играть в UHD является установка GeForce GTX Titan Х, даже несмотря на то, что в некоторых играх придется немного понижать качество графики, чтобы добиться плавного геймплея. Даже исходя из этого, карта Nvidia с графическим процессором GM200 уже достойна рекомендации. Конечно, есть категория покупателей, которые могут себе позволить установить три, а то и четыре GeForce GTX Titan Х в просторный корпус. В таком случае с GeForce GTX Titan Х в SLI пока ничто не может сравниться.
По всем параметрам GeForce GTX Titan Х является нишевым продуктом, который идеально подходит некоторым ПК-геймерам. И если вы попадаете в его целевую аудиторию, то ничего лучше пока не найти. Несмотря на относительно узкую специализацию, эта видеокарта достойна нашей награды “Tom’s Hardware Recommended”.