Тестирование GeForce GTX Titan | Особенности процесса
Совсем недавно мы опубликовали обзор “NVIDIA GeForce GTX Titan 6 Гбайт: GK110 в игровой видеокарте”. По понятной маркетинговой причине, о которой мы уже упоминали, компания NVIDIA захотела, чтобы СМИ разделили свои материалы на две части: в первой рассказывается про характеристики, во второй представляются результаты тестирования производительности. Нам такой подход не очень нравится (но кто нас спрашивал). Пока готовился первый материал, мы не теряли время и проводили тесты.
Если вы ещё не читали первую часть, советуем с ней ознакомиться, поскольку она заложила основу для показателей, которые вы сегодня увидите.
Мы не будем терять время и заново описывать особенности GeForce GTX Titan. Если кратко, мы получили три видеокарты с GPU GK110. Одна была использована для сравнения с GeForce GTX 690, GeForce GTX 680 и Radeon HD 7970 GHz Edition. Затем мы сконфигурировали две, а потом три карты Titan в SLI и сравнили с GeForce GTX 690 в связке SLI из четырёх GPU. Естественно мы не забыли про вычислительную мощность и провели соответствующие тесты перед оценкой энергопотребления, уровня шума и температуры.
Давайте сразу перейдём к описанию тестового стенда, самих тестов и способа представления результатов, который отличается от используемого ранее.
Тестовая конфигурация | |
CPU | Intel Core i7-3970X (Sandy Bridge-E) 3,5 ГГц на 4,5 ГГц (45 * 100 МГц), LGA 2011, 15 Мбайт общего кэша L3, Hyper-Threading вкл. Функции энергосбережения вкл. |
Материнская плата | Intel DX79SR (LGA 2011) X79 Express Chipset, BIOS 0553 |
Память | G.Skill 16 Гбайт (4 x 4 Гбайт) DDR3-1600, F3-12800CL9Q2-32GBZL @ 9-9-9-24 и 1,5 В |
Видеокарта | Nvidia GeForce GTX Titan 6 Гбайт Nvidia GeForce GTX 690 4 Гбайт Nvidia GeForce GTX 680 2 Гбайт AMD Radeon HD 7970 GHz Edition 3 Гбайт |
Накопитель | Crucial m4 SSD 256 Гбайт SATA 6 Гбит/с |
Питание | Cooler Master UCP-1000 W |
ПО и драйвера | |
Операционная система | Microsoft Windows 8 Professional x64 |
DirectX | DirectX 11 |
Графический драйвер | Nvidia GeForce Release 314.09 (Beta) для GTX Titan Nvidia GeForce Release 314.07 для GTX 680 и 690 AMD Catalyst 13.2 (Beta 5) для Radeon HD 7970 GHz Edition |
Мы сразу столкнулись с трудностями, узнав, что наша тестовая материнская плата Gigabyte GA-X79S-UP5-WIFI не совместима с GeForce GTX Titan. Ни NVIDIA, ни Gigabyte не смогли объяснить, почему карта не выдаёт видеосигнал, хотя система загружается.
Проблему решил переход на Intel DX79SR. Итак, мы разогнали Core i7-3970X до 4,5 ГГц, установили комплект оперативной памяти DDR3-1600 от G.Skill ёмкостью 32 Гбайт, а все приложения инсталлировали на твердотельный накопитель Crucial m4 256 Гбайт. Такая конфигурация поможет избежать всевозможных узких мест.
Особого внимания требует GPU Boost 2.0: поскольку технология теперь ориентируется на температуру, она стала ещё более чувствительной к внешним воздействиям. Мы следили за её поведением в ряде игр и выяснили, что частота ядра держится в районе 993 МГц. Более высокий тепловой предел позволит достичь 1,1 ГГц. Как вы уже догадались, разница в результатах тестов с холодным GPU, работающим на частоте 1,1 ГГц, и с горячим чипом в тёплой комнате может быть достаточно велика. В нашей лаборатории мы старались поддерживать постоянную температуру 23 градуса Цельсия и записывали результаты только прогретого чипа.
Тесты и настройки | |
Battlefield 3 | Настройка Ultra Quality, V-Sync выкл., 1920×1080 / 2560×1600 / 5760×1200, DirectX 11, Going Hunting, 90-секунд, Fraps |
Far Cry 3 | Настройка Ultra Quality, DirectX 11, V-Sync выкл., 1920×1080 / 2560×1600 / 5760×1200, пробежка по локации, 50-секунд, Fraps |
Borderlands 2 | Настройка Highest-Quality, PhysX низк., анизотропная фильтрация 16x, 1920×1080 / 2560×1600 / 5760×1200, пробежка по локации, Fraps |
Hitman: Absolution | Настройка Ultra Quality, 2x MSAA, 1920×1080 / 2560×1600 / 5760×1200, встроенный бенчмарк |
The Elder Scrolls V:Skyrim | Настройка Ultra Quality FXAA вкл. 1920×1080 / 2560×1600 / 5760×1200, пробежка по локации, 25-секунд, Fraps |
3DMark | Fire Strike Benchmark |
World of Warcraft: Mists of Pandaria | Настройка Ultra Quality , 8x MSAA, Mists of Pandaria Flight Points, 1920×1200 / 2560×1600 / 5760×1200, Fraps, DirectX 11 Rendering, x64 Client |
SiSoftware Sandra 2013 Professional | Sandra Tech Support (Engineer) 2013.SP1, модули GP Processing, Cryptography, Video Shader и Video Bandwidth |
Corel WinZip 17 | Папка 2,1 Гбайт, OpenCL Vs. CPU Compression |
LuxMark 2.0 | 64-bit Binary, Version 2.0, Room Scene |
Adobe Photoshop CS6 | Scripted Filter Test, OpenCL Enabled, изображение TIF 16 Мбайт |
Используя один дисплей Dell 3007WFP и три Dell U2410, мы смогли протестировать игры на разрешениях 1920×1080, 2560×1600 и 5760×1200 пикселей.
Раньше мы представляли только показатели средней частоты кадров каждой игры на разных разрешениях со сглаживанием и без. Результаты средней частоты кадров по-прежнему важны, поскольку они отлично демонстрируют относительную производительность. Но мы знаем, что они не раскрывают всех особенностей.
Недавно мы продемонстрировали трёхсторонний подход к оценке графической производительности (Gaming Shoot-Out: 18 CPUs And APUs Under $200, Benchmarked(англ.)). Сначала мы показываем среднюю частоту кадров. Затем представляем изменение частоты кадров в динамике на линейном графике. Здесь вы можете увидеть скачки и проседания производительности в ходе теста. Он также показывает, как долго конфигурация держит промежуток комфортного или некомфортного геймплея. Третья диаграмма демонстрирует задержки между последовательными кадрами. Если эта задержка высока, вы постоянно будете замечать “тормоза” в игре, даже при нормальной средней частоте кадров. Таким образом, мы высчитываем среднюю разницу во времени, 75-й перцентиль (самая большая задержка между последовательными кадрами в 75% времени) и 95-й перцентиль.
Все три компонента дополняют друг друга, показывая, сколько кадров выводится за секунду и насколько они последовательны. Мы считаем, что эта комбинация даёт полную картину производительности. К сожалению, вместо одной диаграммы на каждое разрешение для игры теперь представлено три, что немного усложняет анализ для читателя. По ходу тестов мы постараемся как можно более понятно объяснить значение представленной нами информации.
Тестирование GeForce GTX Titan | Результаты тестов
3DMark
Единственный бенчмарк, в котором не участвует Fraps – это новая версия 3DMark от Futuremark. Более всего мы хотели пропустить четыре карты через новые синтетические тесты, которые пытаются представить будущее компьютерных игр с помощью двух графических тестов, одного физического и четырёх бенчмарков, нагружающих GPU и CPU одновременно.
Компонент Overall высчитывает общий результат подтестов Graphics, Physics и Combined. Используя шестиядерный CPU на частоте 4,5 ГГц и меняя карты, мы выяснили, что GeForce GTX 690 по-прежнему держит звание самый быстрой видеокарты. С небольшим отрывом следует Titan, но с одинаковой ценой в $1000 мы знаем, какая модель будет предпочтительнее.
Radeon HD 7970 GHz Edition заслуживает особого внимания. Самая дешёвая модель в этом обзоре (приблизительно $430 на Newegg) обходит более дорогую GeForce GTX 680. Благодаря постоянно модифицируемым драйверам видеокарты на базе Tahiti со временем получили немалый прирост скорости. Два таких графических адаптера вместе должны без проблем обойти GeForce GTX 690, а цена комбинации будет на $140 ниже. Так оно и есть. Две обычных Radeon HD 7970 (не GHz Edition) в нашей лаборатории набрали в 3DMark 11629 баллов.
В чисто графическом бенчмарке ситуация повторяется, но более выраженно. GeForce GTX 690 лидирует, а GeForce GTX Titan занимает позицию между GeForce GTX 690 и Radeon HD 7970 GHz Edition.
Battlefield 3
Разрешение: 1920×1080 пикселей
Battlefield 3 на разрешении 1920×1080 пикселей повторяет результаты 3DMark, где GeForce GTX 690 выходит на первое место, новая карта GeForce GTX Titan – на второе, а Radeon HD 7970 и GeForce GTX 680 показывают почти одинаковые результаты.
На 1920×1080 график частоты кадров в динамике показывает, что ни одна карта не опускается ниже 60 FPS.
Первая диаграмма с демонстрацией задержек последовательных кадров требует пояснений. Это весьма полезный тест для карт с одним GPU, которые показывают невероятно маленькую задержку между последовательными кадрами.
Результат GeForce GTX 690 выглядит гораздо хуже, тем не менее, 6 мс для 95-го перцентиля – это очень хороший показатель. Важнее то, что Fraps не в состоянии уловить задержки по всему графическому каналу. Мы общались с NVIDIA по этому поводу и пришли к выводу, что результат GeForce GTX 690 неполноценен. Любая попытка сравнить его с двумя картами Radeon в CrossFire только усложнит ситуацию, поскольку обе архитектуры ведут себя по-разному после того, как Fraps собрал данные, в результате чего наши данные могут противоречить тому, что вы действительно видите на экране. Не стоит об этом забывать с повышением разрешения и, соответственно, ростом задержки между кадрами.
Разрешение: 2560×1600 пикселей
На разрешении 2560×1600 пикселей карта GeForce GTX 690 по-прежнему демонстрирует заметное преимущество над GeForce GTX Titan. Это снова нам напоминает, что новая видеокарта за $1000 не проектировалась как экономически выгодное решение. Radeon HD 7970 GHz Edition снова незначительно обгоняет GeForce GTX 680.
Этот график похож на предыдущий, только немного заниженный. Все тестируемые графические адаптеры обеспечивают приемлемую частоту кадров, только у GeForce GTX 680 производительность несколько раз снижается до отметки 40 FPS.
У карт с одним GPU разрывы не увеличились, однако у GeForce GTX 690 задержка между последовательными кадрами в среднем возросла втрое. Тем не менее, задержки невелики, а частота кадров высокая, поэтому результат можно считать хорошим.
Разрешение: 5760×1200 пикселей
Именно для такого разрешения предназначены карты типа GeForce GTX 690 и GeForce GTX Titan, однако очень высокие графические настройки создают очень большую нагрузку. GeForce GTX 690 опять лидирует, обгоняя GeForce GTX Titan. Однако показатели минимальной частоты кадров за 90-секундный период в Fraps у них очень близки.
Radeon HD 7970 GHz Edition обходит GeForce GTX 680, хотя мы понизили бы уровень детализации на двух моделях, чтобы немного повысить FPS.
Минимальная частота кадров GeForce GTX 680 находится на уровне 21 FPS, хотя проседание до этой отметки произошло лишь раз. В целом, частота колеблется между 25 и 35 кадрами в секунду. Radeon HD 7970 GHz Edition во всех случаях идёт впереди.
Задержка последовательных кадров у GeForce GTX 690 заметно выше, чем у других участников. Мы ещё работаем над определением точки, в которой задержки влияют на впечатления от игры. Пока данные представлены для справки.
Тем временем, карты с одним GPU демонстрируют на удивление низкие задержки.
Borderlands 2
Разрешение: 1920×1080 пикселей
Средняя частота кадров в Borderlands 2 на разрешении 1920×1080 пикселей очень высокая, а минимальная, похоже, ограничивается платформой.
На графике частоты кадров в динамике видно, что все участники сгруппированы достаточно тесно. По сути, если бы не сильные скачки у GeForce GTX 690 (один раз выше 200 FPS), то и по средней частоте показатели не сильно отличались бы.
Все три карты с одним GPU и GeForce GTX 690 (насколько нам удалось её оценить) демонстрируют очень низкие задержки, даже на 95-ом перцентиле. Поиграв в игру, “тормозов” мы действительно не заметили.
Разрешение: 2560×1600 пикселей
На разрешнии 2560×1600 пикселей средняя частота кадров заметно падает, тем не менее, все карты обеспечивают достаточно высокую производительность.
Если на разрешении 1920×1080 пикселей карты шли близко друг к другу, то на разрешении 2560×1600 пикселей они начинают дистанцироваться. Минимальная частота GeForce GTX 690 и GeForce GTX Titan здесь почти сравнялась, но по средней частоте 690-я с двумя GK104 быстрее.
Задержки между кадрами немного увеличились у всех образцов, однако на впечатления от геймплея они вряд ли повлияют. На разрешении 2560×1600 пикселей Borderlands 2 идёт плавно, без “тормозов”.
Разрешение: 5760×1600 пикселей
Две карты NVIDIA по $1000, похоже, вполне подходят для игры на трёх мониторах. Судя по минимальной частоте кадров, для GeForce GTX 680 и Radeon HD 7970 придётся немного понизить настройки детализации.
При таком высоком разрешении линии на графике уже не пересекаются. Здесь GeForce GTX 690 закрепилась в качестве победителя, за ней идёт GeForce GTX Titan.
О задержках между последовательными кадрами в данном случае можно не беспокоиться. Скорее всего, вам захочется немного понизить качество графики, чтобы увеличить FPS на таком разрешении.
Любопытно, что AMD сделала особые оптимизации для Borderlands 2 в драйверах версии Catalyst 13.2 Beta.
Far Cry 3
Разрешение: 1920×1080 пикселей
Far Cry 3 создана на графическом движке Dunia Engine 2 и гораздо требовательнее к “железу” чем Borderlands 2. Даже на разрешении 1920×1080 пикселей минимальная частота кадров у Radeon HD 7970 GHz Edition и GeForce GTX 680 ниже 40 FPS, да и средняя не намного выше. Только GeForce GTX 690 обеспечивает высокие показатели на таком разрешении и настройках детализации. GeForce GTX Titan лишь немного лучше GeForce GTX 680.
Степень преимущества GeForce GTX 690 и, учитывая цену, отставание GeForce GTX Titan, ещё ярче показано на графике частоты кадров в динамике. GeForce GTX 680 и Radeon HD 7970 GHz Edition почти на одном уровне, хотя 680-я чуть быстрее.
Здесь в игру вступает задержка. AMD утверждает, что благодаря драйверам задержка между кадрами уменьшилась в играх Borderlands 2, Skyrim и Guild Wars 2, однако Far Cry 3 они не коснулись, и это заметно. Несколько неприятно видеть, как при низкой задержке 75-го перцентиля средняя задержка выше, а показатель 95-го перцентиля подскакивает выше 20 мс. Очевидно, если возникнут проблемы с задержками на Radeon HD 7970 GHz Edition, мы их точно заметим.
Разрешение: 2560×1600 пикселей
Far Cry 3 продолжает “наказывать” наши тестовые образцы, и, похоже, комфортно играть на настройках Ultra в таком разрешении можно только с GeForce GTX 690. Производительность GeForce GTX Titan ещё можно назвать приемлемой, но у GeForce GTX 680 и Radeon HD 7970 GHz Edition средняя частота кадров падает ниже 30 FPS.
На разрешении 2560×1600 пикселей разница между участниками такая же, как и на разрешении 1920×1080 пикселей, только по уровню ниже на 20 FPS.
С уменьшением производительности задержка между последовательным кадрами растёт. Средняя задержка Radeon HD 7970 GHz Edition поднялась не сильно. Однако показатель задержки 95-го перцентиля вырос на 10 мс.
Сейчас вы видите пример того, как производительность GeForce GTX 690, кажется, отображена не точно из-за места в канале, где Fraps делает замеры. Средняя частота кадров выглядит хорошо. На графике тоже всё в порядке. Задержки между последовательными кадрами низкие. Однако опробовав игру на практике (а это самая важная часть оценки), мы заметили множество притормаживаний. Может быть, это связано с нехваткой двух гигабайт памяти GDDR5 для каждого ядра или с измерительной технологией NVIDIA (о которой информации совсем мало, но она успела стать общественным достоянием), плохо справляющейся с Far Cry 3. В любом случае, мы вас уверяем, что играть в эту игру на разрешении 2560×1600 пикселей с GeForce GTX 690 совсем невесело.
Разрешение: 5760×1200 пикселей
Представленные здесь видеокадры поодиночке не могут обеспечить приемлемую среднюю частоту кадров на разрешении 5760×1200 пикселей.
Производительность ниже 30 кадров в секунду не позволит быстро двигаться в играх жанра FPS. Хороших впечатлений вы от неё не получите, даже несмотря на то, что на трёх экранах Far Cry 3 выглядит восхитительно.
С такой частотой кадров на задержки между последовательными кадрами в разрешении 5760×1200 пикселей можно не обращать внимания, хотя у AMD по-прежнему самый низкий результат. Однако GeForce GTX 690 на этом разрешении ведет себя так же как на 2560×1600 пикселей.
Hitman: Absolution
Разрешение: 1920×1080 пикселей
Близкие результаты между картами могут говорить о том, что производительность Hitman: Absolution в большей степени ограничена платформой даже на настройках качества Ultra. И если на этом разрешении существует узкое место, Radeon HD 7970 GHz Edition всё же обходит в этом тесте GeForce GTX Titan, а это хоть и маленькая, но победа для карты на базе Tahiti.
На графике частоты кадров в динамике GeForce GTX 680 явно отстаёт. Также интересно, что Radeon HD 7970 GHz Edition достигает неплохой средней частоты кадров через череду беспорядочных скачков и проседаний.
GeForce GTX Titan демонстрирует крайне низкие задержки между кадрами даже на 95-ом перцентиле. В целом, все показатели неплохие, особенно если учесть высокую частоту кадров у всех образцов.
Разрешение: 2560×1600 пикслей
Более высокое разрешение даёт больше нагрузки, и результаты в Hitman уже начинают разделяться.
Лидирует, как всегда, GeForce GTX 690, преследуемая картой GeForce GTX Titan. Radeon HD 7970 GHz Edition на третьем месте, а замыкает список GeForce GTX 680.
На графике всё предельно ясно и соответствует финишному порядку.
Мы несколько раз проверили результаты, но всё же GeForce GTX 680 демонстрирует самую высокую задержку на разрешении 1920×1080 пикселей и самую низкую на разрешении 2560×1600 пикселей. Показатели GeForce GTX Titan меняются более последовательно.
Но главное, что Radeon HD 7970 GHz Edition снова показывает относительно низкую среднюю задержку, а показатель 95-го перцентиля резко возрастает.
Разрешение: 5760×1200 пикселей
Переключение на 5760×1200 пикселей заметно нагружает наши образцы. GeForce GTX 690 поддерживает приемлемый уровень средней частоты, а минимальный FPS выше, чем средний у GeForce GTX Titan.
Раскладка показателей на графике ничего нового не открывает. По среднему FPS и так понятно, что такая комбинация разрешения и детализации слишком тяжела для видеокарт с одним графическим процессором.
В данном случае проблема в частоте кадров, а не в задержках, хотя у Radeon HD 7970 GHz Edition на 95-ом перцентиле она достигает 40 мс.
The Elder Scrolls V: Skyrim
Разрешение: 1920×1080 пикселей
Когда-то Skyrim упиралась в платформу, но теперь многое зависит от графической системы, даже на 1920×1080 пикселей. Хотя в действительности разница в средней частоте кадров между лидирующей GeForce GTX 690 и замыкающей GeForce GTX 680 незначительна.
С таким уровнем частоты кадров график производительности ничего нового не показал. Естественно, 80 FPS – более, чем достаточно для комфортной игры.
TES 5: Skyrim – ещё одна игра, под которую AMD оптимизировала последнюю бета-версию драйвера Catalyst. Усилия компании проявились в улучшенной задержке между последовательными кадрами.
Тем временем, GeForce GTX Titan демонстрирует задержку ниже 1 мс даже на 95-ом перцентиле.
Разрешение: 2560×1600 пикселей
И снова мы видим высокую среднюю и минимальную частоту кадров на всех графических адаптерах. GeForce GTX Titan продолжает удерживать позицию между GeForce GTX 690 и Radeon HD 7970 GHz Edition.
По сравнению с разрешением 1920×1080 пикселей результаты изменились, но не сильно.
GeForce GTX Titan снова демонстрирует невероятно низкие задержки между кадрами, равно как и GeForce GTX 680. Самый высокий показатель 95-го перцентиля принадлежит AMD, однако он гораздо ниже, чем в других играх.
Разрешение: 5760×1200 пикселей
GeForce GTX Titan удерживает вторую позицию после GeForce GTX 690. Обе карты обеспечивают приемлемую производительность в Skyrim, впрочем, как и Radeon HD 7970 GHz Edition с GeForce GTX 680.
В нашем тесте GeForce GTX 680 лишь раз опускается ниже 40 FPS. Большую часть времени её производительность находится в пределах 40-50 FPS.
Сегодня всё внимание принадлежит GeForce GTX Titan, поэтому сразу отметим очень низкие задержки последовательных кадров у этой карты. Также значение имеет производительность видеокарты AMD, которая сравнялась по средней задержке с GeForce GTX 680 и технически обходит её по производительности 95-го перцентиля (хотя придираться к 10-миллисекундной задержке не имеет смысла).
World Of Warcraft: Mists Of Pandaria
Разрешение: 1920×1080 пикселей
Объяснить результаты такой диаграммы поможет график частоты кадров в динамике. Как ни странно, Radeon HD 7970 GHz Edition обеспечивает самый низкий показатель средней частоты кадров, но обеспечивает самую высокую минимальную частоту. Поскольку шкала средней частоты и так высока, логично было бы назвать результат AMD лучшим.
Наш тест включает полёт между двумя локациями в Pandaria. Когда мы садимся в “такси”, частота кадров трёх карт NVIDIA проседает ниже 40 FPS даже на разрешении 1920×1080 пикселей. У AMD таких скачков не наблюдается, вот почему, несмотря на более низкий средний результат в течение всего пути, минимальная частота всё равно выше.
Проблем с задержками нет ни у одного из тестируемых образцов, на этом разрешении игра идёт плавно, без “тормозов” и одергиваний.
Разрешение: 2560×1600 пикселей
На разрешении 2560×1600 пикселей разброс между минимальной и средней частотой кадров у карт AMD и NVIDIA пропадает. Минимальная частота масштабируется в соответствии со средней, оба показателя достаточно высоки для комфортной игры. В World of Warcraft GeForce GTX Titan находится ближе к лидирующей GeForce GTX 690, нежели к GeForce GTX 680.
Проседание действительно исчезло на платах NVIDIA GeForce. Графики GeForce GTX 680 и Radeon HD 7970 GHz Edition очень близки, а GeForce GTX Titan большую часть времени выдаёт более 70 FPS. Хотя наш тест, использующий полёт, не отражает максимальную нагрузку в World of Warcraft (даже несмотря на то, что мы провели много часов в поисках самой тяжёлой для железа сцены), мы подозреваем, что в массовых рейдах на разрешении 2560×1600 пикселей с этими картами проблем тоже не будет.
Низкая средняя задержка последовательных кадров, чуть более высокая задержка 75-го перцентиля и пиковая задержка 95-го перцентиля говорят о том, что большинство кадров, которые визуализирует Radeon HD 7970 GHz Edition, имеют относительно маленький промежуток времени между ними, но это всё же самый худший результат среди тестовых образцов. Во время реальной игры никаких неудобств с картой Radeon мы не почувствовали, даже несмотря на то, что задержки у неё в несколько раз выше, чем у моделей NVIDIA.
Разрешение: 5760×1200 пикселей
Оказалось, что Radeon HD 7970 GHz Edition в этой игре не поддерживает разрешение 5760×1200 пикселей, и вместо этого запускает три экрана в дублирующем режиме.
Но если опираться на результаты GeForce GTX 680, то карта Radeon всё равно не смогла бы обеспечить должную частоту кадров. Однако у GeForce GTX 690 и GeForce GTX Titan со скоростью всё в порядке, с ними вы не почувствуете неудобств, играя на разрешении 5760×1200 пикселей в Ultra-качестве.
Исходя из графика, добавить особо нечего. Две карты за $1000 достаточно быстры, в то время как GeForce GTX 680 вряд ли обеспечит хорошую производительность во время сражений с боссами.
Задержки подскочили у всех карт, но средний показатель невысок.
Производительность конфигураций SLI из двух и трёх видеокарт
Все предыдущие тесты мы проводили на системе под управлением Windows 8. К сожалению, несколько тестов с тремя и четырьмя видеокартами GeForce GTX Titan и GeForce GTX 690 в SLI демонстрировали слишком низкие результаты либо сбои. Поэтому мы вернулись к системе от Geek Box с Windows 7, установленной на массив SSD. Эту систему мы использовали в первой части рассказа о GeForce GTX Titan. Вместе с NVIDIA мы пытаемся выяснить, почему в Windows 8 были проблемы.
Battlefield 3
С добавлением карт GeForce GTX Titan в связку мы видим чёткое масштабирование в Battlefield 3. В то же время у двух GeForce GTX 690 в SLI возникают проблемы, поскольку минимальная частота опускается до 5 FPS.
Это не единичный случай. Программа Fraps зарегистрировала несколько проседаний ниже 20 кадров в секунду. Хотя средний показатель двух GeForce GTX 690 достаточно хорош, а пиковая частота даже достигает 100 FPS, две карты GeForce GTX Titan дают более стабильную производительность, которая отражается на плавности геймплея.
Borderlands 2
С масштабированием карт GeForce GTX Titan в Borderlands 2 не всё ясно. Но переход на два GPU GK110 даёт достаточно производительности, которая в среднем значении превышает 100 FPS. Более того, две карты GeForce GTX Titan обеспечивают более высокую минимальную частоту кадров, чем пара GeForce GTX 690 с четырьмя GPU GK104.
Показатель связки из четырёх GPU здесь колеблется не так сильно, как в Battlefield 3. Тем не менее, четыре GPU GK104 в SLI обеспечивают менее стабильную производительность, чем две видеокарты GeForce GTX Titan.
Похоже, нет причин отдавать $3000 за три карты GeForce GTX Titan. И если вы готовы потратить $2000, то пара GeForce GTX Titan выглядит лучше, чем две GeForce GTX 690.
Far Cry 3
По среднему показателю пара GeForce GTX Titan почти так же быстра, как две GeForce GTX 690 в SLI. К тому же, она обеспечивает более высокий минимальный уровень FPS. Но если не обращать внимания на цифры, геймплей на четырёх GK104 немного “притормаживает”, как будто играешь на одной GeForce GTX 690 в разрешении 2560×1600 пикселей и выше. Far Cry 3 – отличный пример того, почему человеку, заинтересованному в конфигурациях из нескольких видеокарт, лучше выбрать два больших и мощных GPU, нежели четыре младших чипа, как в случае с двумя GeForce GTX 690.
Только посмотрите на производительность двух GeForce GTX Titan в сравнении с двумя GeForce GTX 690!
Производительность конфигурации из трёх видеокарт GeForce GTX Titan уже не так стабильна, да и существенного прироста по сравнению с двумя или одной такой картой не даёт. Но в такой требовательной игре данная комбинация в среднем обеспечивает 70 FPS и, значит, равных ей нет.
Hitman: Absolution
Производительность в Hitman: Absolution отлично масштабируется при переходе с одной видеокарты на две. Тем не менее, разницы между двумя или тремя GK110, а также четырьмя GK104 в автономном бенчмарке практически нет. Мы отправили наши результаты NVIDIA на подтверждение. Представители компании признали, что масштабирования во встроенном тесте они не заметили, хотя в игре производительность увеличилась.
Пересекающиеся линии свидетельствуют о наличии узкого места. Маловероятно, что шестиядерный процессор с частотой 4,6 ГГц, используемый для тестов, может ограничивать производительность, к тому же NVIDIA утверждает, что в самой игре масштабирование нормальное, поэтому мы подозреваем, что что-то не так в самом бенчмарке.
The Elder Scrolls V: Skyrim
В момент выхода производительность Skyrim была ограничена платформой, поэтому мы удивились, когда увидели вполне логичное масштабирование при переходе с одного на два графических адаптера GeForce GTX Titan. Третья карта с GK110 на борту уже лишняя, хотя мы знаем, что Skyrim – не самая требовательная к графической системе игра.
Две видеокарты GeForce GTX Titan в SLI обходят четыре GK104 в двух картах GeForce GTX 690. Поэтому мы без зазрения совести можем сказать, что новое решение NVIDIA лучше подходит для конфигураций из нескольких графических процессоров, а также для высокопроизводительных систем mini-ITX.
World of Warcraft: Mists of Pandaria
Переход на две GeForce GTX Titan даёт незначительный прирост скорости в World of Warcraft. Тем не менее, эта игра тоже не отличается высокой нагрузкой на графическую систему, весьма вероятно, что на пути нормального масштабирования встают узкие места в платформе.
Как и в случае с игрой Hitman, разницы между конфигурациями из двух и трёх GK110, а также четырёх GK104 мы не наблюдаем.
Вычисления общего назначения
Главный недостаток GeForce GTX 680, по нашему мнению, – это низкая вычислительная способность. GPU GK104 разрабатывался с упором на игры, поэтому каждый блок SMX содержит только восемь модулей FP64. GK110 может похвастаться 64-мя ядрами CUDA FP64 на каждый блок SMX, всего в GPU их 896.
Но, как мы знаем, NVIDIA изначально ограничивает эти модули 1/8-ой тактовой частоты, на которой они способны работать. Это сделано для того чтобы оставить запас по TDP для обработки графики. Вот почему, чтобы активировать весь вычислительный потенциал карты, необходимо сменить настройки драйвера. Как мы выяснили, активация этих настроек отключает функцию GPU Boost, и в играх карта ограничивается базовой частотой, зато разблокируется вычислительный потенциал.
SiSoftware Sandra 2013
Давайте начнём с SiSoftware Sandra 2013 с модулем GP Processing, использующим OpenCL:
Radeon HD 7970 GHz Edition демонстрирует просто убийственные показатели FP32. Но давайте попробуем не обращать на это внимания, и сравним GeForce GTX Titan на стандартных настройках и в режиме двойной точности, активированного через драйвер NVIDIA. Обратите внимание, что в результате существенной потери тактовой частоты производительность FP32 снижается. Однако скорость вычислений с двойной точностью возросла до 1870 Мпикс/с.
Давайте преобразуем эти числа в операции. При условии, что Sandra использует набор Mandelbrot с приблизительно 11-ю инструкциями на такт, производительность FP64 у GeForce GTX Titan достигает приблизительно 1,14 TFLOPS. У Radeon HD 7970 GHz Edition этот показатель составляет 934 GFLOPS.
В реальности эти показатели будут важны пользователям, работающим с Wolfram Mathematica или другим программами, требующими высокой точности. FP32 имеет более широкое применение, и скорость вычислений с плавающей запятой достигает 3,14 TFLOPS. Среди карт NVIDIA лучший результат показывает GeForce GTX 690, набравшая 2,68 TFLOPS.
В модуле Cryptography, использующем OpenCl, снова лидирует видеокарта AMD.
Подтест Video Shader использует Shader Model 5.0 для создания набора фракталов Mandelbrot, применяющих 32- и 64-разрядную точность. AMD обходит конкурентов в обеих дисциплинах и побеждает по совокупному показателю. Тем не менее, после смены настроек в драйвере, GeForce GTX Titan очень близко подбирается к карте с GPU Tahiti по скорости вычислений с двойной точностью, хотя это немного вредит результатам с одинарной точностью.
Теоретически, пропускная способность памяти GeForce GTX Titan и Radeon HD 7970 GHz Edition идентична, но, похоже, карта NVIDIA использует её более эффективно. С другой стороны, NVIDIA не использует шину PCI Express версии 3.0 на платформах с процессорами Sandy Bridge-E, а AMD – наоборот. Вот поэтому у Radeon HD 7970 GHz Edition скорость передачи интерфейса выше. NVIDIA выключает протокол нового поколения в связи с проблемами с контроллером Intel PCI Express, которые могут возникать в конфигурациях из нескольких видеокарт и, в свою очередь, вызывать притормаживания.
Bitmining
GUIMiner не требует высочайшей скорости вычислений с плавающей запятой и, как правило, соответствует результатам компонента General Purpose Cryptography в тесте Sandra. Пропускная способность хеширования у AMD сильно превосходит таковую у NVIDIA, что отражено в результатах измерений в GUIMiner, представленных в миллионах операций в секунду. Результат GeForce GTX Titan почти втрое выше результата GeForce GTX 680, но с показателем видеокарты Radeon HD 7970 GHz Edition всё ещё сравниться не может.
Photoshop CS6
К сожалению, с этого момента результаты наших тестов на базе OpenCL теряют свою целостность.
Мы используем скриптовый тест Photoshop CS6, применяющий фильтры с OpenCL-ускорением. В этом тесте GeForce GTX 680 и GeForce GTX 690 отлично себя показали, заметно обогнав Radeon HD 7970 GHz Edition. Однако GeForce GTX Titan проходит лишь часть теста, затем Photoshop даёт сбой с сообщением об ошибке в графическом драйвере.
WinZip 17
В тесте WinZip 17 папка размером 2,1 Гбайт, заполненная файлами, сжимается на RAM-диск, и GeForce GTX Titan его проходит нормально. Тем не менее, включение OpenCL замедляет тест. На других картах ускорение OpenCL улучшает результат на несколько секунд.
Потенциальный прирост скорости в WinZip намного выше. Приложение использует ускорение на GPU только тогда, когда сжимаются файлы объёмом более 8 Мбайт, поэтому папки со множеством более мелких файлов ускорению не подвергаются. Однако у других видеокарт прирост производительности достаточно высок, поэтому мы полагаем, что с картой GeForce GTX Titan что-то не так.
LuxMark 2.0
Как и в случае с Photoshop, LuxMark даёт сбой при работе с GeForce GTX Titan. Поэтому нам не удалось сравнить её с Radeon HD 7970 GHz Edition, которая заметно лидирует.
В целом, результаты тестов вычислений общего назначения нас огорчили. Из показателей Sandra 2013 видно, что у GK110 большой потенциал. Новая видеокарта с лёгкостью обходит GeForce GTX 680 с GK104. Однако череда ошибок не позволила нам судить о производительности GPU GK110 в более реалистичных задачах. Мы рассчитывали, что новая модель сравняет позиции NVIDIA и AMD в этих дисциплинах, однако она провалилась прямо на старте.
О выявленных проблемах мы сообщили NVIDIA, и нам сказали, что они связаны с драйвером, а это значит, что в ближайшем будущем появятся исправления.
Температура и уровень шума
Температура в простое здесь важна в контексте влияния на скорость вращения вентилятора, а, следовательно, на акустические характеристики. GPU Tahiti у AMD работает при более высокой температуре в простое, нежели чипы GK104 и GK110 от NVIDIA. Мы можем лишь надеяться, что при этом кулер Radeon HD 7970 GHz Edition вращается медленнее и издаёт меньше шума.
AMD с более горячим чипом не показала какого-либо преимущества, хотя мы рады, что все четыре видеокарты демонстрирует очень тихую работу в простое. В любом случае, как гудит кулер при минимальной активности на рабочем столе Windows, вы не услышите.
Как и в простое, температура при нагрузке отражает работу кулера видеокарты. Во время цикла Extreme в 3DMark Fire Strike demo температура GeForce GTX 680 и GeForce GTX Titan останавливается на целевых 80 градусах Цельсия. GeForce GTX 690 – не такой горячий. Показатель Radeon HD 7970 GHz Edition достигает 84 градусов и сходится с показателем в статье “Обзор видеокарты AMD Radeon HD 7970 GHz Edition”.
Здесь Radeon HD 7970 GHz Edition снова демонстрирует недостаток, о котором мы не устаём повторять. Чтобы удерживать температуру GPU Tahiti на должном уровне, вентилятору кулера AMD приходится вращаться очень быстро. Во время работы уровень шума от него превышает 50 дБ(A), это намного громче, чем у систем охлаждения GeForce GTX 680, GeForce GTX 690 или GeForce GTX Titan. На эту цифру влияют и другие факторы, но, в любом случае, вывод неутешительный – слишком высокая шумность.
Для сравнения, GeForce GTX Titan с GPU, состоящим из 7,1 миллиарда транзисторов, тоже рассеивающим 250 Вт, смог по уровню шума сравняться с GeForce GTX 680. Такое преимущество просто нельзя игнорировать.
Энергопотребление
Все измерения тепловыделения, уровня шума и энергопотребления мы проводили на системе с тремя мониторами. В частности, для карт GeForce GTX 690 или GeForce GTX Titan разрешения 5760×1080 пикселей или 5760×1200 пикселей являются предпочтительными.
Хотим предупредить, что при работе с одним дисплеем в разрешении 2560×1440 показатель энергопотребления может отличаться. Чтобы лучше понять, чего можно ожидать от Radeon HD 7970 GHz Edition с одним подключённым монитором, ознакомьтесь с результатами тестов в обзоре AMD Radeon HD 7970 GHz Edition.
Если подключить этот же GPU Tahiti к трём экранам, ядро будет работать на частоте 500 МГц, а вот память – на максимальных 1500 МГц. В результате сильно поднимается энергопотребление независимо от того, выключены мониторы, или же вы просто водите курсором по рабочему столу Windows.
Общее энергопотребление системы с одной видеокартой GeForce GTX Titan управляющей тремя выключенными мониторами (сбалансированный план энергосбережения Windows; измерения проводятся после десяти минут простоя) сравнялось с энергопотреблением системы с картой GeForce GTX 680. GeForce GTX 690 с двумя GK104 потребляет на несколько ватт больше.
С тремя включёнными мониторами в простое GeForce GTX Titan сравнялся по энергопотреблению с GeForce GTX 690. Здесь самый низкий показатель – у GeForce GTX 680.
Линейный график отражает энергопотребление системы во время первого и второго теста в 3DMark. Самый высокий показатель – у GeForce GTX 690 с двумя GPU GK104, затем идёт GeForce GTX Titan, Radeon HD 7970 GHz Edition – третья, а самой экономичной картой оказывается GeForce GTX 680.
В среднем по тесту, система, оснащённая одной видеокартой GeForce GTX Titan, потребляет 311 Вт. С GeForce GTX 690 энергопотребление возрастает до 339 Вт. GeForce GTX 680 снижает его до 265 Вт. Энергопотребление системы с Radeon HD 7970 GHz Edition на борту достигает 285 Вт.
Тестирование GeForce GTX Titan | Очень быстрая, очень дорогая
В опубликованном ранее обзоре мы сделали несколько выводов и обещали подкрепить их данными, представленными в сегодняшнем материале. В промежуток времени между публикациями мы провели множество тестов и перепроверили кучу показателей. О точности наших предварительных впечатлений вы можете судить по пояснениям к ним, которые мы дали сегодня:
1. Если вам нужна одна двухслотовая видеокарта, и в ваш корпус поместятся длинные модели, лучше заплатить $1000 за GeForce GTX 690. Она по-прежнему является самой быстрой видеокартой, и нет причин отказываться от неё в пользу GeForce GTX Titan.
С этим выводом мы по-прежнему согласны. Хотя технически 2 Гбайта памяти на GPU у GeForce GTX 690 могут ограничивать производительность при высоких настройках детализации и разрешения, наши тесты на разрешении 5760×1200 пикселей особых проблем не выявили. Только в Far Cry 3 наблюдались притормаживания вплоть до разрешения 2560×1600 пикселей. Мы не думаем, что в этом виновата видеопамять.
2. GeForce GTX Titan не стоит дополнительных $600 по сравнению с Radeon HD 7970 GHz Edition. Две карты от AMD обойдутся дешевле и будут работать быстрее. Естественно, они будут издавать больше шума при выполнении тяжёлых задач. Перед покупкой нужно убедиться, что у вас хватит места для двух двухслотовых видеокарт со свободным местом между ними. Обычно мы не одобряем такие грубые решения, но получить больше скорости в просторном корпусе, потратив на $200 меньше, – это очень привлекательное предложение.
Это заявление оказалось весьма спорным. Если судить исключительно по производительности на потраченный доллар, то две Radeon HD 7970 GHz Edition запросто обходят GeForce GTX Titan. Но не стоит забывать про уровень шума. Также вспоминаются проблемы с эффектом притормаживания (Micro-Stuttering). Показатели задержки между кадрами на одном GPU говорят о том, что AMD многое сделала для их минимизации в некоторых играх, но в то же время остаются игры, в которых наблюдаются проблемы. Но нельзя сравнить конфигурации с несколькими GPU используя одинаковые инструменты. К счастью, скоро мы сможем определить проблему притормаживаний более точно. А в текущий момент карты Radeon обеспечивают высокую скорость работы, если вы, конечно, готовы мириться с повышенным уровнем шума.
Благодаря множеству обновлений драйверов одна Radeon HD 7970 GHz Edition обходит одну GeForce GTX 680. И пока NVIDIA продаёт GeForce GTX 680 дороже, чем AMD продаёт свой флагман, карта с чипом Tahiti будет пользоваться большим спросом.
3. GeForce GTX Titan можно купить, если вы хотите получить максимум скорости в играх от системы типоразмера mini-ITX, как, например, Falcon Northwest Tiki или iBuyPower Revolt. GeForce GTX 690 в данном случае непрактична ввиду большой длины, высокой потребляемой мощности и осевого вентилятора.
С этим всё ясно. Ничего быстрее, чем GeForce GTX Titan, в корпус Tiki, Revolt, Bolt и тому подобных вам установить не удастся. Вы хотели знать, зачем тратить $1000 на более медленную по сравнению с GeForce GTX 690 видеокарту? Вот вам и ответ.
4. GeForce GTX Titan можно купить, если у вас есть три монитора с разрешением 1920×1080/2560×1440/2560×1600 пикселей и желание использовать две или три карты в связке SLI. В самых требовательных к железу играх два GK110 масштабируются более линейно, чем четыре GK104 (две GeForce GTX 690). Три карты Titan – это уже перебор!
Игры на разрешении 5760×1200 пикселей – это та точка, в которой производительности одной GeForce GTX 690 уже может показаться не достаточно. Выбирая между четырьмя GK104 или двумя GK110, вы всё равно потратите более $2000. Для нас выбор очевиден: пара GeForce GTX Titan занимает меньше места, выделяет меньше тепла и позволяет подключить третью карту.
В дополнение ко всему стоит отметить, что, по данным бенчмарков, поддержка OpenCL в драйвере GeForce GTX Titan реализована не полностью. Судя по некоторым синтетическим и реалистичным тестам, компании необходимо исправить ещё множество ошибок, поскольку это не соответствует уровню такой дорогой продукции.
По крайней мере, мы знаем, что по вычислительной мощности GK110 сильнее, чем GK104. Разработчикам, которые хотели бы приобрести Tesla K20X, но не могут себе этого позволить, стоит вполне оправданно рассмотреть GeForce GTX Titan за $1000 в качестве альтернативы. С другой стороны, если вы используете bitcoin mining, то вам лучше подойдёт архитектура AMD GCN с прицелом на производительность хеширования.
В любом случае, мы считаем, что с ценой $1000 GeForce GTX Titan подходит двум достаточно специфическим категориям геймеров, которые мы определили ещё в первой публикации. Конечно, карту Titan заслуженно можно отнести к самым быстрым и качественным решениями. Тем не менее, она подвергается серьёзной конкуренции со стороны других графических адаптеров компании NVIDIA, к тому же, благодаря цене и быстрому улучшению ситуации с производительностью, карты с чипам AMD Tahiti сформировали более выгодное предложение ещё до появления GeForce GTX Titan.